Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Всякое художественное произведение имеет жанр, который объединяет наиболее общие закономерности, черты и свойства этого произведения. Однако, подвижность жанровой системы, спряженная с множеством причин, позволяет говорить об эволюции жанра, его динамике и развитии, что имеет прямое отношение к организации материалов фильма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Развитие теоретических представлений на проблему киножанра…
Понятие жанра в киноискусстве…………………………….
Жанровая структура кинематографа..…………………….
Эволюция жанров в киноискусстве…………………………
Анализ влияния жанра на организацию материала для фильма «Спасение души»………………………………………………………….
Этапы создания фильма……………………………………...
Анализ влияния жанра……………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма.docx

— 64.55 Кб (Скачать файл)

Влияние, оказываемое на кинематограф новыми аудиовизуальными искусствами (развитие телевидения, компьютерной графики, клипов и т.п.), приводит во многом к размытию границ жанровой структуры и ее мобильности. Данная тенденция взаимопроникновения жанров может преобладать на определенных уровнях искусства - причем в разных видах искусства, в разные эпохи эти уровни распределялись по-разному, но особенна она стала характерной для современного искусства. Данная ситуация связана во многом с течением постмодернизма, одним из особенностей которого является стилевой эклектизм и принцип контаминации, основанный на сочетании и повторе мотивов из разных произведений, иногда и совершенно разных авторов (так называемая «игра игрушками культуры»). Границы между жанрами становятся призрачными. Между любыми «чистыми жанрами» можно провести такую линию из промежуточных жанров, и во многих местах эти линии будут пересекаться. Все вместе они образуют непрерывное жанровое поле. В любой точке этого поля можно воткнуть карандаш и определить координаты этой точки по нескольким параметрам: по ее отношению к триллеру, комедии, драме и любому другому из капитальных жанров.

Влияние одного из наиболее важных традиционных факторов для развития киножанра - зрительских предпочтений, проявилось с особой силой в советском кино 70-х гг. ХХ в. В советском кино жанровому феномену, феномену жанрового кино стали придавать особое значение и исследовать на более глубинном уровне, чем ранее, именно в это время, когда выявился определенный кризис посещаемости советских (да и не только отечественных, но и зарубежных) лент. Кинематография все более убеждалась, что борьба за зрителя требует определенности и четкой ориентированности жанров, учитывающих пристрастия различных групп зрителей. Стали говорить о необходимости вдохнуть новую жизнь в жанровую структуру советского кино, сделав акцент на развитии именно жанрового кино. При этом не принимался во внимание тот факт, что зрелищные, популярные жанры требуют крайней деформации материала, обработки его под определенным знаком. А трактовать с жанровых позиций основные темы, предлагавшиеся для разработки советским художникам того времени – революция, гражданская война, Великая отечественная война, своего рода святые темы для кинематографической номенклатуры, не представлялось возможным из-за негативного к этому отношения партийных руководителей, либо это делалось крайне осторожно. Отсюда складывался постепенный отказ художников от жанрового кино в пользу тематики или самовыражения.

Данная ситуация постепенно выразилась в декларировании со всей определенностью непрестижности, второсортности «чистых» жанров в кино. Причем во внимание не принимался тот факт, что опасность состоит не в «чистоте» жанра и не во взаимопроникновении жанров, а в жанровой обезличенности, отсутствии ярких художественных решений, которые были бы связаны и с традициями искусства, и с запросами зрителя. Эта тенденция, особенно четко проявившаяся в 50-е годы ХХ в. во Франции, где практически все фильмы подводились под жанровую рубрику «драматическая комедия», не была чужда и советскому кино 70-х годов ХХ в. в «олитературенном» варианте «киноповести».

В наследие с той поры сохранилось много устойчивых предрассудков: представление о второстепенности «чистых» жанров, представление об иерархии жанров, деление их на высокие и низкие (жанр, конечно, отражает ценностную установку художника по отношению к описываемым явлениям, но это отнюдь не значит, что эту установку следует переносить на ценностную эстетическую характеристику самого жанра); представление о подчиненном значении творческого начала при работе в «чистых» жанрах; наконец, недооценку «среднего звена» технических сотрудников, в первую очередь, сценаристов в процессе создания фильма. Недостаток профессионализма при работе в «жанре» вскрылся с наибольшей очевидностью на рубеже 80–90-х годов ХХ в., в период перестройки и постперестроечный период, когда можно было раскрывать и интерпретировать какие угодно темы и в любом жанре, но профессионалов, имеющих необходимый опыт для работы в «жанре», было мало, или их вообще не было. Данная ситуация имела негативные последствия, выразившиеся не только в падении посещаемости картин, но и низком качестве продукции, чем отличалось большинство фильмов эпохи «черной волны». Этого влияния не избежали многие картины независимых белорусских студий того времени.

Факт, что сегодня жанровая структура склонна к быстрым и кардинальным переменам, уже не вызывает сомнений. Жанры легко возникают, но трудно идентифицируются, тем более новейшие современные - академическая наука консервативна и нелегко расстается со схемами и установками, дистанцируясь от быстротекущей реальности. Тем временем возникает много так называемых авторских жанров, фактически создаваемых, даже как бы инспирируемых, под конкретную личность и маркируемых конкретным именем. 

Таким образом, можно сказать, что степень богатства или скудости жанровой палитры есть показатель развитости кино-культуры. Ведь «чистые» жанры не только допускают, но и стимулируют творчество в самом возвышенном его понимании, гарантируя вместе с тем стабильный средний уровень произведений и в большинстве случаев необходимый зрительский успех.

ГЛАВА 2. Анализ влияния жанра на организацию материала для фильма «СПАСЕНИЕ ДУШИ»

2.1 Этапы создания фильма

Технология создания видеофильма - это целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на достижение главного результата - создание видеофильма.

Каждому этапу свойственны особые задачи и средства, позволяющие решить эти задачи.

1 этап. Выбор темы видеофильма.

Этот этап носит информационно-мотивационный характер. Если Вы участвуете в создании видеофильма, то на этом этапе Вы выступаете в роли автора сценария и прежде всего должны определить для себя что хотите снимать и зачем.

Можно смело сказать, что хороший фильм - это, в первую очередь, удачно выбранная тема, а во-вторых - интересный, хорошо разработанный сценарий.

Для съемки видеофильма выбрана тема о спасении бездомных животных на примере организации «Дари Добро» и «Кото кафе» в городе Киров.

Любить своих близких и заботиться о них - то, чему нас учат с самого детства. И совсем неважно - животное это или человек, - мы должны заботиться о них в равной степени. Но очень часто в повседневной жизни мы забываем об этом. Гуляя в парке или возвращаясь поздно вечером с работы, мы в большей степени беспокоимся о том, чтобы на нас не напало бродячее животное и в меньшей степени думаем о том, почему так происходит, и как мы могли бы помочь.

А ведь этому несчастному существу так нужна хотя бы маленькая частичка человеческого тепла! Ну, и конечно, миска с едой, ведь животные, к сожалению, не способны сами позаботиться о себе. Многие окружающие нас люди осознают свою ответственность перед братьями нашими меньшими и стараются помогать им по мере сил.

24 марта 2015 года в Кирове  открылось первое котокафе. Идея такого кафе, конечно же, не нова. Всем известно, что она пришла из Японии, а на сегодня уже в 18 городах России есть подобные заведения. Причем, это действительно модная тенденция: еще три года назад подобные кафе не всегда находили своих клиентов.

В Кирове подобного места, куда можно прийти, пообщаться в уютной атмосфере с котами и кошками, ждали. Поэтому это уютное место и привлекло мое внимание, ведь в теплой и дружественной, творческой атмосфере очень большая возможность подружиться с животным, и тем более прекрасно, что кошки в кафе – бывшие бездомные.

В «Мурляндии», как в любой тайм-кофейне, посетителям доступны настольные игры, книги, которые гости используют по принципу фримаркета (то есть могут взять любую, а взамен принести свою). Печенье, для тех, кто захочет немного перекусить хранится в закрытых коробочках, чтобы котоперсонал не увлекался сладостями, не подходящими для его рациона.

Самые главные в «Мурляндии», конечно же, кошки. Именно они основной персонал заведения, люди присутствуют только для того, чтобы создать условия для жизни котоперсонала.

Сейчас в кафе постоянно проживают 12 кошек и котов, в ближайшее время возможно пополнение, но не более 15 жителей. Все кошки были бездомными и в идеале ищут новый дом, в «Мурляндии» готовы отдать приглянувшегося котика.

Важно, что в кировском кото-кафе нет ограничений на возраст посетителей. Сюда пускают с самыми маленькими детьми. Сотрудники «Мурляндии» расскажут и покажут детям, как нужно обращаться с кошками.

Все претенденты на котоперсонал проходят самое серьезное ветеринарное обследование в ветеринарной клинике. Именно поэтому кошек просто «с улицы» здесь нет. Вся кошачья «семья» была отобрана при помощи волонтеров организации «Дари добро», которая проводит благотворительные выставки бездомных и беспородных кошек. Кошки в котокафе прошли полный медицинский осмотр, сделали необходимые прививки, они полностью здоровы.

2 этап. Определиться со звуком и музыкой.

Звук бывает синхронный и несинхронный. Экспликация звукового ряда представлена в Приложении 2.

Синхронный звук, как правило, используется при проведении событийных видеосъемок, при съемке монологов, для передачи атмосферы места действия.

Это, естественно, и голос человека, это и другие звуки, участвующие в действии (записанные как синхронно, так и наложенные на видеозапись уже после проведения съемок).

Несинхронные звуки могут создавать определенный эмоциональный настрой, объяснять поступки героев, усиливать звуковую характеристику персонажей.

Закадровый текст дополняет и углубляет изображение, использоваться там, где оно действительно необходимо.

Обычная задача закадрового текста в фильме – информация и комментарий. При этом он выражает авторское отношение к происходящему на экране.

Видовой период, этюд, зарисовки уличных сценок и сценок в кафе текстом не сопровождаются. Выразительные пейзажи, тонкие наблюдения говорят сами за себя, рождают у зрителей какие-то чувства и мысли. Комментарии здесь излишни.

В процессе съемки интервью главная задача слова – объяснить зрителю все, что может быть непонятно, устранить все сомнения, дать четкие выводы. При этом текст не должен быть сухим и безликим, здесь слово должно быть острым и образным, и здесь уместны шутка и ирония.

3 этап. Когда вся эта работа проделана, можно садиться за литературный, а затем за режиссёрский сценарий.

Фильм складывается из кадров, сцен и эпизодов.

Кадр наименьшая динамическая единица фильма. Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее того, который будет виден на экране после монтажа фильма (этот кадр называют монтажным). Для каждого кадра нужно выбрать наиболее подходящий для него план (масштаб съемки). Решающим в этом является выразительность кадра и необходимость передачи каких-либо содержащихся в нем сведений. Эпизод - относительно завершенная часть фильма, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы.

Сцена - элемент действия, который характеризуется и единством места.

Рекомендуемые этапы создания сценария.

1. Планируются эпизоды.

2. Определяется задача  каждого эпизода.

3. Определяется драматургическая  последовательность эпизодов.

4. Эпизоды делятся последовательно  на сцены.

5. Ставятся задачи для  этих   сцен.

6. Уточняется характер действия.

7. Определяются   роли действующих лиц.

Сценарный план видеофильма «Спасение души» представлен в Приложении 1.

4 этап. Проведение видеосъемок. Когда написан сценарий, выбраны соответствующие сюжеты, место проведения съемок, определились с музыкой и самое главное есть видеокамера, можно приступать к съемке фильма.

5 этап. Составление монтажного плана. Монтажный план - это перечень кадров, составленный в том порядке, в котором эти кадры должны быть расположены в фильме. Такой план ускоряет работу по монтажу, предохраняет от ошибок, позволяет ориентироваться в форме будущей картины, облегчает написание текста и озвучивание. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материалом и определения основной концепции монтажа фильма (отсюда-то название: план монтажа фильма).

6 этап. Монтаж фильма. Разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции - сохранить все в равновесии и гармонии. Основная роль тут отводится систематизации видеоматериала в определенном логическом порядке в соответствии с требованиями драматургии и кинематографической фотогеничности. Конструкция в противоположность концепции иногда может быть творческим приемом, т.е. она является лишь элементом, упорядочивающим готовый, но еще сырой материал, раньше всего в процессе монтажа фильма. Общие композиционные закономерности построения фильма по-своему преломляются в микромире фильма - эпизоде. При этом следует учесть, что в кино, как и любом искусстве, форма играет чрезвычайно важную роль, но она не должна доминировать над содержанием. Только единство содержания и формы, равновесие между ними и содружество могут дать необходимый результат. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве, а фильм должен быть кратким, лаконичным, емким по содержанию, выразительным и точно отвечать своей главной задаче - ради чего он снимался

Эксплскация видиофильма «СПАСЕНИЕ ДУШИ»

Жанр: Авторское кино, драма.

Режиссер: Карина Крез.

Длительность: 10 минут.

Тематика: Нравственно - психологическая

Фильм «Спасение души» - это авторское эссе о привлечении внимания неравнодушных людей к решению проблем брошенных домашних животных, о выборе пути ответственности за судьбу беззащитных животных, которые по вине людей оказались на улице.

Герои фильма – обычные люди, которые принимают участие в благотворительных акциях организации «Дари Добро», посетители «Кото кафе».

Фильм призван показать реальные проблемы бездомных животных, привлечь внимание и растопить зрительское сердце.

Камера застанет героев реальных жизненных обстоятельствах: прогулки по улицам, случайная встреча с бездомной кошкой, благотворительная ярмарка, покупки, случайная встреча в кафе, обретение дома.

Время от времени в киноповествование будут «врываться» фрагменты их монологов - откровений: о животных, о жизни, о непростительном равнодушии.

В фильме не будет авторского текста. Герои сами рассказывают свои истории, в кадре и за кадром.

Информация о работе Киножанр, как средство организации материала дипломного фильма