Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе теоритических знаний разработать план-конспект урока на развитие изобразительной грамоты.

Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу
- выявить особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста
- разработать план – конспект урока по изобразительному искусству

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. …..3


Глава 1. Психолого-педагогические обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.
1.1. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста………………………………………………5
1. 2. Педагогические методы обучения изобразительному искусству учащихся младшего школьного возраста………………………………………….8
1.3. Внеклассная работа по изобразительному искусству…………………..12

Глава 2. Акварельная живопись.
2.1. Живопись – искусство цвета………………………………………………14
2.2. Акварель. Материалы и приспособления…………………………………17
Глава 3. Методика выполнения натюрморта в технике акварельной живописи.
3.1. Техника и приемы работы живописными средствами в начальной школе………………………………………………………………18
3.2.План-конспект урока на развитие изобразительной грамоты……………20
Заключение……………………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

 

Факультет эстетического образования

Кафедра художественного и педагогического образования

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства»

«Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Студентки 4 курса, 409 групы

                                                           

 

                    Научный руководитель:

                                                                                             

 

 

 

Работа защищена

"____"_______________2011 года

оценка______________________

 

 

 

Минск 2011

 

Содержание

Содержание………………………………………………………………………..2

Введение………………………………………………………………………. …..3

 

 

Глава 1.    Психолого-педагогические обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.

1.1. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста………………………………………………5

1. 2. Педагогические методы обучения  изобразительному искусству учащихся  младшего школьного возраста………………………………………….8

1.3. Внеклассная работа по изобразительному искусству…………………..12

 

Глава 2.    Акварельная живопись.

2.1. Живопись  – искусство цвета………………………………………………14

2.2. Акварель. Материалы и приспособления…………………………………17

Глава 3.    Методика выполнения натюрморта в технике акварельной живописи.

3.1. Техника и приемы работы  живописными средствами  в начальной  школе………………………………………………………………18

3.2.План-конспект урока на развитие  изобразительной грамоты……………20

Заключение……………………………………………………………………………25

Литература…………………………………………………………………………….26

 

Введение.

Актуальность исследования

Теоретические проблемы художественного творчества, связанные с совершенствованием методики обучения основам изобразительной грамоты, всегда находились в центре внимания выдающихся художников и педагогов. Известные педагогические системы А. Ашбе, А. Дюрера, Д.Н. Кардовского, А.П. Сапожникова, П.П. Чистякова объединяют требования глубокого изучения натуры, полноценного владения объемной формой, целостного восприятия тона и цвета.

В преподавании изобразительного искусства в начальной школе порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что дети, не имея достаточных навыков и умений, делают много ошибок. Если детей не учить изобразительной грамоте, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. Рисование с натуры как наиболее эффективный метод овладения изобразительной грамотой, помогает наглядно понять закономерности построения формы.

Для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения. Акварель представляет собой уникальный  художественный материал, способствующий воспитанию культуры восприятия цвета, художественного вкуса, помогает овладеть пространством и формой, развить образное мышление.

Овладение средствами изобразительной грамоты играет существенную роль художественно-творческом развитии учащихся.

 

 

Объектом исследования является  процесс развития изобразительной грамотности у детей младшего школьного возраста при выполнении натюрморта живописными средствами.

 

Предмет исследования – акварельная живопись как средство развития изобразительной грамотности в процессе выполнения натюрморта.

 

Цель: на основе теоритических знаний разработать план-конспект урока на развитие изобразительной грамоты.

 

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу

- выявить особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста

- разработать план – конспект  урока по изобразительному искусству

 

Методы исследования.

Анализ литературы по исследуемой проблеме, изучение учебных программ и методик по изобразительному искусству, наблюдение за процессом изобразительного искусства учеников младших классов.

 

Гипотеза исследования.

Развитие изобразительной грамоты школьников на уроках изобразительного искусства эффективно посредством акварельной живописи при выполнении натюрморта.

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические особенности обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.

 

1.1. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста.

Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии младшего школьника. В изобразительной деятельности ярко обнаруживается активность личности  школьника и, прежде всего, активности познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.

В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, играющее немаловажную роль в формирование мировоззрения. Одной из специфических особенностей формирования мировоззрения у школьников средствами изобразительного искусства является то, что оно осуществляется в процессе пяти основных видов занятий, на которых основывается вся система художественного воспитания в школе. Это беседы об изобразительном искусстве, тематическое и декоративное рисование, рисование с натурой, аппликация и лепка. Имея много общего, данные виды работ по изобразительному искусству имеют свои отличия. Эти отличия определяются психологическими механизмами, например, в процессе тематического рисования доминирующая роль принадлежит творческому воображению, зрительной памяти, в процессе рисования с натурой – наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения. Таким образом, изобразительное искусство занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся. Для успешного выполнения русинка с натуры, тематического и декоративного рисунка необходимым условием является внимание.

Внимание- это важное условие успеха познания школьников окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления и т. д. Важная роль внимания в изобразительной деятельности объясняется специфическими особенностями творческой деятельности учащихся. Особое значение имеет внешнее выражение внимания. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным занятиям, увлеченность какой-нибудь деятельностью - все способствует развитию произвольного внимания, формированию умению самостоятельно воспитывать внимание и развитию внимательности как черты личности. Таким образом, развитие внимания связанно со становлением личности школьника.

Также большое значение имеет отражение, которое признает ощущение источников всех знаний о реальной деятельности. Отражение предметов и явлений представляет собой восприятие. Отражение действительности, осуществляемое посредством органов чувств, называется чувством отражения.

Восприятие- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Более глубокое значение об окружающей действительности школьник получает благодаря восприятию. Одним из средств развития, обогащения восприятия у школьников является применение наглядности. Использование в процессе обучения наглядности обусловливается необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы формируемых представлений и понятий, а  также необходимостью приучения школьников наблюдать явления окружающего мира.

Как свидетельствуют исследования психологов, развитие восприятия проходит путь от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному осмысленному  отражению предметов, явлений. Зрительно воспринимая в процессе рисования с натуры форму  пропорции, цвет предметов, школьники анализируют, сравнивают, обобщают воспринимаемые свойства предметов. Таким образом, изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления.

Мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Процесс мышления активизируется, когда перед школьником возникают необходимость решить конкретную задачу, ответить на вопрос, найти способ действия и т.д. Все это имеет место в изобразительной деятельности. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления

Велика роль занятий изобразительным искусством в развитии зрительной памяти. Изобразительное творчество школьников немыслимо без оперирования образами памяти.

Воображение- это процесс преобразования представлений, отражающий реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Особую роль в формировании воображения детей отводит рисованию на темы. В рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность, оригинальность мышления, умение решать творческую задачу, выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства, то есть младший школьник раскрывает тему, сюжет, цвет, освещение. Следует подчеркнуть, что, раскрывая психологическое воздействие изобразительного искусства необходимо особое внимание уделить развитию способностей к изобразительной деятельности. Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом.

Таким образом, особое внимание уделено раскрытию психологического воздействия изобразительного искусства на развитие младшего школьника, то есть формированию у детей внимание, зрительной памяти, мышления, творческого воображения, изобразительных способностей, эстетических чувств, развитие личности школьника в целом.

 

1.2. Педагогические методы преподавания изобразительного искусства учащимся младшего школьного возраста.

 

С раннего возраста дети пробуют свои силы в рисовании. Весьма сложной и, пожалуй, слабо решаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, абстрактного мышления, творческого воображения, развития их творческого потенциала. Задача школы – не только поддерживать, но и содействовать их развитию этих качеств.  С этой целью учителя дают учащимся задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки окрестностей, пробовать свои силы в работе с бумагой и т.д. подобные задания рассчитаны на их общее художественно-эстетическое развитие. Для тех школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, эти задания служат средством развития художественных умений, накопления и совершенствования художественного и эстетического опыта.

Например, Б.М. Неменский разработал оригинальную методическую программу по овладению изобразительным искусством в школе. Вместо традиционного обучения изображению отдельных предметов и их частей она предусматривает творческое отражение учащимися окружающей жизни, происходящих явлений и событий. Это создаёт предпосылки не только для осмысления связи искусства с жизнью, но и для развития художественных способностей, творческого воображения и образного мышления учащихся.

Развитие художественно-эстетических способностей, творческих задатков, воображения, абстрактного и образного мышления не может быть ограничено только рамками учебных занятий. Важную роль здесь играют внеклассная работа, создание кружков, проведение конкурсов  по изобразительному искусству, организация выставок работ учащихся и т. д. 

 

Педагогические методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.

Именно содержание знаний, умений, навыков в учебных программах, учебниках, пособиях определяет степень образованности, культуры учащихся, художественную подготовку.

Метод указывает на эффективность работы учителя а, следовательно, и уровень усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.

Подготовка к уроку изобразительного искусства и его проведение — это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования. Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание.

      На выбор методов обучения  изобразительному искусству в младших классах оказывает влияние ряд условий и факторов. Среди них можно выделить следующие:

1. Выбор методов, исходя из закономерностей реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:

      - особенности методики изобразительного искусства;

      - цели и задачи  содержания проводимого урока;

      - время на изучение  программного материала;

      - материально-технические возможности учебного заведения (ТСО, оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.);

 

      2. Уровень сформированности  мотивации учения:

      - степень развитости  творческой и познавательной активности и интереса к изобразительному искусству;

Информация о работе Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста