Конструктивно-тональный рисунок гипсовых тел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполнений с помощью линий построений, а для того чтобы правильно передать не только линейные размеры и пропорции предмета, но и выделить его объемную форму, используется штрих и тон. Именно такой рисунок, когда конструкция, взаимное расположение частей предмета, структура и его формы подчеркивается с помощью штриха, называется конструктивно – тональным рисунком. Конструктивно – тональный рисунок является основой всего академического рисунка и самой основной и незаменимой его частью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конструктивно-тональный рисунок
1.1 Раскрытие понятия конструктивно-тональный рисунок.
Его использование в обучении академического рисунка………………………6
1.2 История методов развития академического рисунка……………………….8
Глава 2. Методика работы над изображением гипсовых тел.
2.1 Изображение гипсовых тел на плоскости…………………………………14
2.2 Выразительные средства в рисунке. Штрих. Тон………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая талапина.о.docx

— 2.87 Мб (Скачать файл)

В данной главе будут подробно рассмотрено развитие и становление академического рисунка.

Согласно общепринятому определению, рисунок — изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний) — мощное средство познания действительности. Рисунок лежит в основе всех видов изображения на плоскости (живописи, графики, рельефа и т. д.) и как совокупность линейно-пластических элементов определяет структуру и пространственное соотношение форм. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и характеру исполнения.

Рисунок — один из древнейших видов искусства. В первобытном обществе рисунок представлен примитивной гравировкой (процарапывание на кости, камне, глине), наскальной и пещерной живописью. В эпоху палеолита это, в основном, жизненно важные сюжеты изображения животных и сцен охоты. В эпоху неолита это рисунки-схемы (часто переходящие в орнамент.

Синкретизм первоначальных форм изобразительного и орнаментально-декоративного творчества сохраняется в рисунке и рабовладельческих культурах, отличаясь большей пластичностью, яркими выразительными возможностями в классическом периоде искусства Древней Греции.

Уже на раннем этапе развития изображение на плоскости выражает разные точки зрения на предмет. В древнем рисунке соотношение изображаемых явлений было не только пространственным, но и смысловым. Древние художники ради смыслового выделения часто рисовали фигуру военачальника в несколько раз больше, чем фигуры его воинов. Это были первые композиционные акценты живописи, не знавшей перспективы.

Работы художника становятся достоянием культуры, занимая определенное место. Каждая эпоха достигает своих вершин, отражая жизнь своих современников, переосмысливая жизнь прошлую и вглядываясь в события будущего. Художественное творчество становится особым средством выражения философии бытия, для восприятия которого необходимо достичь определенного уровня культуры.

Если исходить из принципа единства исторического и логического, из единства филогенетического и онтогенетического развития, то, рассматривая историю рисунка в филогенезе, обнаруживаются некоторые общие точки.

В древних изображениях битвы, например, много сходного с тем, что можно встретить у детей. Как уже говорилось, размер фигур предводителей значительно больше, нежели остальных людей. Объекты изображения следуют друг за другом не так, как они организованы в пространстве, а так, как их организует древний художник, вкладывая собственный смысл, субъективное значение. Таким образом, это рисунки условно-плоскостного изображения мира, а композиция акцентирована по значению и смыслу. Эти особенности характеризуют и работы иконописного периода в эпоху Средневековья.

В эпоху Возрождения изобразительное искусство становится ведущим. Большое внимание в изображении уделяется перспективе и пропорциям, передаче реалистической натуры. В изображении человека непременным условием становится знание анатомии. Положение фигур в картинах раскрывает их жизненные отношения. В эпоху Ренессанса художники достигают особого совершенства в духовном самовыражении. Складываются школы изобразительного искусства, в которых огромное значение имеет рисование с натуры.

В последующие периоды развития изобразительного искусства на академический рисунок оказывают влияние принципы свободного стиля, проникнутого дыханием жизни и экспрессивностью представителей романтизма, экспрессионизма и модернизма.

В эпоху Средневековья линейный рисунок развивается как архитектурный чертеж и графический образец для создания деталей декора. Начальный контур изображения при выполнении сложных комбинаций (например, в иконописи) носит схематичный и орнаментальный характер. Рисунок как вид графики занимает важное место в оформлении средневековых манускриптов. В эпоху Возрождения академическое искусство становится ведущим. В нем отражается гуманистический пафос эпохи, порыв к полноте бытия, к его духовным и чувственным радостям! Особое внимание художники уделяют передаче возрастной анатомии человека (дитя на руках Мадонны Леонардо да Винчи — это не карлик, не уменьшенный взрослый, как это было до Возрождения, а действительно младенец) воспроизводится анатомия движущегося человеческого тела (Микеланджело, фрески Сикстинской капеллы и т. д.)

В эпоху Возрождения закладываются теоретические и практические основы всей последующей творческой и учебной методики европейского рисунка (изучение законов перспективы, светотени, пластической анатомии). Большое развитие получает рисование с натуры, намечаются новые жанры: композиция, исторический портрет, пейзаж. С XVI в. начинается собирание рисунков выдающихся мастеров как образцов для молодых художников и как произведений, имеющих самостоятельное значение. (Одна из первых коллекций была собрана историографом Дж. Вазари.)

В последующие периоды на традиционный, академический рисунок начинают влиять принципы свободного стиля, проникнутого дыханием жизни и выразительностью представителей романтизма, импрессионизма и модернизма. В это время углубляется и завершается наметившийся ранее процесс развития графики. Специфика графики — линейные соотношения, воспроизведение формы предметов, передача их освещенности, соотношения света и тени и т. д.. Они ничего не передают вне цвета, все линейное для них второстепенно. Не рисунок, а цветовые соотношения изображаемых предметов становятся основным носителем эстетического смысла изображаемых произведений. Однако вернемся к рисунку как особому графическому изображению. Графика (от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий не только рисунок, но и печатные, художественные произведения, гравюру, литографию и другие, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями приемы: контурные линии, штрихи, пятна.

Нужно напомнить, что сам термин «графика» первоначально употреблялся лишь применительно к письму или каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX - начале XX вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически четкого, контрастного линейного рисунка. Стилистические средства графики стали весьма разнообразными - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций: изобразительных, декоративных и штриховых, обладающих лаконичностью, гибкостью и разнообразием.

С конца XIX-начала XX вв. художники создают станковый  рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок. Получает развитие политический рисунок, отражающий политические взгляды, убеждения, расстановку политических сил и личные особенности политических лидеров. Распространяется также жанр путевых зарисовок, документально точно повествующих о повседневной жизни людей.

С начала XX академический рисунок  самостоятельно развивается под воздействием сменяющих друг друга направлений, оттачивается профессиональное мастерство рисовальщиков, острая выразительность форм часто входит в противоречие с нарочитой деформацией предметного мира, графическим экспериментированием, возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личностного видения, индивидуального восприятия жизни. [6.стр.159]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОЭТАПНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГИПСОВЫХ ТЕЛ НА ПЛОСКОСТИ.

 

2.1 Изображение  гипсовых тел на плоскости

 

Каждый студент художественно - графического факультет при изображении гипсовых тел на плоскости задается вопросом, а с чего лучше всего начать выполнение данного задания для его успешного завершения. В данной главе будут рассмотрены основные этапы, специфика и последовательность выполнения рисования с натуры.

Когда студенты рисуют гипсовые тела с натуры, то внимательно наблюдают за предметом: подмечают характерные особенности формы, его пропорции, как освещен предмет, какова его фактура. Однако, наблюдения недостаточно. Необходимо знать его строение, внутреннюю, скрытую от глаз основу формы.

Внешняя форма предмета определяется его конструктивными особенностями строения. Чем сложнее форма предмета, тем больше и серьезнее рисующему приходиться изучать натуру. Человек не может реалистически нарисовать гипсовое тело, если в его сознании нет ясного, образного представления  форме и характере предмета. Студенту художественно – графического факультета, готовившегося себя к педагогической деятельности, необходимо разбираться и в основных вопросах педагогической психологии, и, в частности, в вопросах психологии восприятия. Психология восприятия предмета и рисунка у человека протекает различно, т. е. человек по - разному воспринимает реальный предмет (натуру) и его изображение (рисунок). Поэтому начинающий рисовальщик должен научиться правильно переключаться с одной формы восприятия на другую, с восприятия объемной формы на проекционную. Прежде всего, нужно научиться правильно «глядеть на натуру». Первое живое, непосредственное восприятие в данном случае возьмем за основу гипсовые тела (натуры) в силу своей субъективности может быть и правильным и неправильным, т. е. студент может правильно воспринять характерные особенности натуры и передать их в рисунке, а может и неверно и дать искаженный образ предмета.

Для наилучшего и точного изображения гипсовых тел на плоскости обязательно нужно знание законов линейной перспективы, которое помогает правильно и убедительно передать на плоскости изображение предметов в пространстве. Чтобы избежать ошибок в рисунках, необходимо опираться на непосредственное наблюдение натуры и использовать свои знания из области перспективы. Знание законов линейной перспективы поможет начинающему художнику передать на плоскости объемную форму предмета в любом ракурсе или сокращении. Четкое восприятие модели позволит избежать искажения перспективных сокращений как это случается при слишком близкой точке наблюдения. Рисовать на очень большом удалении от постановки так же не рекомендуется, так как при этом плохо воспринимается объем предметов. Правильный выбор точки наблюдения должен обеспечить рисовальщику восприятие наиболее характерных признаков изображаемой формы предметов. [4. Стр.205]

Основные положения линейной перспективы:

  1. Рисуя нужно представить перед собой пространство, имеющее глубину, в котором нужно найти объем предметов натуры в перспективном изображении.
  2. Вид предмета меняется в зависимости от его расположения относительно точки наблюдения.
  3. Одинаковые по размеру предметы изображаются на плоскости разными плоскости по величине: те, что ближе к нам, - крупнее; которые дальше и уходят вглубь – мельче.
  4. Воображаемая линия горизонта находится на уровне глаз.
  5. Параллельные линии натуры сходятся в определенных точках на линии горизонта.
  6. Владение перспективой – это и умение видеть предмет насквозь. На этом этапе качестве основано линейно – конструктивное построение формы предметов в перспективе.

          При изображении, какого – либо  предмета нельзя ограничиваться  своим первым, мимолетным впечатлением, нужно понять особенности строения  предмета. Как в науке, так и  в искусстве процесс познания  мира подчиняется определенной  закономерности «От живого созерцания  к абстрактному мышлению и  от него к практике – таков  диалектический путь познания  истины, познания субъективной реальности».  Рисующий должен следовать этой  закономерности, чтобы дать правильное, реалистическое изображение натуры. Процесс познания натуры рисующим  протекает следующим образом:

  1. непосредственное соприкосновение с натурой, первое впечат -

ление – «живое созерцание»;

2)  изучение и анализ  натуры – «абстрактное мышление»;

3)  изображение  - «практика».       

           Изображение натуры должно быть  ясным, понятным и убедительным  для зрителей, оно должно давать  яркий образ предмета. Чтобы овладеть  основами рисунка, нужно приучить  себя, наблюдая натуру, анализировать  ее и ясно представлять ее  строение «прежде всего надо  научить глядеть на натуру  – это самое основное и довольно  трудное».( см. приложение 2)

Трудность здесь заключается в том, что рисующий должен по внешним признакам натуры вообразить ее внутреннее строение – конструкцию. Термин «конструкция» (от лат. Construction) означает «строение», «построение», «структура», «план», «взаимное расположение и отношение частей». Конструировать – значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время изображения предмета с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представить его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и невидимых.

Каждый гипсовый предмет имеет свою структуру.  Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Изображать гипсовые тела на плоскости нужно всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. При выполнении изображения, прежде всего, необходимо понять его строение и наметить в рисунке его линейно – конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом они отграничивают от общего пространства, т. е. как образуется объем. Отграничение этого пространства в рисунке может проходить в виде линейного изображения.

Линейно – конструктивный рисунок дает возможность ученику построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму предмета. Если на начальной стадии построения изображения он не будет намечать все линии, выражающие объем формы, то от него могут скрыться ошибки в построении.(см. приложение 3)

Говоря о системе построения изображения формы гипсовых тел на плоскости, следует указать, что нельзя рисовать предмет по отдельным частям. Построение формы по частям противоречит основным методическим установкам реалистического рисунка – от общего к частному, от большой формы к деталям.

Известно, что глаз человека сначала фиксирует, охватывает общую форму предмета и лишь, затем переходит к рассмотрению деталей, мелких потребностей.

Информация о работе Конструктивно-тональный рисунок гипсовых тел