Модернизм как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – обобщить основные черты Модернизма понятия гуманитарного знания.
Задачи:
собрать, проанализировать и систематизировать материал по исследуемой теме;
исследовать основные подходы к определению феномена Модернизма и его хронологических границ;
выявить мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же его характерные черты;
ознакомиться с персональными штудиями феномена модернизма (на примере работ Х. Ортега–и–Гассета и Ж.–Ф. Лиотара).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА I. СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ «МОДЕРНИЗМ» В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ……………………………………........................ 6
1.1 Закономерности развития европейской культуры начала XX в. ………….. 6
1.2 Мировоззренческие основания модернистского искусства ..…................... 17
1.3 Дифференциация модернизма и модерна …………………………............... 21
ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «МОДЕРНИЗМ» В
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ТЕОРИЯХ ..………………………………………………...
25
2.1 Модернистский стиль и дегуманизация культуры ………………………… 25
2.2 Переоценка модернизма в период постмодерна …………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………... 36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Паралогика  Лиотара это – обращение к  агонистике многообразных языковых игр и «маленьких рассказов», позитивная оценка дисконсенсуса, без которого невозможно творчество и научное воображение, замена замкнутой системности открытой, стимуляция производства новых идей, установка на свободу и воображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному.

«Постмодерн как особая историческая эпоха, отличающуюся специфическим "состоянием ума"» [17].

Идея  постмодернизма отмечается сближением его не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль  оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ в. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…» [5].

Многогранный  и внутренне противоречивый образ  современной культуры нашел наиболее адекватное теоретическое обоснование  в комплексе постмодернистских представлений, ставшем интеллектуальным и эмоциональным выражением восприятия эпохи. В культурологическом аспекте постмодернизм предстает прежде всего как понятие, позволяющее выделить новый период в развитии культуры. Постмодернистская культура охватывает широкий круг феноменов материальной и духовной жизни. В философии это – постструктурализм, постфрейдизм, постаналитическая философия. В политической культуре – различных форм постутопической политической мысли. В этике – постгуманизм постпуританского мира, нравственная амбивалентность личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной работе была сделана попытка обобщения  основных черт Модернизма, как историко–культурного типа, а так же выявление идейного противопоставления Модернизма и Постмодернизма. Были исследованы основные подходы к понятию определения феномена Модернизма и его хронологические границы, а так же выявлены мировоззренческие основания модернистского искусства, его характерные черты.

После проведенного исследования, можно сделать  вывод, о том, что Модернизм – не просто художественно– эстетическая система, сложившаяся в 20х годах XX в., как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества, понятие, объединяющее множество относительно самостоятельных идейно– художественных течений, но историко– культурный тип, включающий в себя определенную структуру мышления, связанную с пониманием человека культуры как таковой, а так же видением своего места в ней.

В художественной культуре понятие Модернизм сопряжено  с понятием Модерн, отличие их четко формируют дефиниции. Модерн от франц. moderne – новейший, современный характерное направление стиля, он пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. В сфере искусства датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, «забракованные жюри официального Салона» [6]. Но Модернизм – целая эпоха, в художественной культуре, которая ознаменовала собой Новое время, не привязанное к реалистичному освещению действительности. Модернисты в своих работах уходили от точности, схожести их объектов с природой и реальной жизнью; символы, абстракция, внутренний контекст сменили романтическое изображение и реалистическое повествование. «Ничего подобного история мировой культуры еще не знала даже в тех ситуациях, когда потребность в новаторстве определяла характер деятельности людей в культуре…» [8].

Модернизм неоднороден, и непредсказуем; термин «модернизм» характеризуется как «семантически нестабильный, необъятная широта которого часто давала повод недоразумениям и дискуссиям» [17]. Это явление международное и мировое. Как широкая культурная тенденция модернизм проявил себя в разных странах, в разное время, как полагают большинство исследователей, начиная со второй половины XIX в., однако и этот факт неоднозначен.

Как правило, культура XX в. принимается как одно целое, Постмодернизм, следующий за Модернизмом – однако Жан–Франсуа Лиотар предлагает новое видение – Постмодернизм и Модернизм – это один и тип, который длится на протяжении веков.

Фундаментальным основанием концепции Ортеги– и– Гассета было положение о «дегуманизации искусства», как о стремлении истинного искусства прочь от дилетански настроенных масс к чистоте эстетического наслаждения в кругу избранных. Основными средствами такого движения были объявлены стилизация и деформация реальности, дереализация. Модернизм включает в себя обе тенденции, он опирается на субъективизм, уход в глубины человеческого «я», дереализуя таким образом реальность и подчиняя ее субъекту; кроме того, автор стилизует текст, отбирая явления реальности на основе собственных критериев.

Как уже  отмечалось в начале этой работы, Модернизм – явление неоднородное, это историко–культурный тип, характеризующийся уходом от реальности, революции в духовном сознании, новым взглядом на жизнь и тенденцией существования «искусства для самого искусства», стремящееся получать наслаждение, играя в него, и не смешивая его с однозначными реалиями жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Автономова, Н. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. Автономова. – Москва: Наука, 1988. – 287с.
  2. Батракова, С. П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. / С.П. Батракова.  – Москва: Наука, 1990. – 300 с.
  3. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийяр. – Екатеринбург: Уральский Университет, 2000. – 458с.
  4. Бычков, В.В. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений / В.В. Бычков. – Москва: Гардарики, 2005. – 200с.
  5. Венкова, А.В. Культура модернизма и Постмодернизма: читатель и зритель в авторской картине мира / А.В. Венкова. – Москва: СПб, 2001. – 21с.
  6. Гропиус, В. Вступительный текст для «Выставки неизвестных архитекторов» / В. Гропиус. – Москва: Стройиздат, 1990. – 220с.
  7. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. – Москва: Просвещение, 1998. – 230с.
  8. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры / М.С. Каган. – СПб: Петрополис, 2003. – 230с.
  9. Любимов, В. Искусство Западной Европы / В. Любимов. – Москва: Просвещение, 1996. – 255с.
  10. Магомедов, А.А. История философии / А.А. Магомедов. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 246с.
  11. Малахов, Н. Я. Модернизм: критический очерк / Н.Я Малахов. – Москва: Изобразительное искусство, 1986. – 142 с.
  12. Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры / А.Н. Маркова. – Москва: ЮНИТИ, 1995. – 600с.
  13. Ортега– и– Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега– и– Гассет. – Москва: Правда, 2000. – 100с.
  14. Ортега– и– Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега– и– Гассет. – Москва: Искусство, 1991. – 348с.
  15. Розанов, В.В. Уединённое / В.В. Розанов. – Москва: Московский рабочий, 1990. – 45с.
  16. Романов, Ю.И. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов. - Санкт-Петербург: Лань, 2003. – 356с.
  17. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. – Москва: Аграф, 1997. – 220с.
  18. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы / Д.В. Сарабьянов. – Москва: Искусство, 1989. – 261с.
  19. Сарычев, В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема жизнетворчества / В.А. Сарычев. – Москва: Московский университет, 2003. – 368с.
  20. Федотова, В.Г. Модернизация «другой» Европы / В.Г. Федотова. – Москва: Наука, 1997. – 130с.
  21. Фёдорова, М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века / М.М. Фёдорова. – Москва: ИФ РАН, 1997. – 185с.
  22. Франк, С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию / С. Л. Франк. – Москва: Просвещение, 1992. – 314с.
  23. Хабермас, Ю. Модерн — незавершённый проект. Вопросы философии / Ю. Хабермас. – Москва: Просвещение, 1992. – 411с.
  24. Чизхолм, Д. Мировая история в датах / Д. Чизхолм. – Москва: Росмэн, 1994. – 127с.
  25. Чанышев, А.И. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.И. Чанышев. – Минск: Высшая школа, 1991. – 463с.
  26. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. – Минск: Высшая школа, 1981. – 374с.
  27. Эко, У. Имя розы / У. Эко. – Москва: Симпозиум, 2010. – 640с.

Информация о работе Модернизм как феномен культуры