Курс лекций по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:18, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Искусству"

Содержание работы

Общие положения куррикулума по теме.
Содержание практической деятельности учащихся при вязании крючком.

Файлы: 1 файл

Трудовое обучение.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

    Во  II классе при выращивании корнеплодов и однолетних цветочно-декоративных растений для организации опытнической работы могут быть использованы такие виды труда, как прореживание, внесение удобрений и удобрительных подкормок.

    Для проведения опытов, цель которых —  установить лучшее расстояние для растений в ряду (лучшую площадь питания), желательно иметь три грядки. Если, например, опыт проводят при выращивании  редиса сорта «рубин», то на одной  грядке растения прореживают на расстоянии 3 см, на второй — 4 см, на третьей — 6 см. Подводя итоги опыта, сопоставляя общий вес корнеплодов со всех грядок, их количество и размер, дети делают вывод, указывая наилучшее расстояние, при котором редис дал хороший урожай корнеплодов с высокими вкусовыми качествами.

    В опытах с внесением удобрений  и удобрительных подкормок перед  посевом семян, в период роста  и развития растений должны: быть опытные  и контрольные делянки. Если перед  детьми поставлена задача выяснить влияние предпосевного внесения органических или минеральных удобрений на урожай моркови, то на одну грядку — опытную — они вносят удобрения, на вторую — контрольную — не вносят.

    Для проведения опытов во II классе лучше использовать редис. Культура эта неприхотлива, имеет короткий период развития, что позволяет не только заложить опыты, но и подвести их итоги до окончания учебного года.

    В III классе ученики могут продолжить опыты с удобрительными подкормками, начатые во II классе. Третьеклассники выясняют лучшую удобрительную подкормку для роста и развития рассады помидоров или однолетних цветочно-декоративных растений. С этой целью в одном рассадном ящике дети подкармливают растения раствором полного минерального удобрения, в другом — раствором органических удобрений, в третьем — микроудобрения ми.

    Важно научить детей путем проведения простейших опытов находить ответы на вопросы, возникающие в процессе работы. Приведем один из примеров.

    С большим интересом относятся  дети к опытам, дающим им возможность  выяснить, как влияет на рост и развитие рассады посев семян в стаканчики и посевные ящики с последующей пикировкой сеянцев в рассадные ящики, а затем в парники. В результате этих опытов дети убеждаются, что рост и формирование, например, корневой системы рассады помидоров зависят от ухода за ними.

    Значение  сельскохозяйственного труда в познавательном отношении может быть сведено на нет, если уход за растениями не будет сопровождаться систематическими наблюдениями за их ростом и развитием. Чтобы ребенок научился думать, надо научить его видеть стоящий перед ним предмет. Чтобы видеть, надо наблюдать, надо уметь из бесчисленного множества окружающих предметов, которые подчас непроизвольно отражаются в нашем сознании, выделить существенное, нужное.

    Приступая к организации наблюдений за ростом и развитием растений, надо исходить из того, что существенными моментами  являются систематичность, относительная  непрерывность процесса наблюдения, учет и обобщение наблюдаемых фактов. Но опыт восьмилетнего ребенка невелик. Небогаты и его представления о развитии растения, поэтому он не может предугадать, когда и что надо наблюдать. Учитель направляет его наблюдения, указывает, когда и что можно увидеть нового в развитии растения.

    С одной стороны, объем и план наблюдений определяет процесс роста и развития растения, с другой стороны, содержание наблюдений зависит от возрастных особенностей детей. В I классе важно научить ребенка видеть предмет. А это значит: надо научить его сравнивать данный предмет с рядом стоящим, находить сходство этого предмета с другим, отмечать их различия.

    На  первом году обучения следует обратить внимание детой на появление белого корешка при проращивании семян  перед посевом. При появлении всходов фасоли, например, дети знакомятся с семядольными листочками, затем с первым настоящим листом, вторым, третьим, с появлением усов у некоторых бобовых растений, образованием бутонов, раскрытием цветков, образованием плодов, их созреванием.

    При выращивании растений надо обращать внимание детей не только на сходство и различие выращиваемого растения с другими растениями. Важно научить ребенка подмечать происшедшие изменения за определенный период времени в росте и развитии выращиваемого растения. Хорошо, если учитель время от времени будет предлагать детям делать зарисовки выращиваемых растений, измерять их стебель и листья.

    Наблюдения  второклассников должны носить большую  самостоятельность. Во II классе дети, опираясь на имеющиеся у них знания о растениях, учатся сами определять содержание наблюдений за ростом и развитием растений, с помощью учителя они составляют план наблюдения.

    При организации наблюдений за ростом и  развитием корнеплодов следует обратить внимание детей на внешнее строение семядольных листьев, время появления первого настоящего листа. При дальнейшем наблюдении дети отмечают время появления второго и третьего настоящих листьев на опытных и контрольных растениях, сравнивают листья растений с опытной и контрольной грядок по величине и окраске. На третьей неделе после посева семян редиса можно предложить ученикам выдернуть по одному-два растения с каждой грядки, рассмотреть и сравнить не только надземную часть растений, но и ту, что находится в земле. Корнеплоды с корневой системой моркови, свеклы, репы дети рассматривают при прореживании.

    Во  II классе желательно организовать уход за растениями таким образом, чтобы дети могли установить зависимость между уходом и основными этапами роста и развития растений. Например, в мае ребята составляют план работы и наблюдений по уходу за морковью. Учитель должен сообщать им, что первый раз морковь прореживают, когда у растений появится первый настоящий лист. Если вовремя проредить морковь, то можно ожидать хороший урожай. После такой беседы дети внимательнее следят за моментом появления у растений первого настоящего листа.

    В III-IV классах наблюдения приобретают более сложный характер. Дети должны на основании наблюдений как можно самостоятельнее делать практические выводы. Организованные и направляемые учителем наблюдения помогают детям осознать цель своих наблюдений, их практическое значение для правильного ухода за растениями.

    Например, дети отмечают появление первого  и второго настоящего листа у сеянцев помидоров. Зачем? С появлением первых настоящих листьев сеянцы необходимо пикировать. Или ученики наблюдают за появлением цветочных кистей: первой, второй... шестой. С какой целью? Над шестой цветочной кистью стебель растения следует прищипнуть.

    Однако  школьников следует поощрять и на самостоятельное ведение наблюдений в процессе труда на учебно-опытном участке, им надо предоставить большую самостоятельность и в составлении плана наблюдений и оформлении записей результатов в дневнике.

    Наблюдения  детей младшего школьного возраста условно можно разделить как бы на два этапа: первый — непосредственное наблюдение за ростом и развитием растения, второй — запись результатов наблюдения.  
 

    Одно  время, в 70-80-е годы в отечественной  методике трудового обучения всячески поощрялось использование так называемых инструкционно-технологических карт. Они разрабатывались по аналогии с технологической документацией, применяемой на производстве: в карте обозначаются необходимые материалы и инструменты, детали изделия, подробно и четко расписываются все операции; по ней рабочий без лишних вопросов и без потерь времени может выполнить разработанное конструктором изделие. Интерес к таким картам в школе был вызван, прежде всего, известными идеологическими соображениями - поголовной «профориентацией» на производство. Методисты, в свою очередь, стремились обосновать образовательную роль подобных материалов и тем, что чтение карты все-таки требует от ученика известного абстрагирования и тем самым как бы не исключает умственного напряжения. Однако, уровень и качество умственной деятельности, задаваемой такими методами, очень невысоки. Если карта содержит лишь прямые предписания, которые нужно просто прочитать и точно выполнить, то как учебный материал она заслуживает, скорее, отрицательной оценки. Ребенок постепенно «набивает руку» в чтении подобных карт, и его работа на уроке превращается в сугубо механическое изготовление изделий. При этом он, действительно, затрачивает на работу минимальное время, поскольку в инструкции ему дается наиболее рациональный способ, исключается «непроизводительный» поиск и пр. Тем не менее применительно к процессу образования это вообще нельзя считать аргументом. Задачей практической деятельности в школе является вовсе не производство полезных предметов, а углубление общего образования. Что хорошо для рабочего, от которого требуется за определенное время изготовить как можно больше изделий или деталей, то совершенно не годится для школьника, для которого практическая деятельность является прежде всего средством углубления познания. Для него эта деятельность должна не исключать «лишние» вопросы, а наоборот стимулировать их. 

Тема: «Сельскохозяйственные работы. Урок сельскохозяйственного труда. Формы организации детского коллектива». 

    Раздел  «Сельскохозяйственный труд» куррикулума  определяет содержание знаний детей  о сельском хозяйстве и о выращивании  наиболее распространённых цветочно-декоративных, овощных, полевых и плодово-ягодных  растений.

    Основной  формой учебной работы в начальных  классах в уголке живой природы  и на учебно-опытном участке является урок. Однако, для получения готового продукта сельскохозяйственного труда, например корнеплодов, лука, цветов, требуется выполнение целого комплекса трудовых операций, которые занимают сравнительно длительное время, определяемое законами развития выращиваемой культуры. Отсюда одной из особенностей сельскохозяйственного труда является то, что трудовой процесс не может быть завершён на уроке. Работа, которую дети выполняют на уроке, - это небольшая часть трудового процесса. Учебная работа, начатая на уроке, обязательно должна быть подкреплена трудом детей в свободное от учебных занятий время.

    Таким образом, сохраняя урок как основную форму учебной работы, сельскохозяйственный труд предполагает и другие формы. Это  могут быть практические занятия детей в уголке живой природы и на учебно-опытном участке во внеурочное время и в период каникул; работы, связанные с выполнением заданий общественно полезного характера по охране природы.

    На  уроках дети знакомятся с новыми видами труда, овладевают умениями работать сельскохозяйственными  инструментами. Во внеурочное время  в процессе ухода за растениями они  закрепляют и совершенствуют эти  умения.

    Структурно  уроки сельскохозяйственного труда  мало чем отличаются от уроков технического труда. Они также начинаются с  сообщения ученикам темы, учебных  целей и задач урока. Перед  практической частью дети составляют план предстоящей работы, определяют последовательность выполнения трудовых операций, распределяют между собой  участки работы, инструменты и  инвентарь. Затем учитель проводит инструктаж, показывает правильные приёмы выполнения отдельных трудовых операций, после чего ученики приступают к  самостоятельной работе. По окончании  работы подводят итоги, обсуждают выполнение намеченного плана. Заканчивается  урок определением содержания дальнейшей работы и распределением обязанностей между учениками.  

       Например, рассмотрим две схемы  уроков сельскохозяйственного труда  (I-II класс).

     Т е м ы  у р о к о в: «Посев семян бальзамина в цветочные горшки» и «Посев семян цветочно-декоративных растений в грунт».

     Цели  и задачи этих уроков близки, но по содержанию и форме организации детей  в процессе трудового обучения различны.

    Первый  урок можно провести в классной комнате, второй – на учебно-опытном участке. На первом занятии каждый ученик под руководством учителя в строго определённой последовательности выполняет необходимые операции. Дети работают  индивидуально или парами. Практическую работу второго занятия можно разделить на подготовительную и основную. К подготовительным работам относятся виды труда, связанные с подготовкой почвы к посеву семян: рыхление почвы на грядках, натягивание шнура и проведение бороздок. Для выполнения этих работ учитель делит детей на три группы. Первая группа рыхлит почву, вторая – натягивает шнур, третья – проводит колышками бороздки.

    После выполнения подготовительных операций приступают к посеву семян. Теперь работа может быть организована так же, как и на первом уроке: ученик занимает отведённое ему место, выравнивает  и уплотняет дно бороздки той  части грядки, которая выделена ему, определяет места посева семян, сеет и закладывает семена перегноем.

     Как видим, главное различие этих двух уроков в организации труда детей. На первом уроке учитель использует фронтальную форму организации  труда с индивидуальным заданием. На втором – при выполнении подготовительных работ учитель объединяет детей в группы, каждая из которых выполняет часть общей работы.

     Одно  из главных требований к урокам трудового  обучения (и особенно сельскохозяйственного  труда) – это ясность цели). Учащиеся не только познают закономерности роста и развития растений, овладевают трудовыми умениями и навыками, но и создают продукты, полезные для коллектива. Чем яснее для учащихся общественная значимость труда, тем с большим желанием они выполняют задание.

     Важное  значение в процессе сельскохозяйственного  труда имеет своевременный и  краткий инструктаж учителя с  демонстрацией приёмов работы.

     Работы  на учебно-опытном участке предполагают следующие виды труда: прополку всходов, рыхление почвы на грядке, пикировку2 рассады и высадку её в грунт, пасынкование3 и посадку черенков ягодных кустов. Некоторые из этих работ состоят из нескольких простейших операций, совокупность которых представляет единый производственный процесс. Поэтому формы организации детей на выполнение этих работ не могут быть одинаковыми. Труд детей может быть организован: фронтально с индивидуальным заданием или фронтально с коллективным заданием.

Информация о работе Курс лекций по "Искусству"