Красота и духовно-нравственный облик человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 16:09, творческая работа

Описание работы

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Огромные возможности духовно-нравственного воспитания даёт нам курс «ОРКСЭ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
2
Актуальность проблемы………………………………………………………………….

3-4
Цели и задачи проекта……………………………………………………………………

4-5
Механизм реализации проекта……………………………………………………………………

6-7
Урок «Красота и духовно-нравственный облик человека», как один из методов реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию………………………………………………………………



8
Конспект урока «Красота и духовно-нравственный облик человека» на примере жизни иконописца
Григория Журавлёва.…………………………………………………



8-17
Некоторые итоги ……………………………………………………..…
18
Понятийный ряд…………………………………………………………
18
9. Список литературы……

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ ПО ОПК!!!.docx

— 3.73 Мб (Скачать файл)

(Просмотр видеоряда).

  

 II. Беседа об иконах.   

Учитель.

- Вспомните нашу экскурсию  в Третьяковскую галерею, когда  мы 

       знакомились  с творчеством древних художников-иконописцев. Что такое 

       икона? (Ответы детей).

    - Да, икона – от древнегреческого εἰκών «образ», «изображение» — в      

       христианстве (главным образом, в православии, католицизме и

        древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или

       церковной истории, являющееся предметом почитания у православных.

     - Может быть, кто-то из вас знает их авторов?

     - Понравились  ли вам иконы?

    - Чем?

    - Какими должны  быть художники-иконописцы, создавшие  такие 

      шедевры?  (Ответы детей).

  - Не заметили ли вы одну икону, которая отличается от других? Если  

      заметили, то чем она непохожа на другие?  (Предположения детей).

   - Задам вопрос по-другому: может быть вы сможете назвать самую красивую

      из них?

     (Дети рассматривают иконы и пытаются ответить на вопрос учителя).

  -  На самом деле все иконы очень красивые и написаны талантливыми   

    иконописцами: Феофаном Греком («Донская Божья Матерь»), Андреем  

     Рублёвым («Святая Троица»), Дионисием («Сошествие во ад»),

     Гурием Никитиным («Мученики Кирик и Иулитта»), Григорием Журавлёвым    

     («Святой Алексий»).

  -  На самом деле одна икона отличается от всех тем, что она в полном смысле

     слова нерукотворная, так как написана человеком без рук. Это икона

     Григория Журавлева «Святой Алексий». Можно ли  

     поверить в  то, что человек писал её, держа  кисть зубами.   

     Вот портрет  талантливого иконописца.

     О яркой и трагической судьбе этого человека я и хотела бы  

     с вами сегодня поговорить на нашем уроке.

 

III. Трагическая  судьба талантливого человека.

Учитель.

     О Григории Журавлёве есть небольшие рассказы, с отрывками из которых мы сегодня познакомимся. А расскажет нам об этом Кирилл.

Кирилл.

      Григорий Николаевич Журавлев родился в 1858 г. в селе Утёвка Самарской губернии, в семье владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства - имел атрофированные ноги и руки. Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Так в 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед.

      Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах.

        После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

         В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству у художника Травкина.  Трудно это было поначалу.  После двух-трех часов работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Во время учёбы в Самаре он также самостоятельно изучал черчение и анатомию. Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти зажатыми в зубах.

         В двадцать два года закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. В народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные.

        Так же Григория пригласили расписывать стены храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». Страшно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. 

         Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

     

Учитель.

- Чем поразила вас жизнь  Григория? (Ответы детей).

- Да. Трудно даже себе  представить, какую судьбу уготовила  мальчику жизнь. Вот как описано  это в художественно рассказе  о рождении Гриши:

      «В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком и опасном Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами.

       Банька освещалась тремя маслеными коптилками, а роды принимала повивальная бабка Авдотьюшка, да еще тут была замужняя золовка Дашка, которая грела воду и раскладывала на лавке чистые тряпки и пеленки. … Вскоре банька огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль Авдотьюшки. Золовка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала. Ребенок родился без рук и без ног.

       Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка. Сродники, сидевшие за столом, все повернулись к ней с вопросом:

- Ну что там? Дашка всплеснула  руками и заголосила. Все всполошились.

- Что, Манька померла?!

- Да нет же.

- Ну не вой ты, говори толком, наконец!

- Ребенок народился урод!

- Как так урод?

- А так, ручек нет, ножек  нет, одно тулово да голова. Все  гладко. Вроде как яйцо.


       Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. В избу из церкви пришел отец дьякон. Узнав такое дело, он раскрыл от удивления рот и стоял так минуты две, крестясь на образа. А потом сам побежал к баньке, подобрав края рясы…»

Учитель.

- Действительно, жить без рук и ног – трагедия. Однако этот человек был настолько сильным, что смог не только жить, но и творить красоту, красоту духовную, будто талант его был подарен самим Богом.

          К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы в с. Утевке Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены.

Учитель.

       «Плохо  бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат  и сестра. Особенно сестра. Крестный, дядя Яким, сработал для Гриши  особую низкую колясочку, Которую  привез во двор со словами: "Для моего будущего кормильца". И где бы братик и сестра  не ходили, они везде возили  с собой Гришу; который рос  смышленым мальчиком и смотрел  на мир Божий ясными вдумчивыми  глазами.

 

         Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа" в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Вся деревня его жалела, и все старались для него что-нибудь сделать, чем-то услужить. Дети, обычно безжалостные к юродивым, дурачкам и калекам, никогда не обижали и не дразнили Гришу. Отец Гриши так и не вернулся с Кавказа. Видно где-то сразила его лихая чеченская пуля. Но нужды в семье не было, потому что мир взял на себя заботу о ней. Распахивал и засевал земельный надел, собирал урожай и помогал общинными деньгами».

         Помогал и настоятель храма, батюшка Василий, помогал и барин - предводитель уездного дворянства, отставной генерал князь Тучков.

Рисовальные способности у Гриши проявились рано. И создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков. По предложению барина Гришу каждый день возили в колясочке в усадьбу, где с ним занимались учителя, обучавшие генеральских детей. Но особенно притягательной для Гриши была церковь. Село Утевки было обширное, и народу в нем жило много, а вот храм был маленький и тесный и всегда наполненный прихожанами. Гриша постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники.

          Проталкиваясь с коляской через народ, они подвозили Гришу к каждой иконе, поднимали его, и он целовал образ и широко открытыми глазами всматривался в него, что-то шепча, улыбаясь, кивая головой Божией Матери, и часто по щекам его катились слезы. Его с коляской ставили на клирос позади большой иконы Димитрия Солунского, и он всю службу по слуху подпевал хору чистым звонким альтом.

        - Какую особенность в отношениях односельчан к Григорию вы заметили? (Ответы детей).

        - Действительно. Люди с уважение относились к его уродству и не смели ни дразнить, ни обидеть словом.

        - В  ком и где питал свои душевные  силы Григорий?  (Ответы детей).

       - Да, действительно. Ему помогали люди. Доброта их помогала Григорию быть сильным. А ещё помогала церковь, где душа его наполнялась ярким Божественным светом, а жизнь – особенным смыслом. Он словно чувствовал своё предназначение – быть иконописцем, в которых прославлял духовность, Божественную любовь к людям.

       - Много лет спустя бард Светлана Копылова напишет о Григории Журавлёве песню, которую так и назовёт «Калека». Мы её сейчас послушаем. А чтобы вам было понятно её содержание, предлагаю посмотреть на слайдах иконы кисти Григория Журавлёва.

Фоторяд (Иконы Григория Журавлёва):

                                

                                   «Калека»

Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,

Он человека был кусок: таким его уж создал Бог.

Но у него была душа - большая, как воздушный шар.

Он всей душой любил Того, Кто сотворил таким его.

Он всё лежал или сидел, казалось, был он не у дел,

Он только песни петь умел да в небо синее смотрел.

Но иногда отца просил, чтоб в церковь тот его сносил,

И в церкви пел он про Того, Кто сотворил таким его.

На жизнь свою он не роптал, глядел в окно, псалмы читал,

А кто калеку обижал - за тех молился и прощал.

Ещё мечтал он рисовать, ведь мог он кисть во рту держать,

И рисовать он стал Того, Кто сотворил таким его.

          Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,

Но приукрасил церковь он, взирал Господь с его икон.

Ну, а потом его душа летела, как воздушный шар

Прочь от земли, под кров Того, Кто сотворил таким его.

 

Учитель.

      - В песне  встретились слова: «…А кто калеку  обижал - за тех молился и прощал». Ка вы понимаете их?  (Ответы детей).

     - Действительно. В душе Григория не было гнева и злобы на тех, кто его обижал, кто смеялся над ним – оказывается были и такие. Но он воспринимал их как людей недалёких, лишённых доброты, а потому и молился о спасении их души, вымаливая для них прощения у Бога.

     - Что поразило  вас в характере Григория?   (Ответы детей).

     - Да, в жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

IV. Итог.

Учитель.

       - Жизнь Григория Николаевича Журавлева оборвала скоротечная чахотка в 1916 году.  Его похоронили возле расписанной им утевской Троицкой церкви.

На кресте его надпись «Се, Человек».

      - Почему  такая надпись -  он и ведь, и есть человек?  Какой смысл вложен в это слово, высеченное на могильном кресте?   (Ответы детей).

    - Можно ли Григория  Журавлёва назвать красивым человеком? (Ответы детей).

    - Конечно, здесь  нельзя вести разговор о красоте  физической – ведь он был калекой. Но Григорий был красив душой, а это намного важнее!

   - Как вы понимаете слова «душевная красота»?  И почему она важнее? (Ответы детей).

     - Действительно, видя такой пример трудолюбия, целеустремленности, оптимизма, любви к людям, приходишь к понимаю, что имея то, чего был лишен Григорий Журавлев, мы должны сделать во много раз больше. Мы должны быть такими и жить так, чтобы о нас тоже могли сказать «Се, Человек» с большой буквы.

Учитель.

       - В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде, в музее Церковно-археологического кабинета собраны иконы и другие памятники древности разных эпох. Иконы, которые там бережно хранятся, принадлежат выдающимся мастерам разного времени и школ: это и византийское (греческое) письмо 12 века, и древнерусский расцвет – 14-16 век, и работы русских мастеров 18-20 веков. Икона Журавлева "Святой Лев - папа римский" находится среди работ таких известных художников, как Суриков, Васнецов, Нестеров, Поленов.

Информация о работе Красота и духовно-нравственный облик человека