Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:18, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Искусству"
Общие положения куррикулума по теме.
Содержание практической деятельности учащихся при вязании крючком.
Тема: Вязание крючком.
1. Изучение народного ремесла вязания крючком как в начальных классах, должно осуществляться по тем же научным критериям, отдавая преимущество практическим занятиям. Учебный материал включает следующие области содержания (общие темы):
- материалы и процессы обработки;
- сырье и инструменты;
- основные элементы вязания крючком;
- народные орнаменты и традиционное кружево;
- связанные крючком изделия домашнего обихода;
- функциональность изделий домашнего обихода, связанных крючком.
В процессе изучения этого старинного ремесла ученики приобретут необходимые навыки и умения для изготовления конкретных, доступных соответствующему возрасту, изделий, открывая для себя достоинства, преимущества и тайны традиционного кружева, постепенно расшифровывая значение и символику узоров, характерных для данных села, города, местности, зоны.
Основными формами деятельности являются теоретические уроки, практические занятия, выставки, исследования на местности, встречи с людьми, практикующими данный вид деятельности и т.д.
На теоретических уроках дети ознакомятся с такими понятиями, как народ, село, народное творчество, национальная культура, мировая культура, культурное достояние; с формами и способом выполнения кружевных изделий из текстильный нитей, исследуют и систематизируют собранные ими материалы, создадут коллекции текстильной пряжи и т.д.
На практических занятиях учащиеся усвоят основные приемы вязания крючком, уделяется особое внимание технике выполнения основных элементов: позиция рук, позиция крючка и нити, вывязывание первой петли, вывязывание цепочки из воздушных петель, столбик с 1 накидом, выполняют простые мотивы традиционного орнамента и т.д.
В III - IV классах учащиеся будут выполнять простые образцы с геометрическим и растительными орнаментами, будут выполнять соединительные вязки (соединения) для скатерти (в миниатюре), воротничков, салфеток, книжных закладок и т.д.
Изучение
и усвоение техники вязания крючком
в начальных классах
Особое место занимает изучение образцов на местности (в музее, селе, у народного мастера из данной местности), их анализ и синтез.
Программа
разработана по уровням, таким образом,
предоставляется свобода выбора как
учителю, так и учащимся.
2. Одним из интересных и полезных видов рукоделия является вязание. Научившись вязать, можно самостоятельно изготовлять разнообразные красивые вещи — кружева, дорожки, скатерти, накидки, варежки, шапочки, кофточки, свитеры и другие предметы одежды и быта.
Нитки. Для вязания используются шерстяные и полушерстяные, шелковые и хлопчатобумажные нитки, кроликовый и козий пух. Кроме того, можно использовать поношенные вязаные вещи (кофточки, свитеры и т. п.), распустив их. Прежде чем распускать старую вязаную вещь, ее распарывают, а затем каждую деталь распускают отдельно. При этом следует помнить, что трикотажные вещи чаще всего вяжутся снизу вверх, поэтому распускают их сверху вниз.
Шерстяную нитку сматывают в клубок свободно, чтобы она не растянулась и не потеряла своей упругости и мягкости. Поэтому, когда начинают наматывать клубок, под нить подкладывают два пальца. Намотав немного ниток, пальцы вынимают, и шерстяная нить ложится в клубке без натяжения. Шелковые и хлопчатобумажные нитки не растягиваются, поэтому сматывать их можно прямо на кусочек ткани или ваты.
Основными инструментами при ручном вязании являются крючки. В зависимости от толщины пряжи подбирают и толщину инструмента.
Крючки. Крючки для вязания должны быть хорошо отполированными и не слишком острыми. Самые удобные крючки — стальные, двухсторонние, у которых одна головка тоньше, другая – толще. Верхний трикотаж вяжут металлическими крючками, так как костяные во время работы стачиваются и уменьшают величину петель узора. Тонкие работы вяжут крючком, который применяется для кружев. Костяными крючками вяжут вещи из толстой пряжи.
Крючком можно вязать кружева, дорожки на стол и буфет, покрывала на кровать, накидки на подушки, скатерти, шарфики и другие вещи. Чтобы вязание получилось красивым, с равномерно размещенными петлями, кроме умения и навыка вязать, необходимо правильно подобрать соответствующие вязальные крючки. Крючки бывают пяти номеров, от 2 до 6. Номер означает толщину крючка и размер углубления в его рабочей части. Нитка.должна быть в полтора-два раза толще углубления около бородки крючка.
Положение рук при вязании крючком.
При
вязании крючком или на спицах,
клубок с нитками кладут так, чтобы
нитка разматывалась свободно и
постепенно. Лучше для этого использовать
коробочку или небольшую
Крючок при вязании держат в руке так же, как карандаш или ручку с пером во время письма. Работают кисти рук, а не локти. Нитку берут большим и указательным пальцами левой руки так, чтобы она перевешивалась через средний сустав указательного пальца, заходила под средний и выходила из ладони между средним и безымянным пальцами к клубку.
Основные элементы вязания. Разные узоры при вязании крючком в основе своей имеют следующие основные элементы: воздушную петлю, маленькую тугую петлю, большую тугую петлю, столбика, снопик.
Последовательность вязания воздушной петли.
Воздушная петля образуется от протягивания нитки через завязь. Чтобы связать такую петлю, подводят крючок под нитку бородкой вниз и поворачивают вправо. Получается петля. Не вынимая крючка из этой петли, подводят бородку под нитку и, зацепив ее, втягивают в петлю. Петля с крючка затягивается таким образом на новой, только что вытянутой петле. Это и есть начальная воздушная петля. Она должна быть не слишком туго затянутой и не слишком длинной. Количество воздушных петель провязывают соответственно размеру изделия или количеству петель рисунка. Провязанное таким образом количество петель называется рядом.
Воздушные петли, провязанные в начале вязания, называются цепочкой или шнурочком.
Для того чтобы провязать второй ряд, поворачивают шнурочек так, что последняя петля становится первой, и на ней строят петлю заворота, т. е. такую петлю, которая является началом второго ряда.
Снопик вяжут из столбиков. Для этого крючком поддевают предпоследнюю петлю шнурочка, бородкой подхватывают нитку и вытягивают ее в виде петли. Так рядом с петлей заворота получается вторая петля. Далее крючком снова захватывают нитку и протягивают ее уже через две петли (старую и новую). Так вяжут первую петлю второго ряда. После этого, не спуская с крючка первой петли, прокалывают шнурочек и захватывают из него на крючок следующую петлю. Это уже будет первый столбик, связывающий второй ряд с первым. Теперь снова захватывают нитку, чтобы сделать вторую петлю второго ряда. Провязывают ее так же, как и первую, получая второй столбик, и т. д. Дойдя до конца цепочки, переворачивают снова все вязанье так, чтобы последняя петля стала первой, делают на ней петлю заворота и начинают третий ряд.
Столбики можно вязать различной высоты. Если надо получить столбик выше, то делают постепенный спуск петель: спускают не сразу все три петли, а сначала две, затем снова две или сначала одну, а потом две и две. Если столбик нужен еще выше, то делают еще один накид на крючок.
Столбики с одним накидом вяжут так: на бородку крючка слева направо накидывают нитку, крючок продевают в петлю, захватывают нитку и протягивают ее через петлю на крючке. Образуется две петли и между ними перевитая нитка. Крючком захватывают нитку, протягивают ее через петлю и перевитую нитку, а затем снова захватывают за нитку и протягивают ее через две петли. Высота столбика таким образом зависит от количества накидов1 и спусков. В зависимости от количества спусков определяют название столбиков: один спуск — столбик, два спуска — двойной столбик, три спуска — тройной столбик.
Тема: Вязание на спицах.
1. Структура модуля.
В разделе «Вязание на спицах» программы для III - IV классов предусматривая ознакомление учащихся с богатым разнообразием трикотажных изделий, с их применением в быту и способами их изготовления. Процесс обучения будет осуществляться в соответствии со следующими разделами содержания:
- разнообразие трикотажных изделий, связанных спицами;
- материалы и инструменты;
- основные элементы вязания на спицах (техники вязания).
На протяжении предложенного курса обучения учащиеся должны выполнить изделия в миниатюре, желательно выполнение в натуральную величину. Например, юбка для куклы, носочки, варежки и т.д. В процессе практических занятий учащиеся приобретут знания, навыки и умения. Например, как выполнить круговое вязание, вязание лицевых петель, изнаночных петель, как довести начатую работу до конца, научиться контролировать движения рук и пальцев и т.д.
2. Методические рекомендации.
Вязание на спицах — древний и вместе с тем интересный и полезный вид рукоделия.
Необходимые инструменты. Спицы. Спицы могут быть костяные, стальные, алюминиевые, целлулоидные, деревянные. Как и вязальные крючки, спицы должны соответствовать толщине пряжи. Рекомендуется иметь такой набор спиц: две спицы диаметром 1,5-2 мм, две — 2,5-3 мм, пять — 1 мм, две спицы, соединенные тросом, диаметром 2 мм и два крючка: один металлический, с маленькой бородкой, а второй костяной или деревянный для заделки концов и отделочных работ.
Изделия из тонкой пряжи нельзя вязать толстыми спицами, так как вязание будет редким; наоборот грубую пряжу нельзя вязать тонкими спицами, так как вязание будет плотным и жестким. При свободном вязании пользуются толстыми спицами. Таким образом, следует иметь спицы различной толщины. Изделия из средней и тонкой пряжи обычно вяжут стальными спицами. Концы спиц не должны быть острыми, так как ими можно поранить пальцы; но и чрезмерно тупые спицы неудобны, они затрудняют вязание. Спицы можно отточить на кирпиче или наждачной бумагой. Самыми удобными считаются стальные и алюминиевые спицы. Но вещи белого цвета нельзя вязать алюминиевыми спицами, так как они грязнят изделие.
Плоские изделия — шарфики, покрывала, скатерти, дорожки вяжут на 2 спицах, а цилиндрические — варежки, носки, чулки – на 4-5 спицах.
Сантиметровая лента. Необходима для установления (измерения) размеров для выполнения выкроек и сопоставления размеров изделия во время работы.
Ножницы. Необходимы для выполнения выкроек и срезания нитей.
Игла. Необходима для сборки деталей изделия, для их сшивания.
Выбор пряжи для вязания. Качество связанных изделий в большой степени зависит от выбранного материала. Материалом может служить: натуральная шерсть, производственная шерсть, хлопок, меланжевые нити (смешанные), макраме, буклированные нити, распущенные нити с целью вторичного использования и т.д. В зависимости от изделия следует использовать и покупать нити, соответствующие поставленной цели (цвет, толщина, количество).
Для изготовления одежды, предназначенной для холодного сезона, необходимо приобретать шерстяные нити: из натуральной и производственной шерсти, мохеровые и т.д. Для теплого сезона и для праздничной одежды рекомендуются хлопчатобумажные нити, макраме, тонкие шелковые нити. Мотки необходимо перемотать I в клубки. С нитями, смотанными в клубки, работать легче и безопаснее. Во время работы клубок необходимо держать в корзинке или в пластмассовой коробке, чтобы не пачкать пряжу или повредить.
Для теплой одежды лучше всего использовать нити из промышленной шерсти. Эта нить приятна на вид, прочна и имеет среднюю толщину. Для того, чтобы нить стала мягче, перед использованием, необходимо постирать в растворе стиральное порошка. После стирки мотки необходимо обдать кипятком, предварительно перевязав их 2 - 3 раза лентами, затем прополоскать в теплой воде. При последним полоскании в воду необходимо добавить немного уксуса. Сушат нити в тени. Эля метод следует применять только к промышленным шерстяным нитям.