Материалы и способы их применения в рисунке. Уголь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются: Рассмотреть материалы и способы их применения в рисунке. Применение угля в графике.
Задачами являются:1. Рассмотреть историю зарождения графики, использование угля, как один из приёмов рисования графики.
2.Определить понятие «графика».Роль угля в графике.
3.Рассмотреть технические свойства угля, на примере этюда И. Е. Репина «Портрет Элеоноры Дузэ»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 История зарождения рисунка ……………………………..…..........................6

2 Понятие «графика». Роль угля в графике …………………………………...10

3 Рисунок - основа графического искусства.
Виды рисунка……………………………………………………………………15

4 Материально-технические средства графики. Уголь.……………………….20

5 Анализ этюда Репина «Портрет Элеоноры Дузэ».………..........................................................................................................25

6 Процесс создания рисунка графическими материалами…………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
………………….…………………………...……………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ ..……………………………………..……………………………………….........34

Файлы: 1 файл

Курсовая по рисунку - копия.docx

— 352.59 Кб (Скачать файл)

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.

Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.

Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рисунок - основа графического искусства. Виды рисунка.

 

В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. При сравнении рисунка, например, с чертежом становятся очевидными его замечательные особенности. Во-первых, рисунок выполняют от руки. Это ускоряет выполнение изображения и, следовательно, дает возможность быстро откликаться на различные события текущей жизни. Во-вторых, рисунок делают на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется. Этот зримый образ понятен и доступен всем. В-третьих, рисунок нагляден; он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, освещенность, пространственное расположение и пр. В-четвертых, рисунок не только изображает многообразные внешние признаки предмета и среды, но через их отношения выражает внутреннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

Для более полного изучения особенностей рисунка условно выделяют несколько видов, отличающихся по изобразительным, материально-техническим средствам и по назначению.

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линейный рисунок бывает, как правило, светлым, легким, обобщенным. Линиями создается художественный образ, выполняются таблицы, схемы, рисунки на классной доске.

Рисунки тоном дают более полную характеристику предмета и среды передачей объемности, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такие рисунки называют светотеневыми и тоновыми или тональными.

В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка - силуэт - контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.

По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются художником от руки в одном экземпляре. Печатные делают с клише оттиском на бумаге и называют эстампами. Существует несколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве - ксилография, на линолеуме - линогравюра, на металле - офорт) и литографию (оттиск с литографского камня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и травлением кислотами).

По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. Академический рисунок - это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоению приемов изображения и изучения различных форм и признаков. Ему свойственна фиксация всех главных черт, определяющих внешний облик предмета изображения. Творческий рисунок - это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника.

В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз. Наброском называют краткосрочный рисунок. Основным средством выполнения наброска служит линия, дополняемая редкой штриховкой или ее растиркой. Подробное изучение предмета изображения или его части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются и отмечаются в течение сравнительно длительного времени важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта. Изученный в этюдах и набросках живой материал действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка – эскиза.

Техника рисования углем значительно отличается от техники рисования обычным графитным карандашом. Уголь не рекомендуется для работ, требующих тонкой проработки деталей, но он идеально подходит для натурных зарисовок и подготовительных набросков. Уголь был известен еще древним грекам, которые из обугленных веток ивы, винограда и ореха получали материал, похожий на тот, которым художники пользуются в наши дни.

Уголь изготавливают из древесных прутиков, в основном берёзовых, которые обжигают в печи, Отдельные сорта угля получают из разрезанного ствола дерева. Бывает также прессованный уголь , он получается не обжигом палочек в печи, а прессуются из угольного порошка. Связующим веществом является растительный клей. Отличие от одного сорта угля отдругого заключается в том , что прессованный уголь значительно жирнее и чернее древесного.

В домашних условиях уголь изготовить довольно просто. Нужно нарезать нужного размера( но одинаковой длинны) палочки из берёзовых веток, положить их в жестяную банку из-под консервов, со всех сторон засыпать песком, плотно закрыть банку и поставить в огонь, в печь.

Уголь позволяет проводить линии различной толщины- от еле заметных до очень густых, черных,  предельно насыщенных. Если палочку приложить к поверхности бумаги плашмя, то получаем широкие полосы. Во время работы уголь мажет бумагу, но его очень легко можно снять мякишем белого хлеба, резинкой, клячкой , тампоном из ваты  или даже просто чистой мягкой тряпочкой .

Рисунок углем следует зафиксировать. Возможности угля очень большие .Углем работают и в штриховой технике - как карандашом, и в более живописной манере, используя сочность и мягкость угля.

Разновидностью угля являются угольные карандаши, имеющие определённые номера в зависимости от мягкости. Таков карандаш «Ретушь». Его можно употребить в комбинации с углём, что дает возможность более детально отрабатывать набросок.

Очень выразительны бывают наброски и зарисовки, выполненные на цветной (тонированной) бумаге .На такой бумаге любили рисовать многие

Мастера изобразительного искусства. Тонированная бумага заранее даёт для рисунка средний тон, по которому можно работать как тёмным материалом  так и светлым.

Материалы, применяемые для выполнения набросков и зарисовок, разнообразны.

Уголь, подобно сангине, славится своим цветом -  глубоким чёрным тоном с обширным ахроматическим диапазоном оттенков, результатом термической обработки древисины  без доступа воздуха. Матовая поверхность угольного слоя  поглащает свет . Микрочастицы угольной пудры на плоскости отбрасывают незаметные глазу тени , что создаёт впечатление бархотистости графического пятна. Естественно, различные живописно –тональных качеств материалов определяет неравнозначность их восприятия. Есть отличия от сангины , несмотря на физическую родственность материалов.

Во- первых, это разумеется , цветовое и, следовательно тональное отличие. И во – вторых, уголь менее подвижен и пластичен к работе. Уголь более капризный и нежный материал. При рисовании он не столь плотно сцепляется с бумагой, а значит более подвержен повреждениям, стряхивается и смазывается даже при слабом прикосновении, осложняя работу рисовальщика. Поэтому по завершению работы рисунки углём для лучшей сохранности приходиться закреплять специальным бесцветным лаком.

Рисунок углём может выполняться с применением растушки – обрезка толстого фетра, свёрнутого в виде палочки куска кожи.

Разные исторические эпохи дают тому немало примеров по технике угольного рисунка работали А.Дюрер, П.п. Рубенс, Ф.Штук. И.Е. Репин  и Л.С. Бакст, В.А. Серов и многие другие.

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Материально-технические средства графики. Уголь.

 

К материально-техническим средствам относятся бумага, карандаши, резинка, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.

Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело использовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бумага имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, способную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чертежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверхностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой - карандашом, углем и краской. Шероховатая поверхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.

На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необходимыми надписями, можно рисовать только на одной стороне. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и прямо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола.

Карандаш простой. Для рисования применяют графитовый карандаш, преимущественно граненой формы, среднее мягкости - М и 2М. Острием графита рисуют тонкие линии и штрихи, а его боковой частью проводят более толстые линии и выполняют тушевку. Готовя карандаш к работе, острым ножом стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм, заостряя его конец, чтобы он покалывал как иголочка.

В процессе работы карандаш держат за середину оправы и время от времени повертывают в руке, чтобы рисовать острой частью графита. Притупившийся графит вновь заостряют ножом или наждачной бумагой.

Правильная заточка и длинная оправа позволяют на разных этапах работы держать карандаш то тремя пальцами, то всей кистью руки, чтобы извлечь все заложенные в нем изобразительные возможности.

Карандаш цветной. Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни сильно крошатся и ломаются, жирный, блестящий след их прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Следовательно, деревянную оправу цветных карандашей надо считывать на меньшую длину, чем у простых, и слабо нажимать на оправу.

Химический карандаш в рисовании не применяется, так как он дает бледные серые линии, которые плохо исправляются резинкой и изменяют свой цвет.

Углем пользовались греческие вазописцы для предварительных набросков композиций на вазах. Но как вполне самостоятельные, самоценные инструменты рисования уголь, итальянский карандаш и сангина утверждаются только в конце XV века. Непопулярность этих инструментов в средние века объясняется отчасти тем, что свободные, широкие штрихи угля и сангины проти-воречили тонкому орнаментальному узору готического рисунка, отчасти же несовершенством техники фиксирования рисунка. Дело в том, что штрихи угля легко стираются. Успех угля сразу возрос, как только во второй половине XV века было изобретено средство для его фиксации: до рисования бумага смачивалась клеевой водой, потом ее сушили и после рисования подвергали действию пара - рисунок углем приставал к бумаге.

С этого времени уголь становится любимым инструментом темпераментных, динамичных рисовальщиков. Особенно в Венеции, в кругу Тициана (вспомним его смелые, широко нарисован-ные натюрморты) и Тинторетто. Из Венеции Дюрер привозит уголь в Северную Европу как новинку. В эпоху Возрождения уголь делался из всевозможных сортов дерева, но самыми попу-лярными считались орех и особенно ива, уголь которой давал в рисунке бархатный черный тон. В угле как инструменте рисовальщика есть нечто мужественное, монументальное и вместе с тем немного неотесанное. Углем мастерски пользовался швейцарский монументалист Ходлер.

Информация о работе Материалы и способы их применения в рисунке. Уголь