Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа
Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполнений с помощью линий построений, а для того чтобы правильно передать не только линейные размеры и пропорции предмета, но и выделить его объемную форму, используется штрих и тон. Именно такой рисунок, когда конструкция, взаимное расположение частей предмета, структура и его формы подчеркивается с помощью штриха, называется конструктивно – тональным рисунком. Конструктивно – тональный рисунок является основой всего академического рисунка и самой основной и незаменимой его частью.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конструктивно-тональный рисунок
1.1 Раскрытие понятия конструктивно-тональный рисунок.
Его использование в обучении академического рисунка………………………6
1.2 История методов развития академического рисунка……………………….8
Глава 2. Методика работы над изображением гипсовых тел.
2.1 Изображение гипсовых тел на плоскости…………………………………14
2.2 Выразительные средства в рисунке. Штрих. Тон………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…………
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАНЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И
РЕСУРСОВ»
Художественно-графический факультет
Кафедра изобразительного искусства
Курсовой проект
по дисциплине «Рисунок»
ТЕМА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Конструктивно-тональный рисунок гипсовых тел
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Профиль подготовки «Изобразительное искусство и технология»
к.п.н., доцент
Н.Челны, 2013г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конструктивно-тональный рисунок
1.1 Раскрытие понятия конструктивно-тональный рисунок.
Его использование в обучении академического рисунка………………………6
1.2 История методов развития академического рисунка……………………….8
Глава 2. Методика работы над изображением гипсовых тел.
2.1 Изображение гипсовых тел на плоскости…………………………………14
2.2 Выразительные средства в рисунке. Штрих. Тон………………………...19
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполнений с помощью линий построений, а для того чтобы правильно передать не только линейные размеры и пропорции предмета, но и выделить его объемную форму, используется штрих и тон. Именно такой рисунок, когда конструкция, взаимное расположение частей предмета, структура и его формы подчеркивается с помощью штриха, называется конструктивно – тональным рисунком. Конструктивно – тональный рисунок является основой всего академического рисунка и самой основной и незаменимой его частью. Таким образом, для плодотворной деятельности в области академического рисунка, прежде всего, необходимо овладеть грамотой конструктивно – тонального рисунка. Необходимо сказать и о том, что обучение такого вида рисунка преследует цель развить у студентов педагогического института умение правдиво изображать окружающую действительность, видеть и понимать ее явления. Так же он помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивать зрительную память, способствует пространственному мышлению и образному представлению. Кроме того этот рисунок учит внимательно изучать форму предметов, их строение, пропорции, расположения пространстве и постепенно приучает их к более многостороннему, углубленному и точному восприятию.
В данном исследовании, который в основном направлен и нацелен на студентов педагогического института художественно - графического факультета, можно выделить объект и предмет.
Объект - рассмотрение и изучение основных принципов изображения на плоскости геометрических тел, и передача их объема.
Предметом исследования является конструктивно – тональный рисунок геометрических тел на плоскости.
Одной из основных
задач обучения на художественно
- графических факультетах
Высшее художественное образование закладывает основу профессиональной грамотности и мастерства и формирует мировоззрение начинающего художника. В выполнении этих ответственных задач особая роль принадлежит конструктивно – тональному рисунку, как основе всего академического рисунка. Он обучает видеть точную форму предмета, понимать конструктивную основу, изображать пластическую структуру предмета на плоскости. Из этого можно сделать вывод, что данная тема актуальна и просто необходима для изучения и исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы учебном процессе в качестве образца и служить методическим материалом при изучении студентов художественно – графического факультета основ академического рисунка, так и в области научно - педагогических исследований.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы углубить и усовершенствовать свои научные знания и практические навыки об изображении гипсовых тел на плоскости и доказать неделимость и неразрывность конструктивного и тонального рисунка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления. И эмпирические методы исследования - количественные и качественные методы сбора информации, так же использовался метод сравнения; наблюдения; конкретизации и идеализации; метод обобщения и исторический метод.
ГЛАВА 1. КОНСТРУКТИВНО ТОНЛЬНЫЙ РИСУНОК
Так как предметом исследования данной курсовой является конструктивно-тональный рисунок гипсовых тел, то первоначально необходимо раскрыть основную его суть и отметить важные особенности. Затем дать определение конструктивно-тональному рисунку, для того чтобы в дальнейшем, углублено и с наибольшем пониманием, определить его функции и важнейшие значения в академическом рисунке. Что подробно будет описано в данной главе.
Конструктивно-тональный рисунок - это рисунок всех вешних и внутренних контуров предмета, который выполняется с помощью линий построения, используя закономерности конструкции предмета, после чего изображение уточняется с помощью тона, где выявляется объем изображаемых предметов, характер формы, что способствует передачи движения и создает целостность в композиции. В таком виде рисунка объемная форма предмета строиться в основном линиями при незначительной поддержки тона. Тонально-конструктивный рисунок сочетает в себе элементы тонально-живописного и линейно-конструктивного рисунка. Этот вид учебного рисунка позволяет сочетать рациональные формы с эмоциональным ее переживанием и воспроизведением. Способствует этому расширение диапазона выразительных средств. (см.приложение 1)
Конструктивно-тональный рисунок обладает большой определенностью и ясностью. Он позволяет развить у рисующего умение за сложной формой видеть составляющие ее простые геометрические формы. Он приучает рисовать, а не срисовывать. По своим изобразительным средствам он наиболее условен. Тонально - конструктивный рисунок призван дать наиболее полную информацию об устройстве формы. Он изображает не только видимую часть формы, но и ту ее часть, которая невидима с позиции рисующего. В таком виде рисунка применяются различные условные приемы, позволяющие представить устройство изучаемой формы. Важно подчеркнуть и то, что этот вид искусства позволяет проникать глубоко в смысл того, что изображается. В конструктивно-тональном рисунке знанию отводится большое место. Это рисунок-исследование, рисунок-познание. Только тогда это правильный рисунок. (см. приложение 2) . Обучаясь ему можно видеть пропорции, научиться замечать перспективные изменения, конструктивно строить изображение и располагать его на плоскости бумаги, владеть светотеневой техникой объемной формы, уметь выполнять тональный рисунок, в котором предметы изображаются в световоздушной среде. Последнее особенно важно для перехода к изображению цветом. Недопонимание роли тона в передаче объемной формы, материала и пространства усложнит усвоение многих поставленных задач. [9.стр.45]
Бывает, что студенты оказывают предпочтение не тональному, а конструктивному рисунку. Рисунок начинают со схемы, с линейной конструкции и не добиваются живой формы с передачей ее светотени и тональных отношений. Такой рисунок не способствует переходу к живописи, а единичные задания по гризайли не дают возможности основательно понять задачи тонального изображения предмета в среде.
Важной основой художественной образности в реалистическом искусстве является тональный рисунок, воспроизводящий предметную форму в световой среде и пространстве. Такой рисунок является тем фундаментом, который позволяет перейти к живописи. Не владея тональным рисунком, художник беспомощен перед живописным изображением явлений объективного мира.
Из всего выше описанного можно сделать вывод, что конструктивный и тональный рисунок не могут существовать друг без друга, они являются одним целым, взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.
Неизбежным фактором конструктивно - тонального рисунка можно назвать и тот, что он является неотъемлемой частью академического рисунка и просто необходим при его изучении на начальном этапе обучения художественного мастерства. Очень важно студенту художественно-графического факультета при изучении академического рисунка ознакомится с особенностями конструктивно-тонального рисунка, так как это основа всего рисунка, так же его осмысление и понимание будет полезно в дальнейшей успешной деятельности в области изобразительного искусства.
Академический рисунок это - учебная дисциплина, которая раскрывает принципы построения реалистического изображения на плоскости. Она учит правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую действительность, помогает понять законы строения формы предметов и использовать эти законы в практике построения изображения. Она даёт художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.
Конструктивно-тональный рисунок - это сложный, и в то же время очень серьезный, увлекательный раздел академического рисунка. Работая над ним, всегда следует помнить, что он является не самоцелью, а переходной ступенью, помогающий усвоить основные принципы реалистического рисунка и научиться успешно решать творческие задачи. [5. Стр. 152]
Начало приобретения изобразительных навыков человеком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит к глубокой древности. Уже первобытные люди, изображая предметы реального мира, достигали больших успехов. Четкими линиями на гладкой поверхности кости или стены пещеры человек твердой и уверенной рукой воспроизводил различные предметы, животных и даже людей. Первобытные люди не только умели давать изображения предметов реального мира, но и достигали в этом деле большого искусства. Об этом убедительно свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, на стенах пещер: стада антилоп, уверенно переданный образ северного оленя, льва, слонихи, защищающей своего детеныша от нападения леопарда и другие сцены из жизни.
Для этих древнейших изображений животных характерно известное мастерство, основанное на верности глаза и твердости руки. Здесь налицо способность человека передавать средствами рисунка образ животного, умение проверить нарисованное, сделать поправку и уточнение. Расположение линий на плоскости является не произвольным и случайным делом, а сознательным и обдуманным актом. Движения рук контролировались сознанием, направлялись глазом и разумом. Многие рисунки той эпохи поражают нас необыкновенной выразительностью и реалистичностью, ограниченной, естественно, теми пределами, в которых мог быть познан в то время реальный мир. К таким композициям можно отнести и изображение мамонта в пещере и многие, другие.
Информация о работе Конструктивно-тональный рисунок гипсовых тел