Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 23:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Всякое художественное произведение имеет жанр, который объединяет наиболее общие закономерности, черты и свойства этого произведения. Однако, подвижность жанровой системы, спряженная с множеством причин, позволяет говорить об эволюции жанра, его динамике и развитии, что имеет прямое отношение к организации материалов фильма.
Введение……………………………………………………………………
Развитие теоретических представлений на проблему киножанра…
Понятие жанра в киноискусстве…………………………….
Жанровая структура кинематографа..…………………….
Эволюция жанров в киноискусстве…………………………
Анализ влияния жанра на организацию материала для фильма «Спасение души»………………………………………………………….
Этапы создания фильма……………………………………...
Анализ влияния жанра……………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы…………………………………….. Приложения…………………………………………………… |
3 5 5 10 16
21 21 26 30 33 35 |
Вопрос о жанрах киноискусства не новый. О нем до сих пор спорят критики и киноведы. Вопрос состоит в том, что в кино понятия «вид» и «жанр» пришли из глубины тысячелетий, со времен античности. Они были и в литературе, и в театре, и в изобразительном искусстве, а оттуда перекочевали в киноэстетику. Если говорить о начальном этапе развития кино, то его вообще долго не считали искусством, и место ему было в ярмарочном балагане на потеху не очень образованной публики, об этом писал в своих первых впечатлениях о кинематографе Максим Горький.
Жанр (фр. genre) – формально-содержательная категория, разработанная в литературоведении с целью классификации творческих продуктов текстового характера (произведений) по их типу.
Здесь нет противоречия - формальная как единица классификации, то есть продукт соответствующей формализованной процедуры, и одновременно типологически содержательная.
В основе понятия жанра лежит классификация по типологии или конкретно по диагностическим характеристикам, которая, как и любая классификация, достаточно условна: так, репортаж может включать интервью, как документальное произведение - использовать элементы игрового (постановочного, художественного) искусства. Равно возможно жанр может быть определен как исторически сложившийся тип произведения, имеющий общие характеристики и закономерности.
Каждому жанру можно приписать как минимум четыре характеризующих его признака:
В восприятии произведения зрителем большую роль играет форма «заявленного жанра», определяемая коммерческим названием экранного продукта или анонсом. Заявленный жанр может повысить кассовый зрительский успех через влияние на адресность и психологическую установку.
Но в процессе развития кинематограф успешно освоил язык смежных искусств - театра, живописи, музыки, и постепенно вырабатывал свой собственный язык. Потом начали появляться не только эстрадные скетчи, снятые на пленку прямо со сцены балаганов, но и маленькие видеорассказики, а потом и повести, и романы, правда, на первых порах в немом варианте, но оно изобрело новый язык - язык движения, из которого становилось понятно, что происходит на экране даже без диалогов. Этим языком и поныне пользуются кинематографисты, хотя со времени изобретения кинематографа прошло уже более ста лет. Самый яркий пример – новелла Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычайный кросс», снятая им по газетному фельетону Степана Олейника, опубликованному в «Правде», где нет ни единого слова, только музыкальное сопровождение юмористического действа. В мультипликационном варианте это сериал «Ну, погоди!» с незадачливым волком и хитрым зайцем, где кроме фразы «Ну, погоди!» никакого диалога не требуется. Все понятно из самого события, происходящего на экране.
Конечно, объемный роман с помощью одних жестов не экранизируешь. Тут на помощь приходит серьезная литература и талантливая актерская игра, а в документальном варианте – сила мастерски отснятого изображения, которое тоже может стать понятным без слов, особенно, если оно запечатлено искусным кинооператором.
Характеризуя кино как отдельный вид искусства, можно сказать, что сначала было изображение. Какими бы талантливыми не были сценарист, режиссер, актеры, композитор, если фильм не запечатлен на целлулоидную пленку или другой современный видеоноситель, он не существует. Поэтому можно с уверенностью сказать, что первым кинематографистом был кинооператор, то есть человек, который фиксировал на пленку то, что видел объектив киноаппарата.
Первые кинокадры запечатлели выход рабочих с фабрики Люмьеров – изобретателей кинематографа. Но уже в том же году они сняли и игровую новеллу «Политый поливальщик», доказав тем самым, что кино доступен не только документальный сюжет, но и маленькая игровая сценка, даже если она идет на экране всего полторы минуты.
Так с самого рождения кинематографа стали параллельно развиваться разные виды кинематографа: кинохроника, документальное и игровое кино, анимация, пионером которой стал еще в конце XIX века Жорж Мельес, а позже - научно-популярное, учебное и иные виды кино. И в каждом из этих видов созревали, под влиянием других искусств, свои жанры.
Все фильмы можно разделить на четыре основных вида. Первый вид - художественный, или игровой, фильм. Второй - документальное кино. Третий - научно-популярное кино, включающее и учебное кино. Наконец, четвертый вид - мультипликационное кино.
Среди основных видов можно выделить подвиды. Например, мультипликация бывает компьютерная, рисованная и кукольная. Документальный фильм - хроникальным, показывающим какое-либо действительное событие; монтажным, целиком сделанным из материалов снятых ранее документальных фильмов: классический пример монтажного фильма - «Обыкновенный фашизм» М. И. Ромма, где кинокадры военных лет использованы для разоблачения бесчеловечности фашизма.
Жанрами называют исторически сложившиеся и достаточно устойчивые разновидности художественного произведения. В разных видах кино есть одни и те же жанры, к примеру жанр рассказа. Но существуют и жанры, свойственные лишь данному виду, например, жанр киноромана относится только к игровому кино.
Документальное кино начиналось с обычной кинохроники. Уже на заре кинематографа во Франции появился не только «Патефон», но и «Пате-журнал», где отражались важнейшие события, происходящие в мире.
В России стал выходить «Живой журнал», издаваемый фирмой «Ханжонков». Затем стали появляться документальные киноочерки, посвященные различным темам и событиям. Они пользовались огромным успехом у первых зрителей - это были киносвидетельства коронации царей, различных природных катаклизмов. По примеру газетной журналистики, возникла экранная публицистика.
Научно-популярные киноочерки стали учить людей, как уберечься от тех или иных болезней, пожаров и наводнений. Появились учебные фильмы и даже целые кинокурсы, помогающие людям осваивать те или иные профессии.
Игровое кино, помимо жанров, скопированных у литературы, стало самостоятельно изобретать новые – научную фантастику, к примеру. Появились экранизации произведений Жюля Верна и иных фантастов докинематографического периода, Станислава Лема, братьев Стругацких.
Благодаря достижениям кинотехники и современного телевидения появилась возможность показывать на экране то, что в недалеком прошлом еще невозможно было себе представить. Правда, сегодня, при создании экранных трюков с помощью компьютерной техники порой страдает художественная сущность самого произведения.
В некоторых странах существуют киностудии, специализирующиеся на выпуске разных видов кинопродукции: игровой, неигровой, анимационной, учебной.
Продолжая разговор о жанрах, необходимо заметить, что они присутствуют в каждом из перечисленных видов. В документальном кино - это событийная хроника, кинолетопись, киноочерк, кинопортрет, кинопублицистика, кинофельетон и т. д.
В научно-популярном кино может быть и игровой сюжет, разыгранный актерами, - популярное толкование о том, как бороться с пожарами, болезнями и как нужно соблюдать правила дорожного движения. Учебный фильм может быть предназначен как для средней школы, так и для вузов, а также для различных курсов по овладению массовыми профессиями – вождением автомобиля, например. В игровом кино жанровая палитра еще разнообразней. Например, может быть фильм-опера, фильм-балет или просто фильм-концерт.
Комедийный жанр также бывает в кино достаточно разнообразным. Это и лирическая кинокомедия, и дышащие юмором ленты Леонида Гайдая, с уклоном на событийность, и сатирические, а порой и философские ленты Эльдара Рязанова типа «Гараж» или «Небеса обетованные». Это трагикомедия и фарс. Иногда жанры смешиваются, и трудно определить – это лирическая, музыкальная, сатирическая картина или все, вместе взятое. Главное, чтобы от такого симбиоза кинопроизведение выигрывало. Все жанры хороши, кроме скучных.
Широкую палитру представляют в кино приключенческие жанры – «экшн». Зачастую под этим брендом продвигают и явную халтуру. В конце минувшего века появились так называемые фильмы-катастрофы, звездные войны, фильмы ужасов, объединенные под общим неудобоваримым названием «боевик». Есть шпионские сериалы, фильмы-расследования и пр. Мы пока ограничимся информацией о видах и жанрах, чтобы сориентировать зрителя нашего сайта.
Информация о работе Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма