Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:13, курсовая работа
Практика показывает заметную девальвацию качества театрализованных представлений, их несоответствие возросшим эстетическим потребностям людей, компроментацию художественно-педагогических основ сценарного творчества. Облегчение творческой задачи путем отказа от выполнения фундаментальных требований к искусству режиссуры театрализованных представлений ведет к созданию утилитарных произведений сценического творчества.
Цель: Выявить специфику композиционного построения сценария театрализованного представления.
Введение
Актуальность темы. Театрализованные представления с их огромным воспитательным потенциалом составляют значительную часть содержания в художественно-педагогической деятельности культурно-досуговых учреждений.[23] Композиционное построение является важным компонентом в технологии создания театрализованных представлений. По мнению учёных, понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», где под структурой подразумеваются все элементы (сюжетные роли персонажей, соотнесённость героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.) в их взаимосвязи.
Недооценка и недопонимание первостепенного значения композиции при написании сценариев театрализованных представлений ведут к единообразию театрализованных представлений, их «рыхлости», разрушению цельности, соподчиняющей все структурные элементы единому решению. Многие авторы всерьез убеждены, что пренебрежение композицией – признак свободного полета их творчества.
Как результат таких последствий – наблюдающаяся деградация не только элитарных культурных ценностей, но и качества профессиональной деятельности во всех сферах культуры.[23]
Обоснование проблемы. Практика показывает заметную девальвацию качества театрализованных представлений, их несоответствие возросшим эстетическим потребностям людей, компроментацию художественно-педагогических основ сценарного творчества. Облегчение творческой задачи путем отказа от выполнения фундаментальных требований к искусству режиссуры театрализованных представлений ведет к созданию утилитарных произведений сценического творчества. Сценаристы не владеют методикой, нарушая тем самым специфику композиционного построения, а также недооценивают роль композиции в театрализованных представлениях как важного элемента сценарной драматургии.
Цель. Выявить специфику композиционного построения сценария театрализованного представления.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «композиционная структура» в классической драматургии.
2. Выявить специфическое содержание понятия «композиционной
структуры» в режиссуре театрализованных представлений.
3.Сравнить композиционное построение театрального спектакля и
театрализованного представления.
4. Выявить характерные особенности театрализованного представления
5. Дать функциональную характеристику композиции в театрализованном представлении.
Объект исследования. Театрализованное представление.
Предмет исследования. Композиционное построение театрализованного представления.
Методы исследования: Теоретический анализ и обобщение литературных источников; наблюдение, сценарно-постановочный эксперимент.
Степень изученности темы: Развитие теоретических представлений о сценарии привело к формированию разнородных концепций, каждая из которых вносила определённый вклад в характеристику сценария, но не давала всестороннего описания его сущности. В конце 70-х годов наступил новый этап в теоретическом осмыслении сущности сценария. Cценарий стал осознаваться как сложное образование, требующее профессиональной сценарной культуры, хотя опыт накоплен немалый, к сожалению, он нуждается в синтезировании. Заметный недостаток – полное отсутствие обобщающих работ. Другой недостаток касается глубины проникновения в проблему. Отечественная литература, непосредственно касающаяся драматургии театрализованных представлений и праздников, представлена немногими авторами, например, такими как: Д.Н. Аль, М.И. Маршак, И. Г. Шароев, В. Е. Хализев, И. Туманов, Д. М. Генкин, А. И. Чечетин, А. В. Марков.
Вопросам композиции сценического пространства посвящена книга Ю. А. Мочалова «Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены)»
Практическая значимость работы. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в процессе создания новых сценариев театрализованных представлений.
Глава 1. Теоретико-методические основы понятия
«композиционная структура».
в классической
драматургии.
Слово «композиция» восходит к латинским словам «compositio» (составление) и «compositus» — хорошо расположенный, стройный, правильный.
В драматургическом произведении композиция состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок).
В основном из-за композиционной сложности создания драматургического произведения и появилось справедливое убеждение, что драматургия — самый сложный род литературы. Для того чтобы справиться с композиционными трудностями, драматургу необходимо хорошо понимать свою художественную задачу, знать основные элементы драматургической композиции и представлять себе «типовую структуру» построения
драматургического произведения. Разумеется, никакое художественное произведение не пишется по заранее заданной схеме.
«Схема» отнюдь не покушается ни на индивидуальное своеобразие каждой данной пьесы, ни на бесконечное разнообразие произведений драматургического творчества в целом. Она носит условный характер и служит для того, чтобы наглядно разъяснить, о каких композиционных требованиях идет речь. Полезной она будет и для анализа структуры драматургических произведений.[25]
Поскольку без основных элементов драматургической композиции — изображения начала борьбы, хода (развития) борьбы и результата борьбы — невозможно создание целостного образа конфликтного события,— их наличие и названная последовательность расположения в драматургическом произведении являются необходимым, в полном смысле этого слова, элементарным художественным требованием драматургического искусства.
На необходимость присутствия в произведении драматургии трех названных основных элементов в свое время обратил внимание Гегель. Поэтому принципиальную схему, лежащую в основе драматического произведения, принято называть гегелевской триадой.
Отцом теории драмы был Аристотель (384-322 г. до н.э.). Его «Поэтика» - первое дошедшее до нас сочинение, содержащее теорию драматического искусства в Древней Греции. Самое трудное в драме – создание фабулы, Аристотель пишет: «Фабула есть основа и как бы душа трагедии»…
«В каждой трагедии есть две части: завязка и развязка. Завязка «обнимает» событие, находящееся вне драмы, и некоторые из тех, которые лежат в ней самой».[3]
Завязкой является та часть действия, «которая простирается от начала до момента, являющегося пределом, с которого наступает переход к счастью [или от счастья к несчастью]». Развязкой является вся остальная часть
действия «от начала этого перехода до конца». Таким образом, Аристотель устанавливает два очень важных элемента композиции драмы, связанных с ее действием. Из античных поэтик были извлечены правила композиции, обязательные для авторов комедий и трагедий. Вот они:
1. Основу драмы
составляет фабула. Это положение
Аристотеля, подтверждаемое и Горацием,
принимается всеми теоретиками
драмы. Оно служило
2. Типизация характеров.
Типизация понимается,
как соответствие образа персонажа
признакам определенного
Как известно, выдающиеся творения драмы нарушали такое ограниченное понимание типизации.
3. Пятиактное строение пьесы.
Деление драмы на пять актов имело свое рациональное обоснование. Сущность его видели в том, что каждый акт представлял собой определенную ступень композиции пьесы. «Римляне считали, что фабула
должна быть на пять актов, - писал Джиральди Чинтно. – В первом содержится экспозиция. Во втором то, что дано в экспозиции, начинает двигаться к своему концу. В третьем возникают препятствия и происходят перемены. В четвертом начинает появляться возможность исправить то, что вызывало все беды. В пятом происходит ожидаемый конец с развязкой, соответствующей всей экспозиции». [9.27]
Некоторые правила композиции имели особенно большое значение, так как ими определялась специфика драматического действия. Это относится, в частности, к тому, как строить действие в целом. В теории и практике 16-го века наблюдались две тенденции. Одна состояла в том, чтобы строить действие трагедии, концентрировать внимание на уже свершившемся несчастии. Другая – в том, чтобы динамически изображать события, подчеркивая их драматизм. Этому динамическому принципу противостоит принцип, который можно назвать статическим. Само событие уже произошло и действие состоит лишь в том, чтобы установить факт происшествия. Такого рода концепцию предложил Скалигер, считая ее идеальной.
Перечислим на основе принципиальной структуры произведения конкретные элементы драматургической композиции, а затем раскроем сущность и назначение каждого из них.
Согласно гегелевской триаде начало борьбы раскрывается в экспозиции и в завязке основного конфликта. Ход борьбы раскрывается через конкретные поступки и столкновения героев — через так называемые перипетии, составляющие общее движение действия от начала конфликта к его разрешению. Во многих пьесах (хотя и не во всех) есть выраженный момент высшего напряжения действия — кульминация. Результат борьбы показан в развязке (разрешении) основного конфликта и в финале пьесы.
Каждое драматургическое произведение обязательно обладает экспозицией, то есть начальной частью.
Экспозиция — начальная часть драматургического произведения. Ее назначение: сообщить зрителю информацию, необходимую для понимания
предстоящего действия пьесы. Иногда важно дать зрителю знать, в какой стране и в какое время происходят события. Иногда необходимо сообщить что-то из того, что предшествовало возникновению конфликта.
Великий французский философ и писатель Дени Дидро (1713-1784) в своем трактате «О драматической поэзии» - «Об интересе» разрабатывает вопрос: как завладеть вниманием публики? В пьесах действие должно возникнуть естественно, как бы самопроизвольно: «Пусть образуют они (персонажи) завязку амии того не замечая, пусть все будет темно для них, пусть идут к развязке, не подозревая того». смысл этого принципа состоит в том, что внимание зрителя следует сосредоточить не на внешних событиях, а на переживаниях персонажей, их мыслей и чувствах, их реакциях на действительность.[16]
Действие должно быть построено экономно и продуманно, с тем, чтобы сосредоточить внимание на самом главном и существенном.
Уже экспозиция драмы имеет важное значение для всего последующего развития драматических событий.
« События, избранные для начала пьесы, послужат сюжетом первой сцены; она вызовет вторую, вторая вызовет третью, и акт заполнится. Важно, чтобы действие шло с возрастающей быстротой и было ясно… чем больше событий первое действие оставляет еще в неразвитом состоянии, тем больше будет деталей для следующих актов». Однако, стремясь к действенности экспозиции можно совершить ошибку, которая погубит драму. Начальное событие не должно быть таким, чтобы интерес его превосходил интерес последующих сцен и событий: «Если вы начнете с сильного момента, остальное будет написано с равным ему напряжением, либо совсем захиреет. Сколько пьес убито началом! Поэт боялся начать холодно и положения его были так сильны, что он не мог поддержать первое впечатление, которое произвел на меня». [16]
Наиболее распространенный вид экспозиции — показ того последнего отрезка обыденной жизни, течение которого будет прервано возникновением конфликта.
По Гоголю происшествие должно казаться живым, естественным, недавно случившимся. Только когда драма дает естественную, правдивую картину жизни, когда мысль, заложенная в ней, способна оказать воздействие на публику, - «тогда сочинение живое, драматическое, кипящее перед очами зрителя. И вместе с тем в высшей степени дидактическое и есть верх творчества, доступный одним только великим гениям».[13]
Информация о работе Композиционное построение театрализованных представлений