Материалы и способы их применения в рисунке. Уголь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются: Рассмотреть материалы и способы их применения в рисунке. Применение угля в графике.
Задачами являются:1. Рассмотреть историю зарождения графики, использование угля, как один из приёмов рисования графики.
2.Определить понятие «графика».Роль угля в графике.
3.Рассмотреть технические свойства угля, на примере этюда И. Е. Репина «Портрет Элеоноры Дузэ»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 История зарождения рисунка ……………………………..…..........................6

2 Понятие «графика». Роль угля в графике …………………………………...10

3 Рисунок - основа графического искусства.
Виды рисунка……………………………………………………………………15

4 Материально-технические средства графики. Уголь.……………………….20

5 Анализ этюда Репина «Портрет Элеоноры Дузэ».………..........................................................................................................25

6 Процесс создания рисунка графическими материалами…………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
………………….…………………………...……………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ ..……………………………………..……………………………………….........34

Файлы: 1 файл

Курсовая по рисунку - копия.docx

— 352.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Итальянский карандаш.

Одновременно с углем в Италии развивается еще один мягкий инструмент – так называемый итальянский карандаш, или черный мел. Этот инструмент рисования существует в двух вариантах – в виде естественного черного камня (шиферной породы) и в виде искусственного вещества, добываемого из ламповой сажи с примесью белой глины. Итальянский карандаш знали уже в эпоху треченто (о нем упоминает в своем трактате Ченнино Ченнини). Но окончательно он утвер-ждается в конце XV века.

С появлением угля и итальянского карандаша в некоторых видах и жанрах рисунка проис-ходит существенная перемена. Во-первых, совершается переход от малого формата к большому, от мелкой, четкой манеры рисования к широкой и более расплывчатой. Во-вторых, в рисунке подчеркивается не линия, а светотень, лепка, шлифовка мягкой поверхности. Линии в рисунке становятся такими широкими, что обращаются в тон или же исчезают в мягком тумане моделиров-ки. Линия выражает не столько границы формы, сколько ее закругление, ее связь с окружающим пространством и воздухом.

Рим и Флоренция - центры строго линейного рисунка - были враждебны итальянскому каран-дашу. Зато им увлекались на севере Италии, в Ломбардии, в школе Леонардо да Винчи, и в Вене-ции. Крупнейшим мастером итальянского карандаша были Гольбейн Младший и художники французского карандашного портрета.

Рисунки Гольбейна отличаются лаконизмом, четкостью и одновременно мягкостью штриха. Рисунки мастеров французского карандашного портрета очень разнообразны: если рисунки  
Ф. Клуэ характеризуются тонкостью и элегантностью штриха, то у Ланьо линия отличается густо-той и шероховатостью. Великолепно использовал итальянский карандаш Тинторетто, прибегая то к энергичным нажимам, то к коротким округленным штрихам, то внезапно обрывая линию. В эпоху барокко выдающимся мастером итальянского карандаша был Рубенс, а в начале XIX века поразительно мягкие, поэтические эффекты умел извлекать из итальянского карандаша французский художник Прюдон.

 Уголь для рисования  представляет собой круглый стерженек  длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Этот  мягкий, ломкий, крошащийся материал  плохо соединяется с бумагой, осыпается. Однако уголь дает  глубокий матово-черный след, хорошо  видимый на расстоянии. Он легко  смахивается сухой тряпкой и  стирается резинкой. Им можно  рисовать разнообразные линии, выполнять  любую штриховку и тушевку как концом, так и плашмя. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль, - обойной, газетной, оберточной и рисовальной.

Мел. Применяется для рисования на классной доске, позволяет выполнять линейные рисунки, а также штриховку и тушевку. Для стирания нужно иметь две тряпки - сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушевку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места и начисто стирают рисунок с доски.

Существенные затруднения могут возникнуть при выполнении мелового изображения из-за его негативности: все темное в натуре становится в рисунке белым, а светлое - темным. Преодолеть помеху в некоторой степени помогает цветной мел.

Сангина - так же как и уголь, широко применяется в рисунке. Изготавливается сангина в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов. В отличие от натуральной искусственная сангина производится из каолина и окислов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плонтности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. (Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль (1483 - 1520, П. П. Рубенс (1577 - 1640), А. Ватто (1684 - 1721), Ж. О. Фрагонар (1732 -1806), Ж. Б. Шарден (1699 - 1779).)

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спресованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочками) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая “чистая пастель” выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой. (Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи (1555-1619), Х. Гольбейна, Э. Манэ (1832-1883), Э. Дега (1834 - 1917). В России - И. И. Левитан (1860 - 1900), В. А. Серова.)

Соус - жирные черные палочки циллиндрической формы диаметром 8-10 мм. обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спресованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, колонковые и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          5. Анализ этюда Репина «Портрет Элеоноры Дузэ».

 

Характерным примером угольного рисунка с полным правом можно считать «Портрет Элеоноры Дузэ»(1891) И.Е. Репина,(Приложение А) довольно значительный по размерам(108Х139) рисунок выполнен на грунтованном холсте. Поначалу Репин хотел написать живописный портрет. Однако. Сделав углём подготовительный рисунок он, то ли оценив его выразительность, предпочёл закончить работу именно в этом материале, то ли, что более вероятно, ввиду большой занятости знаменитой итальянской актрисы решил ограничиться только рисунком, доработав его. Как бы то ни было, а шедевр состоялся. Даже среди богатого репинского графического наследия портрет выделяется мастерством исполнения и психологической глубиной образа.

   Трудно заподозрить  художника, бывшего всегда очень  требовательным к себе и своему  творчеству, в технической неряшливости. Отнюдь. При внимательном взгляде  на работу становится очевидным, что каждая линия, росчерк, понятно, будучи предельно лаконичными  и, вместе с тем, свободными, способствуют  созданию задуманного авторского  образа.

Мы чувствуем  стремительные движения руки Репина, ощущаем упругую вибрацию туго натянутого зернистого холста, скрип и шуршание угольной палочки. Фактура холщевой ткани с особой  наглядностью демонстрирует физические особенности хрупкого, крошащегося материала, создавая впечатление глубоко – черного тона тёмного платья, динамики сочных пятен светотени.

Небрежно откинувшись на кресле, актриса, словно после трудного спектакля,

Чуть улыбаясь, устремила утомлённый задумчивый взор прямо на художника и так и замерла, запечатлённая на вечно в тиши мастерской под шорох осыпающейся с холста угольной пудры…

Репин казалось забыл обо всём, о капризах материала, о сложностях ракурса головы и общего движения модели, о самом масштабе рисунка. Он рисовал недолго. Управился за один короткий сеанс. Не «засушил». С изумительным чувством тональной меры промоделировал светлое лицо, обрамлённое смоляными прядями скромной прически. В глубоко посаженных выразительных черных глазах итальянки видны и ум , и сила характера, сдержанное благородство и понимание собственной творческой значимости.

Но устало повисла рука…и мы видим уже не «звезду» сцены, а земную женщину, хотя и озарённую как и вдохновлено изображающей её художник,    

Божественной искры покоряющего душу таланта.

«Мятущийся» фон, нанесённый плоскостью грифеля, мощные тональные акценты на длинном платье в динамическом контрастном соединении с изысканностью проработки лица создают впечатление патетической наполненности художественного образа , полифоничности его эмоциональной озвученности .Как отметил И.Э. Грабарь, портрет Элеоноры Дузэ, «быть может, самый вдохновенный из черных портретов Репина. В нем…бьет ключем его редкостное мастерство.

В последнее время распространилось рисование особым образом обработанным прессованным углем, более однородным по своему составу, обладающим большей интенсивностью и чистой черного цвета, что облегчает работу на бумаге этим материалом.

 

Уголь - это старейшая принадлежность для рисования, которая не утратила популярности по сей день. Угольными карандашами и стержнями легко рисовать, к тому же картины, выполненные ими, отличаются выразительностью и непосредственностью.

Работа с углем - это первое, чему учат начинающих художников на многих курсах рисунка и живописи. Студентов сразу просят взять уголь и сделать набросок больших, четко очерченных предметов. Такая работа позволяет лучше понять принцип рисунка, а также изучить способы тонирования. Этими навыками крайне важно овладеть, прежде чем переходить к цветным изображениям. Кроме того, работая углем, художники учатся воспринимать рисунок в целом, не отвлекаясь на второстепенные детали.

Художественный уголь делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Он продается в виде стержней и карандашей. Уголь из виноградной лозы рисует коричневато-черным цветом, а из ивовых и березовых веток (распространен в Великобритании) - синевато-черным.

Художественный уголь бывает разной твердости. Мягкий хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей.

Толщина стержней тоже неодинакова, что позволяет проводить ими различные линии - от широких и четких до тонких, едва заметных. Угольные карандаши, в отличие от стержней, не пачкают руки, но боковой стороной карандаша нельзя рисовать.

Бумага и не только

Уголь выигрышно смотрится на матовой шероховатой бумаге. С гладкой или глянцевой он просто осыпается.

Растирание. Уголь легко распределяется по бумаге, позволяя придавать изображению гладкий, бархатистый вид. Проведите ряд штрихов боковой стороной стержня и осторожно разотрите их пальцем или торшоном Насыщенность тона можно варьировать, меняя степень нажима.

Перекрестная штриховка. Еще один способ тонирования углем - рисование в разных направлениях. Проведите ряд параллельных штрихов, а затем перечеркните их под углом другими штрихами. Для того чтобы изменить насыщенность тона, надо изменить плотность сетки.

Мягкая растушевка. Растирать штрихи пальцами или торшоном необязательно. Слегка подточите стержень с помощью наждачной бумаги, возьмите его поближе к верхнему концу и попробуйте рисовать так, чтобы штрихи сливались друг с другом. Для получения более светлых или более темных тонов меняйте степень нажима.

Для начала вам понадобится несколько угольных стержней разной толщины, бумага и фиксирующий аэрозоль (уголь легко размазывается!). Если вы не сможете купить аэрозоль в специализированном магазине, воспользуйтесь обычным лаком для волос.

Для затачивания стержней необходим острый контурный нож или наждачная бумага, а для исправления ошибок и создания просветов - мнущаяся резинка (клячка - прим. cайта linteum.ru). Растирать уголь удобно подушечками пальцев, но иногда, чтобы не испачкать рисунок, лучше взять торшон, свернутый валиком, ватные палочки или бумажные салфетки.

С какой силой надо нажимать на уголь, чтобы получились светлые и темные тени, вы научитесь определять со временем. А пока запомните, что на тонкий угольный стержень нельзя сильно надавливать, иначе он будет крошиться и пачкать рисунок.

Уголь идеально подходит для рисования с натуры, так как его легко стирать. К тому же он прекрасно передает светлые о темные тона.

Этот рисунок сделан тонкими и средними стержнями из ивового угля.

Четкие линии очерчивают фирму, а пятна и растушеванные тона придают фигуре объем и создают живую поверхность.

Сара Коуэлл. „Женщина, моющая пол", 1987, 76 X 81 см.(приложение Б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      6. Процесс создания рисунка графическими материалами.

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.

Способы рисования. Действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятия и представлениях образы этой действительности. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения. Эти способы называют рисованием по восприятию и рисованием по представлению.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

Информация о работе Материалы и способы их применения в рисунке. Уголь