Изучение патриотического воспитания у детей младших классов на уроках по декоративному рисованию на примере росписи Гжель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой : изучить приемы и средства пробуждения интереса школьников к национальной культуре;
выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках декоративного рисования;
пытаться сохранить детский интерес к искусству.
Основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________________ 3
Глава I . Патриотическое воспитание учащихся на уроках декоративного рисования при изучении темы: « Гжель»______________________________________________________4
История развития промысла Гжель__________________________________________4
Классификация развития промысла Гжель____________________________________10
Особенности развития патриотического воспитания у учащихся младших классов__30
1.4 Уроки по декоративному рисованию в младших классах и методика их проведения__33
Глава II. Практическая часть___________________________________________________43
2.1 Анализ программы по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов_______46
2.2 Блок уроков
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Word.doc

— 4.28 Мб (Скачать файл)

– Посмотрите на посуду, изготовленную и расписанную  русскими мастерами-умельцами. (На выставке изделия Хохлома, Полхов – Майдан, Гжель и др.) 
– Как вы думаете, какую из них (с какой росписью, какого цвета) выбрала бы для себя Снегурочка? 
– Почему?  
– Кто знает, как называется такая посуда? Где ее делают?

3. Беседа. Краткие сведения о Гжели.

В 1724 году купец  Афанасий Гребенщиков открыл в Москве первую фабрику по выпуску посуды. Глину для фабрики возили из Гжели, оттуда же привозили и мастеров. На заводе мастера расписывали посуду как того требовал хозяин, но, приезжая домой, делали посуду по собственному вкусу, ни на какую другую не похожую. Они обильно украшали подсвечники, квасники, чайники лепниной – замысловатыми ручками, фигурками, расписывали красивыми сочными цветами, орнаментами – очень нарядная и веселая была посуда.

– Узор на всех изделиях выполнен, синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет?

Мастера Гжели  рассказывают, что этот цвет подарила им река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу. А еще  есть такая легенда-сказка.

“Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать  белье на речку. А в реке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы.

Все – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду, талая земля, набухшие почки, голосистые птицы, крики петухов, стелющиеся над крышами дымы, напоенный  всеми этими запахами и звуками  воздух переходят на узоры”

Самый излюбленный  узор – гжельская роза. Иногда она  изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

Не только в  росписи, но и по форме гжельские  изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько  и разных форм и стилей. И всегда они необычные.

– Мы с вами сегодня тоже на время станем гжельскими мастерами и начнем изготовление чайного сервиза для Снегурочки. Сегодня это будут кружки, чайники, блюдца.

4.Самостоятельная  работа учащихся.

Индивидуальная  помощь учителя.

5.Анализ готового изделия.

Посмотрите, как  сочетается белое с синим. Мы видим  в узорах переходы от темного к  светло-синему, то, что видят мастера  Гжели. А где такое сочетание  мы можем увидеть в природе? (Тени от деревьев на снегу, морозные узоры, небо, льдинки, сосульки.)

– Правильно. Ощущение особой нежности, чистоты и тихой  радости от глубины синего, изменчивого  цвета хранят гжельские узоры. 
– Давайте проанализируем образец. 
– Как вы думаете, где может быть использовано это изделие? 
– Из какого материала выполнено? 
– Что еще, кроме бумаги, нам пригодится? Достаточно ли только склеить белую бумагу? (Краски.) 
– Какие инструменты необходимо использовать? (Кисти, ножницы.) 
– Из скольких деталей состоит изделие? Каких? 
– Какая из них основная? 
– Что будем делать сначала? (Роспись основной детали.) 
– Какой узор ее украшает? 
– Где располагается? (Бордюр по верхнему и нижнему краю, гжельская роза в центре.)

Физкультминутка. (Пальчиковая гимнастика.)

Словно в  бутончик собрал лепестки, 
(В горстку собрал пальцы правой руки). 
Солнце свои посылает лучи. 
(Пальцы раскрыты у правой руки) 
Утром под солнцем цветы раскрываются. 
(Пальцы на правой руке распрямляются) 
Солнышко село и сумрак сгустился 
И до утра мой цветочек закрылся.

6.Итог урока.

– Какой главный  цветок гжельской росписи? 
– Какие приемы кистевой росписи мы использовали на уроке? 
– Какова палитра гжельской росписи? 
– На следующем уроке мы продолжим изготовление сервиза для Снегурочки и ее многочисленных друзей.  
– Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы той народной мудростью, с которой мы начали. Перечитайте пословицу. 
– Доставил ли вам радость наш урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшей задачей  преподавания декоративно-прикладного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира.

Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла, декоративно-прикладное искусство  в том числе.

Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир  личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

Исходя из выше сказанного, следует отметить, что уроки рисования являются замечательной площадкой для развития патриотизма и любви к Родине. Нет ничего лучше, чем развивать у ребенка видение красоты русской природы, русского человека его быта и традиций через актуальное изучение народных промыслов, таких как роспись гжель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Книги, брошюры.

1.Детская Энциклопедия  Том 12 Издательство «Педагогика»  Москва 1977  стр. 16,23,425,431

2. Иллюстративный  словарик школьника П.П. Жемчугова  Декоративное искусство Издательский  Дом «Литра» 2006. Стр. 21,57,

3. Педагогическая энциклопедия Изд-во "Советская энциклопедия" 1996. — 879 с. 4.Подмосковные Художественные промыслы. Издательство «Московский рабочий» 1982г.

 5. Н.Н. Ростовцев Методика преподавания ИЗО в школе. Просвещение, 1980. – 253 с.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания  в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вуз.

Академия, 1999. – 365 с.

2. Интернет-ресурсы

1. История народных промыслов  http://www.narpromysel.ru

2.Культура и искусство русские народные промыслы         

   http://revolution.allbest.ru

3.  Программа "Искусство" разработана творческим коллективом авторов под руководством и редакцией С.И.Гудилиной. http://art.ioso.ru/program_isk.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Рис. 1

Рис.2

 

 

Рис.3

Рис.4

 

 

 

 

Рис.5

Рис.6

Рис.7

 

Рис.8

 

 

 

Рис.9

 

Рис.10

Рис.11

 

 

Рис.12

Рис.13

 

Рис.14

 

 

Рис.15

Рис.16

 

Рис.17

 

Рис.18

 

 

Рис.19

Рис.20

 

 

Рис.21

Рис.22

Рис.23

Рис.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Изучение патриотического воспитания у детей младших классов на уроках по декоративному рисованию на примере росписи Гжель