Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 17:05, курсовая работа
Готическое искусство представляет следующую ступень развития средневекового искусства после романского. Сам термин "готика" появился в эпоху Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья. Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль в докладе Папе римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра в качестве синонима все той же "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской". "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь затем – его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля.
1.ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (XIII-XV ВВ.)
Готическое искусство
представляет следующую
Период готики
время значительных изменений
в жизни средневекового
Крестовые походы, способствуя развитию межнациональных связей, приобщили Европу к культуре Востока, познакомили Запад с восточным искусством и ремеслами – особенно в области изготовления тканей. Они так же дали толчок расширенному применению эмблем: девизы или изображение герба на щите и одеянии рыцаря провозглашали его титул или происхождение, так что его мгновенно узнавали друзья и сторонники. Популярность рыцарских турниров привела к употреблению их даже в женской одежде. Зрители на турнирах, должно быть, обладали прекрасным знанием гербов. Эмблемы также были непременным элементом гардероба слуг и свиты знатного вельможи, когда он и его домашние перемещались из одного дома или замка: таким образом он подчеркивал свою значимость.
Привилегиям
и власти аристократии и
поскольку правительство пыталось контролировать образ жизни уверенно набирающих вес низших сословий. Но если в XII веке женщину из буржуазного сословия могли оштрафовать за то, что она оделась как благородная дама, то XIV веку ее одежда могла превосходить одежду аристократки богатством и великолепием.
На импорте
текстильных изделий с Востока,
из Испании и Италии делались
огромные состояния, так же как
и на экспорте шерсти – сырца,
что в равной степени важно
для создания одежды. Ткачи –
сарацины производили в
Религия оставалась по – прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово – ремесленных городов рождали стремления к знаниям и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникли центры науки – университеты. Они стали ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.
В конце
12 и 13 вв. распространилось близкое
к материализму учение
В придворной рыцарской среде 12 – 14 вв. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров – провансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства.[1] Однако не следует считать положение женщин в эпоху процветания рыцарства, в XII – XIII вв., поднявшимся на основании того, что миннезингеры этого времени пели о безграничном почитании женщин. Характер времени вернее сказывается в законах, нежели в песнях, а тогдашние законы за один и тот же проступок карали женщин сильнее, чем мужчин. Почитание женщин было чувственное, подчас оно относилось к замужним женщинам, и вся преданность выказывалась только дамам знати, жены крепостных и евреев, напротив, едва ли считались людьми.[6] Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыку на смену унисону пришло многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жители и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии.[1]
Ведущим формообразующим видом
искусства в этот период
Впервые в костюме появляются вшивные рукава, первоначально они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались, так как надеть и снять такую узкую одежду (которая не имела застежек) было невозможно. Тогда же существовали варианты привязывания рукавов шнурками. И только после того, как была изобретена застежка (XIII в.), рукава стали пришивать постоянно.
Портные объединяются в профессиональные цеха, которые шьют одежду по заказам знати.
В эпоху
позднего средневековья
Считается, что к XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.
В XIV веке появились распашные одежды и воротники. Носят свободные и длинные, короткие и узкие одежды. Коротким и узким отдают предпочтение молодые люди. Самые модные и дорогие ткани – парча, муар, газ, атлас , узорчатые шелка, бархат – изготавливались в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе. Излюбленным орнаментом был растительный. Издаются законы о рангах в одежде, первые законы против роскоши. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Низшие сословия не имели права одеваться так же пышно и богато, как высшие. Например, бюргеры, в отличие от дворян, не должны были носить длинные шлейфы, шелковые одежды и т.д.[3]
Готическое искусство – важное
звено в общем развитии
Под глубоким
влиянием религии, пронизывавшей
все сферы общественной жизни,
в период средневековья
Если в раннем
Средневековье женщина учила
мужчину хорошим манерам, то в
готический период тон уже
задавали мужчины, и они определяли
нормы поведения. Ироническое и
презрительное отношение
По описаниям поэтов XI—XII вв. у женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах [7]. Главное внимание во внешности уделялось высоте лба: он ведь средоточие ума! Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали волосы на ширину двух пальцев по линии их роста и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки [8]. Мотивы розы — цветка, символизирующего нежность, хрупкость, изящество, широко распространяются в искусстве и в быту. Розами украшают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и девушки носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений[7]. (Приложение - А)
1.3Декоративное решение костюма периода готики: ткани, цвет, орнамент
Наиболее распространенными
материалами в период средневековья
были лен, домотканый холст, сукно,
мех, кожа, восточный и византийский
шелка. Расцвет ремесленного
Великолепную шерстяную
ткань – шарлах –
Ткани были преимущественно гладкие. Затем становятся модными набивные и тканые узоры с эффектами теснения, украшенные золотой и серебряной нитью. [5]
Цветовая гамма яркая, чистая: огненно-красный, карминовый, небесно-голубой, травянисто-зеленый. В период поздней готики в костюм проникают своеобразные темные и приглушенные цвета. Например, цвет фов — рыжевато-бурый. [5]
В период «Бургундских
мод» цвет характеризовал
Ми – парти – это одежда цвета городского герба из двух или более цветов (частей) с нашитыми или вышитыми на ней изображениями герба.[14]
Готический орнамент
был многообразен и символичен.
Продолжают использоваться
Прямолинейные геометрические
формы переходят в
1.4 Женский костюм периода готики (XIII-XV вв)
На женский
костюм в значительной степени
влияла церковная доктрина, утверждавшая,
что грех вошел в мир с
помощью Евы, что женщины были
вечной причиной греховного
Нижней женской
одеждой этого времени