Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе теоритических знаний разработать план-конспект урока на развитие изобразительной грамоты.

Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу
- выявить особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста
- разработать план – конспект урока по изобразительному искусству

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. …..3


Глава 1. Психолого-педагогические обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.
1.1. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста………………………………………………5
1. 2. Педагогические методы обучения изобразительному искусству учащихся младшего школьного возраста………………………………………….8
1.3. Внеклассная работа по изобразительному искусству…………………..12

Глава 2. Акварельная живопись.
2.1. Живопись – искусство цвета………………………………………………14
2.2. Акварель. Материалы и приспособления…………………………………17
Глава 3. Методика выполнения натюрморта в технике акварельной живописи.
3.1. Техника и приемы работы живописными средствами в начальной школе………………………………………………………………18
3.2.План-конспект урока на развитие изобразительной грамоты……………20
Заключение……………………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Для обучения основам живописи в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать гуашь и акварель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.План-конспект  урока на развитие изобразительной  грамоты.

Натюрморт из нескольких предметов.

Цели и задачи:

- расширить представление  детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;

- научить анализировать изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины. Уметь мысленно разложить форму сложных предметов до простейших составных;

- закрепить умение в  использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения;

- уметь сравнить свою  работу с изображаемой натурой  и исправить замеченные ошибки;

- соблюдать последовательность  графического и живописного изображения;

- использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита; развивать зрительную память в передаче впечатлений;

- пробудить фантазию.

Принадлежности

Карандаш, акварель,  палитра, кисти, бумага (А4 - А3).

Зрительный ряд:

варианты натюрмортов (2-4 предмета), рисунок на доске

 

Ход урока

 

.I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Повторение изученного материала.

Устный опрос.

  • Что такое натюрморт?
  • О чем хотят рассказать художники, изображая предметы?

Анализ натюрмортов  художников с точки зрения художественного образа, созданного на картине, средств художественной выразительности.

Вопросы:

- Как художники   передают в  своих  натюрмортах   красоту обычных, привычных в быту предметов, цветов, плодов?

  •  Можно ли по предметам этих натюрмортов сказать что-то об их «хозяине»? Что?
  • Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?
  • Что такое пропорции предметов и композиция предметов (натюрморта) в целом? (Соотношение величин частей предметов, целого предмета и его частей.)
  • Какую форму конструкции имеют предметы в натюрморте?
  • Что такое перспектива? (Это правила и закономерности изображения предметов,  объектов в пространстве,  приближение изображения к реальности.)
  • С помощью каких художественных средств можно передать объем предметов в рисунке? (С помощью перспективы, светотени, штриха, пятна, а в живописи - мазка.)
  • Чего достигает художник с помощью светотени? (Объема.)
  • Какие градации светотени вы знаете? (Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень, блик.)
  • Какие бывают тени? (Собственные, падающие.)
  • От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета.)
  • Что такое блик? (Самые светлые места на поверхности предмета, те места, где лучи света падают на него вертикально и отражаются от поверхности.)
  • Что такое рефлекс? (Отражение, отсвет от другого предмета.)
  • Что общего у шара и яблока? Цилиндра и бидона? Призмы и коробки? (Исходная форма.)
  • С чего начинаем рисунок? (Расположим лист вертикально или горизонтально - в зависимости от того, как мы видим натурную постановку со своей точки зрения. Наметим высоту и ширину всего натюрморта и отдельных предметов.)

III. Самостоятельная работа учащихся.

1. Предварительная работа.

- Сегодня вам  предстоит выполнить трудное  задание: нарисовать с натуры группу предметов, а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами. Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно провести анализ цвета предметов по тем вопросам, которые мы только что с вами повторили.

2. Последовательность выполнения работы.

Алгоритм работы над натюрмортом:

1) Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе - дальше), перспективных сокращений. Строить форму в рисунке надо так, будто вы. видите ее насквозь, как будто она прозрачна. Надо постоянно ощущать весь объем в целом и стремиться передать это ощущение.

Этот этап - графическое решение, линейный рисунок.

 2) Первоначальная передача светотеней, цвета. Тонкими линиями намечаются границы света, полутени, тени, рефлексы, блики, падающие тени.

Следующий этап работа с цветом.

 3) Начальная проработка цветом. Использовать ослабление и усиление цвета, совмещение способов работы «по сухому», «по сырому», «лессировки», работа с палитрой.

4) Завершение работы. Прорисовка деталей.

На 1-м уроке выполняются этапы 1, На втором уроке 2 и 3 этапы.

IV. Итог урока.

Ответы  на вопросы:

  • В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?(Натюрморт)

 

 

Ход урока 2

 

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме урока.

  1. Беседа  о  жанре натюрморта.

III. Практическое задание.

Окончание работы (2, 3-й этапы).

1. Индивидуальная  работа детей под руководством учителя.

- Во время анализа натуры и в процессе рисования вы должны увидеть красоту обыкновенных предметов - изящество очертаний, пропорциональность (гармонию) и попытаться с помощью линий и красок создать художественный образ.

Задание.

Выполните живописные упражнения с целью отработки приемов работы кистью, живописных мазков, а также для активизации внимания при смене одного вида творческой деятельности другим. Вспомнить гамму цветов.

2. Повторение  законов линейной и воздушной  перспективы.

1) Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные - обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние - обобщенно.

  1. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно.   Для   передачи   пространства   контуры   близких предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.
  2. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее ближних.  Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные - высветляют (особенно в пейзаже).
  3. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной  светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско.

IV. Итог урока.

 1. просмотр рисунков, анализ их достоинств.

  • Кому удалось лучше передать сходство с натурой?
  • Выберите лучшие рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой.
  1. Уборка рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задача развития изобразительной грамоты средствами акварели, обуславливается общими требованиями  развития навыков и умений учащихся. Источником развития изобразительной грамоты является деятельность, приемы и техники.

На примере выполнения натюрморта акварелью учащимися  я убедилась в эффективности  выдвинутой мной гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Барбара  Айзенбарт . Полный  курс акварели .- М., 1991.

2. Вибер Ж.Е. Живопись и  ее средства .- М.: 1998.

3. Выготский Л.С. Воображение и  творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Москва, 1967

4. Все о технике живопись акварелью .Арт – родник .- М., 1998

5. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. 2001. – № 2.

6. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1972.

7. Кузин В.С. Психология. М: АГАР, 1999.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2005.

9. Михайлов А.М. Искусство акварели. М: Изобразительное искусство. Москва, 1995.

10. Немов Р.С. Психология: Учебник  для студентов педагогических  учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Владос, 2001. – Кн. 1: Психология/ Воображение.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство и методика его преподавания  в начальной школе // Пособие для  педагогических вузов. – Москва, 1999.

12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство .Краткий словарь художественных терминов .- Обнинск : Титул , 1996.

13. Симановский А.Е. Творческое воображения  детей. // Пособие для педагогов. –  Ярославль: Академия развития, 1998., 186с.

14. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 192с., ил.

15. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию .- М.: Просвещение , 1981.

16. Рынкевіч У.І. Мастацтва акварэлі // вучэбны дапаможнік для агульнаадукацыйнай школы з мастацкім ухілам. – Мінск, 2001.

17. Харламов И.Ф. Педагогика// - Минск  «университетское», 2001

18. Чаевская М. Искусство глазами  педагога-психолога //«Художественный  совет» с. 39-41.  № 5(27) 2002.

19. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ «О преподавании учебного предмета “Изобразительное искусство “ в 2010/2011 учебном году»

20. http://paidagogos.com/?cat=17  - сайт по педагогике /общее понятие о методах обучения/.

21. www.koob.ru/author/ - он-лайн библиотека.

 

 

 


 



Информация о работе Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста