Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Всякое художественное произведение имеет жанр, который объединяет наиболее общие закономерности, черты и свойства этого произведения. Однако, подвижность жанровой системы, спряженная с множеством причин, позволяет говорить об эволюции жанра, его динамике и развитии, что имеет прямое отношение к организации материалов фильма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Развитие теоретических представлений на проблему киножанра…
Понятие жанра в киноискусстве…………………………….
Жанровая структура кинематографа..…………………….
Эволюция жанров в киноискусстве…………………………
Анализ влияния жанра на организацию материала для фильма «Спасение души»………………………………………………………….
Этапы создания фильма……………………………………...
Анализ влияния жанра……………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма.docx

— 64.55 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ влияния жанра

Замысел всегда имеет достаточно четкую цель, в нашем случае, показать работу благотворительной организации, Решив снять сюжет, не прекращается работа над замыслом. Мало сказать: «Хочу снять фильм о бездомных животных». Ведь в этом случае можно снять хроникальный фильм, а можно и учебный фильм или очерк, рассказывающий о многосторонней деятельности благотворительной организации.

Замысел непременно конкретизируется: в выборе жанра, отборе объектов, уточнении метража, то есть продолжительности фильма.

Таким образом, фильм снимается на основе более или менее разработанного плана. И неважно, что этот план возник и держится в уме - это все равно сценарный план.

Существует классическая конструкция построения сценарного плана фильма по типу драма, по которой действие проходит по крайней мере пять этапов.

1. Экспозиция - первое знакомство с действующими лицами, местом действия и временем.

Каждый художник в новой работе сталкивается с проблемой экспозиции, ибо без уяснения зрителем характеров и расстановки действующих лиц, без понимания окружающей обстановки он просто не сможет следить за развитием сюжета.

«Ты идешь по улице, хочешь сократить дорогу, проходишь через дворы. В каждом дворе ты видишь собак которые одиноко слоняются от дома к дому или копаются в «мусорках». Кошки следят за движением твоих ног, боятся тебя, потому что привыкли боятся людей, многие при виде тебя прячутся в подвалы. Ты видишь бездомных животных, но не придаешь этому никакого значения. В нашем обществе все привыкли к этому явлению: люди забывают, что кошки и собаки - это домашние животные, а, следовательно, у них должен быть хозяин, которого по каким-то причинам нет.»

2. Завязка – первое столкновение героев, их мнений, позиций, которое раскрывает противоречия между ними, означает начало основного конфликта.

«Вот ты проходишь дальше и видишь: грязную хромую кошку с очень грустными глазами, у неё почти нет сил бороться за жизнь. И ты замечаешь её, ты видишь, что ей нужна помощь, что судьба её явно не пощадила. Берешь её на руки, она уже не сопротивляется, не по тому что не боится тебя или доверяет тебе, а потому что устала бегать скрываясь от одной опасности, натыкаясь на новую проблему. Вы не знакомы, ты не знаешь не её истории, тем более она не знает твоей. Ты просто решаешь помочь.»

3. Развитие действия – цепь событий, заданных экспозицией и завязкой, развитие конфликта, открытое столкновение характеров. Развитие может идти, непрерывно нарастая, действие – усложняться, главный конфликт – обнажаться. Но бывает и так, что главная сюжетная линия обрастает параллельными действиями и побочными конфликтами. И тогда главный конфликт либо достигает своей высшей точки, кульминации, либо разрешается в сюжетных параллельных линиях.

«Ты несешь ее в ветеринарную клинику. Ветеринары интересуются почему ты решила помочь бездомному животному, ведь даже в Кирове их сотни, а то и тысячи. Ты не можешь ответить им на их вопрос, потому что сама не знаешь ответа. Там же ты узнаешь об организации «Дари Добро», встречаешь одного из этой организации который рассказывает тебе об их деятельности, о долгах перед ветеринарной клиникой. Он говорит, что организация базируется недалеко от клиники, недалеко от твоего дома. Странно, но ты раньше никогда не слышала о ней, хотя она всегда была рядом. Просто раньше ты относилась к бездомным животным как к нормальному явлению и не задумывалась о судьбах этих животных.

4. Кульминация - высшая точка столкновения характеров, момент наиболее острого проявления конфликта.

«В тебе просыпается интерес, ты решаешь посмотреть, что это за организация. Следуешь за человеком с которым познакомилась в клинике. Он рассказывает тебе о деятельности этой организации, тебе становиться всё интереснее, просыпается что-то человеческое, желание помочь. В организации ты видишь несколько людей, кошек и собак, знакомишься с людьми, с историями животных. Они приглашают тебя на благотворительную ярмарку, которая проводится с целью погасить долги организации «Дари добро» перед ветеринарными клиниками.

Ты приходишь на ярмарку, покупаешь там какие-то вещи для животных, не знаешь нужны ли они тебя, у тебя даже нет домашнего животного. Но в тоже время ты понимаешь, что эти деньги пойдут на благотворительность, поэтому тебе их не жалко. Тем более вдруг ты все-таки захочешь завести питомца. Там ты узнаешь о кото-кофе и решаешь как-нибудь заглянуть туда.

Придя домой с разными безделушками и разглядывая их, ты думаешь, а может все-таки стоит завести любимца? Смотришь свои детские фотографии, видишь своего прежнего любимца. Но сей час времена другие, в то время ответственными за питомца были твои родителями, а теперь если ты задумаешь завести животное, то вся ответственность будет на тебе. Ты боишься ответственности, потому что иногда не можешь уследить даже за собой, а теперь придется следить еще за кем-то. Тебя терзают сомнения, и ты ложишься спать ….»

5. Развязка следует за кульминацией, обычно это эпизод, в котором подводится итог борьбы, выясняется расстановка персонажей после генеральной схватки.

«На следующий день ты решаешь зайти в кото кофе, и там ты видишь ту кошку которую совсем недавно подобрала во дворе, которая в то еще время просто цеплялась за жизнь, но была обессилена, а теперь ты видишь ее полную энергии, но в ее глазах все равно прослеживается грусть. Человеческие руки много сделали для неё, но не смогли дать ей ту любовь которую сможет дать только хозяин. И ты принимаешь решение. Ты забираешь эту кошку домой.

Приносишь её домой, она всего чурается, ты тоже подозрительно на неё смотришь, но ты уже приняла решение, осмыслила всю ответственность которая легла на тебя. Теперь ты её хозяйка. И будущее этой кошки зависит от тебя. Кошка становится частью твоей небольшой новой семьи, и не только ты сделала её счастливой, но и она в меру своих сил будет приносить тебе счастье просто своим присутствием.»

Таким образом, режиссерский сценарий фильма «Спасение души» построен по классическому типу жанра – драма, однако, как режиссер и автор сценария могу определить жанр этого видеофильма как социально-психологическая новелла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1. Рассмотренный в пределах работы процесс развития теоретических представлений на проблему киножанра позволил определить жанр как подразделение одного из видов искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности.

Жанрами называют исторически сложившиеся и достаточно устойчивые разновидности художественного произведения. В разных видах кино есть одни и те же жанры, к примеру жанр рассказа. Но существуют и жанры, свойственные лишь данному виду, например, жанр киноромана относится только к игровому кино.

Различные подходы к рассмотрению проблемы жанров в кино дают несколько противоречивую и разнородную, но целостную картину функционирования жанровой структуры. Тенденции формирования киножанров находятся в тесном взаимодействии с традиционными и инновационными факторами, оказывающими влияние на развитие киножанра (связь киножанра с традициями искусства, зрительскими запросами и развитием новых аудиовизуальных искусств). Все вышеуказанные факторы показывают всю сложность и многогранность рассматриваемого феномена.

2. Формирование и развитие жанра продолжается на протяжении всей истории кино. Иногда оно более заметно, как в немой период, когда возникли основные базовые киножанры, и сейчас, когда возникает сеть комплексных жанров. Это связано с неравномерностью устремлений к самоосознанию, к самооценке. В некоторые периоды люди не слишком склонны рефлексировать, а в другие целиком этим поглощены. Сейчас всякий стремится к самоопределению, самоидентификации, стремится отмежеваться от других. Это касается и наций, и отдельных людей, и явлений культуры.

Система жанров – живой организм, постоянно изменяющаяся структура. В развитии жанров наблюдается диалектическое взаимодействие двух связанных тенденций: с одной стороны, обособление жанров, т. е. практическое отсутствие произведений за четко определенными границами того или иного традиционного или вновь образовавшегося жанра, с другой стороны – взаимопроникновение жанров, жанровая диффузия.

3. Во второй главе работы проведен анализ влияния жанра на организацию материала для фильма «Спасение души».

Исследование этапов создания фильма проведено на примере создания видеофильма «Спасение души». Технология создания видеофильма - это целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на достижение главного результата - создание видеофильма.

Каждому этапу свойственны особые задачи и средства, позволяющие решить эти задачи. Важным в этом процессе является каждый этап, но ключевое значение играют выбор темы и жанра будущего произведения, подбор и организация материалов таким образом, чтобы не только реализовать амбиции режиссера, но и привлечь зрителя, сориентировать его к просмотру.

4. Тема дипломного видеофильма выбрана не случайно. Замысел имеет четкую цель, в нашем случае, показать работу благотворительной организации.

Решив снять сюжет, не прекращается работа над замыслом. Мало сказать: «Хочу снять фильм о бездомных животных». Ведь в этом случае можно снять хроникальный фильм, а можно и учебный фильм или очерк, рассказывающий о многосторонней деятельности благотворительной организации.

Чтобы обратить внимание на существующую проблему, в нашем случае на проблему бездомных животных, необходимо на мой взгляд, показывать не только больных, изувеченных человеком животных, но и подсказывать возможные пути решения поставленной проблемы. Фильм «Спасение души» рассказывает именно об этом, как каждый из нас может сделать что-то и спасая жизни брошенных живых существ чтобы стать добрее и человечнее.

В процессе подготовки фильма, сбора организационного материала, разработки сценария, написания диалогов и закадрового текста подтвердилась гипотеза исследования - жанр законченного произведения определяется собранным материалом, как средством организации данного фильма.

Таким образом, подводя итог проведенного исследования необходимо сказать, что цель работы достигнута и поставленные во введении задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абдуллаева З. Добрый человек из Догвиля / З. Абдуллаева // Искусство кино. - 2013. - №9. – С.25.
  2. Абдуллаева З. Сумерки эстетизма / З. Абдуллаева // Искусство кино. - 2011. - №6.
  3. Баранов В.И. Литературно-художественная критика: учеб. пособие для вузов / В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И. Суровцев. – М.: Высшая школа, 1982. – 207 с.
  4. Божович В. Кинокритика сегодня. Неоконченные споры. «Круглый стол» кинокритиков и режиссёров / В. Божович // Киноведческие записки. – 2014. - №22. – C. 254-255.
  5. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. / Е.А. Бондаренко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. – 255 с.
  6. Версия 2.0 – Кинокритика в Интернет-пространстве // Искусство кино. – 2011. - №4.
  7. Гусятинский Е. Сплин / Е. Гусятинский // Искусство кино. – 2009. - №8.
  8. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - СПб., 2010. - 432 с.
  9. Десятерик Д. Пианист и пустота / Д. Десятерик // Искусство кино. - 2012. - №10.
  10. Долин А. Имя собственное / А. Долин // Искусство кино. – 2011. - №6.
  11. Дондурей Д. Запросы и ответ / Д. Дондурей // Искусство кино. – 2011. - №4.
  12. Дубинский А. Критика и зритель в пространстве Интернета / А. Дубинский // Киноведчески записки. – 2014. - №1.
  13. Иванова Н. Кому она нужна, эта критика? / Н. Иванова // Знамя. – 2012. - №3. – С. 182-191.
  14. И вот мы на свободе... Российское кино-2013. Редакционный «круглый стол» // Искусство кино. – 2014. - №1.
  15. Корнилов Е.А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии / Е.А. Корнилов // Филологические этюды: сб. статей. – Ростов н/Д, 2011. – вып. 1. – С. 58-72.
  16. Мейлах Б.С. Художественное восприятие / Б.С. Мейлах. – М.: Искусство, 2012.
  17. Петровская Е. О силе монтажа и бедности посыла / Е. Петровская // Искусство кино. – 2013. - №9.
  18. Ромм М.И. Вопросы киномонтажа / М.И. Ромм. - М.,1961. - 81 с.
  19. Савельев Д. Взгляд на вещи / Д. Савельев // Искусство кино. – 2014. -№8.
  20. Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея / Н. Самутина // Киноведческие записки. – 2012. - №60 - С. 25-43.
  21. Сиривля Н. О, сколько нервных и недужных связей… / Н. Сиривля // Искусство кино. - 2013. - №8.
  22. Версия 2.0 – Кинокритика в Интернет-пространстве // Искусство кино. – 2011. - №4.
  23. Козлов, Л. О жанровых общностях и особенностях / Л.Козлов // Жанры кино.-М., 1979.-С.83.
  24. Маттелар А. Политика европейского кино и ответ Голливуду.
  25. Между двумя полюсами - пропасть - Кинематографисты отвечают на анкету «ИК» // Искусство кино. - 2010. - №8.
  26. Михайлова А.А. О художественной условности / А.А. Михайлова. – М.: Мысль, 2006.
  27. «Новые тихие». Режиссёрская смена – смена картин мира // Искусство кино. – 2011. - №8.
  28. Петровская Е. О силе монтажа и бедности посыла / Е. Петровская // Искусство кино. – 2013. - №9.
  29. Разлогов, К.Е. Жанровое пространство и особенности его структурирования / К.Е.Козлов // Книговедческие записки. - 2012.-№ 11.-С.74-75.
  30. Ямпольский, М.Б. Тезисы к проблеме жанров / М.Б.Ямпольский // Книговедческие записки. -2011.-№ 1.-С.61

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сценарный план фильма «Спасение души»

Видеоряд

Закадровый.

Улицы города. Дворы.

Как часто мы проходим по улице и видим кошек или собак, которые по какой-то причине гуляют одни – без хозяев?

Одинокие животные.

Источником появления бездомных животных являются выброшенные, потерявшиеся собаки и кошки, а также те, которые родились на улице.

Человек, говорящий текст

Стратегия решения проблемы бездомных животных должна быть долгосрочной, комплексной и включать два направления:

1. создание и функционирование  специализированных профессиональных  структур;

2. повышение ответственности  хозяев домашних питомцев и  информированности всего населения.

Организация дари добро, интервью

Рассказать об организации Дари Добро, которое занимается благотворительностью для бездомных животных и интервью сотрудника. Рассказать о том, что приют имеет долги перед ветеринарными клиниками.

Ветеринарная клиника, интервью ветеринара.

Врач в интервью рассказывает о бездомных животных и сотрудничестве с организацией Дари Добро. Попеременно с интервью кадры, в которых ухаживают за животными. Возвращаемся к теме о долгах приюта и переходим к благотворительным ярмаркам в которых выручаются средства что бы погасить долги перед ветеринарными клиниками.

Ярмарка, интервью.

Рассказать о благотворительной ярмарке, интервью. Перевести к теме с кото кофе, путем того что как на ярмарке можно взять к себе бездомное животное, так и в кото кафе.

Кото кофе, бездомное животное забирают домой.

Рассказать о работе кото кафе, взять интервью у работника кото кофе. Рассказать историю кота, которого сегодня нашел своих новых хозяев и его сегодня забирают домой.

Кадры с животными: какими они были, когда жили на улице и какими они стали, когда их приютили.

«Мы в ответе за тех, кого приручили», – говорил знаменитый Маленький Принц. В этой известной во всём мире фразе заключается вся суть человеческого гуманизма. Мы должны всегда помнить о тех живых существах, которых заставили поверить в нашу любовь, и никогда их не разочаровывать. Только такая высокая степень сознательности и ответственности является главным мерилом человечности.


 

 

 

 

 

Приложение 2

Звуковая экспликация для фильма «Спасение души»

Содержание кадра

Синхронные шумы

Несинхронные шумы

Музыка

Улицы города. Дворы.

Как часто мы проходим по улице и видим кошек или собак, которые по какой-то причине гуляют одни – без хозяев?

Звуки города, шум машин, звуки разговоров

нет

Одинокие животные.

Источником появления бездомных животных являются выброшенные, потерявшиеся собаки и кошки, а также те, которые родились на улице.

Звуки города, шум машин, звуки разговоров, звуки животных – лай, мяуканье

нет

Человек, говорящий текст

Стратегия решения проблемы бездомных животных должна быть долгосрочной, комплексной и включать два направления:

1. Создание и функционирование  специализированных профессиональных  структур;

2. Повышение ответственности хозяев  домашних питомцев и информированности  всего населения.

Монолог о проблемах бездомных животных

музыка

Организация дари добро, интервью

Рассказать об организации Дари Добро, которое занимается благотворительностью для бездомных животных и интервью сотрудника. Рассказать о том, что приют имеет долги перед ветеринарными клиниками.

 

 

 

-

музыка

Продолжение Приложения 2

Ветеринарная клиника, интервью ветеринара.

Врач в интервью рассказывает о бездомных животных и сотрудничестве с организацией Дари Добро. Попеременно с интервью кадры, в которых ухаживают за животными. Возвращаемся к теме о долгах приюта и переходим к благотворительным ярмаркам в которых выручаются средства что бы погасить долги перед ветеринарными клиниками.

Звуки ветеринарной клиники, врач ведет осмотр животного, звук шагов, движений, разговоры, общение.

 

Ярмарка, интервью.

Рассказать о благотворительной ярмарке, интервью. Перевести к теме с кото кофе, путем того что как на ярмарке можно взять к себе бездомное животное, так и в кото кафе.

Звук ярмарки, детский смех, веселые голоса, звуки животных.

музыка

Кото кофе, бездомное животное забирают домой.

Рассказать о работе кото кафе, взять интервью у работника кото кофе. Рассказать историю кота, которого сегодня нашел своих новых хозяев и его сегодня забирают домой.

Звуки кафе, детские голоса, приятная музыка

музыка

Кадры с животными: какими они были, когда жили на улице и какими они стали, когда их приютили.

«Мы в ответе за тех, кого приручили», – говорил знаменитый Маленький Принц. В этой известной во всём мире фразе заключается вся суть человеческого гуманизма. Мы должны всегда помнить о тех живых существах, которых заставили поверить в нашу любовь, и никогда их не разочаровывать. Только такая высокая степень сознательности и ответственности является главным мерилом человечности.

 

музыка

Информация о работе Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма