Карамзин Н.М. и его творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:51, реферат

Описание работы

Немного информации о великом представителе русского сентиментализма

Файлы: 1 файл

Реферат ИиЛ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Сентиментальная «поэзия чувства» Н.М. Карамзина (1766-1826)

С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к  природе,

нежных отливов  мысли и впечатлений, словом сказать,

поэзия внутренняя, задушевная.

П.А. Вяземский  

Что человеку занимательнее  самого себя?

Н.М. Карамзин

Личность и  творческий путь поэта.

Карамзин - родоначальник  русской сентиментальной поэзии.

Идейно-художественный анализ лирических стихотворений Карамзина 

Читателей этой страницы обычно также интересуют книги:  

С.В. Кекова и  Р.Р. Измайлов "Сохранившие традицию"  

В.П. Крючков "Русская  поэзия ХХ века: Очерки поэтики. Анализ текстов"  

В статье, из которой  взяты строки эпиграфа, современник  и друг Карамзина Вяземский говорит о стихах поэта, но задушевной «поэзией овеяна» и проза. Поэтичность - едва ли не главная отличительная черта художественной манеры Николая Михайловича Карамзина. Поэт он, вероятно, куда менее значительный, чем прозаик. И, тем не менее, целая эпоха в русской поэзии названа «карамзинской». Это доказывает, что Карамзин со своим образованием опережал современников. Белинский в статье «Литературные мечтания» так определил историко-литературную роль Карамзина: «Он отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых до двадцатых годов называется периодом Карамзинским.. За ним еще и по сию пору, хотя и не твердо и не определенно, кроме имени историка, остаются имена писателя, поэта, художника, стихотворца».  

Далее критик постарался одной фразой передать суть новаторства Карамзина: «Он старался писать, как говорится». И этим «приучил, приохотил русскую публику к чтению». Позже, в цикле статей о Пушкине, Белинский конкретизирует эту мысль: «Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу. Он отошел от слаянщины и  латинской конструкции и приблизил литературный язык к более живой и естественной русской речи. Своим журналом, своими статьями о разных предметах и повестями он распространял в русском обществе познания, образованность, вкус и охоту к чтению. При нем и вследствие его влияния тяжелый педантизм и школярство сменялись сентиментальностью и светской легкостью, в которых много было странного, но которые были важным шагом вперед для литературы и общества». Стихотворения Карамзина критик называет «мыслями и чувствованиями умного человека» и поясняет, что «они простотою своего содержания, естественностью и правильностью языка, легкостию (по тому времени) версификации, новыми и более свободными формами расположения были тоже шагом вперед для русской поэзии».  

Естественность  и задушевность повествования о  чувствах и переживаниях самого обычного человека, свободный, непринужденный характер поэтической речи оказались величайшим достижением Карамзина и положили основу русского сентиментализма.

Вся жизнь Карамзина, внешне размеренная и благопристойная, а внутренне насыщенная напряженнейшей работой мысли и чувства, словно бы вела его к созданию именно сентиментальных  произведений. Державин с его яркой  энергетической натурой, неукротимой  бурной деятельностью был весь на виду. Карамзин неизменно сдержан, корректен, любезен и рассудителен. Однако за внешней сдержанностью скрывались глубины чувствительной души и пристальная зоркость взгляда художника. Вот он в 1789 году на парижских улицах. Русский путешественник, молодой человек в дорожном плаще, модной шляпе, изысканно помахивающий легкой тростью. Во Франции - революция. На улицах Парижа громоздятся баррикады. Отрывистые команды, перестрелка, крики и ругань толпы, звонкие голоса мальчишек, раздающих революционные листовки. Молодому человеку в стычках участвовать некогда. У него другая задача. Он всматривается и вслушивается в происходящее, «сердцем улавливая» его смысл. Душа его впитывает взбудораженную атмосферу площадей и улиц. Он запоминает. И тщательно записывает впечатления.  

Через несколько  месяцев вернется из заграничного путешествия  на родину и выпустит поразившую читателей  книгу «Письма русского путешественника» (1791). В нее войдут среди прочего  и те самые живые и взволнованные  переживания парижских событий. И еще - много стихов. Потому что поэзия - такая вещь, которая может передать самые яркие и сильные впечатления души и сердца. Одной прозы для первой русской сентиментальной книги оказалось недостаточно.  

Сам термин «сентиментализм» вошел в литературный обиход благодаря названию произведения английского писателя Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768). Впервые книга была переведена на русский язык лишь в 1793 году, то есть уже после выхода из печати «Писем русского путешественника». Но Карамзин, прекрасно владеющий французским языком, мог прочесть ее в оригинале. Он мог знать, кстати, и «Письма об Италии» (1785) французского путешественника и писателя Дюпати. В жанрах письма, исповеди, дневника, путевых заметок, романа в письмах, а также в чувствительных стихотворных элегиях, идиллиях и посланиях находил свое художественное воплощение новый метод сентиментализма, широко распространившийся в западной литературе во второй половине XVIII столетия. Обращаясь именно к этим жанрам, художник слова мог глубже заглянуть в человеческую душу, достовернее описать чувства и переживания обычных людей.  

Русские поэты  и писатели шли вслед западным, хотя в отдельных проявлениях  нового метода могли их и предвосхищать. В романе в письмах английского писателя Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1741) раньше, чем в произведениях других авторов, была сделана попытка передать душевные переживания простого человека, попавшего в сложную ситуацию и проявившего при этом нравственную высоту поступков и чувств. Пуританская строгость заявленной писателем морали сужала изображение психологии героев. Подражая Ричардсону, русский писатель П.Ю. Львов сочинил «Российскую Памелу» (1789), удачно заострив психологическое начало произведения в рисунке «нежного сердца» героини, самой обыкновенной девушки. И демонстративно это подчеркнул: «Есть и у нас столь нежные сердца в низком состоянии» (то есть в «низком» сословии простых людей - Л.Д.). Чуть позже в своей «Бедной Лизе» (1792) Карамзин сделает этот тезис лейтмотивом произведения. «И крестьянки любить умеют», - скажет он.  

Уже ясно из перечисленного, что сентиментализм (по-французски sentiment означает чувствительность) обращен  к эмоциональному внутреннему миру человека, причем, человека, ничем не выдающегося, самого обыкновенного, будь он из дворян или крестьян. Сентиментализм демократично уравнивал права на появление в литературном произведении героев, принадлежащих к самым разным сословиям и социальным слоям. Изображение людей перемещалось с обобщенно-условного их поведения (вспомним для сравнения идеальных образцовых героев или столь же «образцовых» злодеев, ханжей, празднолюбцев классицизма) к индивидуальному, частному, конкретному. Изменились темы произведений и форма раскрытия тем. Больший психологизм этой формы потребовал индивидуализации показа типов человека. Однотипными бывают лишь образцы и прописи: «а» в них всегда похожа на «а»; «б» всегда однотипно с «б». Реальные же человеческие характеры содержат в себе частности, они особенны и индивидуальны. Психологизм изображения людей явился тем новым художественным качеством, которое сентиментализм привнес с собою в литературу.  

Покажем это  на примерах из поэзии. Лирическая поэзия не может не быть обращенной к чувствам человека. Такова ее природа. Эмоциями была насыщена и лирика поэтов-классицистов. Вспомним Ломоносова. Сколько лирического пафоса в его одах и меньших по объему стихотворениях! Но в том-то все и дело, что этот пафос задан высокой гражданской темой и соотнесен с «высоким» жанром. Несомненно, что гражданское патриотическое чувство может быть у классициста не только условно-заданным, но одновременно и глубоко личным. Именно так в произведениях Ломоносова. И тем не менее, оно всегда взято в строгие рамки, продиктованные нормой жанровой и тематической.  

Чувства у поэтов-сентименталистов имеют основу психологическую. Оно само в очень большой степени диктует форму повествования. Чувство в поэтике сентиментализма может быть противоречивым, изменчивым и даже непредсказуемым. Об этом задумывался уже Державин. В своем «Рассуждении о лирической поэзии» он писал, что в поэтическом вдохновении «нет ни связи, ни холодного рассуждения», и что «ода - не наука, но огонь, жар, чувство». И все-таки в живописных красочных описаниях Державина мы встречаем внешние приметы «огня и жара». Лирика поэта прокладывала дорогу сентиментализму, как, впрочем, и реализму. Но, в целом, в творчестве Державина еще многое от рационалистической эстетики классицизма. Психологические обоснования противоречивости и непредсказуемости чувства едва ли здесь встретишь.

Душа лирического  героя стремится включить в себя весь мир. А изображение природы меняется в произведении в зависимости от того, как изменяется настрой «чувствительной души». В полемическом стихотворении «Протей, или несогласия стихотворца» (1798) Карамзин заявлял:  

      Чувствительной  душе не сродно ль изменяться?

      Она мягка, как воск, как зеркало, ясна,

      И вся Природа в ней с оттенками  видна.

      Нельзя  ей для себя единою казаться. 

Еще прежде в  программной статье «Что нужно автору?» (1793) поэт высказал суждения, показавшиеся бы необычными и даже странными нормативно мыслящему классицисту. «Творец всегда изображается в творении, и часто против воли своей». В этом «против воли своей» (то есть не по воле и разуму, а по чувству) заключался новый, более сложный, подход к пониманию природы художественного творчества. Признавалось господствующее субъективное начало. В настроениях, переживаниях и чувствах человека всегда ведь велика роль субъективного, то есть сугубо личного, присущего сознанию только этого человека, только этого художника слова. Разум гораздо непреложнее, чем чувства, связан с нормами объективного мира, мира, существующего независимо от сознания человека. В своем суждении Карамзин противопоставил объективное и субъективное начала в творчестве. Их противоборство он понимал как импульс к созданию художественных произведений нового типа. Это произведения психологические, раскрывающие диалектику поведения человека (греческое слово dialektik, то есть развитие в его многообразных и противоречивых формах).  

Душа лирического  героя стремится включить в себя весь мир. Конечно, всего многообразия окружающего мира сентименталисты в своих произведениях еще не умели охватить и представить. В статье «Что нужно автору?» Карамзин заявлял, что главное - суметь создать «портрет души и сердца своего». У сентименталистов этот портрет нравственный, мало соотносящийся с социально-идеологическими сторонами жизни. Но психологически он должен быть воссоздан выверенно и тонко, а уже это немалая художественная заслуга. Нравственный пафос сентиментальных произведений высок: он неотделим от понятий благородства души, искренности, доброты и честности. Не случайно лейтмотивом карамзинской статьи является утверждение: «дурной человек не может быть хорошим автором».  

Карамзин сам  постарался сделать свою жизнь нравственной и достойной уважения. Он именно «делал» свою биографию, сознательно  создавал ее, как создают-творят художественное произведение. Родился он в Симбирской губернии в дворянской семье небогатых, но культурных и просвещенных людей. В Московском частном пансионе профессора Шадена получил хорошее образование и светские навыки. Затем, как это считалось престижным среди светских молодых людей, - военная служба в одном из лучших гвардейских полков. Пожалуй, именно тогда впервые отчетливо осознал Карамзин необходимость выстраивать жизненный путь не по общепринятым в его среде меркам: удачная карьера, чины, солидное положение в обществе. Не прослужив и года, он в 1784 году с небольшим чином поручика выходит в отставку и возвращается в Симбирск.  

Внешне он ведет  рассеянную, как тогда выражались, жизнь светского молодого дворянина, усвоившего столичные манеры и отличающегося  изысканностью обхождения с дамами. Он хорош собой, модно одет, играет в карты; он блестящий, ловкий кавалер на губернских балах. Но это лишь внешне. Карамзин напряженно думает о самоопределении, ищет подсказки в новых знакомствах, в книгах. К тому времени он уже хорошо образован, но упорно осваивает новые и новые знания в самых разных областях. Больше других его привлекают литература, история и философия. Старинным знакомым семьи Карамзиных был И.П. Тургенев, литератор и масон, состоявший в большой дружбе с Н.И. Новиковым. Николай Иванович Новиков, также масон, но, кроме того, книгоиздатель, талантливый журналист и писатель-сатирик. По совету И.П. Тургенева Карамзин перебрался в Москву и примкнул к кружку Новикова. Началась новая полоса жизни, продолжавшаяся с 1785 года по 1789 год. О ней нужно сказать особо.  

Четыре московских года рядом с масонами совершенно изменили и образ жизни, и образ  мышления Карамзина. История русских  масонских организаций изучена  не очень полно. Масонское движение долгое время в нашей науке  рассматривалось преимущественно  как реакционное. В последние десятилетия подход к нему меняется. Масонские ложи - это нравственно-религиозные кружки, возникшие в XVIII столетии вначале в Англии, затем в других странах, в том числе в России. В основе этического кодекса масонов лежит требование нравственного самоусовершенствования человека. Были у масонов и свои политические программы, тесно связанные с нравственными и религиозными. Театральная обрядность, рыцарские ритуалы, таинственность, имеющая мистический оттенок, - все это сопровождало собрания и деятельность масонов. Последняя отличалась духовной и интеллектуальной насыщенностью, большой серьезностью и высокими моральными установками. Держались масоны обособленно. Вот такая атмосфера окружала теперь Карамзина. Общение с Н.И. Новиковым, беседы с интереснейшим философом-масоном А.М. Кутузовым, но главное, напряженнейшая работа по саморазвитию оказались мощным толчком к творчеству.  

Информация о работе Карамзин Н.М. и его творчество