Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:13, курсовая работа
Практика показывает заметную девальвацию качества театрализованных представлений, их несоответствие возросшим эстетическим потребностям людей, компроментацию художественно-педагогических основ сценарного творчества. Облегчение творческой задачи путем отказа от выполнения фундаментальных требований к искусству режиссуры театрализованных представлений ведет к созданию утилитарных произведений сценического творчества.
Цель: Выявить специфику композиционного построения сценария театрализованного представления.
А.И. Чечетин предлагает
рассмотреть понятие
Что касается самих основ драматургии театрализованных представлений, ее теории, ее важнейших категорий, то они в свою очередь не могут быть выведенными, понятыми и изученными без знания основ теории драмы, имеющей многовековую историю и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров. Театрализованное представление – с одной стороны, означает театр в самом широком смысле этого слова. С другой стороны, эволюция театрализованных представлений свидетельствует и об определенном, реально существующем движении в сторону видовых и жанровых подразделений. Современные исследователи в практике театрализованных представлений выделяют следующие виды:
- Литературно-музыкальная композиция;
- Агитационно-художественное представление;
- Тематический вечер;
- Театрализованный концерт.
Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают определяться разновидности с более конкретными типологическими особенностями.
Особенности театрализованного представления заключаются в следующем:
1. В основе его сценария лежит
документальный материал (документальный
объект внимания сценариста).
2. Театрализованное представление подразумевает
не создание психологии вымышленных героев,
а создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются
реальные силы.
3. Театрализованное представление
полифункционально и решает следующие
задачи: дидактическую (назидательную),
информационную (познавательную), эстетическую,
этическую, гедонистическую (получение
удовольствия) и коммуникативную.
4. Театрализованное представление, как
правило, одноразово и существует как
бы в единственном экземпляре.
5. Театрализованное представление отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Сценарист театрализованного представления, работающий в основном на местном документальном материале, не может начинать творческую работу, не познакомившись с конкретным материалом, не изучив его. Сам творческий процесс в этом случае не состоится. Все начинается именно с поисков материала для сценария и с его изучения. Только в процессе изучения фактов, событий, документов, биографий людей можно очертить тему будущего представления. Материал нужно увидеть своими глазами, вжиться в него. При этом надо помнить, что одна и та же тема может быть выражена и различным материалом. При трактовке темы как осмысленного, отобранного художником материала тема непременно связывается с его идеей, так как в самом отборе фактов неизбежно сказывается мировоззрение автора. Понятие «идея» связано, прежде всего, с представлением о выводе, о решении вопроса, который поставлен в данном произведении. Совершенно правы практики и теоретики, выделяющие три основных компонента сценария театрализованного представления, которые, несомненно, соответствуют и трем важнейшим этапам рабочего и творческого процессов. Если сценарист может ответить на вопрос, о ком или о чем будет театрализованное представление, то он достаточно точно определил лишь его материал. Если сценаристу ясно, что он хочет сказать этим материалом, - он близок к определению темы. А если понятно, ради чего развивается тема, какого воздействия на зрителя сценарист желает добиться, - можно сформулировать идею произведения. Выстраивая сценарий театрализованного представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента: вступление (экспозиция), развитие действия, разрешительный момент (перелом, или кульминация) и финал. В сценарии театрализованного представления, чаще всего одночастного, эти тематически однородные циклы принято называть эпизодами. Каждый эпизод в сценарии театрализованного представления распадается на еще более мелкие, относительно завершенные структуры. В сценарии театрализованного представления можно отбрасывать все промежуточное, все незначительное из неизбежной реальности и оставлять лишь яркие, ударные, узловые пункты. На этой возможности и строится сущность впечатляющей силы монтажа как основного приема при создании сценариев театрализованных представлений. Таким образом, театрализованные представления могут принимать самые различные формы, общим для которых является целенаправленное вовлечение зрителя в действо массового характера
В теории и практике массовых зрелищ сложились представления о сценарии как о подробной литературной разработке содержания театрализованного праздничного действия[12] , программе воспитательного воздействия[24],способе фиксации будущего единого действия представления во всем объеме выразительных средств[32 ], документе планируемых событий праздника[30],синтетическом элементе драматургии, воплощающем те или иные явления социальной жизни[4]
2.2. Функциональная характеристика композиции
театрализованных
Для того чтобы верно построить композицию сценария театрализованных представлениях , необходимо соблюдать некоторые обязательные требования. Для сценариста – это средство организации развёртывания основного конфликта через сюжет, последовательность событий, раскрывающих характеры действующих лиц. Конфликт - это столкновение, борьба противоборствующих сил, стремлений, идей, взглядов. Без него театрализованное представление не обладает необходимой динамикой, что сразу становится заметно зрителям. Сюжет представляет собой « цепь событий», интригу; а фабула выступает как краткий рассказ о каком-нибудь происшествии, случае. Фабула – это скелет сюжета, стержень, на который нанизывается событийное развитие. Таким образом, фабула передает только основной каркас событий, но не суть их; это может сделать только сюжет. [10] Структурно-композиционное построение связано также со сквозным действием. Сквозное действие проявляется через поступки героев . Сквозное действие в свою очередь выстраивается через удачно найденный сценарный режиссерский ход- единый образный прием, являющийся залогом успеха театрализованного представления, на который «нанизываются» все эпизоды сценария.[25]
Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать, прежде всего, как - смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режиссерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия. Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т. е. когда сделан смысловой каркас сценария.
Согласно определенным закономерностям в построении драматического произведения, всё начинается с экспозиции, которая служит вводом в действие, является коротким рассказом о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, и создаёт атмосферу праздника. Начальное действо готовит зрителей к дальнейшему восприятию темы, несет особую психологическую атмосферу, так как фиксирует внимание зрителей на будущей тем представления открывает механизм сотворчества, сопереживания зрителя. Экспозицией массового праздника может являться театрализованное карнавальное шествие, которое выполнит ту же функцию: создание атмосферы радости, ликования, счастья, выход на общую тематику, активизацию зрителей и рекламу предстоящего события. Такая экспозиция плавно перерастает в завязку или непосредственно в начало действия, в событие, с которого начинается основной конфликт. В завязке происходит тематизация драмы, чаще всего через ассоциативно-художественное воздействие. Завязка предполагает начало конфликтной ситуации.
Очень важным элементом
Однако важны не просто элементы построения сценария, но и его игровой ход. Экспозиция организуется в прологе сценарного действия. Таким образом, основное назначение пролога в том, чтобы вывести зрителя на тему представления, создать необходимую атмосферу для наиболее полного раскрытия этой темы. Завязка должна быть в 1-м эпизоде сценария, это основное событие, с которого начинается развитие конфликтной ситуации. Кульминация должна находиться в центральном эпизоде основного действия и, как правило, согласно закону «золотого сечения», ближе финалу. Развязка должна находиться в последнем эпизоде, где всё заканчивается, конфликт исчерпан, но остаётся невыделенной главная идея, ради которой всё происходило. Вот такая авторская идея должна ещё раз прозвучать в финале представления. Композиция реализует идейное содержание, развёртывает её проблематику. По тому, как строится логика развития действия, как разрешается противоречие, можно судить об авторской позиции, главной идее в действии.
Схематически композицию сценария театрализованного представления можно представить следующим образом:
→→
Экспозиция завязка кульминация символическая катарсис
и установка
и тематизация
Эпизоды по своему композиционному построению содержат свой собственный конфликт, иногда прямо противоположный основному конфликту сценария, и тем самым образуют игру действующих сил и смыслов. Эпизодное построение обыгрывает установленную конструкцию драматургии, что обусловлено содержанием смысловых задач композиции, стремлением авторов показать всё многообразие жизненных проблем. Поэтому в крупных зрелищных формах эпизоды формируются в блоки (праздничные, стадионные представления); каждый блок несёт свою тему идею, которые работают на общую идейно-тематическую основу представления.[33]
В сценарии театрализованного представления необходимо осуществить синтез различных видов искусств, а также объединить документальный и художественный материал с целью наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т.е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей. Актер в театрализованном представлении должен уметь сыграть не только одну «сквозную» роль, но и «трансформироваться» по ходу действия для создания нескольких образов.[11]
В драматургии театрализованных представлений композиционный монтаж является основным приёмом организации материала. В сценарии используется такое свойство монтажа, как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. Основные функции сценарного монтажа:
- изобразительная (параллелитизм – две интригующие линии, две темы)
- образно-смысловая (при соединение двух эпизодов - рождается третий )
Контрастность, параллелитизм, одновременность, лейтмотив, последовательность, всё это является характеристикой приёма монтажа.
Иллюстрирование и театрализация это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).
Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.
Таким образом, из всего вышерассмотренного, мы можем выделить функции композиции в театрализованном представлении:
Информация о работе Композиционное построение театрализованных представлений