Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:51, реферат
Немного информации о великом представителе русского сентиментализма
Сентиментальная «поэзия чувства» Н.М. Карамзина (1766-1826)
С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе,
нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать,
поэзия внутренняя, задушевная.
П.А. Вяземский
Что человеку занимательнее самого себя?
Н.М. Карамзин
Личность и творческий путь поэта.
Карамзин - родоначальник
русской сентиментальной
Идейно-художественный анализ лирических стихотворений Карамзина
Читателей этой
страницы обычно также интересуют книги:
С.В. Кекова и
Р.Р. Измайлов "Сохранившие традицию"
В.П. Крючков "Русская
поэзия ХХ века: Очерки поэтики. Анализ
текстов"
В статье, из которой
взяты строки эпиграфа, современник
и друг Карамзина Вяземский говорит
о стихах поэта, но задушевной «поэзией
овеяна» и проза. Поэтичность - едва ли
не главная отличительная черта художественной
манеры Николая Михайловича Карамзина.
Поэт он, вероятно, куда менее значительный,
чем прозаик. И, тем не менее, целая эпоха
в русской поэзии названа «карамзинской». Это
доказывает, что Карамзин со своим образованием
опережал современников. Белинский в статье
«Литературные мечтания» так определил
историко-литературную роль Карамзина:
«Он отметил своим именем эпоху в нашей
словесности; его влияние на современников
было так велико и сильно, что целый период
нашей литературы от девяностых до двадцатых
годов называется периодом Карамзинским..
За ним еще и по сию пору, хотя и не твердо
и не определенно, кроме имени историка,
остаются имена писателя, поэта, художника,
стихотворца».
Далее критик постарался
одной фразой передать суть новаторства
Карамзина: «Он старался писать, как говорится».
И этим «приучил, приохотил русскую публику
к чтению». Позже, в цикле статей о Пушкине,
Белинский конкретизирует эту мысль: «Карамзин
имел огромное влияние на русскую литературу.
Он отошел от слаянщины и латинской
конструкции и приблизил литературный
язык к более живой и естественной русской
речи. Своим журналом, своими статьями
о разных предметах и повестями он распространял
в русском обществе познания, образованность,
вкус и охоту к чтению. При нем и вследствие
его влияния тяжелый педантизм и школярство
сменялись сентиментальностью и светской
легкостью, в которых много было странного,
но которые были важным шагом вперед для
литературы и общества». Стихотворения
Карамзина критик называет «мыслями и
чувствованиями умного человека» и поясняет,
что «они простотою своего содержания,
естественностью и правильностью языка,
легкостию (по тому времени) версификации,
новыми и более свободными формами расположения
были тоже шагом вперед для русской поэзии».
Естественность и задушевность повествования о чувствах и переживаниях самого обычного человека, свободный, непринужденный характер поэтической речи оказались величайшим достижением Карамзина и положили основу русского сентиментализма.
Вся жизнь Карамзина,
внешне размеренная и благопристойная,
а внутренне насыщенная напряженнейшей
работой мысли и чувства, словно
бы вела его к созданию именно сентиментальных
произведений. Державин с его яркой
энергетической натурой, неукротимой
бурной деятельностью был весь на виду.
Карамзин неизменно сдержан, корректен,
любезен и рассудителен. Однако за внешней
сдержанностью скрывались глубины чувствительной
души и пристальная зоркость взгляда художника.
Вот он в 1789 году на парижских улицах. Русский
путешественник, молодой человек в дорожном
плаще, модной шляпе, изысканно помахивающий
легкой тростью. Во Франции - революция.
На улицах Парижа громоздятся баррикады.
Отрывистые команды, перестрелка, крики
и ругань толпы, звонкие голоса мальчишек,
раздающих революционные листовки. Молодому
человеку в стычках участвовать некогда.
У него другая задача. Он всматривается
и вслушивается в происходящее, «сердцем
улавливая» его смысл. Душа его впитывает
взбудораженную атмосферу площадей и
улиц. Он запоминает. И тщательно записывает
впечатления.
Через несколько
месяцев вернется из заграничного путешествия
на родину и выпустит поразившую читателей
книгу «Письма русского путешественника»
(1791). В нее войдут среди прочего
и те самые живые и взволнованные
переживания парижских событий. И еще
- много стихов. Потому что поэзия - такая
вещь, которая может передать самые яркие
и сильные впечатления души и сердца. Одной
прозы для первой русской сентиментальной
книги оказалось недостаточно.
Сам термин «сентиментализм»
вошел в литературный обиход благодаря
названию произведения английского писателя
Стерна «Сентиментальное путешествие
по Франции и Италии» (1768). Впервые книга
была переведена на русский язык лишь
в 1793 году, то есть уже после выхода из
печати «Писем русского путешественника».
Но Карамзин, прекрасно владеющий французским
языком, мог прочесть ее в оригинале. Он
мог знать, кстати, и «Письма об Италии»
(1785) французского путешественника и писателя
Дюпати. В жанрах письма, исповеди, дневника,
путевых заметок, романа в письмах, а также
в чувствительных стихотворных элегиях,
идиллиях и посланиях находил свое художественное
воплощение новый метод сентиментализма,
широко распространившийся в западной
литературе во второй половине XVIII столетия.
Обращаясь именно к этим жанрам, художник
слова мог глубже заглянуть в человеческую
душу, достовернее описать чувства и переживания
обычных людей.
Русские поэты
и писатели шли вслед западным,
хотя в отдельных проявлениях
нового метода могли их и предвосхищать.
В романе в письмах английского писателя
Ричардсона «Памела, или Вознагражденная
добродетель» (1741) раньше, чем в произведениях
других авторов, была сделана попытка
передать душевные переживания простого
человека, попавшего в сложную ситуацию
и проявившего при этом нравственную высоту
поступков и чувств. Пуританская строгость
заявленной писателем морали сужала изображение
психологии героев. Подражая Ричардсону,
русский писатель П.Ю. Львов сочинил «Российскую
Памелу» (1789), удачно заострив психологическое
начало произведения в рисунке «нежного
сердца» героини, самой обыкновенной девушки.
И демонстративно это подчеркнул: «Есть
и у нас столь нежные сердца в низком состоянии»
(то есть в «низком» сословии простых людей
- Л.Д.). Чуть позже в своей «Бедной Лизе»
(1792) Карамзин сделает этот тезис лейтмотивом
произведения. «И крестьянки любить умеют»,
- скажет он.
Уже ясно из перечисленного,
что сентиментализм (по-французски
sentiment означает чувствительность) обращен
к эмоциональному внутреннему миру
человека, причем, человека, ничем не выдающегося,
самого обыкновенного, будь он из дворян
или крестьян. Сентиментализм демократично
уравнивал права на появление в литературном
произведении героев, принадлежащих к
самым разным сословиям и социальным слоям.
Изображение людей перемещалось с обобщенно-условного
их поведения (вспомним для сравнения
идеальных образцовых героев или столь
же «образцовых» злодеев, ханжей, празднолюбцев
классицизма) к индивидуальному, частному,
конкретному. Изменились темы произведений
и форма раскрытия тем. Больший психологизм
этой формы потребовал индивидуализации
показа типов человека. Однотипными бывают
лишь образцы и прописи: «а» в них всегда
похожа на «а»; «б» всегда однотипно с
«б». Реальные же человеческие характеры
содержат в себе частности, они особенны
и индивидуальны. Психологизм изображения
людей явился тем новым художественным
качеством, которое сентиментализм привнес
с собою в литературу.
Покажем это
на примерах из поэзии. Лирическая поэзия
не может не быть обращенной к чувствам
человека. Такова ее природа. Эмоциями
была насыщена и лирика поэтов-классицистов.
Вспомним Ломоносова. Сколько лирического
пафоса в его одах и меньших по объему
стихотворениях! Но в том-то все и дело,
что этот пафос задан высокой гражданской
темой и соотнесен с «высоким» жанром.
Несомненно, что гражданское патриотическое
чувство может быть у классициста не только
условно-заданным, но одновременно и глубоко
личным. Именно так в произведениях Ломоносова.
И тем не менее, оно всегда взято в строгие
рамки, продиктованные нормой жанровой
и тематической.
Чувства у поэтов-сентименталистов имеют основу психологическую. Оно само в очень большой степени диктует форму повествования. Чувство в поэтике сентиментализма может быть противоречивым, изменчивым и даже непредсказуемым. Об этом задумывался уже Державин. В своем «Рассуждении о лирической поэзии» он писал, что в поэтическом вдохновении «нет ни связи, ни холодного рассуждения», и что «ода - не наука, но огонь, жар, чувство». И все-таки в живописных красочных описаниях Державина мы встречаем внешние приметы «огня и жара». Лирика поэта прокладывала дорогу сентиментализму, как, впрочем, и реализму. Но, в целом, в творчестве Державина еще многое от рационалистической эстетики классицизма. Психологические обоснования противоречивости и непредсказуемости чувства едва ли здесь встретишь.
Душа лирического
героя стремится включить в себя
весь мир. А изображение природы меняется
в произведении в зависимости от того,
как изменяется настрой «чувствительной
души». В полемическом стихотворении «Протей,
или несогласия стихотворца» (1798) Карамзин
заявлял:
Чувствительной душе не сродно ль изменяться?
Она мягка, как воск, как зеркало, ясна,
И вся Природа в ней с оттенками видна.
Нельзя
ей для себя единою казаться.
Еще прежде в
программной статье «Что нужно автору?»
(1793) поэт высказал суждения, показавшиеся
бы необычными и даже странными нормативно
мыслящему классицисту. «Творец всегда
изображается в творении, и часто против
воли своей». В этом «против воли своей»
(то есть не по воле и разуму, а по чувству)
заключался новый, более сложный, подход
к пониманию природы художественного
творчества. Признавалось господствующее
субъективное начало. В настроениях, переживаниях
и чувствах человека всегда ведь велика
роль субъективного, то есть сугубо личного,
присущего сознанию только этого человека,
только этого художника слова. Разум гораздо
непреложнее, чем чувства, связан с нормами
объективного мира, мира, существующего
независимо от сознания человека. В своем
суждении Карамзин противопоставил объективное
и субъективное начала в творчестве. Их
противоборство он понимал как импульс
к созданию художественных произведений
нового типа. Это произведения психологические,
раскрывающие диалектику поведения человека
(греческое слово dialektik, то есть развитие
в его многообразных и противоречивых
формах).
Душа лирического
героя стремится включить в себя
весь мир. Конечно, всего многообразия
окружающего мира сентименталисты в своих
произведениях еще не умели охватить и
представить. В статье «Что нужно автору?»
Карамзин заявлял, что главное - суметь
создать «портрет души и сердца своего».
У сентименталистов этот портрет нравственный,
мало соотносящийся с социально-идеологическими
сторонами жизни. Но психологически он
должен быть воссоздан выверенно и тонко,
а уже это немалая художественная заслуга.
Нравственный пафос сентиментальных произведений
высок: он неотделим от понятий благородства
души, искренности, доброты и честности.
Не случайно лейтмотивом карамзинской
статьи является утверждение: «дурной
человек не может быть хорошим автором».
Карамзин сам
постарался сделать свою жизнь нравственной
и достойной уважения. Он именно
«делал» свою биографию, сознательно
создавал ее, как создают-творят художественное
произведение. Родился он в Симбирской
губернии в дворянской семье небогатых,
но культурных и просвещенных людей. В
Московском частном пансионе профессора
Шадена получил хорошее образование и
светские навыки. Затем, как это считалось
престижным среди светских молодых людей,
- военная служба в одном из лучших гвардейских
полков. Пожалуй, именно тогда впервые
отчетливо осознал Карамзин необходимость
выстраивать жизненный путь не по общепринятым
в его среде меркам: удачная карьера, чины,
солидное положение в обществе. Не прослужив
и года, он в 1784 году с небольшим чином
поручика выходит в отставку и возвращается
в Симбирск.
Внешне он ведет
рассеянную, как тогда выражались,
жизнь светского молодого дворянина,
усвоившего столичные манеры и отличающегося
изысканностью обхождения с дамами.
Он хорош собой, модно одет, играет в
карты; он блестящий, ловкий кавалер на
губернских балах. Но это лишь внешне.
Карамзин напряженно думает о самоопределении,
ищет подсказки в новых знакомствах, в
книгах. К тому времени он уже хорошо образован,
но упорно осваивает новые и новые знания
в самых разных областях. Больше других
его привлекают литература, история и
философия. Старинным знакомым семьи Карамзиных
был И.П. Тургенев, литератор и масон, состоявший
в большой дружбе с Н.И. Новиковым. Николай
Иванович Новиков, также масон, но, кроме
того, книгоиздатель, талантливый журналист
и писатель-сатирик. По совету И.П. Тургенева
Карамзин перебрался в Москву и примкнул
к кружку Новикова. Началась новая полоса
жизни, продолжавшаяся с 1785 года по 1789
год. О ней нужно сказать особо.
Четыре московских
года рядом с масонами совершенно
изменили и образ жизни, и образ
мышления Карамзина. История русских
масонских организаций изучена
не очень полно. Масонское движение
долгое время в нашей науке
рассматривалось