Изучение патриотического воспитания у детей младших классов на уроках по декоративному рисованию на примере росписи Гжель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой : изучить приемы и средства пробуждения интереса школьников к национальной культуре;
выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках декоративного рисования;
пытаться сохранить детский интерес к искусству.
Основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________________ 3
Глава I . Патриотическое воспитание учащихся на уроках декоративного рисования при изучении темы: « Гжель»______________________________________________________4
История развития промысла Гжель__________________________________________4
Классификация развития промысла Гжель____________________________________10
Особенности развития патриотического воспитания у учащихся младших классов__30
1.4 Уроки по декоративному рисованию в младших классах и методика их проведения__33
Глава II. Практическая часть___________________________________________________43
2.1 Анализ программы по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов_______46
2.2 Блок уроков
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Word.doc

— 4.28 Мб (Скачать файл)

Занятия гжельской  росписью можно проводить не только в урочные часы но и во время внеклассной работы. На занятиях следует использовать наглядные пособия. На таблицах кроме характерных элементов росписи должны быть представлены основные этапы работы. Учитель  должен научить ребят пользоваться иллюстрациями, открытками, таблицами, работать с ними вдумчиво. Ребенок должен внимательно познакомиться с образом, попытаться проследить движение основных орнаментных линий, угадать силу нажима кисти, отрабатывая техническую точность движения руки, отметить композиционное расположение основных элементов росписи.

В процессе работы с таблицами и иллюстрациями  дети знакомятся с технологией и  этапами росписи, с основами композиции и необходимыми законами цветоведения, изучают приемы кистевого письма. Все сведения по основам композиции и цветоведению даются учащимся, как на теоретических, так и на практических занятиях. Задания, выполняемые учащимися, различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от возраста. Работа с детьми младших классов должна включать в себя элементы игры.

Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример учителя, который не только интересно объясняет и рассказывает, но и показывает все приемы росписи. Первые пробы в написании характерных штрихов и мазков проводят на отдельных листах бумаги. Только после многократно выполненных отдельных элементов можно добиться хорошего уровня исполнения. Для достижения результативности практические занятия чередуются с теоретическими: демонстрация таблиц, иллюстраций, открыток, изделий гжельских мастеров, лучших детских работ из фонда учителя.

Приступая к  изучению каждой темы, учитель рассказывает ребятам о возникновении и развитии гжельского народного промысла, о таких народных мастерах, как Наталья Ивановна Бессарабова. Под руководством Александра Борисовича Салтыкова она разработала систему росписи и новый ассортимент изделий из фарфора. О народном художнике РСФСР Людмиле Азаровой, потомственной мастерице, заслуженном художнике РСФСР Татьяне Дунашевой, лауреате премии РСФСР имени И.Е. Репина Зинаиде Акуловой, заслуженных художниках РСФСР Александре Федотове и Владимире Петрове, лауреате премии Ленинского комсомола Валентине Розанове. Эти художники создали стиль современной Гжели, свою манеру творческого исполнения, бережно сохранив лучшие традиции старого промысла. Достойная смена молодых мастеров в совершенстве овладевает всеми тонкостями технологии и моделирования форм и является основным разработчиком посуды и сувенирных изделий.

Руководитель  должен так строить урок , чтобы у школьников появилось желание работать творчески, а для этого ребят необходимо приучать к самостоятельной работе, так как при излишней опеке можно получить обратный результат. Самое сложное для детей на уроке -это выбор сюжета будущей работы. Естественно, что интересы у всех детей различны. Одним нравятся растительные орнаменты, другим - сюжетные изображения по сказкам, рассказам, третьим -изображения животных и птиц. Девочек больше привлекают композиции с растениями, лиризм сказок и убранство быта. Мальчиков интересует героика русских сказок, древняя история Родины, современная тематика и, конечно, космос. Любят ребята изображать праздники русской зимы с веселым гуляньем, катанием на санках, лошадях, весельем на качелях и каруселях. Но все композиции объединяет соблюдение законов изобразительного творчества и гармонии.

Хотелось бы отметить, что использование мотивов  сюжетной росписи должно быть всегда оправданно. У ребят в разные периоды учебы на уроке наблюдается тяготение к иллюстрированию сказок. Руководителю следует предостерегать детей от простого иллюстрирования произведения. Роспись должна быть не просто иллюстрацией, а законченной композицией. Для успешного решения этих задач каждый ребенок перед началом работы с помощью руководителя выбирает основной композиционный эпизод. Особенно часто обращаются ребята к русским народным сказкам и поэмам А.С. Пушкина, сказкам братьев Гримм. В большинстве этих композиций присутствует полюбившийся детям растительный или геометрический орнамент, который придает работам нарядность и подчеркивает сказочность сюжета. Творчески работают ребята над созданием собственной композиции, проявляют фантазию, выдумку.

Для развития художественного  вкуса школьников большое значение имеет обучение законам композиции гармоническому заполнению поверхности листа. Мотив слегка намечается карандашом на листе в нужном месте, без уточнения его элементов. Рисуется лишь основа построения орнамента, определяющая основное направление линий и главных элементов. Затем определяются пропорциональные соотношения частей. Именно такая последовательность работы в росписи считается правильной. Школьники часто нарушают эту закономерность, выполняя композицию по частям, прорисовывая сначала мелкие элементы и только потом крупные, заполняя пустые места. Возможен и такой способ работы, но он под силу только очень опытному мастеру, поэтому при обучении такое решение недопустимо.

Для формирования художественного вкуса, творческой активности, глубокого понимания  гжельского искусства учебное задание разделяется на отдельные последовательные этапы. Ученики всегда должны сопоставлять композиции своих работ с решениями народных мастеров. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение. После выполнения каждого задания организуются просмотры и обсуждения выполненных работ. Если ученик затрудняется оценить работу товарища, можно задать вспомогательные вопросы: «Что тебе нравится в этой работе, что удалось ее автору, а что нет?» Таким образом, ребята учатся анализировать работу друг друга, определять ошибки и стремятся их не повторять. Но мастерство приходит не сразу, поэтому постоянные упражнения по обработке техники приемов письма продолжаются на протяжении всего учебного времени.

Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора, воспитания художественного вкуса проводятся экскурсии в музеи, выставочные залы, на природу. Здесь, несомненно, ведущая роль принадлежит педагогу. Именно он обратит внимание ребят на интересный узор, мотив, орнамент, которые можно использовать в своих творческих исканиях. Руководитель учит детей видеть в природе розаны и бутоны не только гжельских художников, но и живописцев. Дети с особой тщательностью художника-натуралиста изучают строение листьев и цветов. После таких экскурсий целесообразно давать задания на дом: рисовать стилизованно растения по своим зарисовкам с натуры. На следующем после экскурсии занятии дайте ребятам создать собственные росписи. Так, последовательно, шаг за шагом кружковцы приближаются к заключительному этапу работы, на котором руководитель должен оказать каждому конкретную помощь. Поэтому он сам должен владеть приемами гжельского письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическая часть

    1. Анализ программы по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов.

 

Просмотрев  программу С.И.Гудилиной по изобразительному искусству в начальной школе, я пришла к выводу, что нужно больше часов уделяется декоративно рисованию. В 1 классе  в программе предусмотрены уроки по декоративно-прикладному искусству и включают в себя:

  • Общее представление о многообразии народных художественных промыслов России. Полезные предметы и их украшение. Народное искусство - основа художественной культуры. Декор - украшение посуды, мебели, одежды и пр. Характерная особенность декоративных работ - изменение изображения объектов (формы или контура, перевод объемного изображения в плоскостное и пр.).
  • Общее представление об узоре и орнаменте (как украшении предметов), их различии   (орнамент и узор с ритмически упорядоченными элементами). Демонстрация орнаментов на изделиях народных промыслов. Каждый узор имеет свою композицию. Расположение изображения на листе бумаги с устойчивым впечатлением общей картины. Изображение не должно быть слишком крупным или мелким.
  • Композиция орнамента как многократное повторение основного мотива. Орнамент в полосе. Геометрические узоры. Сравнение и узнавание в окружающих предметах геометрических фигур. 
  • Демонстрация изделий Хохломы, Гжели, дымковских и других  игрушек (по выбору учителя. Особое внимание уделить местным промыслам). Выделение характерных особенностей демонстрируемых изделий: материала, цвета, формы, излюбленных персонажей и сюжетов.
  • Изделия (посуда, игрушки, мебель) из дерева. Хохлома, хохломская деревянная посуда с золотым орнаментом, роспись по черному (цветному или золотому) фону стилизованных ягод, цветов, листиков.
  • Знакомство с народной глиняной игрушкой, значение игрушек в жизни наших предков. Демонстрация дымковской, курской, филимоновской и пр. игрушек. Свистулька. Упрощенная объемная форма в виде геометрических тел (шара, куба, цилиндра). Лепка из пластилина (глины) шара и цилиндра. Составление из них игрушек  или  сказочных животных. Характерные формы дымковских игрушек и поэтапная лепка с вытягиваем отдельных деталей (лепка козлика, лошадки). Роспись игрушек характерными цветами, элементами, геометрическим узором.

Во 2 классе декоративному  рисованию уделяют немного больше занятий и включают в себя:

  • Игрушки из различных материалов, вышивка и кружево, изделия из керамики и пр. Характерные особенности декоративного изображения. Стилизация предметов живой природы (ягоды, листья, овощи или фрукты). В стилизованных изображениях упрощается контур, форма и цвет.  Выполнение узора в полосе из стилизованных изображений в технике аппликации. Орнаменты в полосе, квадрате, круге. Орнаментальный мотив из стилизованных растений и животных.
  • Выполнение работ в стиле народных художественных промыслов России, характерная композиция, декоративные элементы, знакомство с техникой выполнения хохломских, гжельских, дымковских, курских, филимоновских и пр. игрушек. Полхов-Майданские матрешки. Характерные цвета и рисунок росписи. Этапы росписи.
  • Богородская игрушка, городецкая игрушка. Они изображают типичное и характерное. Богородские игрушки изображают фигурки людей и животных. Часто эти фигурки двигаются. Выполнение эскиза движущейся игрушки из картона (плотной бумаги); эскиза росписи городецкой игрушки.
  • Дымковские игрушки. Выражение в народном творчестве любования окружающей природы. Характерные гамма красок дымковской росписи: синий (ультрамарин), оранжевый (сурик), желтый (хром), зеленый (крон зеленый), малиновый (фуксин), коричневый, черный (сажа).** Лепка игрушек через отсечение лишнего материала или его наращивание. Лепка "барыни" из отдельных деталей.
  • Гжель. Гжельские изделия отличаются от другой керамики своей кобальтовой росписью. Плотность мазков в сочетании с прозрачными расплывами создают ощущение живописности. Также в гжельской росписи используют тонкие штриховые линии.
  • Знакомство с национальными традициями украшения тканей. Образно-выразительный язык декоративного искусства: языческие знаки, символика солнца.** Смысл и значение обрядовых праздников (Масленицы, Пасхи и др.). Отличие праздничного народного костюма от повседневного. Украшение тканей различными способами. Набивка. Знаменитые павло-посадские платки. Вышивка. Ритм - повтор мотива в орнаменте.
  • Кружево - ажурный орнамент, полученный путем переплетения нитей. Мотивами кружева обычно служат растения с плавными контурами. Иногда кружева плетут белыми нитями с включением серого, синего, зеленого и желтого тонов. Знакомство с вологодским кружевом и выполнение эскизов.

В 3 классе декоративно-прикладное искусство охватывают лишь как вид искусства и включает в себя :

  • Художественные изделия из металла, резьба по дереву. Искусство и памятники родного края. История возникновения ремесел.  Мозаика. Витраж. Ажурные изделия из металла. Техника выполнения эскизов. Создание эскизов изделий в стиле традиционных художественных промыслов. Выполнение несложных изделий из папье-маше или пластилина. Декоративная роспись.

В 4 классе в  программе С.И.Гудилиной времени на изучение народных промыслов не выделяется вовсе, хотя на мой взгляд, декоративное рисование очень важно для детей  в начальной школе. На таких уроках у ребенка развивается мелкая моторика, мышление, учитель через беседы о промыслах нашей Родины развивает у детей интерес к знаниям,  воспитывает патриотические чувства к родному краю.

Мною был  разработан блок уроков которыми возможно было бы дополнить изученную мною программу, а также возможно применение их во время кружковых занятий.

Эти уроки нацелены на изучение темы «Гжель» и способствуют развитию эстетического вкуса и фантазии, а также стремление своими руками создавать красоту. Воспитывают интерес к искусству гжельских мастеров, способствуют формированию  практических умений и навыков рисования с образца и составление узора по мотивам гжельской росписи, совершенствуя при этом навыки работы с красками, что даёт возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

В блок  входят конспекты  уроков по темам « Сказочная Гжель», «Гжельская роза на блюдце», « Сервиз для Снегурочки» и несет собой логическое изучение промысла гжель.

 

 

 

 

    1. Блок уроков

1.Ознакомление  с промыслом и упражнение  «бордюр», мазок «капелька», «теневой».

Тема  урока: Сказочная гжель.

Цели  урока:

1. образовательные  и творческие: познакомить детей  с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического  вкуса и фантазии; стимулировать  стремление своими руками создавать красоту.

2.воспитательные: воспитывать интерес к искусству  гжельских мастеров; формировать  практические умения и навыки  рисования с образца; учить  детей составлять узор по мотивам  гжельской росписи; совершенствовать  навыки работы с красками.

3. развивающие:  развивать такие качества как  усидчивость, внимание, аккуратность  при работе с красками; дать  возможность детям почувствовать  себя народным мастером.

Оборудование:

  1. Для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, лист бумаги, карандаш, ластик.
  2. Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, плакат «Гжель» ,презентации «Гжель»

План  урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Постановка целей и задач(1мин.).
  3. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций;
  4. объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  5. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка  целей и задач.

 Сегодня,  ребята, наш урок посвящен «Сказочной  гжели». Но расскажу я вам не  сказку, а быль.

3.Вводная  беседа.

       Давным-давно это было. В некотором  царстве, в российском государстве,  недалеко от Москвы, средь дремучих  лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам  ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу  в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый  фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась  нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый  край, всем поведали, какие умелые мастера  живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Информация о работе Изучение патриотического воспитания у детей младших классов на уроках по декоративному рисованию на примере росписи Гжель