Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:51, реферат
Немного информации о великом представителе русского сентиментализма
Карамзин начинает
переводить художественную прозу, а
затем и сам писать для журнала
«Детское чтение», издававшегося Н.И.
Новиковым. Здесь же были напечатаны первые
поэтические опыты Карамзина. Видимо,
в эти годы он и осознал в себе писательское
дарование. Самоопределение закончилось
- с ним завершился масонский период жизни.
Молодому писателю сделались узки рамки
замкнутого, кружкового образа жизни,
отъединенной от пестрой, богатой и многообразной
повседневной реальности. Пришло время
окунуться в эту реальность, чтобы вынырнуть
из ее глубин писателем-профессионалом.
Карамзин закладывает наследственное
имение и все вырученные деньги решает
истратить на путешествие по Европе, а
потом это путешествие описать. По тем
временам это был смелый шаг. Для Карамзина
он означал отказ от существования на
наследственные помещичьи доходы и решение
содержать себя не трудом крепостных,
а собственным трудом литератора-профессионала.
Почти полтора
года провел он за границей. Проехал
Германию, Швейцарию, Францию, Англию.
И не просто проехал. Знакомился с
выдающимися людьми этих стран, вовсе
не чувствуя себя провинциалом и достойно
представляя Россию. Он смотрел, слушал,
наблюдал. Исторические памятники, жилища
людей, университетские аудитории, фабрики,
трактиры, уличные гуляния, деревенские
свадьбы. Он сравнивал нравы людей разных
национальностей, вдумывался в особенности
их речи, заполнял страницы записной книжки
набросками уличных сцен, записями бесед.
И размышлениями, в которых сквозили живые
чувства. В Россию Карамзин вернулся осенью
1790 года. Во всеоружии не только последней
парижской моды, предписывающей ленты
на узких башмаках и взбитый кок на голове,
но тщательно продуманной программы дальнейшей
жизни. Он приступает к изданию «Московского
журнала», заполняя его номера своими
повестями, статьями, стихотворениями.
Именно здесь были напечатаны и «Письма
русского путешественника», и приобретшая
огромную популярность «Бедная Лиза».
В последующие
несколько лет Карамзин выпускает
альманахи, в том числе трехтомный
стихотворный альманах «Аониды», сборник
повестей и стихотворений под
названием «Мои безделки». К нему
пришла слава. Его знают не только
в столицах, Петербурге и Москве. Произведениями
Карамзина зачитывается молодежь провинциальных
городов. Его стиль, легкий, естественный,
разговорный, художественная манера, изящная
и одновременно демократичная, совершают
переворот в самом восприятии книги читающей
публикой. Формируется понятие интересного,
увлекательного чтения, а с ним и ритуал
литературного поклонения. В Москву приезжают
молодые восторженные люди, мечтающие
хотя бы взглянуть на любимого писателя.
«Лизин пруд» в подмосковном Коломенском
становится «знаковым» местом: сюда отправляются
грустить или объясниться в любви.
Между тем Карамзин
неожиданно и круто меняет свою жизнь.
Он оставляет литературу и берется
за гигантский исторический труд: создание
«Истории государства Российского».
По всей видимости, замысел этого труда
давно занимал его творческое воображение.
Внешние же обстоятельства, как известно,
идут навстречу благим замыслам. В самом
начале нового, XIX столетия, российский
престол занял любимый внук Екатерины
II Александр I. Это был просвещенный и на
первых порах либеральный правитель страны.
Не случайно в исторические описания вошло
красивое наименование «александровская
весна». Бывший учитель молодого императора
и друг Карамзина Михаил Никитич Муравьев
посодействовал назначению писателя на
должность придворного историографа.
Это имело для Карамзина два жизненно
важных следствия. Во-первых, ему теперь
выплачивали пенсию (других средств к
существовании у него, как помним, не имелось).
Во-вторых, и это было главное и заветное,
теперь открылся доступ к бесценным историческим
архивам. Карамзин с головой ушел в работу:
разбирал старинные фолианты, читал рукописи
и печатные книги по истории, выписывал,
сверял, сравнивал.
Двадцать три
года жизни, с 1803 по 1826, ушли на создание
двенадцати томов «Истории». Повествование
было достоверным и по возможности «беспристрастным»;
оно отличалось великолепным художественным
слогом. Автор довел его до «смутных времен»
в истории России. Смерть Карамзина оборвала
исполнение небывалого по масштабам замысла.
Читательский отклик на выходящие один
за другим тома был широким. Может быть,
впервые так ощутимо всколыхнулось национальное
самосознание только благодаря печатной
книге. «Писатель открыл русскому народу
его историю», «он объяснил русскому человеку
его самого», «Карамзин объяснил нам наше
прошлое» и т.д. - по столицам и провинциальным
городам шумно обсуждали «Историю», говорили,
писали, спорили.
Далеко не однозначным
было восприятие содержания книги. Вольнолюбивая
молодежь оспаривала безусловную поддержку
Карамзиным монархического правления.
Юный Пушкин сочинял дерзкие эпиграммы
на почтенного историка:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И
прелести кнута.
Поведение, свойственное
пылкой и горячей молодости! Карамзин
же, как всегда, был благородно сдержан,
он спокойно принимал и похвалу, и критику,
и насмешки.
Переехав в
Петербург, он каждое лето, начиная
с 1816 года, проводит с семьей в Царском
Селе. Карамзины - гостеприимные хозяева.
В их гостиной собираются не только известные
поэты Жуковский, Вяземский, Батюшков,
но и молодежь. Пушкин часто бывает здесь,
восторженно слушает, как читают стихи
старшие, ухаживает за женой Карамзина,
уже немолодой, умной и обаятельной женщиной,
и даже отваживается послать ей любовное
признание. Мудрый Карамзин великодушно
простит выходку юноши, как простил и нападки
на свою «Историю» в пушкинских эпиграммах.
Пройдет десять
лет, Пушкин повзрослеет и по-другому
взглянет на исторический труд Карамзина.
В «Записке о народном воспитании», сочиненной
в 1826 году ссыльным поэтом в Михайловском,
он заявит: «Историю русскую должно будет
преподавать по Карамзину. "История
государства Российского" есть не только
произведение великого писателя, но и
подвиг честного человека».
И это не будет
жестом лояльности к властям опального
поэта. Спустя год, уже возвращенный
из ссылки, Пушкин вновь и настойчиво
вернется к высокой оценке карамзинской
«Истории»: «Появление сей книги (так
и быть надлежало) наделало много шуму
и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров
разошлись в один месяц (чего никак не
ожидал и сам Карамзин) - пример единственный
в нашей земле. Все, даже светские женщины,
бросились читать историю своего отечества,
дотоле им неизвестную. Она была для них
новым открытием. Древняя Россия, казалось,
найдена Карамзиным, как Америка - Коломбом.
Несколько времени ни о чем ином не говорили.
<> У нас никто не в состоянии исследовать
огромное создание Карамзина - зато никто
не сказал спасибо человеку, уединившемуся
в ученый кабинет во время самых лестных
успехов и посвятившему целых двенадцать
лет жизни безмолвным и неутомимым трудам
<> Он рассказывал со всею верностию
историка, он везде ссылался на источники
- чего же более требовать было от него?
Повторяю, что "История государства
Российского" есть не только создание
великого писателя, но и подвиг честного
человека».
Завершая рассказ
о личности и жизненном пути Карамзина,
обратимся еще раз к
Последнее десятилетие
жизни Карамзина отмечено редко
кому выпадающей завидной участью. Он
в дружеских отношениях с самим Александром
I. Их часто видят вместе на прогулках в
Царскосельском парке, беседующих подолгу,
степенно и умиротворенно. Возможно, император,
понимая глубокую порядочность и благородство
Карамзина, доверял ему куда больше, чем
своим дворцовым чиновникам. Историк нередко
не соглашался с мыслями и доводами его
высочества. Тот не досадовал, а внимательно
слушал. Поданная историком Александру
I «Записка о древней и новой России» содержит
много пунктов несогласия с правительственной
политикой в стране.
Карамзин не
добивался ни чинов, ни наград. Правда,
была у него орденская лента, к
которой он, впрочем, относился с
юмором и легкой иронией. Вот еще
один фрагмент из воспоминаний Пушкина.
«Однажды, отправляясь в Павловск и надевая
свою ленту, он посмотрел на меня наискось
и не мог удержаться от смеха. Я прыснул,
и мы оба расхохотались».
***
Стихотворения
Карамзина внесли в русскую лирику
новое поэтическое качество, которое,
наверное, можно коротко определить
как «изящная простота». Изящество это
скромное, глубоко запрятанное в строки
стиха. Но чтобы его добиться, требовалась
большая творческая работа. Карамзина-поэта
отличает не только особое филологическое
чутье нужного слова, но целенаправленные
поиски такого слова. В заметке «Мысли
об уединении» он размышляет об «избирательности»
слова в поэзии: «Некоторые слова имеют
особую красоту для чувствительного сердца».
В стихотворении «Послание к женщинам»
(1795) содержатся программные строки, поясняющие
художественную манеру поэта:
Чтоб слогом чистым, сердцу внятным,
Оттенки вам изображать
Страстей счастливых и несчастных,
То кротких, то ужасных;
Чтоб вы могли сказать:
«Он, право, мил и верно переводит
Все темное в сердцах на ясный нам язык;
Слова
для тонких чувств находит!»
Здесь точно
выражена мысль о новой для
русской поэзии задаче - передать трудно
уловимые «оттенки страстей» простым
и «ясным языком». Несколько позже
у Жуковского эта поэтическая
задача достигнет виртуознейших
очертаний: «выразить невыразимое». Но
Карамзин был первый, кто ее сформулировал.
О чем поэт пишет, какова тематика его
стихотворений? Чаще всего она связана
с любовными переживаниями. «Странность
любви, или бессонница» (1793), «Законы осуждают
предмет моей любви» (1793), «Песня» (1795),
«Непостоянство» (1795), «Отставка» (1796),
«К неверной» (1796), «К верной» (1796) и т.д.
Произведения
эти различны по ритмике, мелодике,
по лирической тональности. Одни из них
грустные, другие шутливые. Порою прямо
противоположны по сюжетной ситуации.
И именно из этой ситуации проистекают
те самые психологические «оттенки страстей
счастливых и несчастных», о которых поэт
говорит в «Послании к женщинам». Думается,
не обошлось и без поэтического эксперимента:
своего рода психологического исследования.
Не случайно ведь созданные одно за другим
стихотворения «К неверной» и «К верной»
противопоставлены по чувству, переживаемому
лирическим героем.
В лирике Карамзина
встречаем новый тип героини.
Предмет любви и обожания у
поэта - обычная девушка, которая
не блещет ни умом, ни красотою, ни талантами.
Она не увлечена искусством, не читает
философских книг и вообще «всю ученость
презирает». И тем не менее, лирический
герой любит ее, она для него «милее всех
на свете». Так начинается стихотворение
«Странность любви, или бессонница».
Кто для сердца всех страшнее?
Кто на свете всех милее?
Знаю: милая моя!
«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она она
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Не блистает остротою,
И движеньем глаз своих
Не умеет изъясняться;
Не умеет восхищаться
Аполлоновым огнем;
ФилосоСћфов не читает
И в невежестве своем
Всю ученость презирает.
Знайте также, что она
Не Венера красотою -
Так худа, бледна собою,
Так эфирна и томна,
Что без жалости не можно
Бросить взора на нее.
Странно!..
я люблю ее!
Странность, непредсказуемость
и необъяснимость любовного чувства
являются темой этого стихотворения.
Не найдем ни одной жестко закрепленной
черточки в облике милой (сравним застывшие,
как на живописном портрете, черты возлюбленной
в классицистической лирике Ломоносова,
например, в его «Разговоре с Анакреоном»).
Поэт доискивается истоков этого всепоглощающего
странного чувства, пытается в нем разобраться.
Композиция стихотворения подчинена этой
задаче. Следующие две строфы соотнесены
по принципу антитезы, то есть противопоставления.
Возможно, говорится в первой из них, страстное
чувство к девушке есть результат пылкой
любви к герою самой этой девушки? Ведь
уверяют же опытные люди, что «любовь любовь
рождает»!