Красота и духовно-нравственный облик человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 16:09, творческая работа

Описание работы

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Огромные возможности духовно-нравственного воспитания даёт нам курс «ОРКСЭ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
2
Актуальность проблемы………………………………………………………………….

3-4
Цели и задачи проекта……………………………………………………………………

4-5
Механизм реализации проекта……………………………………………………………………

6-7
Урок «Красота и духовно-нравственный облик человека», как один из методов реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию………………………………………………………………



8
Конспект урока «Красота и духовно-нравственный облик человека» на примере жизни иконописца
Григория Журавлёва.…………………………………………………



8-17
Некоторые итоги ……………………………………………………..…
18
Понятийный ряд…………………………………………………………
18
9. Список литературы……

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ ПО ОПК!!!.docx

— 3.73 Мб (Скачать файл)

Министерство образования Московской области

ГБОУ  ВПО  МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия

Курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры»

 

 

Творческий проект на тему:

«Красота и духовно-нравственный облик человека»

 

Выполнила: Е. Н.  Фролова, учитель начальных классов                                                                     

                      МОУ «Гимназия № 3» г. Юбилейного МО

 

  1. Введение…………………………………………………………………..

2

  1. Актуальность проблемы………………………………………………………………….

 

3-4

  1. Цели и задачи проекта……………………………………………………………………

 

4-5

  1. Механизм реализации проекта……………………………………………………………………

 

6-7

  1. Урок «Красота и духовно-нравственный облик человека», как один из методов реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию………………………………………………………………

 

 

 

8

  1. Конспект урока «Красота и духовно-нравственный облик человека» на примере жизни иконописца

Григория Журавлёва.…………………………………………………

 

 

 

8-17

  1. Некоторые итоги ……………………………………………………..…

18

  1. Понятийный ряд…………………………………………………………

18

9. Список литературы………………………………………………………………

 

19





Содержание:

 

I. Введение. 

          В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

         Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Огромные возможности духовно-нравственного воспитания даёт нам курс «ОРКСЭ. Основы православной культуры», где буквально через все темы красной нитью проходит цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.     

          Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Разумеется, добиться результата возможно только в совместными усилиями всех институтов гражданского общества: школы, органов культуры, конфессиональных сообществ многонациональной России.  

  

II. Актуальность проекта.

         Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

         Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

         Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности.

         В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

          В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

          А ведь во все времена в России ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанного понимания ребёнком личностной значимости.   

          Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. Обеспечить развитие духовности и творческой личности призван сегодня и процесс модернизации образования. В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру и веру своего народа. В образовательные программы введены уроки МХК и православной культуры. Темы курса «ОРКСЭ. Основы православной культуры» рассматриваются как необходимое условие формирования духовности личности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. 

 

III. Цели и задачи проекта.

            У К.Д. Ушинского читаем: "Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа".

            Мой творческий проект «Красота  и духовно-нравственный облик  человека» включает в себя  комплекс духовно-нравственных и  этических бесед, занятий и уроков  для воспитания социально чуткого  гражданина, умеющего оценить душевную  красоту человека, его духовность, умеющего понять внутренний мир  другого человека, его стремления и надежды, его веру, деяния и поступки. Важно, чтобы в будущим это оказались люди, умеющие самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности на примере жизни и деятельности людей, их нравственных поступков, на основе народной и личной культуры, отечественного искусства, христианских традиций, древнерусского творчества (зодчества, живописи, иконописи и т.д.).

Комплекс бесед, уроков и занятий, указанный выше, объединяет следующие темы курса «ОРКСЭ. Православная культура»:

1. Россия – наша Родина.

2. Культура и религия.

3. Человек и Бог в православии.

4. Православное учение  о человеке.

5. Понятия «совесть» и  «раскаяние» в православии.

6. Заповеди.

7. Милосердие и сострадание.

8. Золотое правило этики.

9. Икона.

Для достижения целей решаются следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу.
  2. Формировать понимание обучающимися их личной ответственности за будущее страны.
  3. Приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомить с православной культурой.
  4. Пробуждать у ребенка такие чувства, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, веру, надежду, любовь, готовность проявлять милосердие.
  5. Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.

 

 

IV. Механизм реализации проекта.

1.  Основополагающие принципы работы:

  1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение всего проекта  лет должен непременно стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то урок, классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.
  2. "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами, сквозной работой класса и школы.
  3. "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к учителю в рамках проекта.
  4. "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора. 

2.  Методы реализации проекта

  • наглядный
  • словесный
  • исследовательский
  • практический

3.  Формы работы с детьми:

  • Уроки основ православной культуры в 4 классе.
  • Изучение работ местных краеведов.
  • Создание ученических творческих проектов.
  • Выступление на научно-исследовательских конференциях различных уровней.
  • Публикации материалов в СМИ.
  • Создание интернет-проекта.
  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников школы и общественности.
  • Экскурсии, целевые прогулки по району, области, Москве.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности: живопись, музыка, поэзия.
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Уроки нравственности.
  • Встречи с представителями духовенства г. Юбилейный, Москвы и Московской области.

4.  Формы работы с родителями

  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
  • Лекторий для родителей.
  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
  • Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
  • Индивидуальные беседы.
  • Ведение социального паспорта класса.
  • Проведение совместных с детьми праздников.
  • Фестивали семейного творчества.
  • Проведение семейных праздников светского и церковного календаря.
  • Организация совместного досуга.

 

 

 

 

 

 

 

V. Урок «Красота и духовно-нравственный облик человека», как один из методов реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

      Одним из звеньев цепи воспитательных занятий станет урок по теме «Красота и духовно-нравственный облик человека» на примере жизни иконописца Григория Журавлёва, жившего в 19 веке в селе Утёвка Самарской губернии.

 

Цель урока:         формировать представление учащихся об истинной духовной

                              красоте человека.

                        

Задачи урока:  1. Познакомить учащихся с трагической  жизнью иконописца

                              Григория Журавлёва.

                          2. Помочь учащимся увидеть нравственные  источники  

                              духовного богатства талантливого  человека с трагической         

                              судьбой.

                          3. Воспитывать уважение к людям  не за физическую, а 

                              нравственную красоту, уважение  за умение с мужеством и 

                              достоинством переносить тяготы  судьбы.

                          4. Помочь понять, что человек ценен своими поступками и

                              делами, важность смысла жизненного  пути человека,

                              оставляющего после себя память.

 

Форма урока: урок-беседа.

 

Ход урока:

I. Вступительная беседа.

Учитель.

     Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас с человеком, которого уже давно нет в живых, но оставившего после себя яркий след в жизни людей и истории нашей России. А чтобы вы догадались, о ком идёт речь, прошу рассмотреть иконы, представленные на слайде.

Информация о работе Красота и духовно-нравственный облик человека