Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 16:09, творческая работа
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Огромные возможности духовно-нравственного воспитания даёт нам курс «ОРКСЭ.
Введение…………………………………………………………………..
2
Актуальность проблемы………………………………………………………………….
3-4
Цели и задачи проекта……………………………………………………………………
4-5
Механизм реализации проекта……………………………………………………………………
6-7
Урок «Красота и духовно-нравственный облик человека», как один из методов реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию………………………………………………………………
8
Конспект урока «Красота и духовно-нравственный облик человека» на примере жизни иконописца
Григория Журавлёва.…………………………………………………
8-17
Некоторые итоги ……………………………………………………..…
18
Понятийный ряд…………………………………………………………
18
9. Список литературы……
(Просмотр видеоряда).
II. Беседа об иконах.
Учитель.
- Вспомните нашу экскурсию в Третьяковскую галерею, когда мы
знакомились
с творчеством древних
икона? (Ответы детей).
- Да, икона – от древнегреческого εἰκών «образ», «изображение» — в
христианстве (главным образом, в православии, католицизме и
древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или
церковной истории, являющееся предметом почитания у православных.
- Может быть,
кто-то из вас знает их
- Понравились ли вам иконы?
- Чем?
- Какими должны быть художники-иконописцы, создавшие такие
шедевры? (Ответы детей).
- Не заметили ли вы одну икону, которая отличается от других? Если
заметили, то чем она непохожа на другие? (Предположения детей).
- Задам вопрос по-другому: может быть вы сможете назвать самую красивую
из них?
(Дети рассматривают иконы и пытаются ответить на вопрос учителя).
- На самом деле все иконы очень красивые и написаны талантливыми
иконописцами: Феофаном Греком («Донская Божья Матерь»), Андреем
Рублёвым («Святая Троица»), Дионисием («Сошествие во ад»),
Гурием Никитиным («Мученики Кирик и Иулитта»), Григорием Журавлёвым
(«Святой Алексий»).
- На самом деле одна икона отличается от всех тем, что она в полном смысле
слова нерукотворная, так как написана человеком без рук. Это икона
Григория Журавлева «Святой Алексий». Можно ли
поверить в то, что человек писал её, держа кисть зубами.
Вот портрет талантливого иконописца.
О яркой и трагической судьбе этого человека я и хотела бы
с вами сегодня поговорить на нашем уроке.
III. Трагическая судьба талантливого человека.
Учитель.
О Григории Журавлёве есть небольшие рассказы, с отрывками из которых мы сегодня познакомимся. А расскажет нам об этом Кирилл.
Кирилл.
Григорий Николаевич Журавлев родился в 1858 г. в селе Утёвка Самарской губернии, в семье владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства - имел атрофированные ноги и руки. Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Так в 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед.
Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах.
После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.
В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству у художника Травкина. Трудно это было поначалу. После двух-трех часов работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Во время учёбы в Самаре он также самостоятельно изучал черчение и анатомию. Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти зажатыми в зубах.
В двадцать два года закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. В народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные.
Так же Григория пригласили расписывать стены храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». Страшно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение.
Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.
Учитель.
- Чем поразила вас жизнь Григория? (Ответы детей).
- Да. Трудно даже себе представить, какую судьбу уготовила мальчику жизнь. Вот как описано это в художественно рассказе о рождении Гриши:
«В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком и опасном Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами.
Банька освещалась тремя маслеными коптилками, а роды принимала повивальная бабка Авдотьюшка, да еще тут была замужняя золовка Дашка, которая грела воду и раскладывала на лавке чистые тряпки и пеленки. … Вскоре банька огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль Авдотьюшки. Золовка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала. Ребенок родился без рук и без ног.
Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка. Сродники, сидевшие за столом, все повернулись к ней с вопросом:
- Ну что там? Дашка всплеснула руками и заголосила. Все всполошились.
- Что, Манька померла?!
- Да нет же.
- Ну не вой ты, говори толком, наконец!
- Ребенок народился урод!
- Как так урод?
- А так, ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо.
Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. В избу из церкви пришел отец дьякон. Узнав такое дело, он раскрыл от удивления рот и стоял так минуты две, крестясь на образа. А потом сам побежал к баньке, подобрав края рясы…»
Учитель.
- Действительно, жить без рук и ног – трагедия. Однако этот человек был настолько сильным, что смог не только жить, но и творить красоту, красоту духовную, будто талант его был подарен самим Богом.
К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы в с. Утевке Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены.
Учитель.
«Плохо
бы пришлось маленькому Грише,
если бы не старшие брат
и сестра. Особенно сестра. Крестный,
дядя Яким, сработал для Гриши
особую низкую колясочку, Которую
привез во двор со словами:
"Для моего будущего кормильца"
Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа" в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Вся деревня его жалела, и все старались для него что-нибудь сделать, чем-то услужить. Дети, обычно безжалостные к юродивым, дурачкам и калекам, никогда не обижали и не дразнили Гришу. Отец Гриши так и не вернулся с Кавказа. Видно где-то сразила его лихая чеченская пуля. Но нужды в семье не было, потому что мир взял на себя заботу о ней. Распахивал и засевал земельный надел, собирал урожай и помогал общинными деньгами».
Помогал и настоятель храма, батюшка Василий, помогал и барин - предводитель уездного дворянства, отставной генерал князь Тучков.
Рисовальные способности у Гриши проявились рано. И создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков. По предложению барина Гришу каждый день возили в колясочке в усадьбу, где с ним занимались учителя, обучавшие генеральских детей. Но особенно притягательной для Гриши была церковь. Село Утевки было обширное, и народу в нем жило много, а вот храм был маленький и тесный и всегда наполненный прихожанами. Гриша постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники.
Проталкиваясь с коляской через народ, они подвозили Гришу к каждой иконе, поднимали его, и он целовал образ и широко открытыми глазами всматривался в него, что-то шепча, улыбаясь, кивая головой Божией Матери, и часто по щекам его катились слезы. Его с коляской ставили на клирос позади большой иконы Димитрия Солунского, и он всю службу по слуху подпевал хору чистым звонким альтом.
- Какую особенность в отношениях односельчан к Григорию вы заметили? (Ответы детей).
- Действительно. Люди с уважение относились к его уродству и не смели ни дразнить, ни обидеть словом.
- В ком и где питал свои душевные силы Григорий? (Ответы детей).
- Да, действительно. Ему помогали люди. Доброта их помогала Григорию быть сильным. А ещё помогала церковь, где душа его наполнялась ярким Божественным светом, а жизнь – особенным смыслом. Он словно чувствовал своё предназначение – быть иконописцем, в которых прославлял духовность, Божественную любовь к людям.
- Много лет спустя бард Светлана Копылова напишет о Григории Журавлёве песню, которую так и назовёт «Калека». Мы её сейчас послушаем. А чтобы вам было понятно её содержание, предлагаю посмотреть на слайдах иконы кисти Григория Журавлёва.
Фоторяд (Иконы Григория Журавлёва):
Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Он человека был кусок: таким его уж создал Бог.
Но у него была душа - большая, как воздушный шар.
Он всей душой любил Того, Кто сотворил таким его.
Он всё лежал или сидел, казалось, был он не у дел,
Он только песни петь умел да в небо синее смотрел.
Но иногда отца просил, чтоб в церковь тот его сносил,
И в церкви пел он про Того, Кто сотворил таким его.
На жизнь свою он не роптал, глядел в окно, псалмы читал,
А кто калеку обижал - за тех молился и прощал.
Ещё мечтал он рисовать, ведь мог он кисть во рту держать,
И рисовать он стал Того, Кто сотворил таким его.
Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Но приукрасил церковь он, взирал Господь с его икон.
Ну, а потом его душа летела, как воздушный шар
Прочь от земли, под кров Того, Кто сотворил таким его.
Учитель.
- В песне встретились слова: «…А кто калеку обижал - за тех молился и прощал». Ка вы понимаете их? (Ответы детей).
- Действительно. В душе Григория не было гнева и злобы на тех, кто его обижал, кто смеялся над ним – оказывается были и такие. Но он воспринимал их как людей недалёких, лишённых доброты, а потому и молился о спасении их души, вымаливая для них прощения у Бога.
- Что поразило вас в характере Григория? (Ответы детей).
- Да, в жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
IV. Итог.
Учитель.
- Жизнь Григория Николаевича Журавлева оборвала скоротечная чахотка в 1916 году. Его похоронили возле расписанной им утевской Троицкой церкви.
На кресте его надпись «Се, Человек».
- Почему такая надпись - он и ведь, и есть человек? Какой смысл вложен в это слово, высеченное на могильном кресте? (Ответы детей).
- Можно ли Григория
Журавлёва назвать красивым
- Конечно, здесь
нельзя вести разговор о
- Как вы понимаете слова «душевная красота»? И почему она важнее? (Ответы детей).
- Действительно, видя такой пример трудолюбия, целеустремленности, оптимизма, любви к людям, приходишь к понимаю, что имея то, чего был лишен Григорий Журавлев, мы должны сделать во много раз больше. Мы должны быть такими и жить так, чтобы о нас тоже могли сказать «Се, Человек» с большой буквы.
Учитель.
- В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде, в музее Церковно-археологического кабинета собраны иконы и другие памятники древности разных эпох. Иконы, которые там бережно хранятся, принадлежат выдающимся мастерам разного времени и школ: это и византийское (греческое) письмо 12 века, и древнерусский расцвет – 14-16 век, и работы русских мастеров 18-20 веков. Икона Журавлева "Святой Лев - папа римский" находится среди работ таких известных художников, как Суриков, Васнецов, Нестеров, Поленов.
Информация о работе Красота и духовно-нравственный облик человека