Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:00, реферат
Слово Режиссура появилось в 18 веке благодаря Гёте. Означает "править". В буквальном смысле слово "режиссер" (от французского глагола "управлять") – это распорядитель. В середине прошлого века понятие "режиссер" большего и не предполагало. Пьесу разучивали и разыгрывали артисты, режиссер же следил, чтобы костюмы, реквизиторы, гримеры, осветители хорошо и вовремя обслуживали артистов.
Введение
Что такое этюд
Этика, работа актера над собой:
а) в процессе переживания
б) в процессе воплощения
4. Понятия (тема, идея, конфликт, сверхзадача, сверх-сверхзадача)
Санкт-Петербургский
РЕФЕРАТ
По предмету: Режиссура
По теме: "Этюдная практика в режиссуре театрализованных представлений"
Выполнил: студент группы 23172
Дмитриев Виталий Сергеевич
Преподаватель:
Андреев Аркадий Владимирович
Санкт-Петербург
2012
Содержание:
а) в процессе переживания б) в процессе воплощения 4. Понятия (тема, идея, конфликт, сверхзадача, сверх-сверхзадача)
|
Введение
Слово Режиссура появилось в 18 веке благодаря Гёте. Означает "править". В буквальном смысле слово "режиссер" (от французского глагола "управлять") – это распорядитель. В середине прошлого века понятие "режиссер" большего и не предполагало. Пьесу разучивали и разыгрывали артисты, режиссер же следил, чтобы костюмы, реквизиторы, гримеры, осветители хорошо и вовремя обслуживали артистов. Толковый словарь В.И. Даля гласит: "Режиссер – управляющий актерами, назначающий, что давать и что ставить, назначающий на роли". Режиссер – от латинского "управляю", профессия режиссер – профессия XX века. До этого подобной специальности не знала ни одна эпоха. Хотя театр испокон веков, еще с античных времен, был управляем: всегда кто-то стоял во главе его, всегда кто-то направлял его жизнь. В словаре Брокгауза и Эфрона (1699 г.) есть следующее определение понятия "режиссер": "Режиссер – лицо, руководящее актерами, играющее представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, ведающее костюмами, декорациями".
На русской сцене эпоха режиссера всерьез началась в 1898 г., когда актер-любитель Станиславский и литератор Немирович-Данченко решили создать художественный общедоступный театр. О встрече этих двух людей в "Славянском базаре" сейчас знает весь мир. Но история русского театра начинается гораздо раньше. В XIX веке Гоголь и Островский закладывали на сцене (русской) основы режиссерского искусства, которое продолжили К. С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.
Дело драматурга – написать хорошую пьесу, дело актера – хорошо исполнить роль в этой пьесе, а уж дело режиссера – хорошо поставить ее. Ведь профессия режиссера – смелая профессиональная во всех отношениях постановка спектакля. При художественной одаренности, при организаторском таланте всеобъемлющий ум дает право режиссеру занять первое место во главе театра. Плохой сценарий и исполнитель останутся таковыми, сколько бы мастерства не вложил в их подачу режиссер. И все же умелая режиссура в какой-то мере спрячет их убожество, посредственное сделает хорошим, а хорошее превратит в явление искусства.
И наоборот, потенциально отличный
материал может быть начисто загублен
беспомощной режиссурой. Когда мы
передаем какое-либо событие, мы не просто
показываем, что происходит. В сущности,
все приемы постановки и сводятся
к отбору и организации материала.
Цель любого приема ясна —вызвать в
сознании зрителя заранее
Есть немало доказательств тому, что в
основе всех постановочных решений всегда
лежат режиссерская мысль, определенные
принципы. Это — не правила, а истины, справедливость
которых проверена временем; не смирительная
рубашка, надетая на творческую индивидуальность,
но фундамент для понимания того, как рождаются
(сознательно или бессознательно) эти
решения. Но любой режиссер всегда начинает
с этюдной практики, понятия которой мы
сейчас рассмотрим
ПОНЯТИЕ «ЭТЮД»
ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.
Виды этюда: Одиночный,парный , массовый.
Для режиссера массовых представлений
этюд не только средство воспитания творческой
фантазии и элементов режиссерского
исполнительского мастерства, но и
одно из выразительных средств
1. в сценарном плане
(оригинальный сценарий);
2. в режиссерском плане (умение найти образное
постановочное решение сценарного материала);
3. в исполнительском плане (умение работать
с исполнителем над созданием яркого образа
героя);
Работа над этюдом завершается созданием
сценарного плана или сценария. В сцен.
плане должны быть четко определены предлагаемые
обстоятельства:
• ВРЕМЯ – когда происходит действие.
• МЕСТО – где происходит действие.
• КТО ДЕЙСТВУЕТ – краткая характеристика
действующих лиц.
• ЧТО ПРОИСХОДИТ – краткое изложение
действия.
Этюд для режиссера первый маленький законченный
спектакль, первое зрелищное представление
со своей сверхзадачей, эмоциональной
наполненностью, жанровым решением, световым
и музыкальным оформлением. В этюде режиссер
учится мыслить нелитературными категориями,
а действием, пространственно – пластическими
и звуко – ритмическими категориями.
Развивать творческое воображение и фантазию
в режиссерском плане это значит:
1. овладеть способностью анализировать
драматургический материал, извлекать
из него эмоциональное зерно и основную
идею, переделывать в свою сверхзадачу;
2. научиться переводить литературные
описания на язык действия, пластики и
звукоритмические компоненты;
3. осмысливая все предлагаемые обстоятельства
и в первую очередь событийный ряд, увидеть
образ своего этюда, найти соответствующую
жанровую тональность предлагаемых обстоятельств.
Научиться правильно организовать сценическо
– игровое пространство, соответствующее
жанровой тональности этюда;
4. научиться выявлять и строить сквозное
действие, по которому направлять поступки
и действие исполнителей на выполнение
сверхзадачи;
Главная задача режиссера в период работы
над этюдом научиться выражать основную
идею замысла всеми режиссерскими и исполнительскими
средствами через организацию короткого
сцен. действия.
Этюд не должен строиться по принципу зарисовки живых картинок, произвольно выхваченных из жизни, не должен быть примитивной иллюстрацией. И этюде должен быть показан человек и его мысли, чувства.
Раскрывающие через поступки
и действия, в которых должна звучать
и реализоваться главная мысль
этюда. Построить этюд – это не
только правильно определить исходное
событие – причину, порождающую
действие и сверхзадачу – конечную
цель.
Чтобы этюд стал интересным в нем должен
быть конфликт – процесс борьбы и неожиданный
поворот в действии. В развитии действия
должно неизменно присутствовать противодействие.
Если даже нет открытого конфликта, действие
должно стать преодолением чего-то. Должны
быть определены какие-то препятствия
– это и является движущей пружиной этюда.
Строить этюд следует путем поиска и тщательного
отбора препятствий, но препятствия эти
должны возникнуть не случайно, а закономерно
из учета всего круга предлагаемых обстоятельств.
Чтобы выстроить в этюде процесс борьбы,
нужно в первую очередь определить с кем
или с чем борется герой.
ЭТЮД – в театральной педагогике управление,
служащее для развития и совершенствования
актерской и режиссерской технике.
В парном этюде легче всего закрепляются
важные элементы общения: ориентировка,
пристройка и взаимодействие. В парном
этюде действуют также законы, что и в
одиночном этюде. В парном этюде в процессе
общения раскрываются столкновения противоположных
интересов, стремлений, страстей двух
действующих героев. Это и создает конфликтную
ситуацию в процессе действия, поэтому
процесс действия с партнером должен рассматриваться,
как процесс непрерывной борьбы. Здесь
важны действия не только одного, но и
противодействия другого. Несмотря на
то, что действиями того и другого движут
разные цели, их действия развиваться
самостоятельно не могут.
ПОЧЕМУ?
• Они зависят друг от друга полностью,
от тех событий, по которым развивается
сквозное действие этюда.
Важно определить какие действия
для участника рождают одно и
то же событие. Кроме того, что в
работе над парным этюдом важно понять,
что каждый герой в этюде несет определенную
тему. Его тема лежит в его сверхзадаче,
а реализуется в конкретных действиях
и поступках, поэтому в парном этюде параллельно
начинают развиваться 2 темы. Столкновение
двух этих тем в конфликте рождает и обнаруживает
основную идею парного этюда.
• Слушать и слышать.
• Характер и характерность. В парном
этюде необходимо овладеть основными
принципами поиска. Определение и овладение
характером и характерностью героя. Для
исполнителя на данном этапе будет служить
характеристика действующего лица – материал.
Задача режиссера и исполнителя не только
выявить те черты характера и характерности,
которые прописаны в сценарии, но и до
предела конкретизировать их, довести
до высшей степени выразительности. Характер
героя следует рассматривать, как совокупность
устойчивых отличительных черт личности
человека, проявляющихся во всех его поступках,
действиях в отношении к себе и окружающих
людям. А характерность, как внешние черты
героя, отмеченные ярко выраженным сословным,
профессиональным, бытовым и чисто личным
своеобразием.
Массовый этюд является связующим звеном,
на котором отрабатываются и соединяются
навыки построения сценария, исполнительская
техника и режиссерское мастерство.
В основе массового этюда должно лежать:
• Одно событие, объединяющее всех участников.
• Простейшая сверхзадача, прицел на которую
должен быть определен с самого начала
работы над этюдом.
Практическую работу над массовым этюдом
(на сценической площадке) следует начинать
с тщательного разбора содержания, чтобы
правильно сориентироваться в обстоятельствах
ведущих действие и быть готовым ответить
действием на любой поставленный или возникающий
вопрос.
В процессе работы нужно
многократно прощупывать весь ход
развития сцен. действия от события
к событию, чтобы ощутить ход
развития сквозного действия и научиться
расчленять его на составные части.
Массовый этюд не должен быть обременен
сложными психологическими ситуациями,
но обязательно должен заключать в себе
острый действующий конфликт, т.е. процесс
активно развивающейся борьбы.
В процессе работы над массовым этюдом
необходимо помнить:
1. Как подходить к определению сценического
события.
2. Что значит подлинно действовать в предлагаемых
обстоятельствах.
3. Что значит (идя от себя) осуществлять
логику действия роли.
4. Как чужие слова роли сделать своими
и обогатить логику поведения героя собственным
вымыслом.
5. Как фиксировать логику действия, а не
логику чувств, которую фиксировать невозможно.
6. Как приблизиться к ощущению непрерывно
развивающегося сквозного действия.
7. Как развернуть в действии свое понимание
сверхзадачи.
8. Как создать типичный характер, найти
пути перевоплощения в образ в знакомых
предлагаемых обстоятельствах и как найти
элементы яркой характерности.
Этюд – это:
средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;
средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;
средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
Этюд – это самостоятельный
поиск действенной линии
В современной театральной школе сложились два понятия, которые принято назвать одним словом «Этюд». Чтобы избежать неразберихи, следует четко понимать, что стоит за каждым из понятий.
Первая концепция
В данной концепции этюд
– это импровизация актера в предлагаемых
обстоятельствах и событиях. Такая
«этюдная проба», как это принято
называть, не требует предварительной
подготовки – актерам предлагается
сиюминутно «броситься в импровизацию».
Это понимание «этюда» как
пробы или наброска очень близко
к понятию «сценическая импровизация»,
которая, естественно, не репетируется
и не готовится заранее. Цель подобного
рода этюдных проб – действенное
исследование (то есть исследование собой,
своим телом своей
Предлагаемыми обстоятельствами
в театральном искусстве
Предлагаемые обстоятельства бывают:
обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее.
обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее).
личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее)
ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие чем живет человек в данной ситуации:
откуда я пришел? куда я направляюсь? зачем я пришел сюда? чего я хочу?
что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?
Процесс этюда непрерывен!
Актер не имеет право отвлекаться
и самостоятельно прерывать этюд.
Непрерывность прежде всего характеризуется
непрерывностью внутреннего текста. Режиссер
в свою очередь тоже не имеет права прерывать
этюд до конца события Лучше начинать
с несложных этюдов.
Другая концепция относится к понятию сценического этюда, который представляет собой законченное театральное сочинение (в этом отношении понятие «сценический этюд» близко к понятию «музыкальный этюд», когда этюд, как форма сочинения имеет самостоятельное художественное значение и подразумевает авторство, процесс сочинения, репетиции и поправок).
Сценический этюд – это событийный, законченный отрезок жизни действующего лица (действующих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный, или сыгранный, или показанный в сценических условиях.
Сценический этюд от этюдной импровизационной пробы предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализацию сверхзадачи творческого показа, тогда как при импровизационной пробе не стоит такой задачи. И в этом отношении актер, работающий над этюдом перестает быть просто исполнителем, но становится полноправным автором и творцом – режиссером своей роли. В данной концепции «сценический этюд» близок к понятию «драматическая сцена».
Чаще всего в помощь актерам для работы над подобного рода этюдами назначаются кураторы или студенты-режиссеры.
Тем не менее этюд не репетируется!
Он может повторяться с учетом
замечаний и уточнений
Информация о работе Этюдная практика в режиссуре театрализованных представлений