Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:18, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Искусству"
Общие положения куррикулума по теме.
Содержание практической деятельности учащихся при вязании крючком.
Во II классе при выращивании корнеплодов и однолетних цветочно-декоративных растений для организации опытнической работы могут быть использованы такие виды труда, как прореживание, внесение удобрений и удобрительных подкормок.
Для проведения опытов, цель которых — установить лучшее расстояние для растений в ряду (лучшую площадь питания), желательно иметь три грядки. Если, например, опыт проводят при выращивании редиса сорта «рубин», то на одной грядке растения прореживают на расстоянии 3 см, на второй — 4 см, на третьей — 6 см. Подводя итоги опыта, сопоставляя общий вес корнеплодов со всех грядок, их количество и размер, дети делают вывод, указывая наилучшее расстояние, при котором редис дал хороший урожай корнеплодов с высокими вкусовыми качествами.
В
опытах с внесением удобрений
и удобрительных подкормок
Для проведения опытов во II классе лучше использовать редис. Культура эта неприхотлива, имеет короткий период развития, что позволяет не только заложить опыты, но и подвести их итоги до окончания учебного года.
В III классе ученики могут продолжить опыты с удобрительными подкормками, начатые во II классе. Третьеклассники выясняют лучшую удобрительную подкормку для роста и развития рассады помидоров или однолетних цветочно-декоративных растений. С этой целью в одном рассадном ящике дети подкармливают растения раствором полного минерального удобрения, в другом — раствором органических удобрений, в третьем — микроудобрения ми.
Важно научить детей путем проведения простейших опытов находить ответы на вопросы, возникающие в процессе работы. Приведем один из примеров.
С большим интересом относятся дети к опытам, дающим им возможность выяснить, как влияет на рост и развитие рассады посев семян в стаканчики и посевные ящики с последующей пикировкой сеянцев в рассадные ящики, а затем в парники. В результате этих опытов дети убеждаются, что рост и формирование, например, корневой системы рассады помидоров зависят от ухода за ними.
Значение сельскохозяйственного труда в познавательном отношении может быть сведено на нет, если уход за растениями не будет сопровождаться систематическими наблюдениями за их ростом и развитием. Чтобы ребенок научился думать, надо научить его видеть стоящий перед ним предмет. Чтобы видеть, надо наблюдать, надо уметь из бесчисленного множества окружающих предметов, которые подчас непроизвольно отражаются в нашем сознании, выделить существенное, нужное.
Приступая к организации наблюдений за ростом и развитием растений, надо исходить из того, что существенными моментами являются систематичность, относительная непрерывность процесса наблюдения, учет и обобщение наблюдаемых фактов. Но опыт восьмилетнего ребенка невелик. Небогаты и его представления о развитии растения, поэтому он не может предугадать, когда и что надо наблюдать. Учитель направляет его наблюдения, указывает, когда и что можно увидеть нового в развитии растения.
С одной стороны, объем и план наблюдений определяет процесс роста и развития растения, с другой стороны, содержание наблюдений зависит от возрастных особенностей детей. В I классе важно научить ребенка видеть предмет. А это значит: надо научить его сравнивать данный предмет с рядом стоящим, находить сходство этого предмета с другим, отмечать их различия.
На первом году обучения следует обратить внимание детой на появление белого корешка при проращивании семян перед посевом. При появлении всходов фасоли, например, дети знакомятся с семядольными листочками, затем с первым настоящим листом, вторым, третьим, с появлением усов у некоторых бобовых растений, образованием бутонов, раскрытием цветков, образованием плодов, их созреванием.
При выращивании растений надо обращать внимание детей не только на сходство и различие выращиваемого растения с другими растениями. Важно научить ребенка подмечать происшедшие изменения за определенный период времени в росте и развитии выращиваемого растения. Хорошо, если учитель время от времени будет предлагать детям делать зарисовки выращиваемых растений, измерять их стебель и листья.
Наблюдения второклассников должны носить большую самостоятельность. Во II классе дети, опираясь на имеющиеся у них знания о растениях, учатся сами определять содержание наблюдений за ростом и развитием растений, с помощью учителя они составляют план наблюдения.
При организации наблюдений за ростом и развитием корнеплодов следует обратить внимание детей на внешнее строение семядольных листьев, время появления первого настоящего листа. При дальнейшем наблюдении дети отмечают время появления второго и третьего настоящих листьев на опытных и контрольных растениях, сравнивают листья растений с опытной и контрольной грядок по величине и окраске. На третьей неделе после посева семян редиса можно предложить ученикам выдернуть по одному-два растения с каждой грядки, рассмотреть и сравнить не только надземную часть растений, но и ту, что находится в земле. Корнеплоды с корневой системой моркови, свеклы, репы дети рассматривают при прореживании.
Во II классе желательно организовать уход за растениями таким образом, чтобы дети могли установить зависимость между уходом и основными этапами роста и развития растений. Например, в мае ребята составляют план работы и наблюдений по уходу за морковью. Учитель должен сообщать им, что первый раз морковь прореживают, когда у растений появится первый настоящий лист. Если вовремя проредить морковь, то можно ожидать хороший урожай. После такой беседы дети внимательнее следят за моментом появления у растений первого настоящего листа.
В III-IV классах наблюдения приобретают более сложный характер. Дети должны на основании наблюдений как можно самостоятельнее делать практические выводы. Организованные и направляемые учителем наблюдения помогают детям осознать цель своих наблюдений, их практическое значение для правильного ухода за растениями.
Например, дети отмечают появление первого и второго настоящего листа у сеянцев помидоров. Зачем? С появлением первых настоящих листьев сеянцы необходимо пикировать. Или ученики наблюдают за появлением цветочных кистей: первой, второй... шестой. С какой целью? Над шестой цветочной кистью стебель растения следует прищипнуть.
Однако школьников следует поощрять и на самостоятельное ведение наблюдений в процессе труда на учебно-опытном участке, им надо предоставить большую самостоятельность и в составлении плана наблюдений и оформлении записей результатов в дневнике.
Наблюдения
детей младшего школьного возраста
условно можно разделить как бы на два
этапа: первый — непосредственное наблюдение
за ростом и развитием растения, второй
— запись результатов наблюдения.
Одно
время, в 70-80-е годы в отечественной
методике трудового обучения всячески
поощрялось использование так называемых
инструкционно-технологических
Тема:
«Сельскохозяйственные
работы. Урок сельскохозяйственного
труда. Формы организации
детского коллектива».
Раздел
«Сельскохозяйственный труд»
Основной
формой учебной работы в начальных
классах в уголке живой природы
и на учебно-опытном участке
Таким образом, сохраняя урок как основную форму учебной работы, сельскохозяйственный труд предполагает и другие формы. Это могут быть практические занятия детей в уголке живой природы и на учебно-опытном участке во внеурочное время и в период каникул; работы, связанные с выполнением заданий общественно полезного характера по охране природы.
На уроках дети знакомятся с новыми видами труда, овладевают умениями работать сельскохозяйственными инструментами. Во внеурочное время в процессе ухода за растениями они закрепляют и совершенствуют эти умения.
Структурно
уроки сельскохозяйственного
Например, рассмотрим две схемы
уроков сельскохозяйственного
Т е м ы у р о к о в: «Посев семян бальзамина в цветочные горшки» и «Посев семян цветочно-декоративных растений в грунт».
Цели и задачи этих уроков близки, но по содержанию и форме организации детей в процессе трудового обучения различны.
Первый урок можно провести в классной комнате, второй – на учебно-опытном участке. На первом занятии каждый ученик под руководством учителя в строго определённой последовательности выполняет необходимые операции. Дети работают индивидуально или парами. Практическую работу второго занятия можно разделить на подготовительную и основную. К подготовительным работам относятся виды труда, связанные с подготовкой почвы к посеву семян: рыхление почвы на грядках, натягивание шнура и проведение бороздок. Для выполнения этих работ учитель делит детей на три группы. Первая группа рыхлит почву, вторая – натягивает шнур, третья – проводит колышками бороздки.
После выполнения подготовительных операций приступают к посеву семян. Теперь работа может быть организована так же, как и на первом уроке: ученик занимает отведённое ему место, выравнивает и уплотняет дно бороздки той части грядки, которая выделена ему, определяет места посева семян, сеет и закладывает семена перегноем.
Как видим, главное различие этих двух уроков в организации труда детей. На первом уроке учитель использует фронтальную форму организации труда с индивидуальным заданием. На втором – при выполнении подготовительных работ учитель объединяет детей в группы, каждая из которых выполняет часть общей работы.
Одно из главных требований к урокам трудового обучения (и особенно сельскохозяйственного труда) – это ясность цели). Учащиеся не только познают закономерности роста и развития растений, овладевают трудовыми умениями и навыками, но и создают продукты, полезные для коллектива. Чем яснее для учащихся общественная значимость труда, тем с большим желанием они выполняют задание.
Важное значение в процессе сельскохозяйственного труда имеет своевременный и краткий инструктаж учителя с демонстрацией приёмов работы.
Работы
на учебно-опытном участке