Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 17:05, курсовая работа
Готическое искусство представляет следующую ступень развития средневекового искусства после романского. Сам термин "готика" появился в эпоху Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья. Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль в докладе Папе римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра в качестве синонима все той же "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской". "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь затем – его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля.
В результате изучения готического женского костюма мною изготовлена модель платья знатной дамы Англии середины XV века. (Приложение D)
1.5. Немецкий женский костюм (XIII – XV вв)
В XIII веке к полной домашней одежде принадлежали рубашка или домашний кафтан с более короткой нижней рубашкой, верхнее платье и плащ, а также головной убор и обувь. Рубашка, служившая так же и домашним платьем, была очень длинной, от плеч и до талии довольно плотно облегала тело, книзу расширялась и имела длинные узкие рукава. У состоятельных женщин она была из тонкого полотна или шелка, белая и цветная, одноцветная или нескольких цветов. В последнем случае цвета шли раздельно или полосами. Часто она у горловины и на концах рукавов обшивалась пестрым или золотым бордюром. Рубашку носили перепоясанной или без пояса, нередко непосредственно на нее, без другого верхнего платья, надевался плащ. Женщины носили еще и более короткую нижнюю рубашку или одевали одну на другую две длинные рубахи одного покроя, но только на верхней рубахе рукава были немного шире. На поясе висели ключи, собственно символ женского домашнего права.[6]
Полную перемену испытало верхнее платье: оно утратило рукава, но так как вследствие этого легко могли загрязниться рукава, то они делались пристежными, так что можно было менять рукава, не меняя самой рубашки.
Плащ сохранил
свою полукруглую форму и
Волосы женщины, по древнегерманскому обычаю, носили распущенными и свободно лежащими. Иногда волосы разделяли на несколько прядей, и каждая прядь сверху донизу обматывалась цветной лентой или золотой тесьмой, или же волосы зачесывали на затылок и прятали под чепец или сетку.
Костюм XIV века в противоположность моде XIII, становился все более узким.
Женский костюм
до середины века сохранял
свои формы, заимствованные от
предшествующего столетия и
В моду вошло и декольтирование. Нижнее платье имело довольно глубокий вырез горловины; платье до бедер плотно прилегало к телу и зашнуровывалось спереди и сбоку, а иногда и сзади; книзу оно равномерно расширялось благодаря наличию клинообразных вставок, из – под него виднелись только носки башмаков. Рукава до запястья плотно облегали руку и часто наподобие манжет простирались и на кисти. Все платье состояло из передней и задней частей, сшивавшихся по бокам. Рукава делались из одного куска прямого покроя, шов шел по задней стороне рукава до локтя. Почти такой же вид имело верхнее платье, только последнее было длиннее и имело другие рукава. Рукава доходили спереди до локтя, но сзади продолжались одной полосой гораздо ниже. Верхнее платье было таким длинным, что при ходьбе его приходилось подбирать кверху, а к концу века длина шлейфа достигала 2 – 2,5 м.[6]
Весьма любимым и распространенным был тогда сюрко, верхнее платье. Оно не имело рукавов, по бокам было разрезано. Вверху оно плотно прилегало к телу, а к низу расширялось. Недолгое время оно также разрезалось снизу, справа и слева. Зимой сюрко подбивался пестрым мехом, летом – шелком. Мода на сюрко, целиком изготовленный из меха, как это делалось во Франции, по – видимому не прижилась в Германии.
Женский плащ
имел форму кругового сектора,
вершина которого на одной
высоте с нижним краем была
вырезана так глубоко, что его
верхним краем можно
Для XIV века можно указать мало отличительных признаков, которые определяли бы костюм отдельных классов общества. Евреи, как и прежде, должны были своей одеждой отличаться от остального общества: им предписывалось носить длинные одеяния с желтой или желто – красной обшивкой в форме колеса или четырехугольника на груди кафтана или на одном плече плаща. Однако эти признаки зависели от местности.
XV век не придумал новых форм костюма, но он развил костюм истекшей эпохи и разбил его на массу противоречивых форм, которые своим смешением образовали совершенно новый костюм.
Поверх прилегающего платья знатные женщины часто надевали верхнюю одежду с рукавами или без них - нарамник или сюрко, которое покроем и отделкой подчеркивало стройность талии, ширину бедер и пластичность груди. Часто сюрко по вырезу и проймам украшалось мехом. Костюмы и головные уборы приобрели вытянутый силуэт, напоминающий латинскую букву «S». [3]
Женское сюрко в начале периода XIII в. решалось в прямом широком силуэте, имело огромные овальные вырезы проймы. В противоположность сюрко котт было узкого, прилегающим по линии груди и талии силуэта, с длинными узкими рукавами. Положение линии талии в котт резко занижено, грудь затянута полотняным корсетом. Цветовое решение костюма яркое, контрастное: золотисто – желтое котт, красное, затканное золотом сюрко, ярко – синий на меховой подкладке плащ, жемчужные украшения.[5]
В XIV в. в Англии возникает корсет – узкий лиф из плотной ткани, который получает распространение по всей Европе. Его использование стало необходимым, поскольку он создавал впечатление хрупкости, ставшей идеалом женской красоты. От корсета к юбке делают легкую скользящую линию перехода к широкой юбке, падающей глубокими фалдами.[3]
В XV в. пропорции женского прилегающего костюма меняются. Линия талии в сюрко переносится под грудь. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который достигает несколько метров длины. Спереди сюрко укорочено, как бы вздернуто в центре на талии. Это позволяет видеть украшенный подол котт и создает определенную постановку фигуры – животом вперед.[5]. Люди погибали в междоусобных войнах, от эпидемий чумы и холеры, так что беременные женщины настолько были в почете, что изменилась не только конструкция одежды, но и представление о красоте. То, с чем современные женщины нещадно борются и скрывают, как могут - маленький животик, считался невероятно привлекательным. Для его создания на талию накладывали небольшие простеганные подушечки — босы [8]. Остроугольное декольте отделывают воротником шалевидной формы, сильно расширенным к плечам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой.[5]
Обувь была чрезвычайно удлинена. Чтобы облегчить ходьбу и сохранить обувь, частенько носили деревянные башмаки – «сабо» c низкими каблуками, державшиеся на ремнях.[13]
Женская одежда в первой половине XV века подвергалась тем же переменам моды, что и мужская. Женщины низших слоев бюргеров более или менее подчинялись капризам моды, дамы высших сословий противились ей преднамеренной простотой своих костюмов. Своим полным достоинства костюмом они настолько напоминали женщин XIII века, что художники того времени охотно брали их за образец для изображения мадонн и святых. Тем не менее, до конца этого промежутка времени новая мода одержала верх.
Нижнее платье
меньше всего затрагивалось
Плащ в основном
носили женщины высших
От разделения
одежды на разные цвета, женщины
почти всегда воздерживались, а
принадлежавшие к дворянскому
званию довольствовались
Обувь, подобно мужской, состояла из доходящих до лодыжек башмаков, с более или менее низкими вырезами и с длинными носками, и из особых деревянных подбашмачников.
Одежда во второй половине века испытала много перемен, не меняя, однако, своего основного вида. Нижнее платье в общем сохранило свой прежний покрой, только горловина становилась все больше, а шлейф все длиннее. Верхнее платье плотно прилегало либо до бедер, либо только до нижнего края груди; иногда оно имело узкую горловину. По требованию моды декольте становилось все ниже, а плечи более или менее оголялись, или же плечи были закрыты. А грудь и спина оставались обнаженными.затем платье стало спереди декольтироваться и обшиваться тесьмой; сзади оно имело вырез до пояса.
К концу века
начали отделять лиф от юбки,
выкраивать обе части отдельно
и затем сшивать их. Платье
перепоясывалось уже не всегда;
пояс помещался под самой
Волосы заплетали в длинные косы, которые либо укладывались вокруг головы, либо носили распущенными; их располагали так, что они касались плеч, или укладывали наподобие спирали на ушах.[6]
1.6.Английский женский костюм (XIII – XV вв)
В начале XIII века костюм испытал значительные изменения. Нижнее платье сохранило свою длину, доходившую до ступней. Верхнее платье, утратило широко раскрытые до земли рукава. Рукава теперь снова были сужены и так укорочены, что доходили только до локтевого сгиба или до середины предплечья. Но к низу платье было удлинено. Платье носилось с поясом или без него. Если оно не подпоясывалось, то подбиралось рукой, в противоположном случае – вытягивалось из - за пояса кверху.
Уже со времен
короля Иоанна женщины
Упоминаются еще суконные чулки, которые у знатных женщин были вышиты золотом. На ногах носили короткие сапоги или башмаки с заостренными, согласно моде, носками.
У дам времен Эдуарда I нижнее платье доходило до шеи, плотно прилегало к телу до самых бедер, внизу касалось ног и сзади удлинялось в виде шлейфа; рукава длинные и узкие. Иногда оно застегивалось на груди или по всей своей длине сверху донизу. Точно так же верхнее платье плотно прилегало в верхней части тела и имело длинные узкие рукава, застегивавшиеся с тыльной стороны нижней части руки. Кроме того, платье, если оно совершенно не имело рукавов. Снабжалось висячими рукавами из меха. Только у знатных женщин котта имела шлейф. Особенностью коты были два прореза, приблизительно в 15 см длиной. Расположенные спереди, на бедрах, по одному с каждой стороны. Они в шутку назывались «адскими окошками».[6]
Вместо котты в это время часто носили сюрко, самый нарядный костюм, который тогда могла носить женщина. Платье это не имело рукавов, но с обоих боков было вырезано дугой от плеч и до бедер; грудной вырез тоже был довольно низким. Сюрко обычно доходил только до кончиков ног, спереди так же подкалывался или, если имел шлейф, вместе с последним брался на руку. Верхняя часть вся была из горностая или украшалась по краю цветной обшивкой. Дворянки украшали платье цветами своего герба. Плащ, употреблявшийся как праздничная одежда, имел форму сектора без вершины и лежал на плечах, придерживаемый шнуром, шедшим поперек груди. Наряду с эти были еще плащи с прорезами для рук и капюшоном, низко спускавшимся спереди и сзади.
Волосы либо
заплетались и укладывались по
обеим сторонам лица, или зачесывались
назад и вдевались в сетку,
иногда же оставлялись
В первую половину века, нижнее платье сохранило старую форму. Оно облегало верхнюю часть тела до бедер как можно плотнее. Рукава по большей части были узкими и длинными. Вырез на шее сообразовывался с верхним платьем, которое доходило почти до самой шеи и имело шлейф, а также висячие или мешкообразные рукава. Были робы, плотно прилегавшие к верхней части тела и остававшиеся неподпоясанными.
Плотно прилегающая роба после 1420 г.вышла из употребления.
Высокие головные уборы все больше входили в моду. Вилообразные головные уборы стали господствовать особенно при Генрихе VI, а наряду с ними – широкие тюрбаны, которые изготавливались на турецкий лад из богатейших материй. Волосы зачесывались назад и совершенно прятались под головной убор.
Женский костюм второй половины XV века. Приблизительно до 1460 г. нижнее и верхнее платье носились еще такие же, как прежде.
Покрой верхнего
платья вплоть до конца века
подвергался разным колебаниям.
Начали укорачивать огромные
шлейфы, придавать шейному вырезу
округлую форму и немного
Нижней женской одеждой этого времени являются камиза и котт. Камиза – узкая и длинная рубашка с узкими и длинными рукавами. У простых людей камиза одновременно являлась и верхней одеждой.
Поверх камизы носили котт – платье с узким глухим лифом. Верх платья шнуровался сбоку или сзади, сквозь шнуровку виднелась рубашка. Лиф поначалу закрытый, постепенно начинает обнажать шею, а затем грудь. Низ кота был длинным и широким, за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.
Поверх прилегающего платья знатные женщины часто надевали верхнюю одежду с рукавами или без них - нарамник или сюрко, которое покроем и отделкой подчеркивало стройность талии, ширину бедер и пластичность груди. Часто сюрко по вырезу и проймам украшалось мехом. Костюмы и головные уборы приобрели вытянутый силуэт, напоминающий латинскую букву «S». [3]
Женское сюрко в начале периода XIII в. решалось в прямом широком силуэте, имело огромные овальные вырезы проймы. В противоположность сюрко котт было узкого, прилегающим по линии груди и талии силуэта, с длинными узкими рукавами. Положение линии талии в котт резко занижено, грудь затянута полотняным корсетом. Цветовое решение костюма яркое, контрастное: золотисто – желтое котт, красное, затканное золотом сюрко, ярко – синий на меховой подкладке плащ, жемчужные украшения.[5]