Композиционное построение театрализованных представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Практика показывает заметную девальвацию качества театрализованных представлений, их несоответствие возросшим эстетическим потребностям людей, компроментацию художественно-педагогических основ сценарного творчества. Облегчение творческой задачи путем отказа от выполнения фундаментальных требований к искусству режиссуры театрализованных представлений ведет к созданию утилитарных произведений сценического творчества.
Цель: Выявить специфику композиционного построения сценария театрализованного представления.

Файлы: 1 файл

v курсовая работа(1).doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

- сюжетообразующая;

- событийная;

- организация конфликта через событийно-действующий ряд;

- композиционное построение  определяет разножанровость театрализованных  представлений и влияет на выбор выразительных средств.

        Как уже говорилось, теория драматургии  театрализованных представлений  не может развиваться изолировано  от опыта драматургии различных  видов искусств, и в первую  очередь классической драматургии.  Имея несколько иные цели и задачи, а также иную форму подачи литературного материала, «зрелищная» драматургия имеет свои специфические особенности, свой сущностный предмет изучения. «Всякое творчество определяется своим предметом и его структурой и поэтому не допускает произвола и, в сущности, ничего не выдумывает, а лишь раскрывает то, что дано в самом предмете»[6]

      Можно  сказать, что сущностным качеством  театрализованных представлений  выступает массовая игра и  импровизационность действия.

Поскольку сценарий театрализованного представления представляет собой литературную основу с описанием включения в действие практически всех изобразительно-выразительных средств от музыки, поэзии до хореографии, пластики, сценарная драматургия имеет сложный синтетический характер и создается, как правило, способом художественного монтажа. Специфика заключается в том, что драматургия любой зрелищной формы носит актуальный, злободневный характер; праздник, представление, обрядовое действо происходит в точно отведенное для него время, в определенный исторический или социально-культурный момент жизни.

В драматургической основе будущего действия должен быть заложен  символический смысл, который создаётся  с применением различного рода знаковых вещей, действий, декламации или образов.  Спецификой сценарной драматургии является метод компиляции – основной приём сценарной драматургии. Также спецификой является местный материал – основа практически любого сценария театрализованного представления; актуальный характер зрелищной драматургии; организация сценарного материала вокруг «реального героя» театрального представления. Организация сценарного образа, предполагающего режиссёрского решения.[ 33]

Выводы по второй главе:        

        Театрализованное представление - это явление, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие, это не иллюстрация тех или иных фактов, а синтез  художественного вымысла и действительности; 

 

     театрализованные представления могут принимать самые различные формы, общим для которых является целенаправленное вовлечение зрителя в действо массового характера;

в драматургии театрализованных представлений композиционный монтаж является основным приёмом организации материала;

функциями композиции в театрализованном представлении являются:

- сюжетообразующая;

- событийная;

- организация конфликта  через событийно-действующий ряд;

                                                   Заключение

            Недооценка и недопонимание первостепенного значения композиции при написании сценария весьма распространены. Многие авторы всерьез убеждены, что пренебрежение композицией — признак свободного полета их творчества, путь к новаторству.

В основе подлинного новаторства лежит усовершенствование художественных средств, усиление их действенной силы, поднятие прежнего уровня мастерства художника на более высокую ступень. Облегчение творческой задачи путем отказа от выполнения элементарных требований своего искусства ведет к созданию неполноценного произведения. Разговоры о новаторстве призваны в таких случаях прикрывать творческую беспомощность автора.

Прежде всего, нам хочется сказать, что осуществлять две одинаково важные стадии работы: написание сценария, а затем его режиссёрское воплощение – это задача действительно важная и нелёгкая. Поэтому необходимо уже при написании сценария учитывать особенности аудитории (смешанная или однородная), что позволяет сценаристу:

1) верно выбрать тему;

2) конкретизировать идею;

3) выбрать удачную форму театрализованного представления.

Форма и содержание должны сочетаться гармонично.

Сценарий должен быть чётким, логическим, содержать «напряжённые моменты», где зритель в процессе программы был эмоционально заинтригован, «заражён» сценическим действие. Однако необходимы логические паузы (эстрадные номера, игры со зрителями и т.д.), чтобы не было эмоциональной перегрузки. Отдохнув и немного расслабившийся, зритель с новым подъёмом и воодушевлением перейдёт к новому эпизоду сценария, который в свою очередь должен быть оригинальным и не быть похожим на предыдущий эпизод.

      Залогом успеха театрализованного представления является удачно найденный драматургический ход - единый образный прием, на который «нанизываются» все эпизоды сценария.

 

Список литературы

1. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова /А.А. Аникст. – М., 1972.

2. Аникст А.А. Теория  драмы от Аристотеля до Лессинга / А.А. Аникст. – М., 1967

3. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.

4. Аль Д.Н. Основы  драматургии: Учеб. пособие / Д.Н.  Аль. – СПб, 1995.

5. Альберти Л.Б. Десять  книг о зодчестве / Л.Б. Альберти. – М., 1975

6. Бахтин М.М. Проблемы  поэтики Достоевского. – Художественная  литература, 1972. – С. 110.

7. Берковский Н. Я. Литература и театр. – М. 1969

8. Блог А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5: ГИХЛ.– М.- 1 1962.

9. Волков И.Н. Композиция в живописи / И.Н. Волков. – М., 1977.

10. Волкова Е. В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа.—М.:МГУ, 1976.

9. Валери П. Об искусстве / П. Валери: Искусство. – М, 1993.

11. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 3. – СПб., 2000.

12. Генкин Д.М.  Массовые праздники: Учебное пособие.— М.: Просвещение, 1975. – С. 10; Гагин В. Н. Художественно-эстетический элемент – существенный фактор определения специфики клубной пропаганды. – М.: МГИК, 1975. – С.139.

13. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления.– М.-1985.

14. Глан Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972 – М., "Искусство", 1976.

15. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. - М., 1952.

16. Головня В. «Поэтика» Аристотеля о сценической стороне трагедии. – «Ежегодник института исторических искусств. Театр». - М., 1978.

17. Даниэль С. Картина классической эпохи / С. Даниэль. – Л., 1986.

18. Дидро Д. Собрание сочинений. Т. 5.

19. Катышева Дж. Вопросы теории драмы. – СПб.:СПбГП. 2001. – С. 83.

2. Логарт У. Анализ красоты / У. Логарт. – Л., 1987.

18. Лоусон Г. Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария. – М., 1968.

21.Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основ художественно-педагогической деятельности клуба: учебное пособие. – М.: МГУК, 1988.

22. Марков О. И.  Сценарная технология//Учебное  пособие. – К.: КГУКИ, 2004.

23. Марков О. И.  Сценарная технология//  Сценарная культура режиссёров  театрализованных представлений и праздников.//Учебное пособие. 2004.

24. Морозова Г. О пластической композиции спектакля / Г. Морозова. – М., 2001.

25. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.2. – М., 1974.

26. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Сов энц., 1968.- С.772.

27. Попов А.Д. Художественная ценность спектакля / А.Д. Попов. – М., 1959.

28. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств / Г.П.   Степанов: Художник РСФСР. – Л, 1984.

29. Толстой А.К. Собрание сочинений: В 4. т. Т. 3.

30. Туманов И. М. Театрализованные праздники и зрелища. – Л.: ЛГИК. 1964 – 1972. – С. 97.

31. Холодов Е.Г. Композиция драмы / Е.Г. Холодов. – М., 1957.

25. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений.—

М .: Сов. Россия, 1980.

32. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Советская Россия, 1988.

33. Шубина И. Б. «Драматургия  и режиссура зрелища: игра, сопровождающая  жизнь» // Учебно-методическое пособие. 2006. С—228.

34. Эйзенштейн С. Избранные произведения / С. Эйзенштейн. Т.4.: Искусство. – М., 1966.

 

Приложение

СЦЕНАРИЙ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Действующие лица:

Красная Шапочка

Дед Мороз

Снегурочка

Кощей

Баба Яга

Леший

Кикимора

Иванушка 1

Иванушка 2

Разбойник 1

Разбойник 2

Бабушка Красной Шапочки

Сказочник

Занавес опущен. На авансцене в углу сидит Бабушка и шьет, напивая песню:

 

Песня сказок. Сказка песен.

Заголовков текст известен.

Подзабыт, быть может  он.

Приглядись, со всех сторон,

Сказки в городе живут.

Они песенки поют!

 

Бабушка: Эх, Скоро Новый Год, Подарки, Подведение итогов старого уходящего года. В нашем сказочном городе не соскучишься. Кто-то ведет себя плохо, а кто-то хорошо. И в зависимости от своих поступков, каждый получает то, чего заслужил за год.

Тут на сцену выбегает Красная Шапочка с письмом  в руках.

Красная Шапочка: Бабушка, Бабушка, нам пришло срочное письмо от Деда Мороза! Они вместе со Снегурочкой едут к нам, чтобы познакомиться с жителями нашего города, поздравить с новогодними праздниками и подарить нам настоящие подарки!

Бабушка(встает): О, как это здорово, внученька! Нам обязательно надо встретить Деда Мороза и снегурочку. А ещё необходимо составить Список Добрых Дел.

Красная Шапочка: А зачем, Бабушка?

Бабушка: А затем, внученька, что просто так ничего не бывает. Надо показать Деду Морозу, что наш город действительно достоин подарков, которые он принесет. И тогда жители нашего города будут совершать только хорошие поступки, и может и в следующем нового году Дед Мороз со Снегурочкой к нам опять приедут.

Красная Шапочка: Хорошо бабушка, я срочно бегу к Сказочнику, он знает всех жителей нашего города и он поможет составить список.

Бабушка: Беги, внученька!

Занавес поднимается. Меняются декорации. На сцене расположены  ширмы зимнего города. Зрители  и герои попадают в сказочный  лес. Перед входом в лес, она замечает сказочника.

Красная Шапочка: Здравствуй, Сказочник.

Сказочник: Здравствуй, Красная Шапочка.

Красная Шапочка: Я к тебе по важному делу. К нам едет дед Мороз со Снегурочкой и нам надо…

Сказочник: Погоди, Шапочка, тараторить. Сказочник уже давно всё знает. Я уже подготовил тот самый Список Добрых Дел жителей нашего города.

Красная Шапочка: Как же ты все узнал? Тебе бабушка рассказал?

Сказочник: Да нет, Красная Шапочка. На то я и Сказочник, чтобы знать то, узнавать то, что другим пока неизвестно. Так я могу подготовить что-то необычное. И тебя я тоже кое-что приготовил помимо Списка Добрых Дел. Вот держи тебе Список, а вот – твой музыкальный репертуар, по этим песням тебя Дед Мороз и Снегурочка сразу узнают.

Сказочник протягивает Список и Музыкальный диск.

Красная Шапочка: Спасибо тебе, Сказочник!

Сказочник: встреть Деда Мороза и Снегурочку по- доброму, чтобы им у нас понравилось!

Сказочник уходит за кулисы.

Звучит тема «Если долго, долго, долго…». Красная  Шапочка шагает по Сказочному городу и поет.

Фонограмма становится тише.

Красная Шапочка: Ау? Ну и где? Что-то никого не видно! Да этой песне столько же лет, сколько и самому Деду Морозу. Ему со Снегурочкой меня по ней ни за что не узнать! А вот, если аранжировочку поменять, то совсем другое дело будет!

Красная шапочка  исполняет ту же песню, но в другой аранжировке. После исполнения композиции, на сцене внезапно гаснет свет. Звучит тема Разбойников. Красная шапочка(испугавшись): Домечталась….

Разбойники  исполняют композицию «Песня Разбойников» с пластическими танцевальными элементами.

Разбойник 1: Стоять, бояться!

Красная Шапочка: Стою, не боюсь!

Разбойник 2: Смелая какая…отвечай, куда направляешься?

Красная Шапочка: У меня очень ответственное задание. Я иду встречать Деда Мороза и Снегурочку, чтобы передать им Большой Список Хороших Дел жителей нашего города. И тогда Дед Мороз увидит, какой Добрый наш город и преподнесет нам новогодние подарки! Так что, прошу, мне не мешать и позволить продолжить мой путь.

Разбойник 1: Красная шапочка, а кто же тебе мешает? Иди!

Красная шапочка пытается пройти, но разбойники резко преграждают  ей дорогу.

Разбойник 2: Но чтобы пройти, тебе придётся заплатить!

Красная Шапочка: Как так – заплатить?! С каких это пор в сказочном лесу дороги платные?

Разбойник 1: Мы тебе песню спели?

Красная шапочка  кивает.

Разбойник 2: Мы с тобой поговорили?

Красная шапочка  кивает.

Разбойник 1: Сервис получила - плати!

Красная шапочка(удивленно): Нечего себе!

Красная шапочка  осматривает свои карманы и понимает что у неё с собой только Список.

Красная Шапочка(растерянно): Но у меня ничего нет, кроме Списка Добрых Дел. Тогда, возьмите мою шапочку (снимает шапочку и протягивает разбойникам).

Разбойник 2(осматривая шапку и принюхиваясь): Она от старости даже (чихает) нафталином не пахнет! Оставь е себе!

Красная Шапочка  вырывает шапочку и пытается снова  убежать, но разбойники преграждают  ей путь.

Разбойник 1: Придётся тебе с нами остаться! А когда твоя бабушка начнёт волноваться, почему тебя так долго нет, то она придёт сюда.

Информация о работе Композиционное построение театрализованных представлений