Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:13, курсовая работа
Практика показывает заметную девальвацию качества театрализованных представлений, их несоответствие возросшим эстетическим потребностям людей, компроментацию художественно-педагогических основ сценарного творчества. Облегчение творческой задачи путем отказа от выполнения фундаментальных требований к искусству режиссуры театрализованных представлений ведет к созданию утилитарных произведений сценического творчества.
Цель: Выявить специфику композиционного построения сценария театрализованного представления.
Сюжет отражается содержанием. Сюжет создаёт поле действия для персонажей и тем самым позволяет автору выявить и осмыслить их характеры. В сюжетах отчётливо вырисовываются стадии действия и лежащие в основе конфликта. Они обозначаются терминами: завязка, кульминация, развязка.
Завязка обнаруживает и обостряет уже имевшиеся ранее противоречия, как бы «завязывает» конфликт. Развитие сюжета – это развитие действия, протекающего в неоднократных перипетиях. Кульминация является высшей точкой конфликта, после чего идёт развязка, которая всецело исчерпывает, снимает, разрешает изображённый конфликт.
Развязка может не устранять конфликта, в финале многих постановок противоречия в жизни персонажей остаются предельно острыми. Развязка играет ответственную роль в постановках с сюжетными конфликтами, замкнутыми в пространстве и времени, именно к ней устремлено внимание зрителей.[11] Вместе с тем действие может и не иметь развязки при устойчивых конфликтных положениях.
В сценарии должен быть определён его ход, стиль, режим, а также общий характер представления. Через сценарий должна красной нитью идти основная тема, цементирующая как сценарий, так и всё представление.
Очень важно грамотно
написать сценарий представления, создать
точную композицию, определить идею, развязку
и развитие действия, событийный ряд,
нахождение смысловой эмоциональной
кульминации и развязки, именно от
этого зависит гармоничное
Сценарий театрализованного представления должен быть воплощён от события к событию. Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается я в виде драматического конфликта.
Конфликт, особенно в драматургии театрализованного представления, - это не всегда столкновение антогонических сил, он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных целей, столкновение человека с окружающей средой.
Конфликт часто строится на театрализованной схватке персонифицированных групп, может быть менее персонифицирован и выражает в общем виде борьбу идей – к такому конфликту более тяготеет массовый уличный праздник.
Таким образом, удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь сюжетный ход, который проходит через всё действие. Своеобразие сюжетного хода в сценарии театрализованного представления в том, что он обязательно должен быть образным и зрительным. Выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет, теперь речь должна идти о композиции будущего сценария, которая определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нём идеи, что очень важно для режиссёра массового театрализованного представления.
Композиция есть организация действия, а значит и соответствующее расположение материала, она вносит в действие чёткую организацию, дисциплинирует его.
Ещё Аристотель выражал подобное требование к композиционной структуре произведения. Он писал, что в нём должны присутствовать как начало, середина, так и конец. Это и сегодня главное требование к композиции сценария. [3]
В сценарии нужна экспозиция , то есть ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его.
Экспозиция обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими, лаконичными, они несут большую психологическую нагрузку, сосредотачивают внимание зрителей, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определённый лад. Следующая часть композиции – основное действие, изображение борьбы и её перипетии, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчиняться следующим закономерностям.
1. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.
2. Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей линии к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к более слабым эпизодам. Едва ли стоит, например, вначале стремиться привлечь сидящих, в зале к массовому активному пению, каким-то коллективным действиям, потому что соучастие - это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно подвести, психологически подготовить зрителей, после подобного приема трудно найти нечто более сильное. Самое главное здесь - показ борьбы, развивающейся с переменным успехом для борющихся сторон.
3. Законченность каждого эпизода, Сценарий всегда состоит из отдельных эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты (начало, середину и конец), законченную композицию.
4. Контрастность построения. Синтезирует комплекс выразительных средств. Здесь нельзя допускать злоупотребление той или иной краской, однообразия, монотонности.[12]
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, после чего должна следовать развязка и финал действия. Финал несёт особую смысловую нагрузку, является наиболее выгодным моментом для проявления активности участников массового театрализованного праздника.
театрального спектакля и
театрализованного
представления
Композиция театрализованного представления и пьесы – безусловно, не тождественны – они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиями.
Любое композиционное построение – явление драматургическое. Неотъемлемая и обязательная особенность драматургии – наличие конфликта, т.к. именно он является источником действия. Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, непорядок, некое разногласие. Конфликт в пьесе и в сценарии – главная сила, пружина, движущая развитие действия; основное средство раскрытия характеров. В выборе конфликта, характере его разрешения и осмысления реализуется позиция, концепция драматурга, художественная идея пьесы или сценария. В пьесе конфликт всегда явно выражен, он очевиден. Конфликт же в театрализации обнаружить сложнее – он может быть выражен имплицитно. Однако его наличие в сценарии – неоспоримо. Надо сказать, что попытки исключить конфликт из «перечня» обязательных элементов сценария театрализованного представления обречены на неудачу. Такие попытки возникают из-за непонимания природы драматургии.
Продолжая разговор о драматургии, необходимо сказать несколько слов о «праздничной драматургии». В сценарии театрализованного представления присутствуют элементы драматургии, в частности в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий театрализованного представления также подчиняется законам композиции. Однако сценарий театрализованного представления, как пишет Д.Н. Аль «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях театрализованных представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди. Таким образом, различие сценария театрализации и пьесы – в масштабности.
Следующий аспект, в котором намечается различие композиционного построения театрализованного представления и пьесы – воздействие на эмоциональное сознание зрителя. Первое по своей природе – нечто позитивное. Именно поэтому, просмотр театрализованного представления вызывает по большей части положительные эмоции (безусловно, не во всех случаях, эмоции только положительны – это зависит от характера праздника, его тематики). Пьеса воздействует на психоэмоциональную сферу сознания человека сильнее, в том плане, что может вызвать большее количество самых разных эмоциональных проявлений. [12]
Едва ли не самым существенным различием между театрализацией и пьесой является различие в актуальности, временной принадлежности. Любые произведения искусства (к которым мы относим и пьесу) – универсальны, рассчитаны на использование во времени. Сценарий же театрализованного представления по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что сценарий максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, сценарий, в отличие от пьесы, актуален только здесь и сейчас.
Список отличий сценарной драматургии от пьесы продолжают различия в особенностях сюжета и композиции. В композиционном построении театрализованного представления связь в сюжете всегда смысловая, а не событийная, как в пьесе. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. В пьесе композиция – момент, определяющий структуру событий действенно развивающегося сюжета; момент чрезвычайно важный, но обусловленный другими существенными элементами формы. В сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей.[11]
Если в театральной драматургии выявляется взаимоотношение характеров, сценарист идёт по пути концентрации насыщения материала, связанного с показом, отражением на сцене жизненных противоречий, конфликтов, то действие театрализованного представления может быть лишено прямой последовательности. Тогда оно содержит в себе отступления, переключение от словесного материала на пластический, от пластического к музыке, от музыки к слову и так далее. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большее значение, нежели его поступательное развитие, становясь кульминационными вехами в общей архитектонике произведения.
Каждая такая остановка необходима для того, чтобы дать возможность зрителю понять ту или иную мысль, драматургическую ситуацию. В этом случае, монтажное сопоставление законченных номеров и эпизодов, диалогичность тем как бы заменяют собой контрдействие и конфликт, характерные для театральной драматургии.
В этом отличие драматургии театрализованного представления от драматургии театральной. В драматургической структуре театрализованного представления наличествует скорее многоголосие различных тем, нежели единый конфликт действия и противодействия: характерный для традиционного построения драматургии.
Сценарий театрализованного представления создаётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим параметрам. В частности он не имеет литературной ценности, тогда как пьеса – это литература в прямом смысле этого слова, имеющая ценность даже вне реализации.
Выводы по первой главе:
Слово «композиция» восходит к латинским словам «compositio» (составление) и «compositus» — хорошо расположенный, стройный, правильный.
Поскольку без основных элементов драматургической композиции — изображения начала борьбы, хода (развития) борьбы и результата борьбы — невозможно создание целостного образа конфликтного события,— их наличие и названная последовательность расположения в драматургическом произведении являются необходимым, в полном смысле этого слова, элементарным художественным требованием драматургического искусства.
Композиция театрализованного
представления имеет ряд
сценарий же театрализованного представления по своей природе «однодневен», «сиюминутен»;
в композиционном построении театрализованного представления связь в сюжете всегда смысловая, а не событийная, как в пьесе;
в сценарии театразованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей
Глава 2. Структурно-функциональный анализ композиции
театрализованных представлений
2.1. Характерные особенности театрализованного представления.
Театрализованное представление - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие, это не иллюстрация тех или иных фактов, а синтез художественного вымысла и действительности. Человек, присутствующий на театрализованном представлении, выступает сразу в двух качествах - как зритель и как участник действа. Фрагмент реальной действительности, затронутый в представлении, должен быть эстетически оформлен и художественно преобразован таким образом, чтобы зритель не остался равнодушным. Чтобы наиболее верно и четко представить, что такое театрализованное представление, необходимо изучить его истоки, понятие и сущность. В энциклопедии сети интернет Википедия театральность есть понятие истории, теории, социологии театра, обозначающее совокупность выразительных средств, которые отличают театр (сценическое искусство), театральную «реальность» от других видов искусств. В учебном пособии И.Б. Шубиной «Организация досуга и шоу программ» понятие праздник и театрализованное представление взаимно дополняют друг друга. Праздник – это комплексная форма, которая имеет важнейшее социальное значение и основной целью которой является человеческое общение. Театрализованное представление, является кульминационным выразителем темы и идеи праздника. И.М. Туманов в свою очередь рассмотрел понятие театрализованный концерт. Театрализованный концерт – это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяется воедино. Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою эмоциональную и смысловую драматургию. Она определяется теми обстоятельствами, которые вызвали постановку концерта. И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Туманов справедливо замечает, что пассивны зрители только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, что может быть выражено разными способами.
Информация о работе Композиционное построение театрализованных представлений