Костюм готического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Готическое искусство представляет следующую ступень развития средневекового искусства после романского. Сам термин "готика" появился в эпоху Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья. Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль в докладе Папе римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра в качестве синонима все той же "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской". "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь затем – его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по дисциплине ,,История костюма и кроя,, (Автосохраненный) (2).docx

— 79.06 Кб (Скачать файл)

 


 


 

1.ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ГОТИЧЕСКОГО  ПЕРИОДА (XIII-XV ВВ.)

 

    1. Характеристика готического периода.     

                                                                                            

    Готическое искусство  представляет следующую ступень  развития средневекового искусства после романского. Сам термин "готика" появился в эпоху Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья. Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль в докладе Папе римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра в качестве синонима все той же "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской". "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь затем – его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля. Готика – подлинный венец средневековья, это яркие краски, позолота, взлетающие в небо колючие иглы башен, симфония света, камня и стекла.[13]

     Период готики  время значительных изменений  в жизни средневекового общества. Феодализм в Европе вступил  в следующую стадию развития. Продолжает развиваться цеховая организация ремесел. В этот период вводится понятие чертежа, что, несомненно, явилось важным в развитии многих ремесел, в том числе изготовлении костюма.[3]

    Крестовые походы, способствуя развитию межнациональных связей, приобщили Европу к культуре Востока, познакомили Запад с восточным искусством и ремеслами – особенно в области изготовления тканей. Они так же дали толчок расширенному применению эмблем: девизы или изображение герба на щите и одеянии рыцаря провозглашали его титул или происхождение, так что его мгновенно узнавали друзья и сторонники. Популярность рыцарских турниров привела к употреблению их даже в женской одежде. Зрители на турнирах, должно быть, обладали прекрасным знанием гербов. Эмблемы также были непременным элементом гардероба слуг и свиты знатного вельможи, когда он и его домашние перемещались из одного дома или замка: таким образом он подчеркивал свою значимость.

     Привилегиям  и власти аристократии и феодальных  лордов бросила вызов буржуазия, или купеческое сословие, для  которого рост торговли означал, рост богатства, и говорившие  на латыни ученные, путешествовавшие по развивающимся университетам Парижа, Англии и Италии. В XIV и XV веках появились многочисленные законы, регламентирующие доходы населения,

поскольку правительство пыталось контролировать образ жизни уверенно набирающих вес низших сословий. Но если в XII веке женщину из буржуазного сословия могли оштрафовать за то, что она оделась как благородная дама, то XIV веку ее одежда могла превосходить одежду аристократки богатством и великолепием.

     На импорте  текстильных изделий с Востока, из Испании и Италии делались  огромные состояния, так же как  и на экспорте шерсти – сырца, что в равной степени важно  для создания одежды. Ткачи –  сарацины производили в Гренаде  парчу с древних времен, а норманнские  завоеватели Сицилии привезли  греческих ткачей в Лукку в XIII веке, оттуда те распространялись во Флоренцию, Геную, Венецию (славившуюся в конце XIV века великолепной шелковой парчой, бархатом и тканями с металлической нитью), Болонью и Милан. Эти богато украшенные узорами ткани были откровением для северных соседей Италии.[2]

       Религия  оставалась по – прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово – ремесленных городов рождали стремления к знаниям и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникли центры науки – университеты. Они стали ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

       В конце 12 и 13 вв. распространилось близкое  к материализму учение арабских  философов. Делались попытки примерить  христианские догматы и наблюдения  действительности. Реальный мир  уже не отрицался полностью, его  рассматривали как совершенное  творение божества. Трагическая  безысходность, которую внушала  людям церковь, сменилась более  светлым и радостным восприятием  красоты мира. Суровые нравы смягчились. Вместе с тем росло самосознание  народа. В ходе борьбы, в накаленной  атмосфере городов, боровшихся за  коммунальные вольности, проповедовавших  реформу церкви, рождалось сознание  братства и равенства, лаконично  выразившееся в изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

    В придворной рыцарской среде 12 – 14 вв. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров – провансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства.[1] Однако не следует считать положение женщин в эпоху процветания рыцарства, в XII – XIII вв., поднявшимся на основании того, что миннезингеры этого времени пели о безграничном почитании женщин. Характер времени вернее сказывается в законах, нежели в песнях, а тогдашние законы за один и тот же проступок карали женщин сильнее, чем мужчин. Почитание женщин было чувственное, подчас оно относилось к замужним женщинам, и вся преданность выказывалась только дамам знати, жены крепостных и евреев, напротив, едва ли считались людьми.[6] Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыку на смену унисону пришло многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жители и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии.[1]

            Ведущим формообразующим видом  искусства в этот период становится  архитектура. Готические сооружения  – это конструкции из стрельчатых  арок и опор, столбов и витражей. Архитектуре были присущи легкие, изящные формы, устремление вверх. Готический стиль так же, как  и романский, повлиял на внешний  облик людей. Вытянутые  пропорции, устремленность вверх, сложность  и изящество формы приобретал  и силуэт костюма этого периода. Костюмы стали более изящными, подчеркивали пластику человеческого  тела. Грубая некроеная по частям  одежда предшествующей эпохи  сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным по все законам портновского  искусства. Теперь уже фасон не зависит от ширины полотнища, которое прежде зависело от ширины ткацкого станка. Его форма становится разнообразнее и красочнее. Открытие ряда новых красочных веществ расширило возможность создавать новые цвета и оттенки тканей.

      Впервые  в костюме появляются вшивные  рукава, первоначально они пришивались  временно, только на день, а вечером  отпарывались, так как надеть  и снять такую узкую одежду (которая не имела застежек) было  невозможно. Тогда же существовали  варианты привязывания рукавов  шнурками. И только после того, как была изобретена застежка (XIII в.), рукава стали пришивать постоянно.

     Портные объединяются  в профессиональные цеха, которые  шьют одежду по заказам знати.

     В эпоху  позднего средневековья впервые  возникло интереснейшее социальное  явление под названием «мода». В тех условиях она обладала  только несколькими чертами: сравнительно  частой сменой форм костюма, увлечением  всякой новинкой в тех местах, где она создавалась, ажиотажем  подражания.

 

Считается, что к XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.

     В XIV веке появились распашные одежды и воротники. Носят свободные и длинные, короткие и узкие одежды. Коротким и узким отдают предпочтение молодые люди. Самые модные и дорогие ткани – парча, муар, газ, атлас , узорчатые шелка, бархат – изготавливались в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе. Излюбленным орнаментом был растительный. Издаются законы о рангах в одежде, первые законы против роскоши. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Низшие сословия не имели права одеваться так же пышно и богато, как высшие. Например, бюргеры, в отличие от дворян, не должны были носить длинные шлейфы, шелковые одежды и т.д.[3]

             Готическое искусство – важное  звено в общем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные  и величавые, обладают неповторимым  эстетическим обаянием. Готическое  искусство породило новое понимание  синтеза искусств. Реалистические  завоевания готики, мастера которой  часто воспроизводят образ своего  современника в природной и  предметной среде, подготовили переход  к искусству эпохи Возрождения.[1]

 

    1. Женский идеал готического периода.

    Под глубоким  влиянием религии, пронизывавшей  все сферы общественной жизни, в период средневековья появляется  новый эстетический идеал человека  — аскета, отрекшегося от радостей  земной жизни. На фресках соборов  изображаются непропорциональные  бесплотные фигуры с выражением  неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший  широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины. [7]

    Если в раннем  Средневековье женщина учила  мужчину хорошим манерам, то в  готический период тон уже  задавали мужчины, и они определяли  нормы поведения. Ироническое и  презрительное отношение мужчин  к витающим в облаках мечтательным  красавицам из предшествующих  столетий заставило женщин времен  готики прочно встать на землю. Такое положение дел, конечно, отразилось  и в моде. [9]

   По описаниям поэтов XI—XII вв. у женщины должны быть  длинные золотистые вьющиеся  волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах [7]. Главное внимание во внешности уделялось высоте лба: он ведь средоточие ума! Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали волосы на ширину двух пальцев по линии их роста и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки [8]. Мотивы розы — цветка, символизирующего нежность, хрупкость, изящество, широко распространяются в искусстве и в быту. Розами украшают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и девушки носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений[7]. (Приложение - А)

  

1.3Декоративное решение костюма периода готики: ткани, цвет, орнамент

 

  • Ткани.

     Наиболее распространенными  материалами в период  средневековья  были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский  шелка. Расцвет ремесленного производства  в городах в готический период  привел к развитию ткачества, расширению ассортимента и повышению  качества тканей, разнообразию их  орнаментации. Получают распространение  шелк, парча, бархат, эластичные сукна.

   Великолепную шерстяную  ткань – шарлах – преимущественно  красного цвета изготовляли в  Англии, Нидерландах. Бархат – ткань  с льняной основой и хлопковым утком – в Германии. Лучшим сортом шелка был пурпур, изготовляемый в Венеции.

    Ткани были  преимущественно гладкие. Затем  становятся модными набивные  и тканые узоры с эффектами  теснения, украшенные золотой и  серебряной нитью. [5]

 

  • Цвет.

     Цветовая гамма яркая, чистая: огненно-красный, карминовый, небесно-голубой, травянисто-зеленый. В период поздней готики в костюм проникают своеобразные темные и приглушенные цвета. Например, цвет фов — рыжевато-бурый. [5]

   В период «Бургундских  мод» цвет характеризовал определенное  состояние человека. Костюмы из  синего и зеленого материала  шили редко. Эти цвета были  символами любви: зеленый – влюбленности, синий – верности. Желтый и  коричневый цвета символизировали  грусть. Повседневные костюмы, главным  образом, были серые, черные, фиолетовые; парадные – белые или красные. Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, а так же пестрые костюмы, как поле герба. Ми – парти носила молодежь и особенно часто пажи. [3]

     Ми – парти – это одежда цвета городского герба из двух или более цветов (частей) с нашитыми или вышитыми на ней изображениями герба.[14]

  • Орнамент.    

    Готический орнамент  был многообразен и символичен. Продолжают использоваться преобразованные  античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают  новые темы.

   Прямолинейные геометрические  формы переходят в криволинейные  плетения. Широко применяются растительные  формы, что составляет характерную  особенность орнаментации той  эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. широкое  распространение получил мотив  трилистника и двулистника. Позднее используются формы колючих растений – терновника, чертополоха, папоротника и др. [10] (Приложение – В) 

 

1.4      Женский костюм периода готики (XIII-XV вв)

 

    На женский  костюм в значительной степени  влияла церковная доктрина, утверждавшая, что грех вошел в мир с  помощью Евы, что женщины были  вечной причиной греховного вожделения  и, таким образом, источником всех  пороков. Женщин принуждали скрывать  свою красоту, хотя это не всегда  удавалось. Все, кроме юных девушек  и невест, должны были покрывать  волосы и как можно меньше  обнажать тело. Интересно отметить, что даже Дева Мария всегда  изображалась с покрытыми волосами, и многие монашеские головные  уборы сегодня подобны тем, которые  носили женщины в начале XIII в. Религиозные моралисты нападали как на мужчин, так и на женщин, упрекая их за богатые и вызывающие наряды. [2]

   

   Нижней женской  одеждой этого времени являются  камиза и котт. Камиза – узкая и длинная рубашка с узкими и длинными рукавами. У простых людей камиза одновременно являлась и верхней одеждой.

Информация о работе Костюм готического периода