Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества. Мстерская миниатюрная живопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга.
Цель первая - изучить сущность и специфику художественной самодеятельности и любительского творчества, найти общее и отличие между ними.
Цель вторая – выявить особенности мстерской живописи, ознакомиться со статьями из журналов «Клуб» и «Народное творчество», сделать аннотацию на основе данных статей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Тема 1: Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества
Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры
1.2. Ретроспектива развития художественной самодеятельности
Глава 2. СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1. Художественная самодеятельность: определение и признаки
2.2. Художественная самодеятельность и профессиональное искусство
Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИЕ
Тема 2: Мстерская миниатюрная живопись:
1. Возникновение и местонахождение мстерской живописи
2. Характерные особенности техники мстерских живописцев, цветовая гамма художественных миниатюр
3. Лаковая мстерская живопись
4. Изученные статьи журналов «Клуб» и «Народное творчество»
•Аннотаци на статью «Мне нравится рисовать солнце»
•Аннотация на статью «Живёт в народе красота»
•Аннотация на статью «Расписная сказка Архангельского края»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

НХК.docx

— 64.28 Кб (Скачать файл)

Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического  воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность  воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца" [22, с.32] "Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра". [24] Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.

Художественная самодеятельность … является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к  активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек  не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как  член общества, чья деятельность и  чей талант общественно необходимы и полезны. [10, с.33]

Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.

Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность  транслировать её от поколения к  поколению; эстетическую, поскольку  она несёт в себе представления  о прекрасном в жизнедеятельности  социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.

 

2.2. Художественная самодеятельность и профессиональное искусство

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и  жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет  творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства  к профессиональному могут быть разными.

Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива  творческого роста. Она заключается  в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив  или человек получают широкое  признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и  музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.

И всё же основное назначение самодеятельности в другом. Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.

Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны  и движимы прежде всего интересами самих участников.

Если профессиональное искусство  можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей  привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом  творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

 

 

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБЩЕЕ И ОТЛИЧИЕ

Художественная самодеятельность и любительское творчество тесно связанно друг с другом.

Художественная самодеятельность – это социально - организованное творчество, ориентированное на воспроизводство  и развитие существующих образцов (произведений) элитарной, массовой  или фольклорной  культуры посредством специального обучения определенной части населения художественными навыками и умениями.

Любительство – форма  реализации сущностных сил личности посредством художественного непрофессионального  творчества, осуществляемого индивидуально, в дружеском  и семейном кругу  или в рамках любительского объединения при отсутствии жесткой регламентации.

Народно художественное творчество независимо от его форм, видов, жанров отражает личностную потребность человека в образно-утилитарном самовыражении  и развивается под её мощным воздействием. Личностная потребность выступает  как индивидуальный фактор, одновременно проявляется в рамках общественных интересов, в развитии различных форм творческой деятельности. В народном творчестве общественная и индивидуально-личностная потребности проявляются и реализуются, дополняя друг друга. Общественная потребность выступает в форме всеобщей необходимости; личная потребность является фактором частной и конкретно – предметной  духовно – эстетической утилитарной деятельности.

Понятие «Любительское» обозначает любимую деятельность, осуществляемую только под влиянием внутренней потребности. Любительская деятельность чаще всего идентифицируется со сферой свободного времени, представляющего возможность “излить” душу в желаемом виде практики, которая предстает как творческая, интересная, привлекательная.

Любительское начало выступает  как ведущая мотивационная сила и одна из традиционных черт, проявляющаяся  на всех этапах развития народного  творчества.

Любительский смысл художественного творчества по–особому проявляется в разных исторических и социальных условиях, в разных социальных слоях и группах. Различен и уровень любительского творчества, его жанровый состав. Для дворянства начиная с конца XVII и  до XIX в. Это было бытовое музицирование на фортепиано, пени; для рабочих конца XIX - начала XX в. – организованные хоровые, инструментальные, драматические кружки.

Первоначально понятие «Любительское» употреблялось прежде всего по отношению к творчеству дворянства и интеллигенции. Этому есть объяснение. Для них занятие творчеством не имело такого сакрального, а затем социально-культурного смысла, которое оно играло в жизни крестьянства, а являлась формой престижного времяпрепровождения, красивого развлечение и стало ассоциироваться с легковесным не серьезным занятием. На первый план выдвинулся личностный интерес, принимающий эстетствующий оттенок.

Художественная самодеятельность как бы расширила рамки локализации  народного творчества и стала  определяющим принципом культурной практики масс. Но это означало утерю  ею любительских основ, личностно-индивидуальной мотивации занятий творчеством. «Самостоятельное художественное творчество как творчество любительское есть сугубо добровольное, не стесненное никакими внешними рамками долженствования и обязанности, то есть нормативностью как регулятором, как одним из рычагов управления, оно движется прежде всего интересами».

«Любительство», «любительское» получили уничижительный оттенок, воспринимались как нечто несерьезное, малоценное, как «любительщина». Понадобился  и новый термин, который придал бы творчеству новый социальный оттенок. Таковым стал термин «художественная  самодеятельность».

 За участие в творчестве люди «расплачиваются» свободным временем, порой неудобствами в организации личной жизни, материальными издержками. Их целевые установки могут быть весьма разными: и желание научиться исполнительским навыкам, и подготовиться для поступление в учебное заведение, и с пользой провести свободное время. Но в основе всех без исключения целей лежит личная потребность в творчестве.

 

В связи с этим нужно  обратить внимание ещё на один весьма противоречивый момент в использовании понятий «самодеятельное» и «любительское». В одном случае под этими понятиями понимается определенный вид народного творчества, в другом – указывается на родовые, сущностные свойства этого творчества. В строгом смысле слова допускается не только тавтологичность, но явная не точность, ибо любительское одновременно является и самодеятельным, и наоборот. Название «художественная самодеятельность и «любительское творчество» не могут быть признаны бесспорными, так как не отражают достаточно полно сущности обозначаемых явлений.

 

В сложившейся практике этими  понятиями чаще всего опирируют для обозначения различных форм народно художественного творчества. Говоря о любительском творчестве, о художественной самодеятельности мы тем самым указываем на вид творчества, а не на то, какая сторона, какое начало выдвигается в нем на первый план. Тем не менее эти понятия несут определенный социальный оттенок в характеристики творчества. Любительское связывается со стихийностью  творчества, его нерегламентированностью, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельность указывает на роль государственных структур и организации творчества, его плановость, участие различных социальных институтов в предоставлении условий для развертывании тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях.

 

Научного объяснения терминам, обозначающим различные формы народного творчества, за исключением фольклора, фольклоризма, неофольклера, вплоть до последней четверти XX в. Не существовало. Наименование «любительское» и «самодеятельное» стали употребляться в известном смысле равнозначные. Они могут оставаться приемлемыми на современно уровне состояния понятийного аппарата в теории народного творчества, что не снимает необходимости их дальнейшего уточнения. 

Тема 2: Мстерская миниатюрная живопись:

 

1. Возникновение и местонахождение  мстерской живописи

 

Мстерская миниатюрная живопись - вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся к началу 1930-х гг. в поселке Мстера на основе местного иконописного промысла.

Поселок Мстера, бывшая дореволюционная  Богоявленская слобода, живой уголок Владимирской земли, уникален богатством развитых здесь издавна художественных промыслов: иконописного, вышивального, чеканного, лубочного.

Основой для развития лаковой миниатюры  послужили местные иконописные  традиции, существовавшие здесь в  конце XVIII века. [см. Приложение 1] 
 После Октябрьской революции в поисках нового применения своего мастерства мстерские иконописцы, объединившись в 1923 г. в "Артель древнерусской живописи", обратились к росписи домашней утвари, мебели и игрушек.

В 1926 году возникла первая мастерская по производству шкатулок с лаковой миниатюрной росписью.  
Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. 
Темами для нее служат фольклор, история, современность.  
Композиция миниатюр условна (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий).                    
Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом. [см. Приложение 2] 

Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов  подмосковного села Федоскино, где  лаковой миниатюрой занимались еще  с XVIII века. К 1930-м годам окончательно оформилась художественная артель "Пролетарское искусство", стараниями мастеров которой  Мстера стала новым самобытным центром  народного творчества. Основоположниками  этого своеобразного искусства  были талантливые мастера Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, Е. Е. Юрин, В. Н. Овчинников, И. Н. Морозов и другие художники.

В 1928 г. мастер Н. П. Клыков начал писать миниатюры темперой по лаку, а в 1931 г. организовал артель «Пролетарское искусство». Технология производства шкатулок и ларцов была перенята у мастеров Федоскина и Палеха. Характер мстёрской миниатюрной живописи на папье-маше складывался постепенно: его определяют красочный фон, цельность общего тона (серебристо-голубоватого или охристого), звучность цвета, сочетание объемной трактовки формы с орнаментальным строем миниатюры (работы А. Ф. Котягина, А. И. Брагина); живописный примитивизм характеризует творчество П. М. Морозова. Наряду с историческими и сказочными сюжетами популярны пейзаж и натюрморт (работы Е. В. Юрина), современные темы. С кон. 1960-х гг. искусство М. (пережившее, как и Палех, «болезнь станковизма») обращается к поискам декоративности (работы Л. А. Демидовой, Н. И. Шишакова, Л. А. Фомичева) и в 1980—1990-х гг. к творческому претворению древнерусских традиций. В Мстёре есть музей промыслов. Мстёра — также центр народного художе ственного шитья.

В 1960-1970-е гг. мстерское искусство переживает творческий подъем. Художники вновь с обостренным интересом обращаются к традициям древнерусской живописи. Используя фольклорные сюжеты, мастера создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, а самостоятельные композиции. Они чаще обращаются к героико-революционной тематике. По-новому (в единой композиции, а не отдельными клеймами) используется прием объединения нескольких эпизодов, более стилизованный пейзаж, живопись более плоскостна и декоративна.

 

2. Характерные особенности техники  мстерских живописцев, цветовая гамма художественных миниатюр

 

Характерная особенность Мстерской живописи - ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции.

Мстерские миниатюры пишутся на светлых фонах. Основную роль в них играет пейзаж — не тот близкий к классической русской живописи XIX в., который можно видеть на федоскинских миниатюрах, а сказочный, с синими реками, «пряничными» избушками, с изумрудно-зелеными, голубыми и розовыми горками-лещадками, пришедшими в мстерскую миниатюру из русских икон.

Информация о работе Общее и отличие современных форм НХК: художественной самодеятельности, любительского творчества. Мстерская миниатюрная живопись