Обучение приемам декоративной стилизации учащихся средних и старших классов образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач в процессе обучения изобразительному искусству. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки, которые постепенно преобразуются в системное свойство личности – творческое отношение к деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Развитие художественно-творческих способностей учащихся средних и старших классов в процессе обучения приемам декоративной стилизации…………………………………………………………………….…7
Понятие декоративная стилизация. Декоративный натюрморт……..…7
Виды приемов декоративной стилизации на уроках изобразительной деятельности………………………………………………………………10
Методика выполнения декоративного натюрморта……………………16
Глава II. Особенности развития способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом…………………………………19
2.1 Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами натюрморта на уроках изобразительной деятельности……………………………………………………….…………..19
2.2 Методические особенности проведения уроков по теме «Декоративный натюрморт» со школьниками средних и старших классов…………………24
Заключение………………………………………………………….………….31
Список использованной литературы…………………………………..…...33
Приложение…………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.50 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

Художественно графический  факультет

Кафедра изобразительного искуства

 

Курсовая работа

 

Обучение приемам декоративной стилизации  учащихся средних и  старших классов образовательных  учреждений.

 

 

                                  

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны 

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава I. Развитие художественно-творческих способностей учащихся средних и старших классов в процессе обучения приемам декоративной стилизации…………………………………………………………………….…7

    1. Понятие декоративная стилизация. Декоративный натюрморт……..…7
    2. Виды приемов декоративной стилизации на уроках изобразительной деятельности………………………………………………………………10
    3. Методика выполнения декоративного натюрморта……………………16

Глава II. Особенности развития способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом…………………………………19

2.1 Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами натюрморта на уроках изобразительной деятельности……………………………………………………….…………..19

2.2 Методические особенности проведения уроков по теме «Декоративный натюрморт» со школьниками средних и старших классов…………………24

Заключение………………………………………………………….………….31

Список использованной литературы…………………………………..…...33

Приложение…………………………………………………………………….36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач в процессе обучения изобразительному искусству. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки, которые постепенно преобразуются в системное свойство личности – творческое отношение к деятельности.

Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна, ее исследовали педагоги-практики и ученые, такие как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов, В.А. Крутецкий. В их исследованиях утверждается, что развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение. Сложный механизм воображения выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся у них знаний, что в конечном результате способствует саморазвитию личности. В практике освоения изобразительного искусства присутствует большой арсенал возможностей стимулирования творческих способностей и воображения учащихся – подростков. Как показывает деятельность учителей, сведения периодических психолого-педагогических изданий и собственный опыт проведения занятий в рамках педагогической практики, одним из продуктивных жанров, формирующих воображение учащихся на уроках ИЗО является жанр декоративного натюрморта.

Декоративный натюрморт  с самого момента формирования его как жанра способствовал обогащению представления людей об окружающей действительности, воплощению их созидательного опыта, освоения и художественного осмысления предметного окружения[24]. Декоративный натюрморт сочетает в себе признаки декоративного и станкового искусства, что расширяет его выразительные возможности. Этот жанр присутствует в графике и живописи, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре, а также в целом ряде смешанных техник.

Задания на выполнение декоративного  натюрморта позволяют совершенствовать у детей навыки изображения предметов, исключая ряд постановочных задач реалистического изображения, таких как: иллюзорное  изображение формы, отображение воздушного пространства, материальности предметов. Но в таком решении натюрморта сохраняется проблема передачи пропорций, плановости изображения в условной подаче.

В декоративном живописном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу передачи заранее продуманного колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. При работе со стилизованным натюрмортом учащиеся сосредотачивают внимание на пластике форм, их выразительности, декоративности, не забывая при этом о принципах построения, заботясь о правильном размещении предметов на плоскости. Школьники учатся стилизовать предметы: анализировать форму и трансформировать ее, изучать закономерности декоративного сочетания цвета, выявления градации тона объекта. Школьники приобретают навыки объединять предметы в единую группу, учатся передавать характер предмета, мыслить категориями декоративности и создавать новое, оригинальное решение натюрморта.

Учителю изобразительного искусства следует помнить, что у каждого ребенка есть определенные способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования и познавательные интересы нужно грамотное руководство их деятельностью на уроках.

Объект исследования: развитие художественно-творческих способностей учащихся на уроке изобразительного искусства.

Предмет исследования: развитие изобразительно - творческих способностей учащихся-подростков в процессе выполнения стилизованного натюрморта.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании анализа литературы по теме, практического выполнения приемов декоративной стилизации и педагогического исследования в ходе педагогической практики определить эффективные методы развития изобразительных, художественно-творческих способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную, педагогическую, психологическую и искусствоведческую литературу по теме исследования;

- изучить возрастные  и изобразительные особенности  учащихся подросткового возраста;

- исследовать достижения художников, обращавшихся к декоративной стилизации;

- выявить существенные педагогические факторы, влияющие на развитие творческих способностей школьников в изобразительной деятельности;

- ознакомиться с современными подходами художественной педагогики к развитию творческих способностей учащихся;

- разработать  план конспект урока на тему  «Декоративный натюрморт».

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы по теме исследования.

- анализ продуктов  творческой деятельности учащихся.

В написании  пояснительной записки и в  подготовке занятий нами использован  фактический материал, изложенный в  следующей литературе:

- в работах Бесчастного Н.П.  «Черно-белая графика», «Графика  натюрморта» нами получены сведения  из истории декоративной разработки  натюрморта, данные о творческих  методах художников, изучены особенности  применения навыков декоративной стилизации в построении простых и сложных натюрмортов с изображением стилизованных мотивов в книжной графике, станковой картине, на тканях и пр.;

- в пособии Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» дается методика построения и анализа декоративного натюрморта. В пособии содержатся сведения о принципах организации декоративной композиции, об этапах графической и живописной стилизации натюрморта;

- в методических материалах по  тематическому планированию и  рабочих программах по «Изобразительному  искусству» для 1-8 классов под  редакцией В.С. Кузина и поурочных  планах 7-9 классов по «Изобразительному искусству и художественному труду» под редакцией Б.М. Неменского изучено место натюрморта в общем объеме обучения школьников ИЗО. В данных пособиях получены сведения об уроках, посвященных изучению разных видов натюрморта, что было необходимо для составления и проведения собственных экспериментальных занятий. Методические материалы позволили использовать блок контрольно-измерительных и диагностических методик для выявления степени усвоения материала школьниками.

 

Глава I. Развитие художественно-творческих способностей учащихся средних и старших классов в процессе обучения приемам декоративной стилизации

1.1 Понятие декоративная стилизация. Декоративный натюрморт

 

Обратимся к определению  понятия «декоративность». Декоративность – одно из ведущих художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде. Художественные приемы, обусловливающие декоративность произведения, богаты, многообразны и специфичны для каждого вида искусства. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играет ритм, иллюзорной передачи фактуры материалов и присущих им особенностей формы, динамичность композиции, выразительность красочного мазка и др. Декоративность является одним из главных художественных средств произведений декоративно-прикладного искусства. Но она зачастую присуща и произведениям изобразительного искусства, как станковым, так и монументально декоративным (скульптура, настенная живопись, мозаика и т.д.), вступающим во взаимосвязь с архитектурой и образующим художественный ансамбль. В этом случае декоративность часто играет подчиненную роль и выступает в органичном единстве с идейно художественным содержанием и образным строем произведения или художественного комплекса.

Слова «декоративность», «декорация»  происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колорита таких существ», - пишет китайский художник Ван Гай.

Декоративность – особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную привлекательность для зрителя. Также декоративность можно рассматривать как один из способов выражения красоты, свойство, глубоко заложенное в эстетическом сознании каждого народа[24].

Люди издавна стремились украсить свои жилища и храмы, свои вещи, свою внешность – уже за V тыс. лет до н.э. в государствах древнего Востока были высоко развиты художественные ремесла. Разные стороны понимания декоративности постоянно проявляются в произведениях прикладного и народного искусства: тканях, коврах, изразцах, росписи по дереву. В гробницах Месопотамии и Египта находят, например, ювелирные изделия необыкновенной красоты и сложности. «Примитивные» африканские племена превзошли даже модниц XVIII века в обилии способов украшения своей внешности.

Не только декоративно  – прикладное искусство занимается украшением жизни. Живопись тоже берет  на себя такую задачу. Проблема декоративности для живописца состоит в том, что ему нельзя потерять содержательности, глубины и чувства связи с  природой, но в тоже время нельзя пренебречь эстетическими требованиями, или, проще говоря, красотой живописи. В системе европейской эстетики нового времени полноценной считается  такая живопись, которая синтезирует  содержательное и декоративное начало. Если же художник слишком приближается к одному из полюсов, он встречает  осуждение коллег и зрителей.

Декоративная живопись, как  и другие виды искусства, является формой отражения реального мира и обладает всеми качествами, характеризующими понятие декоративности. Это и  повышенная цветовая гармония, тональное  и контрастное решение, плоскость  изображения, орнаментальность, условность решения темы и ограниченность в  подборе цветов, то есть все то, что  неизменно присутствует в народном искусств.

Г.М. Логвиненко пишет, что «натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации» [8, с. 94] различного уровня (графического, живописного). Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Служит для передачи характерных черт предмета. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка.

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в  целом – это один из путей творческого перехода от впечатления натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, преобразования формы и ритма объединять разные объекты, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи. В декоративном натюрморте повышается внимание художника к структуре объемов (подчеркивается или заостряется их пластика), характере поверхностей, пространственным планам [23].

В изобразительном искусстве  XIX – ХХ века широкое использование получил прием трансформации формы. В первую очередь это связано с такими движениями как экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм и др. Композиционный прием трансформации художественной формы проявляется многообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды приемов декоративной стилизации на уроках ИЗО

 

При создании декоративных композиций, чаще используется  метод  творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в  виде художественного символа. Школьник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей школьника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире.

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

В современном изобразительном  искусстве понятие «декоративность» употребляется в нескольких значениях. Мы будем рассматривать его как  художественную специфику плоскостных  произведений декоративно-прикладного  искусства, указывающую на  их определенную и значительную связь с окружающим пространством – интерьером или  экстерьером зданий и сооружений. Хотя, точнее будет сказать, что декоративно-прикладной является любая художественная композиция (панно, мозаика, витраж, настенная роспись, вышивка, эстамп, гобелен, скульптура малых форм  и т.д.) служащая приданию художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения  интерьеров и экстерьеров общественных и жилых зданий, предметов бытового обихода и одежды, книжно-журнальной  и рекламной продукции, транспортных средств и орудий труда. Декоративная композиция может быть выполнена как традиционными средствами изобразительного искусства (живопись, графика, лепка, мозаика, чеканка, резьба по дереву, камню, кости, вышивка и т. д.), так и с помощью нетрадиционных материалов и различных объектов, нетрадиционными способами и средствами – композиционно организованной садово-парковой флорой, гирляндами и букетами живых и искусственных цветов, растений, камня, цветного стекло и т. д.

Информация о работе Обучение приемам декоративной стилизации учащихся средних и старших классов образовательных учреждений