Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа
Цель курсовой : изучить приемы и средства пробуждения интереса школьников к национальной культуре;
выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках декоративного рисования;
пытаться сохранить детский интерес к искусству.
Основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.
Введение _________________________________________________________________ 3
Глава I . Патриотическое воспитание учащихся на уроках декоративного рисования при изучении темы: « Гжель»______________________________________________________4
История развития промысла Гжель__________________________________________4
Классификация развития промысла Гжель____________________________________10
Особенности развития патриотического воспитания у учащихся младших классов__30
1.4 Уроки по декоративному рисованию в младших классах и методика их проведения__33
Глава II. Практическая часть___________________________________________________43
2.1 Анализ программы по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов_______46
2.2 Блок уроков
Заключение
Список литературы
Приложение
(Показ презентации
«Гжель», учитель обращает
- Русский живописец
Б.М.Кустодиев говорил, что
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
- Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
- Используются завитки, дуги, сеточки, травинки, точки.
- Часто изображают
сказочных животных и птиц. На
больших изделиях нередко
- Мастера Гжели
для росписи применяют
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
( Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.)
4.Объяснение упражнение и самостоятельная работа.
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок. Необходимо научиться проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этого лучше воспользоваться кистью №2-№4.
«См.приложение рис.17-20»
Далее предлагаю изучить орнаменты для гжельских бордюров.
Мазок «Капелька»
Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется.
«Теневой» мазок»
Мастера Гжели
для росписи применяют
Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
В процессе самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить его успехи.
5.Подведение итогов.
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
2.Ассортимент гжельская роза.
Тема урока: Гжельские розы на блюдце
Цели урока:
Оборудование: иллюстрации, таблицы, блюдца, изготовленные на уроке труда из папье – маше; кисти, краски, альбомный лист, тряпочка, подкладной лист; “ленты мастеров”.
План урока (45 мин):
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока.
- На сегодняшнем
уроке мы поговорим о
3. Вводная беседа
- Гончарное
ремесло в России имеет
- Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи?
В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).
А как вы думаете, почему именно эти цвета?
Белые они оттого, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг белым-бело. Зима длинная, и снега много. Сидит мастер у окна, вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать посуду такой же белой и чистой. А чтобы посуда была нарядная и праздничная, её украшали синими узорами, как синие тени на снегу. Это гжельская роза, листочки, травка, ягодки.
- Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.
- Из этих элементов вы составите для своих блюдец узор. Прежде чем начать расписывать блюдца, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.
Напоминаю правила рисования отдельных элементов (на листке, прикреплённом к доске ) Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.
4.Самостоятельная работа.
«См. приложение рис.21-23»
- А теперь
– внимание! Сейчас у нас с
вами очень важный этап работы:
вы будете расписывать свои
блюдца. Представьте, что вы
– Вглядитесь в эти цветы. (Внимание детей привлекается к выставке) Они не похожи на настоящие, но мы их узнаем сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе. Кисть художника каждый раз варьирует (изменяет) одни и те же линии. Короткие удары чередуются с плавными широкими мазками. Движения кисти гибкие, а линии то разбегаются, то сходятся вместе, чередуясь с белым фоном.
- Приступайте к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно.
5. Итог урока.
По ходу выполнения работ – выставка работ.
- Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним ещё раз:
О какой росписи говорили на уроке?
Что можно расписать этой росписью?
Какие краски применяли?
Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались.
Выбираю наиболее удачные работы, выставляю их на выставку.
- Этим ученикам я присваиваю звание “народный мастер”.
Учитель повязывает ученикам на голову “Ленту мастера”
- Остальные ребята тоже хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости.
Урок окончен. Всем спасибо! Не забудьте прополоскать кисть, протереть подкладной лист, вымыть руки.
3.Выполнение чайного сервиза.
Тема урока: Сервиз для Снегурочки.
Цель и задачи:
1 образовательные и творческие: продолжение знакомства с гжельской керамикой; учить составлять композицию в полосе;
2.воспитательные: воспитание бережливости, культуры труда, эстетического вкуса, аккуратности.
3.развивать чувство цвета и композиции; формирование сенсорных способностей: глазомера, зрительной оценки, пропорций, развитие творческих способностей;
Оборудование:
учителя: изделия гжельских мастеров и мастеров Хохломы, Палеха, Полхов-Майдана и др. (или иллюстрации с их изображением), таблица “Гжельская роза”, “Бордюры”, рисунки с изображением последовательности выполнения изделия;
детей: гуашь или акварель, белая бумага, небольшие листы бумаги для пробных набросков, кисти, палитры.
План урока (45 мин):
Ход урока
1. Организационный момент. Организация рабочего места. Проверка готовности к уроку.
– Прочитайте пословицу на доске:
Умелец да рукоделец
себе да людям
радость приносит.
– Как вы понимаете
эти слова?
– А когда работаешь с радостью, старанием
и терпением, то и получается все на славу,
да и так как задумано.
2. Сообщение темы
урока.
– Отгадайте, кто скажет так о себе:
Я так не зря,
друзья, зовусь,
Мне вьюга не страшна.
Я злой метели не боюсь,
Я даже с ней дружна.
Мороз – мне дедушка родной,
Снежинки мне родны.
Ведь мы на полюсе живем,
А там снега да льды.
(Снегурочка)