Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Всякое художественное произведение имеет жанр, который объединяет наиболее общие закономерности, черты и свойства этого произведения. Однако, подвижность жанровой системы, спряженная с множеством причин, позволяет говорить об эволюции жанра, его динамике и развитии, что имеет прямое отношение к организации материалов фильма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Развитие теоретических представлений на проблему киножанра…
Понятие жанра в киноискусстве…………………………….
Жанровая структура кинематографа..…………………….
Эволюция жанров в киноискусстве…………………………
Анализ влияния жанра на организацию материала для фильма «Спасение души»………………………………………………………….
Этапы создания фильма……………………………………...
Анализ влияния жанра……………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма.docx

— 64.55 Кб (Скачать файл)

Таким образом, понятие жанр является исторически подвижной категорией, «как и вся шкала художественных ценностей» [2, с.121] и способна сосуществовать с насущными потребностями современной жизни. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик [2, с.121].

Достойным примером этого процесса может быть российская кинодраматургия, чье развитие особо ощутимо связано с появлением новых жанровых форм и эволюцией уже существующих жанров.

 

1.2 Жанровая структура кинематографа

В кино нет «высоких» и «низких» жанров: любую социальную проблему можно осмыслять и разрешать в рамках каждого жанра, включая мелодраму и фарс.

Кино называют синтетическим искусством, что подразумевает соединение в фильме элементов литературы и многих других искусств - театра, музыки, живописи, архитектуры, балета и т. д. Речь идет не о механическом соединении разнородных художественных средств. В результате синтеза традиционных искусств рождается произведение нового типа искусства - фильм.

Итак, кино - относительно новый вид искусства, если выражаться точнее - звукозрительного искусства. В то же время фильмы отличаются друг от друга формой, выразительными средствами, композицией. Очень не похожи друг на друга художественная или игровая, картина с вымышленными героями и строго документальный рассказ о строителях; еще разительнее отличается мультипликационный фильм от фильмов, например, показывающих использование космических спутников наблюдения за погодой. Да и внутри того же игрового кино выделяют ленты таких разных форм, как драма, комедия, детектив. Говоря о многообразии форм фильмов, отличают их виды и жанры.

Формирование и развитие жанра продолжается на протяжении всей истории кино. Иногда оно более заметно, как в немой период, когда возникли основные базовые киножанры, и сейчас, когда возникает сеть комплексных жанров. Это связано с неравномерностью устремлений к самоосознанию, к самооценке. В некоторые периоды люди не слишком склонны рефлексировать, а в другие целиком этим поглощены. Сейчас всякий стремится к самоопределению, самоидентификации, стремится отмежеваться от других. Это касается и наций, и отдельных людей, и явлений культуры.

Даже для одного произведения создаются жанровые определения, если автор очень стремится как-то себя обозначить, самоопределиться. Идет дифференциация, атомизация всего, в том числе и искусства. Возможно, и в кино парадоксальным образом атомизация жанров сейчас связана с глобализацией, с интернациональной стилистикой и тематикой. И то, и другое в какой-то мере стимулируются информационным взрывом, возникновением информационной цивилизации.

В кино вообще очень сильна функция обратной связи с потребителем, что заставляет кино активно отвечать на ожидания зрителя. Отвечать и содержанием фильма, и его жанровой формулой, которая становится рыночным инструментом. Если раньше зрителя интересовало содержание фильма, то теперь зачастую ему достаточно, что он смотрит ужастик, если реклама и все остальные рыночные механизмы убедили его в том, что ужастик - это хорошо, это то, что нужно смотреть. И он смотрит. А про что этот ужастик - он даже не очень задумывается.

Современная культура в целом, построенная на всеобщей информированности обо всем, умножает интертекстуальные взаимосвязи и включает вещи во все более усложняющуюся сетку отношений и критериев, но эта сетка поверхностная, тоже на уровне слухов, моды. Содержание при этом остается невостребованным.

Слово «жанр» не значит ничего более, чем просто «разновидность» (род), а уж какие признаки определяют ту или иную разновидность произведений искусства, это в каждом случае определяется отдельно. Для каждой группы приняты свои признаки и критерии. Нет единого критерия, который объединил бы все группы.

Это несколько странно, так как жанровая система сложилась в античные времена, укрепилась в эпоху классицизма, и за истекшее с тех пор время, казалось, должна была устояться. На самом деле эта система до сих пор сохраняет внутреннюю подвижность.

Очень часто говоря о драматическом или театральном жанре, жанре комедии или трагедии, или жанре комедии нравов одним понятием обозначаются три ступени обобщенности. Первая, самая большая: театральный жанр как совокупность любых произведений для сцены. Вторая: большие группы внутри этой совокупности - трагедия и комедия. Третья: конкретные подгруппы внутри комедийной группы. И то, и другое, и третье обозначается одним понятием «жанр». Это избыточное употребление термина приводит к потере его определенного смысла и сводит на нет попытки классификации литературных и театральных форм.

То же самое происходит и в кино. Иногда говорят «этот материал лучше решить в жанре кино, а не театра». То есть весь кинематограф считается жанром. Часто можно услышать: «Этот фильм к какому жанру относится - к документальному или игровому?» Ну, а уж в игровых жанрах полная стихия.

Чистые жанры вроде бы есть - комедия, вестерн, триллер, но границы между ними совершенно призрачные.

Жанры как бы плавятся, перетекают один в другой, так что можно из одного перейти к другому через цепь промежуточных форм: триллер - детективный триллер – детектив - иронический детектив - ироническая комедия - комедия - комедийная мелодрама – мелодрама - мелодраматический триллер... 

Между любыми чистыми жанрами можно провести такую линию из промежуточных жанров, и во многих местах эти линии будут пересекаться. Все вместе они образуют непрерывное жанровое поле. В любой точке этого поля можно воткнуть карандаш и определить координаты этой точки по нескольким параметрам: по ее отношению к триллеру, комедии, драме и любому другому из капитальных жанров. Следовательно, и любой фильм может быть определен по нескольким жанровым координатам. Жанровая характеристика фильма становится «открытой системой», которая может быть продолжена в любую сторону. А значит, общее количество жанров потенциально бесконечно.

Жанровая структура имеет настолько существенное практическое значение, что неоднократно предпринимались попытки ее стандартизации и задача приобрела сугубо теоретическую окраску. Однако отнесение фильма к тому или иному жанру имеет прежде всего конкретный практический смысл. От того, к какому жанру относится творческое произведение конкретного автора, зависят, с одной стороны, форма выражения и степень творческих усилий создателя произведения, с другой - зрительское. При значительном увеличении разнообразия фильмов, способа их подачи, приобретает существенную значимость адекватное указание жанра для привлечения (или наоборот отторжения) части аудитории. Практическое значение жанра будущего фильма сказывается уже на уровне сценарной заявки и связано с выбором соответствующих технических средств.

Несмотря на то, что возникает огромное множество переходных жанров и составных, комплексных жанровых определений, продолжает жить крепкая жанровая традиция, на фоне которой все эти новые переходные жанры вырисовываются. И то, и другое существует одновременно. Система и хаос. Дерево и ризома. Жанровое и авторское. Они неразрывно связаны. Кто бы догадался, что такое иронический триллер с элементами пародии, мелодрамы и фильма ужасов, если бы не было базовых понятий о триллере, мелодраме, фильме ужасов и пародии?

У каждого жанра есть свои уникальные конвенции, но в некоторых они относительно простоты и гибки. Основная конвенция сюжета разочарования - изначально полный оптимизма главный герой, который придерживается высоких идеалов и убеждений и обладает позитивным взглядом на жизнь. Вторая конвенция - набор постоянно повторяющихся негативных событий, которые на первых порах могут обнадежить героя, но в конечном счете отравляют его мечты и дискредитируют ценности, превращая в циничного и разочаровавшегося во всем человека. Этот простой набор конвенций предоставляет автору бесчисленное множество возможностей, так как к отчаянию и безысходности ведут тысячи дорог.

Другим жанрам свойственно отсутствие гибкости и наличие целого ряда строгих конвенций. В криминальном жанре обязательно совершается преступление, причем в самом начале повествования, и детектив, профессионал или любитель, занимается поиском ключей к его разгадке. В триллере преступник должен «перевести события в плоскость личных отношений». Даже если вначале показан полицейский, работающий за зарплату, в определенный момент для усиления драматизма преступник должен перейти черту. Вокруг этой конвенции штампы растут как грибы: семье полицейского угрожают, или он сам превращается в подозреваемого.

Жанр комедии включает в себя множество поджанров, и у каждого свои конвенции, но существует одна, важнейшая, которая объединяет этот мегажанр и отличает его от драмы: никто не должен пострадать. В комедии аудитория должна чувствовать, что вне зависимости от того, с какой силой персонажи бьются о стены, рыдают и корчатся под ударами судьбы, все это не причиняет им реального вреда.

В соответствии с конвенцией жанра автор комедии должен четко соблюдать одно правило: он может подвергать своих героев адским мучениям, но зрителей необходимо убедить в том, что огонь в этом аду не настоящий.

Данное правило может быть нарушено в черной комедии. Здесь автор может отойти от конвенции комического жанра и позволить своей аудитории почувствовать острую, но не безысходную боль.

Для некоммерческих фильмов конвенцию составляет ряд внешних правил: отсутствие звезд (или звездных гонораров), производство за пределами Голливуда и не на английском языке — все это нередко становится разменной монетой, которую маркетологи пытаются использовать для того, чтобы заставить критиков признать фильм неудачным.

Среди главных внутренних конвенций этого жанра следует в первую очередь назвать торжество интеллекта. Некоммерческий фильм превозносит интеллект, скрывая сильные эмоции под маской настроения; в то же время загадочность, символизм или неразрешимые противоречия побуждают зрителей к самостоятельной интерпретации фильма и его последующему анализу.

Во-вторых, что не менее важно, структура некоммерческого фильма определяется одной важной конвенцией - оригинальностью, или отказом от условностей. Оригинальность минимализма или антиструктуры - это отличительная конвенция некоммерческого фильма.

Успех в жанре некоммерческого кино, как правило, связан с мгновенным, хотя нередко и кратковременным, признанием таланта художника.

Жанры часто комбинируют для того, чтобы подчеркнуть смысл, обогатить характер и передать различные настроения и чувства. Например, подсюжет любовная история присутствует практически в любой криминальной истории. 

Великолепным изобретением стал музыкальный фильм ужасов. Если учесть, что существует более двух десятков основных жанров, возможности для их изобретательного скрещивания бесконечны.

Таким образом, сценарист, умеющий управлять жанром, способен создать фильм, который никто в мире еще не видел.

Чтобы полностью понять секреты жанровой системы, ее надо рассматривать на тысячах примеров, на реальной статистике и в диахронном и синхронном аспектах - в историческом движении увидеть, когда каких жанров было больше или меньше, и в одномоментном срезе кинопотока просчитать, какие жанры превалируют.

 

1.3. Эволюция жанров в киноискусстве

Рассмотрим формирование теоретических представлений на проблему киножанра. Жанр – подразделение одного из видов искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Термин «киножанр» тесно связан с литературной традицией. Жанры в литературе возникли в рамках нормативных эстетик и вплоть до ХIХ века играли важную роль в принятой литературным этикетом иерархической градации литературного корпуса (трагедия – высокий жанр, комедия – низкий, ода – высокий, элегия – низкий и т.д.). Система кинематографических жанров лишь отдаленно напоминает систему жанров литературных. Их фундаментальным отличием от вышеупомянутых жанров является то, что они связаны не с определенным нормативным этикетом, а со зрительскими предпочтениями, детерминирующими устойчивость их существования.

В самом обобщенном виде кинематографическая институция складывается из нескольких видов кинематографа: повествовательного игрового, документального, научно-популярного, мультипликационного, любительского, экспериментального. Повествовательное игровое кино (господствующая в системе кинематографическая институция) членится на жанры: комедия, вестерн, триллер, мюзикл, детектив, мелодрама, фантастический фильм, фильм ужасов, психологическая драма. Жанры постоянно развиваются, формируются, отмирают.

Однако при всей своей изменчивости они всегда сохраняли исходные традиционные родовые свойства: комедия должна быть смешной; мелодрама слезливой, сентиментальной; приключение увлекательным, напряженным, устрашающим.

«Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством» - это высказывание Пушкина, возможно, дает ключ к пониманию источника природы жанровых образований.

Система жанров – живой организм, постоянно изменяющаяся структура. В развитии жанров наблюдается диалектическое взаимодействие двух связанных тенденций: с одной стороны, обособление жанров, т. е. практическое отсутствие произведений за четко определенными границами того или иного традиционного или вновь образовавшегося жанра, с другой стороны – взаимопроникновение жанров, жанровая диффузия.

Если обратиться к практике киноискусства 30-х годов ХХ в., то можно обнаружить, что, несмотря на появление произведений, отчетливо совмещающих в себе элементы разных жанров, все же постоянной тенденцией, оставалось стремление следовать четким жанровым канонам в пределах «чистого» жанра. (Термин «чистый» следует взять в кавычки. Чистота эта всегда относительна как в пределах самой системы, так и для каждого отдельного произведения). Данная ситуация объясняется следующим образом. Только став звуковым, кинематограф смог освоить и творчески переработать жанры литературы и театра, а также, продолжая традиции немого кино, выработать новые, условно говоря, специфические кинематографические жанровые образования. «Кристаллизация жанров процесс обособления жанров известный российский искусствовед, в определенной мере сохранившаяся и в 70-е годы, хотя и в видоизмененной форме, восходит, как уже упоминалось выше, к кино 30-х годов, в первую очередь американскому. В то время можно было наблюдать качественно определенные жанры, плодотворно развивающиеся (причем не только в США) в настоящее время, хотя и в разной степени: мюзикл, гангстерский, полицейский фильм как разновидность - вместе с так называемым «черным фильмом», появившемся на рубеже 30–40-х гг. ХХ в. - детектива в широком смысле; новые варианты «комической» мелодрамы, а также ряд других. Франсуа Трюффо, один из родоначальников «авторской теории» в кино, в 1954 году произнес: «Кино родилось вместе с вполне определенными жанрами: «вестернами», «детективами», «салонными комедиями»; кино родилось американским и остается американским по сей день. Это столь же очевидно, как очевидно и то, что все жанры героичны... Величайшие режиссеры мира работали и продолжают работать во всех жанрах». В этом высказывании при всей его спорности верно подчеркивается практический характер «кристаллизации» кинематографических жанров, привилегированное положение и особое значение в этой сфере опыта американского кино и, наконец, принципиальное качественное равноправие всех жанров.

Информация о работе Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма