Конструктивно-тональный рисунок гипсовых тел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполнений с помощью линий построений, а для того чтобы правильно передать не только линейные размеры и пропорции предмета, но и выделить его объемную форму, используется штрих и тон. Именно такой рисунок, когда конструкция, взаимное расположение частей предмета, структура и его формы подчеркивается с помощью штриха, называется конструктивно – тональным рисунком. Конструктивно – тональный рисунок является основой всего академического рисунка и самой основной и незаменимой его частью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конструктивно-тональный рисунок
1.1 Раскрытие понятия конструктивно-тональный рисунок.
Его использование в обучении академического рисунка………………………6
1.2 История методов развития академического рисунка……………………….8
Глава 2. Методика работы над изображением гипсовых тел.
2.1 Изображение гипсовых тел на плоскости…………………………………14
2.2 Выразительные средства в рисунке. Штрих. Тон………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая талапина.о.docx

— 2.87 Мб (Скачать файл)

Методика  выполнения рисования с натуры предусматривает три основных этапа:

  1. композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы;
  2. пластическая моделировка формы светотень. И детальная характеристика натуры;
  3. Подведение итогов всей проделанной работы.

Рассмотрим более подробно эти этапы над рисунком, для лучшего понимания.(см. приложение 4)

Первый этап. Первой задачей изображения гипсовых тел на плоскости  является их композиционное размещение. В зависимости от точки наблюдения, размеров и формы гипсовых тел (или группы тел) следует определить, какая величина является определяющей  - ширина или высота. Предварительно нужно осмотреть натуру и определить, как выгоднее разместить изображение на плоскости, что является центральным в данной постановке. Прежде чем приступить к рисунку, студент художественно – графического факультета, должен ознакомиться с данной натурой, отметить его характерные особенности, понять строение. Познание натуры рисующим должно быть объективным, правильным, возникающим не столько из субъективных впечатлений, сколько на основе серьезных научных знаний. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения.

Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Затем устанавливаются основные пропорции, и намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика главных масс. На этом этапе работы необходимо видеть основную форму предмета. Задача  - научиться отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание, можно прищурить глаза. Форма будет смотреться как силуэт, общее пятно, детали исчезнут.

Второй этап – пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка.

Это самый основной и длительный этап работы. Здесь главное суметь правильно применить научные знания из области перспективы, теории теней, конструктивного строения формы.

Методическая последовательность построения изображения следующая: вначале рисуется и уточняется большая форма, затем переходят к анализу малых форм.

 Проработка деталей  требует определенной закономерности  – каждую деталь надо рисовать  в связи с другими. На этом  этапе работы происходит и  детальная характеристика натуры: выявляется фактура модели, ее  материальность. Рисунок тщательно  прорабатывается в тональных  отношениях.

           Кода все детали прорисованы, и весь рисунок тщательно промоделирован  тоном, начинается процесс обобщения.

 Третий этап – подведение  итогов. Это последний и самый ответственный тап работы над рисунком. На этом этапе проверяется общее состояние рисунка, детали подчиняются целому, рисунок уточняется  в тоне  (подчинение света и тени, бликов, рефлексов и полутонов общему тону). [7. стр.207]

Детализации подлежат главные места в изображении, на которых сосредотачивается внимание зрителя, обобщаются второстепенные детали, служащие только для усиления главных. Работа по обобщению формы для неискушенного рисовальщика представляет довольно большие трудности, ибо детали формы слишком сильно приковывают его внимание, заслоняя собой целостный образ натуры.(см. приложение 5)

 

2.1 Выразительные  средства в рисунке. Штрих. Тон.

 

Овладение общих знаний о конструктивно – тональном рисунке тесно связано с приобретением навыков и умений в области его техники. Когда говорят о технике рисунка, подразумевают изобразительные средства (линия штрих и т. д.), материалы (карандаш, уголь, бумага и пр.), приемы и способы работы – все то, что помогает студенту художественно – графического факультета в создании своих графических произведений.

Техническое совершенство заключается в умении минимальными средствами добиться максимума выразительности и полноты раскрытия художественного замысла, оказать эмоциональное воздействие на зрителя.

Обучать рисунку, его техники вполне возможно и нужно, приобретение технических знаний и навыков в области рисунка облегчает решение многих задач, обогащает графический язык студента и подготавливает его к овладению художественным мастерством.

Главными элементами техники рисунка являются линия и штрих. Линия обязуется непрерывным движением карандаша или другого инструмента по поверхности бумаги, штрих – более коротким, прерывистым.

Штрих – относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы, он обладает большими возможностями в трактовке материальных свойств натуры. А сочетанием штриховых линий можно получить элемент светотени – тон, имеющий громадное значение в законченном рисунке. Функции штриха можно сравнить с ролью мазка или пятна в живописи.

Даже слабые и ровные штрихи, положенные на боковую неосвещенную часть лица, могут передать объем формы. Штрих чаще всего принимается для изображения теней и выявления большой формы. При более широком использовании тона, а также при изменении направления штриха студент  имеет возможность сильнее передать характер формы предмета.

Особенности освещения, разницу фактуры и окраски, в частности гипса и фона, можно показать только при помощи штриховки или тушевки. Несмотря на разнообразие линейно – штриховой техники, можно выделить следующие основные приемы.

Штриховка – совокупность нескольких линий, нанесенных на поверхность основания с небольшим интервалом друг от друга. Сплошным наслоением штрихов получается разновидность штриховки – тушевка. Прием наложения штрихов с последующим растиранием при помощи резинки, растушки или ваты называется растиркой.(см приложение 6)

По количеству прокладок штриховка и тушевка бывает однослойной и многослойной. Путем перекрытия одного ряда светлых линий другими, более темными, получают двухслойную штриховку. Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхность листа бумаги. [10.стр 145]

Технические приемы значительно расширяют художественные возможности конструктивно – тонального рисунка, но, прежде чем использовать их в практической работе, необходимо познакомиться с правилами учебного рисунка, законами света и особенностями нашего зрительного восприятия. Последовательность ведения конструктивно – тонального рисунка определяется правилом: от общего к деталям, а затем к их подчинению целому. Вначале легким касанием грифеля прорисовывают форму предмета и прокладывают основные тени. По мере уточнения рисунка постепенно усиливают нажим карандаша. Не построив большой формы, не выявив основных деталей пропорции и теней, не следует переходить к подробностям. После детальной проработки рисунка надо сделать его обобщение.

Сила тона штриховки или тушевки подчиняется закономерностям светотени – последовательному распределению света по поверхности в зависимости от ее строения. Оттенки светлоты, наблюдаемые на предметах при постоянном освещении, по степени их утемнения сводятся к следующей градации: блик, свет, полутон (полутень) – зона света; рефлекс, собственная и падающая тень – зона тени. Блик – самое светлое место, самое светлое пятно на плоскости. Передавая светотень, нужно вначале найти границы собственных и падающих теней и слегка покрыть их тоном. Затем штрихом, идущим по форме от тени к свету, отрабатывают поверхности в полутенях. Для оттенения граней предпочтительно выбирать прямой штрих, для криволинейных поверхностей  - изогнутый и прямой, для сферических – в виде дуг. Светлые места передают едва заметным штрихом, для блика оставляют чистую бумагу. После этого повторной тушевкой усиливают тени и выявляют рефлексы. Рефлекс – это участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света.

При выполнении конструктивно – тонально рисунка важно избежать копирования случайных пятен, появляющихся в результате изменения положения модели или источника света. Штриховку следует наносить сознательно, с учетом строгого анализа конструктивного строения формы.

Поверхности, освещенные прямыми лучами, всегда будут находиться на свету, а обращенные к источнику света под углом уходят в полутень, которая  появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света. К теням относятся неосвещенные части предмета и рефлексы, которые появляются в результате отражения света от окружающей среды. Чем ближе к источнику света, тем темнее грань теневой плоскости. Такой эффект получил название линии светораздела или линии собственной тени. Граница тени, падающей на лежащее позади модели пространство или находящиеся рядом предметы, называется  линией падающей тени. Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

Можно сказать и о том, что форма и светотень предметов воспринимаются ясно только вблизи источника света, все удаленное погружается в полумрак. Сила тона штриховки или тушевки в рисунке определяется сравнением по светлоте оттенков, наблюдаемых в натуре. При этом, как показывает явление адаптации, нет необходимости воспроизводить очень сильные и слабые ярости. Самые глубокие тени прокладывают не в максимальную силу цвета рисовального материала, а несколько слабее. Затем находят близлежащие промежуточные оттенки, избегая повторения одной тональности. Отображения элементов цвета и фактуры предметов в рисунке можно усилить техническими средствами: противопоставлением штриховки тушевке, чередованием разных манер штриховки, можно использовать, например вертикальный штрих, мягкий штрих, изгибающие линии и пр.

Для того чтобы правильно передать пластическую форму предметов средствами светотени, необходимо знать особенности тональной гаммы рисунка и владеть техникой штриха. Достаточно верно передать все многообразие градаций  светотени, ее силу, отношения и контраст можно лишь при условии серьезного выполнения приведенных выше заданий, при четкости и аккуратности в практической работе. Технические знания и навыки являются составной частью конструктивно – тонального рисунка для студентов художественно – графического факультета. Они должны стать привычными и естественными, как язык, на котором говорят, и совершенствовать по мере овладения мастерством рисунка. [4.стр.58]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Заключение

 

          Целью данной курсовой работы являлось углубление, усовершенствование, улучшение и ознакомление с необходимыми научными знаниями, практическими навыками в области академического рисунка, а именно, об изображении гипсовых тел на плоскости. А в последующем - необходимость доказать неделимость и неразрывность конструктивного и тонального рисунка.

Для решения поставленной цели использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления. И эмпирические методы исследования - количественные и качественные методы сбора информации, так же использовался метод сравнения; наблюдения; конкретизации и идеализации; метод обобщения и исторический метод. И решены следующие задачи:

         Во-первых, изучена и проанализирована  учебно-методическая литература  по искусству рисунка, для лучшего  ознакомления со сложностями  данного курсового проекта, решения  учебных задач. Использование специализированной  литературы помогло раскрытию  специфики педагогического рисунка  и ознакомление с его общими  положениями.

Второй решенной задачей является подробный анализ правил и приемов построения изображения гипсовых тел. Решение данной задачи способствует раскрытию закономерностей строения формы и сложных основ построения изображения. Помогает образно и наглядно выявить самые сложные моменты изображения на плоскости подвести к образованию правильных  понятий (о конструктивной основе формы, о законах перспективы, вспомогательных осях построения и т. д). Решение этой задачи просто необходимо, и очень важно при изучении основ академического рисунка, так как первоначальной задачей при построении изображения гипсовых тел на плоскости является их композиционное решение, которая было тщательно и подробно изучена, а затем и описана в данном исследовании.

 Далее была решена  и следующая задача: о роли  штриха и его значении в  конструктивно тональном рисунке.

Исследовав данную задачу можно сделать вывод, что штрих играет огромную роль в конструктивно-тональном рисунке. С помощью штриха передается контур, выявляется форма, объем изображаемых фигур и предметов посредством светотеневых отношений. Штрих помогает создавать эффекты света и тени, способен передать строение поверхностей объектов рисунка. Он используется на завершающем этапе работы в рисунке и создает законченный образ всей композиции. Способен создать целостность композиции, неразрывность элементов, подчиненность их единой конструктивной идее и незаменимость всех составляющих композиции.

Информация о работе Конструктивно-тональный рисунок гипсовых тел