Материалы и способы их применения в рисунке. Уголь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются: Рассмотреть материалы и способы их применения в рисунке. Применение угля в графике.
Задачами являются:1. Рассмотреть историю зарождения графики, использование угля, как один из приёмов рисования графики.
2.Определить понятие «графика».Роль угля в графике.
3.Рассмотреть технические свойства угля, на примере этюда И. Е. Репина «Портрет Элеоноры Дузэ»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 История зарождения рисунка ……………………………..…..........................6

2 Понятие «графика». Роль угля в графике …………………………………...10

3 Рисунок - основа графического искусства.
Виды рисунка……………………………………………………………………15

4 Материально-технические средства графики. Уголь.……………………….20

5 Анализ этюда Репина «Портрет Элеоноры Дузэ».………..........................................................................................................25

6 Процесс создания рисунка графическими материалами…………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
………………….…………………………...……………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ ..……………………………………..……………………………………….........34

Файлы: 1 файл

Курсовая по рисунку - копия.docx

— 352.59 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Индустриально-педагогического факультета

Кафедра изобразительного искусства

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему: Материалы и способы их применения в рисунке. Уголь.

по дисциплине: Рисунок

 

 

Исполнитель:

студент группы __________

 

15.12.2012г

дата

 

________________

подпись

 

А.С. Фалеева

Руководитель:

(ученая степень, должность)           

 

_____________

дата

 

________________

подпись

 

Е.Н. Демченко


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Благовещенск 2012г

                                               СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 История зарождения рисунка ……………………………..…..........................6

 

2 Понятие «графика». Роль угля в графике …………………………………...10

 

3 Рисунок - основа графического искусства.

 Виды рисунка……………………………………………………………………15

 

4 Материально-технические средства графики. Уголь.……………………….20

 

5 Анализ этюда Репина «Портрет Элеоноры Дузэ».………..........................................................................................................25

 

6 Процесс создания  рисунка графическими материалами…………………...

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

………………….…………………………...……………………………………32

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ..……………………………………..……………………………………….........34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.   Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.   

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по рисованию.

Наблюдения педагогической практики в средней группе показали, что дети очень любят рисовать, заниматься рисованием с большим удовольствием, а вот техническое и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.

Художнику, особенно начинающему, очень важно научиться пользоваться различными материалами, иметь представление об их свойствах, что позволит ему успешнее справиться с поставленными творческими задачами.

Углем можно работать двумя способами.

Первый близок к работе карандашом, второй способ связан с большим применением тона и фактуры. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь кладут на бумагу плашмя или прорисованные места растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая хлебом освещенные места. Такой способ ведения работы вполне доступен дошкольникам старшего возраста и дает им понятие о фактуре. Надо сказать, что рисовальный уголь слабо держится на бумаге и требует фиксации. В настоящее время для этого используют специальный лак

фиксатив или лак для волос. Фиксируют постепенно, в несколько приемов, на расстоянии от рисунка, не допуская образования капель. При этом учитывается, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.                                              

Целью  курсовой работы являются: Рассмотреть материалы и способы их применения в рисунке. Применение угля в графике.

Задачами являются:1. Рассмотреть историю зарождения графики, использование угля, как один из приёмов рисования графики.                 

2.Определить понятие «графика».Роль угля в графике.

3.Рассмотреть технические  свойства угля, на примере этюда  И. Е. Репина «Портрет Элеоноры Дузэ»

 3.Материально-технические средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    1.  История зарождения рисунка

 

Зародился рисунок еще в эпоху верхнего палеолита - рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании, пещеры фон де Гон, Монтеспан во Франции). Рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, к цветному пятну.

От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер.

“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки,” - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564).

Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика.

На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.

Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становиться самостоятельной ценностью (17-18 в.в.). Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появляется графитный карандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи. Возникают краски на водной основе (акварель, гуашь). В 20 веке возникает цветная тушь.

Мягкие графические материалы не позволяют выполнить мелкий подробный рисунок с большим количеством деталей. лучше всего подходят для рисования в свободной манере на листах большого формата, белых или тонированных, с шероховатой поверхностью. 
    Тонированную бумагу можно купить в специальном магазине, а можно изготовить самостоятельно. Для этого надо подобрать необходимый цвет, развести краску в небольшом количестве воды (не больше полстакана) и широкой плоской кистью легкими движениями прокрасить лист. Кисть при этом не надо очень сильно смачивать, иначе на бумагу попадет слишком много воды, и она при высыхании покоробится. Лучше всего кнопками закрепить влажный лист на раме или планшете, тогда бумага, высохнув, станет ровной. Можно тонировать лист настоем крепкого чая. Это даст красивый ровный золотистый оттенок. 
    Мягкие графические материалы плохо закрепляются на бумаге, поэтому легко осыпаются. При работе с ними необходимо соблюдать большую осторожность: не касаться рабочей поверхности листа руками или деталями одежды. 
    После завершения работы рисунок необходимо закрепить. Для этого существуют разные способы. Например, старые мастера закрепляли свои рисунки, сбрызгивая их молоком, сладкой водой или пивом. сейчас, конечно, существую современные способы фиксации красочного слоя. Можно закрепить рисунок, побрызгав на него обыкновенным лаком для волос. Со временем для этих целей Вы сможете приобрести в художественном салоне специальный фиксатив. Общим для всех закрепителей является то, что они образуют на поверхности красочного слоя тонкую эластичную и прозрачную пленку, которая защищает рисунок от повреждений и не дает ему осыпаться. Главным условием правильного закрепления рисунка является нанесение фиксирующего состава равномерным, тонким слоем, чтобы на поверхности не появились темные или жирные пятна. Для сохранности рисунков, выполненных мягкими материалами, между ними помещается тонкая и мягкая прокладка: калька или папиросная бумага.

 

Материал для рисования из высушенных очищенных от коры и обожженных специальным способом тонких веток или обструганных палочек различных пород деревьев (ива, орех, мирта используются в Греции, а слива, липа, берёза и розмарин — в Италии). Углём рисуют на разных основах — бумаге, картоне, холсте, оргалите и других материалах. Его применяют также в сочетании с пастелью, сангиной, ретушью, мелом, акварелью, соусом.  
Техника рисования углем значительно отличается от техники рисования обычным графитным карандашом. Уголь не рекомендуется для работ, требующих тонкой проработки деталей, но он идеально подходит для создания самостоятельных рисунков и подготовительных набросков. Рисовальный уголь затачивается лишь с одной стороны под углом 45°, что даёт возможность проводить тонкие и толстые линии.  
 
Рисунки углём отличаются бархатистостью штриха, он хорошо передает фактуру и обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и пейзаж, и натюрморт, и портрет. Рисунки, изображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания... углём легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Его можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жёсткие кисти. При работе углём пользуются резинкой — "клячкой", прокатывая ее по бумаге. Втирать уголь в бумагу нельзя. Для работы углём следует пользоваться шероховатой бумагой (голубой или серой), лучше удерживающей уголь. Но он слабо держится на поверхности всякого материала, и потому углевой рисунок нуждается в искусственном закреплении, которое требует известной опытности и умения. Закрепляющими средствами являются спиртовые и водяные фиксативы. Спиртовыми закрепителями уголь фиксируется легко, но они заставляют темнеть бумагу, от действия же водяных фиксативов почти не остается следов на бумаге, но они требуют от фиксирующего терпеливой работы. Если нет закрепителя, можно использовать обыкновенный лак для волос в аэрозольном баллончике. После высыхания на поверхности рисунка образуется тонкая пленка, прочно удерживающая уголь на бумаге.  
 
Уголь был известен еще древним грекам, которые из обугленных веток ивы, винограда и ореха получали материал, похожий на тот, которым художники пользуются в наши дни. Начиная с XV в., уголь служил для эскизов, им набрасывались основные линии фресок или картин. Впервые фиксировать уголь стали в венецианских мастерских в XVI в., так называемый масляный уголь — угольные палочки, пропитанные льняным маслом. Рисунки, выполненные этим способом, более прочны, не так легко стираются, но на них нередко проступают желтоватые масляные пятна.  
 
В XIX в. получил распространение прессованный уголь — это твёрдый уголь, изготовленный из спрессованного угольного порошка, скреплённого растительным клеем. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы). Прессованный уголь даёт более глубокий чёрный цвет, нежели натуральный.  
 
На сегодняшний день уголь продаётся в виде палочек длиной 13—15 см. и диаметром 5—15 мм. Существует три вида угля: мягкий, средний и твердый. В продаже можно найти угольный карандаш, который тоже бывает разной степени твёрдости, а также прессованный уголь. Преимуществом натурального угольного карандаша является то, что с его помощью получаются плотные густые линии с глубоким чёрным теплым цветом. Рисунок хорошо растушевывается от чёрного до светло-серого цвета.

Уголь — прочный, непосредственный и чрезвычайно «отзывчивый» инструмент для быстрой, стремительной техники рисования. Кроме того, в отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, так как по самой своей природе подразумевает свободный, раскованный и решительный подход. По своему характеру угольные линии могут быть мягкими или жесткими; такая линия обладает гибкостью и выразительностью, а также способна, как никакое другое изобразительное средство, отражать намерения и переживания художника: его уверенность и сомнения, заботу и колебания, силу или робость.

Уголь представляет собой один из самых древних художественных материалов; он производится в процессе сжигания ветвей и прутьев ивы, виноградной лозы и других растений при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах. Это — процесс карбонизации, или коксования, древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной; они становятся пригодными инструментами для рисования.

Ченнини так описывал эту методику в XV веке: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни — там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона). Он указывал на важность фактора времени: в результате чрезмерного обжига готовый уголь во время использования будет расщепляться на куски. Двумя столетиями позднее Вольпано описывал, как кусочки древесины набивались в железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.    В ранних описаниях подразумевалось, что уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. В наше время, несмотря на то, что уголь по-прежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, он по праву является самостоятельным, независимым и очень выразительным средством.

Художники Ренессанса обнаружили полезные качества угля — например, они могли легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                2. Понятие «графика». Роль угля в графике.

 

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое. Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

Информация о работе Материалы и способы их применения в рисунке. Уголь