Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 16:29, курсовая работа
Цель: на основе теоритических знаний разработать план-конспект урока на развитие изобразительной грамоты.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу
- выявить особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста
- разработать план – конспект урока по изобразительному искусству
Введение………………………………………………………………………. …..3
Глава 1. Психолого-педагогические обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.
1.1. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста………………………………………………5
1. 2. Педагогические методы обучения изобразительному искусству учащихся младшего школьного возраста………………………………………….8
1.3. Внеклассная работа по изобразительному искусству…………………..12
Глава 2. Акварельная живопись.
2.1. Живопись – искусство цвета………………………………………………14
2.2. Акварель. Материалы и приспособления…………………………………17
Глава 3. Методика выполнения натюрморта в технике акварельной живописи.
3.1. Техника и приемы работы живописными средствами в начальной школе………………………………………………………………18
3.2.План-конспект урока на развитие изобразительной грамоты……………20
Заключение……………………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………………………….26
Для обучения основам живописи в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать гуашь и акварель.
3.2.План-конспект
урока на развитие
Натюрморт из нескольких предметов.
Цели и задачи:
- расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;
- научить анализировать изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины. Уметь мысленно разложить форму сложных предметов до простейших составных;
- закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения;
- уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки;
- соблюдать последовательность
графического и живописного
- использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита; развивать зрительную память в передаче впечатлений;
- пробудить фантазию.
Принадлежности
Карандаш, акварель, палитра, кисти, бумага (А4 - А3).
Зрительный ряд:
варианты натюрмортов (2-4 предмета), рисунок на доске
Ход урока
.I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного материала.
Устный опрос.
Анализ натюрмортов художников с точки зрения художественного образа, созданного на картине, средств художественной выразительности.
Вопросы:
- Как художники передают в своих натюрмортах красоту обычных, привычных в быту предметов, цветов, плодов?
III. Самостоятельная работа учащихся.
1. Предварительная работа.
- Сегодня вам предстоит выполнить трудное задание: нарисовать с натуры группу предметов, а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами. Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно провести анализ цвета предметов по тем вопросам, которые мы только что с вами повторили.
2. Последовательность выполнения работы.
Алгоритм работы над натюрмортом:
1) Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе - дальше), перспективных сокращений. Строить форму в рисунке надо так, будто вы. видите ее насквозь, как будто она прозрачна. Надо постоянно ощущать весь объем в целом и стремиться передать это ощущение.
Этот этап - графическое решение, линейный рисунок.
2) Первоначальная передача светотеней, цвета. Тонкими линиями намечаются границы света, полутени, тени, рефлексы, блики, падающие тени.
Следующий этап работа с цветом.
3) Начальная проработка цветом. Использовать ослабление и усиление цвета, совмещение способов работы «по сухому», «по сырому», «лессировки», работа с палитрой.
4) Завершение работы. Прорисовка деталей.
На 1-м уроке выполняются этапы 1, На втором уроке 2 и 3 этапы.
IV. Итог урока.
Ответы на вопросы:
Ход урока 2
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме урока.
III. Практическое задание.
Окончание работы (2, 3-й этапы).
1. Индивидуальная
работа детей под руководством
- Во время анализа натуры и в процессе рисования вы должны увидеть красоту обыкновенных предметов - изящество очертаний, пропорциональность (гармонию) и попытаться с помощью линий и красок создать художественный образ.
Задание.
Выполните живописные упражнения с целью отработки приемов работы кистью, живописных мазков, а также для активизации внимания при смене одного вида творческой деятельности другим. Вспомнить гамму цветов.
2. Повторение законов линейной и воздушной перспективы.
1) Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные - обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние - обобщенно.
IV. Итог урока.
1. просмотр рисунков, анализ их достоинств.
Заключение
Задача развития изобразительной грамоты средствами акварели, обуславливается общими требованиями развития навыков и умений учащихся. Источником развития изобразительной грамоты является деятельность, приемы и техники.
На примере выполнения натюрморта акварелью учащимися я убедилась в эффективности выдвинутой мной гипотезы.
Литература
1. Барбара Айзенбарт . Полный курс акварели .- М., 1991.
2. Вибер Ж.Е. Живопись и ее средства .- М.: 1998.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Москва, 1967
4. Все о технике живопись
5. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. 2001. – № 2.
6. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1972.
7. Кузин В.С. Психология. М: АГАР, 1999.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2005.
9. Михайлов А.М. Искусство акварели. М: Изобразительное искусство. Москва, 1995.
10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Владос, 2001. – Кн. 1: Психология/ Воображение.
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное
искусство и методика его
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство .Краткий словарь художественных терминов .- Обнинск : Титул , 1996.
13. Симановский А.Е. Творческое воображения детей. // Пособие для педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998., 186с.
14. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 192с., ил.
15. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию .- М.: Просвещение , 1981.
16. Рынкевіч У.І. Мастацтва акварэлі // вучэбны дапаможнік для агульнаадукацыйнай школы з мастацкім ухілам. – Мінск, 2001.
17. Харламов И.Ф. Педагогика// - Минск «университетское», 2001
18. Чаевская М. Искусство глазами педагога-психолога //«Художественный совет» с. 39-41. № 5(27) 2002.
19. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ «О преподавании учебного предмета “Изобразительное искусство “ в 2010/2011 учебном году»
20. http://paidagogos.com/?cat=17 - сайт по педагогике /общее понятие о методах обучения/.
21. www.koob.ru/author/ - он-лайн библиотека.
Информация о работе Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста