Эпоха петровских времен и традиции русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В XVII веке Россия продолжала оставаться аграрной страной со слабым по сравнению со странами Европы развитием как в культурном, так и в политическом и экономическом плане. Устарелость политической, финансовой и военной систем не позволяла Российскому государству добиваться внушительных успехов на внешнеполитической арене. Огромные усилия во внешней политике привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям был по-прежнему закрыт для России. При такой обстановке в стране, Россия не могла конкурировать с европейскими державами и Османской империей на должном уровне. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а внедрить в страну европейскую культуру, экономику и европейский образ жизни, иными словами «европеизировать» страну

Файлы: 1 файл

Курсовая Забнев А.Ю..doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были  работать на помещика. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей. Именно нехватка времени и средств привели  культурному и бытовому застою в крестьянской среде, обусловили их простой быт. Новая эпоха не принесла никаких изменений в крестьянский быт. Все те же убогие избенки с минимальным набором мебели: стол, скамьи и сундук. Главное место по-прежнему у печи и в красном углу, около двери место работы мужчин, у окон- ткацкий станок, прялка - женское место. Спали крестьяне на печи или на полотях - дощатом настиле под потолком. Одежда крестьян оставалась неизменной на протяжении веков и XVIII век не был исключением. Мужчины в качестве повседневной и выходной одежды носили льняные рубахи и штаны. Обувь в теплый период времени была представлена лаптями, зимой - валенками.

Представители провинциального дворянства чувствовали  свою отсталость от столичных сородичей, поэтому строили свой быт так, чтобы во всем им соответствовать. Часто  это представляло собой некую  карикатуру на аристократию. Дворянская усадьба часто представляла собой копию домов петербуржской знати. Однако здесь, рядом с красивыми и роскошными домами, находилось множество хозяйственных пристроек, где обитала живность. Основной доход семьи провинциальных дворян получали от налогообложения крепостных.

Их жизнь была беспросветной  и лишенной любого культурного развития. Даже образованию своих детей  он не придавали особого значения. Очень часто дети дворян заканчивали  свой учебный процесс на стадии изучения основ арифметики и грамматики. Необразованность порождала полное невежество, и как результат – пренебрежение их столичной аристократией. Основным досугом мужчин была охота, женщины собирались вместе и вели разговоры о моде и императорском дворе, не имея достоверного представления ни о том, ни о другом. В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

И все же влияние петровских реформ на народную культуру и быт  было незначительным вследствие большой удаленности культурно - просветительских центров, таких как Москва и Санкт- Петербург, от провинциальной России, а также еще большим закрепощением крестьян, мешавшим им ознакомиться с новыми веяниями культуры и преобразовать свой быт.

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эпоха правления Петра I явилась поистине переломным периодом в истории России. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. Мы, люди XXI, века не можем в полной мере оценить взрывной эффект петровских реформ в России. Люди прошлого воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении реформ современник Пушкина историк М.Н. Погодин : « В руках Петра концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда не потеряем мы из иду, как бы далеко не ушли мы в будущее». XVIII век навсегда останется в истории России как век великих по своим масштабам перемен во всех сферах жизни общества, в частности в сфере культуры и искусства.

Русское искусство  прошло в течение одного столетия большой путь, осуществив важнейший  для всего развития отечественной  культуры переход от средневековья  к новой стадии в развитии национальной культуры. Путь его становления и развития, как мы уже видели, был не прост. Став светским, оно приблизилось не только к внешнему облику модели, но и к ее внутреннему, образно - чувственному миру.

События XVIII века сделали русскую культуру двойственной, разделив ее на петровский  и допетровский периоды. Несмотря на победный марш европеизированных петровских реформ по стране, старая культура и ее традиции не были уничтожены, они продолжали оставаться в народе. Европеизация сделала нашу культуру более сложной, замысловатой и многоукладной.  Таким образом, во всем прослеживается дуализм: церковный раскол породил старообрядцев и новообрядцев, по отношению к реформам общество раскололось на два противоположных уклада - "почву" и "цивилизацию".

Главный вопрос, который  остается для России предметом страстных споров: бросив страну в объятия европейской цивилизации, не совершил ли Петр насилия над историей, не пренебрег ли коренными элементами самобытной культуры, призванной для более высокого развития и, во всяком случае, более соответствующей народному духу?

В любом случае наша история сложилась именно так, и мы можем взять на себя смелость лишь оценить тот путь культурного  развития, который наша страна проделала  в XVIII веке и ничего более.

 

 

 

 

Список литературы:

1. История России.XVII-XIX века. Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово"-РС", 2007. - 480 с.:ил.  А.Н. Сахаров и А.Н. Боханов.

2.Ключевский  В.О.    Русская история. - М.: Эксмо, 2007. - 912 с,: ил.

3.Головатенко А. История России: спорные проблемы: пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- Изд. 2, испр. и доп. М.: Школа-Пресс, 1995.-256 с. (Серия "Школа Абитуриента: Научись Сам").

4. Культурология.  История мировой культуры: Учебник  для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 600с.: ил.цв.

5. Соколова М.В. C594 Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 368 с.

6.Культурология.  Учебное пособие для высших  ученых заведений. Составитель  и ответственный редактор Радугин  А.А. К90  Москва "Центр" 1997, С.304

7.Валишевский  К. В15  Петр Великий. - М.: Захаров, 2004. - 464с.

8. История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2 т. Т. 1 / М.М. Горинов, А.А.Горский, А.А.Данилов( руководитель автор. колл.) и др.; Под ред. С.В. Леонова. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 256 с.

9.История русского и  советского искусства: Учеб. пособие  для вузов / М.М. Алленов, О.С. Евангулова, В.А. Плугин и др.; Под ред. Д.В. Сарабьянова. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Высш. шк., 1989.- 448 с,: ил.

10. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). Ю.М.Лотман. Санкт-Петербург "Искусство- СПБ" 1994. - 711 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эпоха петровских времен и традиции русской культуры