Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 16:29, курсовая работа
Цель: на основе теоритических знаний разработать план-конспект урока на развитие изобразительной грамоты.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу
- выявить особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста
- разработать план – конспект урока по изобразительному искусству
Введение………………………………………………………………………. …..3
Глава 1. Психолого-педагогические обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.
1.1. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста………………………………………………5
1. 2. Педагогические методы обучения изобразительному искусству учащихся младшего школьного возраста………………………………………….8
1.3. Внеклассная работа по изобразительному искусству…………………..12
Глава 2. Акварельная живопись.
2.1. Живопись – искусство цвета………………………………………………14
2.2. Акварель. Материалы и приспособления…………………………………17
Глава 3. Методика выполнения натюрморта в технике акварельной живописи.
3.1. Техника и приемы работы живописными средствами в начальной школе………………………………………………………………18
3.2.План-конспект урока на развитие изобразительной грамоты……………20
Заключение……………………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………………………….26
- уровень подготовленности
учащихся (наличие имеющихся знаний,
их ширина и глубина, разнообразие,
уровень интеллектуального
- особенности учащихся (возрастные, индивидуальные, особенности сложившихся отношений внутри класса, жизненный опыт).
3. Тип урока и его структура:
- учет специфики
построение предшествующих
- наполняемость класса учащимися.
4. Стиль отношений, стиль руководства
учебной и воспитательной
Сравнительные возможности
Так, в начальных классах
- из словесных методов — рассказ и беседу;
- из наглядных методов — это преимущественно методы иллюстрации (пособия, картины, плакаты, схемы), демонстрации (наглядных примеров и готовых моделей) и видеометод (презентация, фильм);
- методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
- методы стимулирования и мотивации творческой деятельности.
- метод игры. В игровой деятельности осуществляется процесс воображения, представляющий высокую творческую форму мышления, обеспечивающую в будущем возможность личностной реализации в различных сферах человеческой деятельности.
Перспективы демократизации и гуманизации учебного процесса создают условия развития и совершенствования методов обучения изобразительному искусству в таких основных направлениях:
— индивидуализация обучения;
—формирование творческого отношения (творческой активности, интереса, мотивации);
—использование методов обучения, основанных на новых разработках компьютерной техники;
—технологизация учебного процесса;
Выбор методов обучения всегда влечет за собой и выбор соответствующих видов учебной деятельности.
Итак, методы обучения должны обеспечивать обоснованное чередование видов деятельности с целью гармоничного развития личности учащихся и его творческих способностей.
Важное условие развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства – сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, которое осуществляется в зависимости от темы урока и учебных задач. Коллективно выполненные работы могут быть использованы для оформления класса, школы, приобретая общественно полезную направленность.
Необходимым условием эффективности развития художественных способностей учащихся младшего школьного возраста является введение в структуру урока изобразительного искусства художественно-дидактических игр. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание учащихся к поставленной задаче, активизируют мышление, воображение, фантазию.
Использование на уроках изобразительного искусства современных технологий способствует предоставлению учащимся широкого спектра наглядной информации, знакомству с произведениями белорусского и мирового искусства, воспитанию эстетического вкуса, формированию творческих умений и навыков. Это повысит эффективность урока, расширит спектр средств художественного выражения и будет способствовать развитию у учащихся практических умений и навыков.
1.3. Внеклассная работа по изобразительному искусству.
Занятия изобразительным искусством
в школьных кружках являются продолжением
классных занятий. Но кружковые занятия
имеют свои особенности. Во-первых, это
занятия для тех детей, которые серьезно интересуются
изобразительным искусством. Занятия
в кружках являются для них эстетической
потребностью. Во-вторых, структура деятельности
кружка отличается от классных уроков.
На уроках учитель обязан проводить обучение
в соответствии со школьной программой.
Организация работы кружка включает разработку
содержания занятий с учетом склонностей
интересов учащихся разного возраста.
В кружках значительно шире применяются
такие рисовальные материалы, как гуашь,
акварель, темпера, черная тушь, сангина,
пастель, мелки.
Здесь берутся во внимание и подготовленность
по искусству каждого Учащегося и возможности
кружка (обеспечение изобразительными
материалами, наглядными пособиями и пр.).
Отличительной особенностью занятий в
кружках является и то, что большинство
учебных заданий в кружке рассчитано на
относительно длительное время - 3-6 часов,
тогда как на уроке ИЗО самый длительный
рисунок выполняется в течение 2-3 часов.
При хорошо организованной внеклассной работе увлечение изобразительным искусством может продолжаться и в старшем возрасте.
Внеклассная работа дает
учителю полную свободу для творчества,
а для учащихся создает возможность полнее
проявить свои творческие способности,
углубить познания в области изобразительного
искусства, участвуя в работе изобразительных
кружков, экскурсиях, в оформительской
деятельности для школы.
Внеклассные занятия привлекают разнообразием
своих форм и видов все больше учащихся.
Нередко выявляются художественно-одаренные
дети.
Учителю рисования необходимо хорошо
знать своих учеников, их индивидуальные
интересы, привычки и т.п., чтобы иметь
возможность развивать их творческие
способности. Но нельзя организовывать
внеклассную работу по ИЗО так, чтобы она
сводилась бы к наличию кружка только
для особо одаренных детей.
На этих занятиях можно не
требовать от детей с меньшими возможностями
канонического выполнения рисунков, но
к одаренным детям требования должны быть
высокими.
В процессе обучения в кружке дети больше
раскрывают себя через рисунок.
Имеется возможность выявить у учащихся
уровень самостоятельных действий, раскрытие
их способностей в нахождении наиболее
выразительных средств для передачи образа.
Занимаясь в кружке, дети постепенно приобретают
независимость в выборе разнообразных
художественных материалов для изображения
какой-либо темы, а учитель развивает их
способности, сохраняя индивидуальный
стиль каждого ученика кружка.
Глава 2. Акварельная живопись.
2.1. Живопись – искусство цвета.
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись — искусство цвета.
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью. Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные чувства, ассоциации, усиливать эмоциональность изображения.
Живописное изображение создается с помощью красок, то есть цвета, которые образуют непрерывный красочный слой изобразительной поверхности. Даже в акварельной живописи, где порой остаются незакрашенные участки бумаги, они существенным образом не влияют на общее впечатление непрерывности изображения, потому что краски перетекают одна в другую, сплавляются и смешиваются.
Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи в полную силу, свободно, так, как необходимо художнику. Цветом можно выделить главное в композиции, акцентировать важные детали, передать глубину пространства или подчеркнуть плоскостность изображения. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контрастами, рефлексами — ценность в живописи.
Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета.
Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе, извечные философские идеи и фантастические образы. Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в присущих ей жанрах.
Многообразие объектов, событий и явлений в окружающем мире, пристальный интерес к ним художников способствовали появлению в XVII в. жанровой живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, мифологического, исторического, батального, бытового (жанровая живопись) и др. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт и пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.
По техническим приемам и используемым материалам живопись мджно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др.
Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевок и многочисленные лессировки, передающие тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Цвет, необходимый для живописи, художник обычно составляет на палитре, а затем краску превращает в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
Важными средствами художественной выразительности в живописи являются кроме цвета (колорита) пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры и рефлексы. Валеры показывают тончайшие изменения тона в зависимости от освещения. Рефлексы появляются от взаимодействия лежащих рядом цветов.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины кроме цвета необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Выполнение картины может начинаться с рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и , этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если ' принадлежат кисти известного живописца.
Своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь изображают художники в натюрморте.
Натюрморт — жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы.
Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
2.2. Акварель. Материалы и приспособления.
Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок: гуаши, акварели, темперы, масляных и др. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску и др. Основу обычно грунтуют специальными составами. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями.
Краски выкладывают на палитру и смешивают, чтобы получить нужный цветовой оттенок. Палитра — это небольшая тонкая доска прямоугольной, овальной или другой формы. Палитру для масляной живописи делают в основном из дерева, а для работы акварелью и гуашью — из белого пластика, иногда с углублениями для красок. В качестве палитры порой используют белое блюдце, кафельную плитку или лист бумаги. Перечень красок, которыми пользуется художник, тоже называют палитрой. В этом значении термин «палитра» , близок понятию «колорит».
Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.
Часто название красок происходит от связующего вещества, используемого для их приготовления. Например, основа масляных красок — льняное или какое-нибудь другое масло. Клеевые краски — это акварель, гуашь, темпера. Расскажем подробнее о клеевых красках, так как именно они наиболее часто употребляются в практике обучения изобразительному искусству в педучилищах и в начальной школе.
Акварель — краски на растительном клее, которые разводятся водой. Работы, сделанные такими красками, тоже называют акварелями.
Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, используя белый цвет листа бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Она требует быстрой точной работы, почти не терпит исправлений, ее привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления.
Акварелью можно писать быстро, чтобы передать такие явления, как утренний туман, краски заката, легкость облаков, сверкание капель дождя. В технике акварельной живописи создают пейзажи, натюрморты, портреты и сложные композиции, требующие длительной работы методом лессировок. Но при этом важно сохранить свежесть акварели, не «засушить» ее, избежать черноты. Акварель прочно держится на бумаге и не требует фиксирования.
3. Методика выполнения
натюрморта в технике
3.1. Техника и приемы работы живописными средствами в начальной школе.
Рассмотрим некоторые особенности обучения школьников живописи. Теоритические основы обучения включают знания по цветоведению, то есть о спектре, цветовом круге , об основных и дополнительных цветах, об основных характеристиках цвета( цветовой тон, насыщенность и светлота) и др.
Занятия живописью развивают чувства цвета. Младшие школьники узнают, что цвет – это не краска из баночки, цвет предмета должен найден быть на палитре. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов. Для достижения цветовой цельности композиции полезно предложить учащимся поработать двумя или тремя цветами.
Существует много способов нанесения красок на плоскость. Учащиеся начальных классов осваивают следующие приемы:
- лессировка (нанесение тонких
прозрачных слоев краски
- алла-прима (достижение нужного цветового решения сразу сразу за одно покрытие),
- раздельные мазки.
. Настроение передается характером мазков. Если кисть движется быстро, изображение будет резким, активным. Мягкая, ласковая кисть сделает изображение более спокойным.
Информация о работе Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста