Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:05, курсовая работа
В XVII веке Россия продолжала оставаться аграрной страной со слабым по сравнению со странами Европы развитием как в культурном, так и в политическом и экономическом плане. Устарелость политической, финансовой и военной систем не позволяла Российскому государству добиваться внушительных успехов на внешнеполитической арене. Огромные усилия во внешней политике привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям был по-прежнему закрыт для России. При такой обстановке в стране, Россия не могла конкурировать с европейскими державами и Османской империей на должном уровне. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а внедрить в страну европейскую культуру, экономику и европейский образ жизни, иными словами «европеизировать» страну
Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Искусство занимает принципиально новое место в жизни общества, оно становится светским и общегосударственным делом. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование новой. Этот путь отмечен существенными сдвигами, которые неизбежны при крутой ломке старого творческого метода. Зарождаются новые взаимоотношения между художником и заказчиком, причем осведомленность последнего о том, как должно выглядеть современное произведение, часто делает его роль определяющей. Новое искусство не всегда встречается доброжелательно и потому требует широкой государственной поддержки и разъяснения. Воспитательная функция искусства в прямом и более отвлеченном смысле этого слова чрезвычайно возрастает. Меняется состав творческих сил. Наряду с иностранными мастерами работает новое поколение русских художников. И те и другие преимущественно трудятся в Петербурге, где находится центр творческих усилий нации. Петербург играет роль связующего звена между Россией и Западом.
Переходя к конкретному рассмотрению искусства первой половины XVIII в. , следует сказать, что важнейшая его черта состоит в приобщении к основным закономерностям европейского искусства нового времени. В сфере архитектуры они предполагают коренное изменение мировоззренческих моментов, художественного языка, отчасти конструктивной системы и означают переход к новой системе мышления. Наиболее важной задачей становится приобщение к общим закономерностям античной, ренессансной, барочной и зародившейся во Франции архитектуры классицизма. несмотря на несомненное различие трех последних стилей, все они имеют как бы общий "стержень", который определяет рубеж между ними и средневековой системой художественного мышления, с одной стороны, и искусством новейшего времени - с другой.
Первые шаги русской архитектуры XVIII в. связаны с основанием в 1703 году новой столицы - Петербурга. Город рос среди топких болот и широко разлившихся протоков дельты Невы, разбросанный на нескольких островах, пронизанный каналами, продуваемый свирепыми ветрами и подверженный наводнениям. Это был город, расположенный вдали от старых русских культурных центров. В отличие от большинства средневековых городов, формировавшихся вокруг кремлей по системе радиально-кольцевой планировки, Петербург возникал на нескольких островах, композиционно связанных Невой. город складывался постепенно, как подсказывала жизнь, зачастую не согласуясь с разработанными проектами генеральных планов. Подлинным центром планировки становился трезубец, обращенный вершиной к Адмиралтейству, - Невский и Вознесенский проспекты и присоединяющаяся к ним потом Гороховая улица. Все они пересечены полукольцами Мойки и Фонтанки, набережные которых украсились впоследствии дворцовыми и усадебными комплексами. Позднее здесь сложился один из аристократических районов Петербурга.
На Васильевском острове было положено начало культурно-просветительному центру. В отличие от старых городов Петербург был богат общественными постройками. начало им положила закладка в 1703 г. Петропавловской крепости. Ее композиционным центром, имеющим огромное градостроительное значение, стал Петропавловский собор. Это здание, первоначально деревянное, а затем воплощенное в камне, является наиболее крупной работой архитектора Доменико Трезини(1670-1734), родившегося в Швейцарии и приглашенного в Россию из Дании. Значение собора велико и с точки зрения типологических особенностей его архитектуры, явившихся образцом для многочисленных петербургских церквей этого и следующего периода. В отличие от традиционных русских храмов собор представляет собой трехнефную базилику. Колокольня производит впечатление не башни, составленной из нескольких последовательно уменьшающихся объемов, а как бы единого массива, расчлененного на ярусы-этажи. Эта черта заимствована у западной культуры. Характерны отсутствие богато орнаментованных деталей и новая цветовая гамма - голубая с белыми фасадами и серебряная с золотом в кровлях. Из других сооружений этого времени следует назвать административное здание Двенадцати Коллегий., также спроектированное Д.Трезини совместно с М.Г. Земцовым. Оно слагается из одинаковых ячеек, перекрытых самостоятельными кровлями и связанных протяженными коридорами. Наиболее важная черта фасадов состоит во введении пилястр, зрительно объединяющих основные этажи, благодаря чему укрупняется масштаб сооружения. Большинство построек очень новы и по значению, и по архитектуре. Таков, например, первый русский музей - Кунсткамера, в сооружении которого принимали участие архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Кьявери, М.Г.Земцов.
Создание города заново и с таким размахом было немыслимо без типового, или, как его называли в то время, "образцового" проектирования. Ведущая роль в этом деле также принадлежала Д.Трезини, возглавившему Канцелярию городовых дел( с 1723 г. Канцелярию от строений) - важнейшую организацию, ведавшую застройкой новой столицы. Задуманные в его мастерской здания - маленькие мазанковые для "подлых", покрупнее для "зажиточных" и двухэтажные дома для "именитых" (проект архитектора Ж.Б.Леблона) - имитировали каменные постройки. Чаще всего они стояли не в глубине дворов, а выходили фасадами на улицу. Связанные между собой оградами и воротами, они создавали единый регулярный фронт улиц и набережных. Вместе с многочисленными приходскими церквами эти дома воплощали в себе деловой Петербург. Наряду с этим с самого начала был и другой Петербург - Северная Венеция, "парадиз" Петра I, стремившегося создать "огород не хуже Версальского". Эта парадная часть складывалась в основном на Адмиралтейской стороне и состояла из домов знати., дворцов самого Петра и его знаменитого Летнего сада. Принципы композиции того регулярного ансамбля получили дальнейшее развитие в создании великолепных пригородных резиденций - Петергофа, Ораниенбаума и Стрельны.
Решающей для расцвета стиля русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли(1675-1744), итальянский скульптор, с 1716 г. работал в Петербурге. он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.
Его сына - Бартоломео Растрелли (1700 -1771) - в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества - русское барокко, вобравшее в себя и западные, и русские традиции. Он автор Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.
Достопримечательностью Москвы стал "Страноприимный дом" Н.П. Шереметева, украшенный двойной колоннадой в центре, выгнутой навстречу зрителю. В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особо следует выделить церковь архангела Гавриила -Меншикова башня в Москве, построенную в 1705-1707 гг. талантливым русским архитектором И.П.Зарудным. Традиционная композиция церкви -восьмерик на четверике- сближает ее с постройками XVII в. но завершение в виде шпиля (шпиль существовал до пожара 1723 г.) и обильные лепные украшения в стиле европейского барокко говорят о новых тенденциях в архитектуре, пришедших вместе с реформами Петра. Меншикову башню отличают смелость решения высотной композиции, оригинальность декора. Вместе с тем, это образец переходного периода между ярусной композицией XVII в. и стилем барокко первой половины XVIII в.
Начиная с петровской эпохи огромные изменения претерпевает живопись.(Это время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традиции.). Складывается искусство станковой картины с ее смысловыми и композиционными особенностями. На смену обратной перспективе приходит прямая и связанная с ней передача глубины пространства. Важнейшую черту составляет изображение фигуры в соответствии с принципами анатомической правильности. Появляются новые средства передачи объема. Важнейшую роль играет светотень, потеснившая условно-символическую контурную линию. Сама техника масляной живописи с характерными для нее специфическими приемами и системой взаимоотношения цветов прочно, хотя и не сразу, входит в художественный обиход. Обостряется чувство фактуры. Художник обретает способность передавать конкретные свойства мягкого бархата, жестковатого горностаевого меха, тяжелой золотой парчи и тонкого кружева. В сюжетной картине можно проследить новые принципы взаимосвязи фигур. Изображение обнаженного тела составляет новую труднейшую задачу. Сама структура живописи становится более разветвленной. С начала XVIII столетия светское искусство культивирует разные виды станковых произведений, монументальную роспись в виде панно и плафонов, миниатюрное письмо. Портрет включает все известные разновидности - парадный, камерный, в обычном и костюмированном варианте, двойной и парный. художники осваивают аллегорические и мифологические сюжеты. Наличие этих особенностей, хотя и проявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа.
Первые шаги на пути становления портрета связаны с деятельностью живописной мастерской Оружейной палаты. Произведения, выполненные русскими и иностранными мастерами, по своему характеру тяготеют к парсуне. Из всех типологических вариантов парсуна отдает предпочтение парадному портрету и встречается в этом качестве в нескольких разновидностях. Среди них "портрет -тезис" - наиболее архаический. Он сочетает в пределах условного иконного пространства портретные изображения и многочисленные разъясняющие надписи. Можно говорить о "портрете апофеозе". Таковы портреты-картины, символизирующие ратные подвиги Петра I. Распространены и обычные портреты Петра, Меньшикова. Шереметева в рост и на коне.
Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев(1701-1739) и Иван Никитин (1690-1742) - основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты А.Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве "Автопортрет с женой". И. Никитин добивался в своих портретах передачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов. В портретах "Напольный гетман", "Петр I на смертном ложе" художник намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения. К концу 20-х гг. наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII века - А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы Ф.И.Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.
Портреты Алексея Антропова еще сохранили связь с парсуной. В то же время его работы отличает правдивость характеристики человеческой личности. Тонкие по живописи и глубоко поэтичные портреты Федора Рокотова проникнуты сознанием духовной и физической красоты человека - "Неизвестная в розовом платье", портрет В.Е.Новосильцевой. Творчество Василия Боровиковского отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа. Чудесен его лирический портрет очаровательной молодой женщины М.И.Лопухиной.
По сравнению с другими видами изобразительного искусства в скульптуре освоение новых методов происходило не столь быстро, что в известной мере связано с неразвитостью древнерусских традиций в этой области художественного творчества. На современном уровне изучения общая картина развития скульптуры первой четверти XVIII века представляется весьма пестрой, состоящей из очень разных в стилистическом и качественном отношении произведений. Переход к новой тематике и образной структуре этого вида искусства был связан с восприятием присущих искусству нового времени принципов пропорционального построения, приемов композиции многофигурного барельефа, каркасной организации фигуры, характера взаимодействия обнаженного тела и укрывающего его покрова и многого другого. Подобно живописи, скульптура с первых шагов овладевает искусством портрета, монументальной статуи, декоративного барельефа. В соответствии с законами нового времени она использует восковое и бронзовое литье, реже - белый камень и мрамор. Широкое распространение получает лепнина из алебастра, терракоты, резьба по дереву.
В Петербурге
на фасадах Летнего дворца
сохранилась целая серия
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык. В это время популярными были стихотворные произведения - сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира. Горячо сочувствуя делу петровских реформ, Кантемир вошел в кружок Ф.Прокоповича, так называемую ученую дружину.
Поэт В.К. Тредиаковский стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России. Основоположником русской драматургии стал А.П. Сумароков, поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма, который получил развитие в дальнейшем.
В эту пору продолжалось развитие театра. В 1702 по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание -"Комедиальная храмина". Там давала спектакли немецкая труппа И.Х. Кунста. Потом на обучение к нему были направлены "русские ребята". В репертуаре были иностранные пьесы, которые не имели успеха у публики. В 1706 г. театр прекратил свое существование, так как не получал субсидий. В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли прославляющие дела Петра I.
Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры - первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идет становление классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности людей.
Информация о работе Эпоха петровских времен и традиции русской культуры