Модернизм как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – обобщить основные черты Модернизма понятия гуманитарного знания.
Задачи:
собрать, проанализировать и систематизировать материал по исследуемой теме;
исследовать основные подходы к определению феномена Модернизма и его хронологических границ;
выявить мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же его характерные черты;
ознакомиться с персональными штудиями феномена модернизма (на примере работ Х. Ортега–и–Гассета и Ж.–Ф. Лиотара).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА I. СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ «МОДЕРНИЗМ» В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ……………………………………........................ 6
1.1 Закономерности развития европейской культуры начала XX в. ………….. 6
1.2 Мировоззренческие основания модернистского искусства ..…................... 17
1.3 Дифференциация модернизма и модерна …………………………............... 21
ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «МОДЕРНИЗМ» В
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ТЕОРИЯХ ..………………………………………………...
25
2.1 Модернистский стиль и дегуманизация культуры ………………………… 25
2.2 Переоценка модернизма в период постмодерна …………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………... 36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА» 

Кафедра культурологии 
 
 
 
 
 
 
 

курсовая  работа 

    по  дисциплине  фундаментальная культурология

    на  тему: «Модернизм как феномен культуры» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Студентка гуманитарного факультета

    3 курс, группа 523/08, 22.08.2011г.               ___________ Белавская К.А.

                  (дата)                          (подпись)            (фамилия, инициалы) 
             
             

    Преподаватель                                              ___________ Ващенчук А.Н.

                                                                                                                (подпись)        (фамилия, инициалы) 
     
     
     
     
     

Минск 2011

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА  I. СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ «МОДЕРНИЗМ»  В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ……………………………………........................ 6
1.1 Закономерности развития европейской  культуры начала XX в. ………….. 6
1.2 Мировоззренческие основания модернистского  искусства  ..…................... 17
1.3 Дифференциация модернизма и  модерна …………………………............... 21
ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «МОДЕРНИЗМ»  В

ПЕРСОНАЛЬНЫХ  ТЕОРИЯХ  ..………………………………………………...

25
2.1 Модернистский стиль и дегуманизация  культуры ………………………… 25
2.2 Переоценка модернизма в период  постмодерна …………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………... 36

 

ВВЕДЕНИЕ

   Для того, что бы проникнуть в глубинный  смысл исторических феноменов культуры недостаточно знать эпоху, в которую  произошло их становление, теоретическую базу, или только художественную культуру (как систему художественных творений, которые относятся к объекту исследования). Существует необходимость познать уникальность самобытности исторического периода, в которую он происходил, предпосылки и элементы культуры, которые повлияли на становление.

   Огромное  значение имеет разбор факторов индивидуального  характера, таких как настроения и цели людей, создающих принципиально  новое в культуре.

   Период  к. XIX – н. XX вв. ознаменован принципиально  новым виденьем искусства, определенным упадническим настроением во всех сферах деятельности человека, эпохой перемен, в которую, совершенно определенно, должна была родиться новое идея, смысл в которой выражается в удовлетворении чувств человека, в изменении окружающего мира, а главное, в изменении ощущения места человека мире. Закономерно, отвергая прежние устои в искусстве, культуре, но в то же время, базируясь и питаясь прошлой базой и историко–культурным запасом, созданного ранее, создаются новые представления о красоте, о внутреннем мире человека, о гармонии и дисгармонии, о прекрасном и безобразном, новая система взглядов на прошлое искусство, не всегда объективное, но однозначно революционное.

   По  словам теоретика модернизма – испанского философа Ортеги– и– Гасета новое искусство «состоит целиком из отрицания старого» [1]. Данная цитата была взята за некое кредо последователями новой эры в культуре.

   Преподаватели Мировой художественной культуры, начиная  тему «модернизм» на своих уроках обращают внимание на то, что невозможно четко обозначить дефиницию, а так же за короткое время проникнуть в глубинный смысл этого стремительно нового типа культурного видения. Однако основная проблема заключается в том, что углубляясь в определения и описания течений, входящих в модернизм, зачастую забывают о сущности модернизма, как историко–культурного типа, не стремятся глобально охватить его уникальность и значимость для культуры в целом.

   М.С. Каган в своем труде «Введение  в историю мировой культуры», говорит о том, что «…лишь в  самых редких случаях ученые отваживаются охватить обобщающим взглядом целостное бытие культуры этого времени ...и история предстает как хронологическая последовательность деятельности мыслителей, художников и т. д. … Их сравнение показывает, сколь произволен «набор» таких монографических, портретных очерков, и… в целостную картину развития данной области культуры, не говоря уже об общем развитии культуры, их мозаика не складывается…» [2].

   В данной работе будет сделана попытка  обобщить и систематизировать существующие подходы и интерпретации феномена Модернизма.

   Объектом  исследования является феномен модернизма.

   Цель  данной работы – обобщить основные черты Модернизма понятия гуманитарного знания.

   Задачи:

   собрать, проанализировать и систематизировать  материал по исследуемой теме;

   исследовать основные подходы к определению  феномена Модернизма и его хронологических  границ;

   выявить мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же его характерные  черты;

   ознакомиться  с персональными штудиями феномена модернизма (на примере работ Х. Ортега–и–Гассета и Ж.–Ф. Лиотара). 

   Хронологические рамки исследования – конец XIX – начало XX вв.

Историографическую  основу работы составляют исследования по эпохе Модернизма и литература по искусству. В труде М.С. Кагана «Введение в историю мировой культуры» сделана попытка определить Модернизм именно с точки зрения историко– культурного типа. Историографическую базу данной работы составили так же труды мыслителей Х. Ортеги– и– Гассета, «Дегуманизация культуры», в котором он описал признаки Новой культуры, и существенные изменения в сознании нового, современного человека и Ж.– Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», в котором модернизм и постмодернизм рассматриваются как один культурно– исторический тип.

   Структура работы включает введение с обоснованием актуальности темы исследования; первую главу, в которой рассматривается закономерности развития европейской культуры XX в., мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же разбираются различия терминов «Модернизм» и «модерн»; вторую главу, где проанализированы работы Х.Отега– и– Гассета «Дегуманизация искусства и Ж.– Ф. Лиотара «Состояние постмодерна»; заключение, где сделаны общие выводы по работе, а так же список использованной литературы.

 

ГЛАВА I. СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ «МОДЕРНИЗМ»

В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

1.1 Закономерности  развития европейской культуры  начала XX в.

      Необходимость выявления закономерностей развития культуры модернизма XX в., а также  нахождение определенной объективной  логики процесса этого развития, не требует доказательств. Приступая к разбору эпохи Модернизма, стоит определиться с рамками эпохи, и отметить тот факт, что общеизвестные границы – это условность. Они приняты для того, чтобы ввести в систему, упрощенную для понимания, и доступную для запоминания людей, огромного количества исторического и художественного материала.

      Понятие Модернизм сопряжено с понятием Постмодернизма; историко–культурные  типы взаимодействую друг с другом. «Неопределенность трактовки самого Модернизма, рождение которого многие культурологи вынесли за пределы XX в.: то в середину XIX в., то в начало Нового времени, то вообще в культуру Возрождения, – и тогда смысл самого понятия «Постмодернизм» стал расплываться, теряя свою историческую конкретность в соотнесении с конкретным же модернизмом XX столетия» [3]. Рассмотрим существующие точки зрения на варианты взаимодействия Модернизма и Постмодернизма.

      Модернизм и Постмодернизм два абсолютно  разных культурно– исторических типа. Модернизм это направление искусства, которое зарождается в конце XIX в., бурно развивается в ХХ в., и в нем же затихает. Постмодернизм – «состояние культуры, сформировавшееся в последние три десятилетия ХХ в. в развитых странах» [4], это эпоха, радикально отличная от предшествующей эпохи модерна (была описана в работах А. Тойнби с 1939 по 1947 гг).

      Модернизм и Постмодернизм разные, но одновременно существующие культурно– исторические типы. Эпоха Модернизма – продолжает существовать, и проявляется в  различных художественных направления, Постмодернизм же возник в XX в., и существует параллельно с ней, коренным образом отличаясь, но, не изменяя направленности идей и культурно– исторического содержания.

      Модернизм и Постмодернизм – это один единый историко– культурный тип. Начиная  с 1979 г., после выхода работы Ж.– Ф. Лиотара «Состояние постмодернизма», Постмодернизм утверждается в статусе философской теории, фиксирующей специфику современной эпохи в целом, развиваясь как новая стадия Модернизма, который берет свои истоки еще от Возрождения.

      «Кроме  этой хронологии существует вневременная интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных эпох, и в этом случае постмодернизм рассматривается как своего рода этап в эволюции культуры: «у каждой эпохи есть свой постмодернизм» [22] (У. Эко).

      Через все проблемы постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного  развития. В культурном постмодерне  выполняется характерная для  ХХ в. смысловая структура множественности. Во всех сферах своего проявления, осмысливая опыт предшествующего развития человечества, возвращаясь к истокам и основаниям, постмодернизм готов увидеть через прошлое и настоящее то, что должно сформироваться в будущем, тем самым прокладывая путь к формированию единой и многообразной культуры человечества.

      Как правило, новое возникает как  продолжение предшествующего; оно  изменяет, или корректирует основные тезисы, идет от противного, или заменяет постулаты частично. Мы коснемся XX в., однако предпосылки сможем проследить начиная с XIX в., века больших открытий, отметим также, что и эпоха модернизма, несмотря на то, что она отвергала традиционно представление о мире, и о человеке в нем, корнями уходит в романтизм.

      Поскольку историко– культурный тип Модернизм  включает в себя элементы, из которого он состоит, а так же связи с другими эпохами, другими типами, для исследователя в настоящее время, достаточно сложно воспринимать его отстраненно, объективно и целостно. Обычно, «методология исследования остается традиционно позитивистской: история предстает как хронологическая последовательность деятельности мыслителей, художников» [6]. Берется отправная точка (это может быть личность, символ, явление, направление в искусстве и др), и отталкиваясь от нее ведется анализ феномену. Не стоит и замечать, что такой подход далек от объективности, и скорее предстает как личное видение исследователя по предмету исследования. Анализ же, требует беспристрастности, широты обзора, а так же глобальности самого исследования. Для этого служит системный подход, который постулирует тот факт, что целое (объект исследования) не есть только совокупность составляющих его элементов, это нечто большее, что включает в себя связь и взаимодействие элементов, а так же результаты этого взаимодействия.

      В советской науке (наиболее активно в эстетике и искусствознании) Модернизм использовали как «понятие для обозначения всего комплекса авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. В основном – это позиция консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому; в советской науке она, в первую очередь, определялась партийно– классовыми идеологическими установками. Критиковали Модернизм за отход от традиций (в рамках традиции XIX в., прежде всего) культуры – за антиреализм, эстетство, отход от социально– политич. ангажированности, за смыкание с мистикой, абсолютизацию художественно– выразительных средств, апелляцию к иррациональной сфере, алогизм, абсурдность и парадоксальность, пессимизм и апокалиптику, формализм, стирание грани между искусством и жизнью и т. п. Отсюда и термин западной науки “Postmoderne”, обозначающий комплекс процессов в художественной культуре последней трети нашего столетия, явившихся своего рода реакцией на авангард, в отечественной науке был переведен как постмодернизм, т.е. термин, имеющий заведомо оценочно–негативную окраску, которой нет в соответствующих терминах западных языков» [7].

Информация о работе Модернизм как феномен культуры