Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:05, курсовая работа
В XVII веке Россия продолжала оставаться аграрной страной со слабым по сравнению со странами Европы развитием как в культурном, так и в политическом и экономическом плане. Устарелость политической, финансовой и военной систем не позволяла Российскому государству добиваться внушительных успехов на внешнеполитической арене. Огромные усилия во внешней политике привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям был по-прежнему закрыт для России. При такой обстановке в стране, Россия не могла конкурировать с европейскими державами и Османской империей на должном уровне. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а внедрить в страну европейскую культуру, экономику и европейский образ жизни, иными словами «европеизировать» страну
В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. Существовали и церковноприходские училища, в которые принимались дети, принадлежащие к любым сословиям.
Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук в 1724 году. В нее входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса : математики, физики и гуманитарный. В эпоху Петра I среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов(1711- 1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.
В конце XVIII в. в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.А ведь еще полвека назад единственным источником образования были малочисленные школы, расположенные преимущественно в монастырях. Простой народ учили грамоте дьячки, духовные лица, писцы. Зажиточных людей - специально нанятые учителя из отечественных грамотеев. Образование сделало огромный скачок за исключительно малый промежуток времени.
Нельзя не заметить
и роль книгоиздания в
Открытие новых земель привело к подлинному экспедиционному буму. Цель экспедиций заключалась в разведывании новых земель, научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт. За три недели до смерти Петр I составил инструкцию для датского капитана В.Беринга, состоявшего на русской службе и отправлявшегося в свою первую Камчатскую экспедицию. Уже после смерти Петра Беринг достиг берегов Аляски и открыл названный его именем пролив между Азией и Америкой. Другая экспедиция пробивалась в Индию через среднеазиатские ханства Хиву и Бухару. Казачьи атаманы обследовали земли по Амударье и в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на северный Кавказ. В результате к началу 1720-х гг. С.У. Ремизов создал "Большой чертеж Сибири", Ж. Делиль приступил к работе над картой всей Российской империи. Труды ботаника И.Г.Гмелина "Флора Сибири" или С.П.Крашенинникова "Описание земли Камчатки" до сих пор пользуются популярностью у современных ученных.
По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей. Потрясенный музеями Европы, Петр задался целью иметь нечто подобное и в России. В 1719 г. в Петербурге открылась Кунсткамера - первый естественно- научный музей в стране. Для него было построено здание на берегу Невы, которое до сих пор является уникальным украшение Петербурга. Петр I верил, что развитие фундаментальной науки станет мощным рычагом восхождения страны на более высокий цивилизационный уровень.
Общий подъем экономики и просвещения привел к сдвигам в области техники. Так, Андрею Нартову принадлежит идея целой серии новых токарных и винторезных станков, обеспечивавших более экономичные способы обработки и ковки оружейных стволов. Русские умельцы делали микроскопы и подзорные трубы, которые раньше приходилось приобретать за границей. Опять же, сравнивая научные достижения допетровских и петровских времен, нельзя не удивиться сделанному прогрессу. К примеру, почти все достижения Российской науки второй половины XVII века сводятся к освоению производства пищалей и пушек с винтовой нарезкой, составлению первых чертежных карт, а также использованию водяных двигателей, что не идет ни в какое сравнение с развитием науки и техники первой четверти XVIII века.
И так, что же мы видим в итоге? В области образования и науки произошел настоящий прорыв. Как и всегда, при взгляде на историю, здесь не обошлось без идеологического раскола во взглядах. Славянофилы считали, что своими просветительскими замашками царь отбросил Россию назад в развитии, западники придерживались противоположной крайности .Со значительной долей объективизма можно сказать лишь то, что петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, что было несовместимо с развитием абсолютизма. Монастыри владели девятьюстами тысячами крепостных. Одной только Троице-Сергиевой лавре принадлежало 92 тыс. душ, мельницы, луга, необозримые леса, пруды. Архимандриты, настоятели монастырей, носили на башмаках бриллиантовые пряжки. На духовенство был большой спрос. Отличительной чертой семейной жизни России тех времен было уединение. Каждый держался особняком и желал иметь собственную домовую церковь, собственного духовника. Не имея средств содержать священника круглый год, нанимали одного или нескольких для отдельных богослужений. На площадях всегда можно было найти священников, ожидавших приглашения.
В государстве духовенство занимало исключительное место. С 1619 по 1633 год прадед Петра, патриарх Филарет, управлял страной от имени своего сына Михаила, первого из Романовых. Патриарх Никон не желал уступать царю Алексею Михайловичу, и, чтобы сломить его упорство, государю пришлось прибегнуть к помощи патриархов -соперников, антиохийского и александрийского. Влияние католицизма содействовало ослаблению гражданского правительства для придания духовному правительству сходства с папством. Однако, ни праведность, ни духовные силы в этом сословии не соответствовали такому высокому положению. Пользовавшиеся всеобщим поклонением священнослужители хорошо знали обряды, но совершенно отвыкли от кормления душ. "Они были слишком упитанны, и в той же мере невежественны" - по выражению К.Ф. Валишевского. Славяно- греко-латинская академия в Москве насчитывала всего 150 учеников, ничему не обучавшихся в заведении, которое само дышало на ладан.
Обозначив независимость своей церкви разрывом уз, связывавших ее с Константинопольским Вселенским патриархом, Борис Годунов оказал ей в 1599 году сомнительную услугу. Церковь сделалась самостоятельной, но обезглавленной. Патриарх Московский сохранил лишь административную власть, духовная власть от него ускользнула. Он не мог даже путем толкований затрагивать вопросы веры, догмата. Последние оставались достоянием Вселенского собора, созыв которого не представлялся возможным. Церковь была обречена на "неподвижность". Когда она захотела выйти из такого состояния, то наткнулась на раскол. Желанием внести изменения в области внешних проявлений благочестия Никон вызвал возмущение по всей стране. Даже как административный орган патриаршество представляло собой власть обессиленную.
Необходимость реформ в духовной сфере была очевидна для Петра I. Посещение юным государем Немецкой слободы, пребывание в Голландии и в Англии подготовили почву для созревания мысли о разделе власти или даже о двух светилах, озаряющих народы независимым блеском. При всей своей нетерпимости, Петр сдержанно относился к попыткам вмешательства церкви в государственные дела. Он не затрагивал патриарха на престоле, терпеливо переносил, что в его отсутствие, а иногда и в присутствии патриарху как будто принадлежало главенство в делах гражданского управления. Известие о его смерти в 1700 г. царь принял как уведомление о победе.
Церковь не принимала западную культуру. Церковники выступали против культурных новшеств, приглашения в страну образованных людей из Европы, Украины и Белоруссии, держались за старину в архитектуре, искусстве, обычаях, одежде, быту. Чувствуя неприятие духовенством его реформ, Петр I после смерти патриарха Адриана решил не назначать выборы нового патриарха. Указом от 16 декабря 1700 года было образовано Временное управление духовными делами в коллегиальной форме, с распределением различных категорий дел между различными отделами и с предоставлением "наиболее важных на усмотрение временного блюстителя патриаршего престола" . Временно во главе духовенства был поставлен митрополит Стефан Яворский, утвержденный местоблюстителем патриаршего престола. Местоблюститель по-прежнему должен был созывать советы епископов - Освященные соборы, однако эти совещания носили чисто формальный характер. "Временный блюститель патриаршего престола" изменил свои взгляды вступив в эту должность. Возрастающая популярность Яворского заставляла его стать хранителем не только древнего православия, с его непримиримым фанатизмом, но и всей старой Руси, с ее протестом против любых нововведений. Оградив себя и свое дело от враждебного владыки, Петр постепенно сокращал его полномочия, пока тот вовсе не потерял последнюю долю независимости и дела церкви не были подчинены государству в 1711 году.
Первые весомые преобразования коснулись монастырей. Монастыри давали приют громадному количеству мужчин и женщин, большая часть которых не приносила обетов. Эти лжемонахи и лжемонахини, зачастую привлекаемые праздностью, странствовали по монастырям, привнося в них соблазн своим непристойным поведением. Немедленно были приняты две радикальные меры: общая проверка монашеского состава, а также конфискация доходов. Так за 11 лет (1701-1711) казна получила с монастырских вотчин более 1 млн. рублей. Одежда впредь не должна была свидетельствовать о монашестве, а доходы предполагалось распределять по монастырям в соответствии с их нуждами. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат. Одновременно государство ограничило количество монахов, запретило им переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей.
Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы в 1701 г. восстановленному Монастырскому приказу во главе с боярином И.А. Мусиным -Пушкиным. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы с владений монастырей и других церковных учреждений шли в основном на государственные нужды. Наконец, в 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент - законодательный акт, разработанный его ярым сторонником, псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Как для реформы науки и образования, так и для церковной реформы, Петр нашел в среде духовенства своих главных сторонников.
Родившийся в Киеве в 1681 году, Феофан Прокопович получил первоначальное образование в униатской школе, затем побывал в Риме. оттуда он вынес ненависть к католичеству. Еще не зная Петра, он уже оказывался проникнутым духом протеста, сторонником нововведений. Захватившее его движение, начатое Петром, велось главным образом в киевской польско-малороссийской среде, возрастившей целое поколение людей с умом светлым и просвещенным. Небезызвестный монах Димитрий, назначенный Ростовским епископом, служил делу государя словом и пером. "Владыко святый, как ты скажешь? Велят нам по указу бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить; лучше пусть нам отсекут головы, чем бороды обреют", - говорили ему. А он отвечал: "Что отрастет: голова ли отсеченная или борода обритая?" Еще более энергичный Феофан содействовал другой цели. Петр им пользовался как тараном, чтобы пробить брешь в старомосковской церкви. Этот оплот церковная реформа не могла оставить незатронутым. Сам по себе, без вмешательства извне, он грозил падением. Священники и монахи представляли собой особый мир, многочисленный и влиятельный, богатый и нравственно опустившийся.
Согласно новому закону
была проведена коренная
В настоящий момент никто из историков не берет на себя смелость однозначно судить о достоинствах реформы. Оправдала ли она ожидания государя? Петр I был более всего обеспокоен мыслью не позволить церкви стать помехой в его реформаторской деятельности, и в этом отношении он вполне достиг своей цели.
XVIII век - очень важная веха в истории России и развитии русской культуры. Как уже неоднократно говорилось, реформы Петра I затронули в той или иной степени все стороны жизни нашего государства. Россия перенимала, осваивала, перерабатывала опыт западноевропейских стран в разных областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере искусства. Этот процесс шел несколькими путями : приобретение за границей готовых произведений искусства; привлечение иностранных специалистов для работы в России и для подготовки отечественных кадров; посылка русских людей за государственный счет за границу в качестве так называемых пенсионеров для учения или совершенствования в своем деле.
Специфика художественного творчества XVIII определялась тем, что, приходя на смену средневековью, оно представляло собой первое звено в качественно иной культуре нового времени. И здесь мы встречаемся с двумя крайними суждениями о культуре этого периода. Одно из них настаивает на полном отрыве искусства XVIII века от предшествующего развития. Из этого вытекает представление об искусстве петровской эпохи как чуждом, насильственно привитом, ненациональном и ненародном по своей природе. Противоположное мнение выражает стремление сгладить границы между Древней Русью и XVIII веком и объяснить эту эпоху преимущественно исходя из его средневековой предыстории, отыскать в его недрах все зачатки нового, уменьшить тем самым значение мирового художественного опыта. Эта крайность ведет к тому, что процесс развития русского искусства рисуется изолированным от общего течения европейского искусства нового времени.
Историческая наука, исходя
из диалектического понимания
Информация о работе Эпоха петровских времен и традиции русской культуры