Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа
Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач в процессе обучения изобразительному искусству. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки, которые постепенно преобразуются в системное свойство личности – творческое отношение к деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Развитие художественно-творческих способностей учащихся средних и старших классов в процессе обучения приемам декоративной стилизации…………………………………………………………………….…7
Понятие декоративная стилизация. Декоративный натюрморт……..…7
Виды приемов декоративной стилизации на уроках изобразительной деятельности………………………………………………………………10
Методика выполнения декоративного натюрморта……………………16
Глава II. Особенности развития способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом…………………………………19
2.1 Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами натюрморта на уроках изобразительной деятельности……………………………………………………….…………..19
2.2 Методические особенности проведения уроков по теме «Декоративный натюрморт» со школьниками средних и старших классов…………………24
Заключение………………………………………………………….………….31
Список использованной литературы…………………………………..…...33
Приложение…………………………………………………………………….36
Полностью завершенная декоративная композиция представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю определенные мысли, идеи, чувства, настроения.
Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются – простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Следовательно, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации).
Рассмотрим, как вариант обработки реальной формы, трансформацию природного объекта – листа дерева. Формы приближенные к геометрическим еще больше обобщаются и окончательно превращаются в геометрические (вытянутые вытягиваются еще больше, округлые – округляются или сжимаются). Происходящая при этом сознательная деформация размеров и пропорций изображаемого объекта позволяет усилить декоративность и выразительность изображения, облегчает восприятие зрителем авторского замысла. В процессе творчества возникает ситуация при которой особенно удачные решения приводят к все более условным и абстрактным изображениям (символам).
В одном из случаев - стилизации листа дерева, работа проходит в следующей последовательности:
В другом – стилизация изображения дерева, проходит по более сложному детализированному пути:
Обобщая вышесказанное, можно
утверждать, что в основе всех видов
и методов стилизации лежит принцип
художественной трансформации реальных
природных объектов с помощью
различных изобразительных
Главной целью художественной
трансформации природных
В преподавании декоративной композиции обычно основное время уделяется нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция.
Окружающая нас реальность
является прекрасным объектом для работы
над стилизацией природных
Работу можно построить по следующей схеме:
Стилизованные изображения
объектов растительного и животного
мира иногда используются как элементы
орнаментов, но чаще они объединяются
в общую композицию с различными
растительными формами или
Создание декоративного
пейзажа следует начинать с осмысления
его в целом. Выбранные в качестве
мотива формы проходят сложный путь
преобразования и трансформации. Как
и любая декоративная плоскостная
композиция, декоративный пейзаж, обычно
выполняется в двухмерном пространстве.
Все объекты пейзажа
1.3 Виды приемов декоративной стилизации натюрморта
Жанр натюрморт многообразен
и показателен в процессе освоения
приемов декоративной стилизации. Для
создания декоративных стилизованных
натюрмортов применяются общие
методы и приемы декоративной стилизации.
Основным требованием к созданию
любого натюрморта является достижение
полного единства группы изображаемых
объектов. При этом в натюрморте
единства стоит добиваться не только
в создании изображения вообще, но
и в свойствах каждого объекта,
входящего в натюрморт (форма
и размеры объекта, его цвет, цветовой
оттенок, фактура и т.д.). Единство
и гармония в натюрморте требуют
тщательного расположения объектов
на картинной плоскости с
Все вышесказанное необходимо для гармоничного решения поставленной учебной задачи и выполнения выразительной стилизации декоративного натюрморта.
В дальнейшем тему стилизации в натюрморте можно развивать выполняя задания по созданию графического изображения натюрмортных постановок с использованием декора. Для этого понадобятся навыки позволяющие создать единый ансамбль предметов, фруктов, драпировок, увязанных в гармоничную композицию. При работе по представлению в подготовительных эскизах необходимо найти наиболее выгодный ракурс изображения, удачно расположить его в плоскости листа, выделить доминанту. Декор наносится в соответствии с формой изображаемых предметов, для того, чтобы он способствовал усилению пластической выразительности изображаемого.
Заканчивая размышления
по данной теме, хочется отметить, что,
владение приемами стилизации позволяет
художнику более творчески
Глава II. Особенности развития способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом
2.1 Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами натюрморта на уроках ИЗО
Проблема развития творческих способностей
в эпоху научно-технического прогресса
становится всё актуальнее. Жизнь
в современном обществе требует
от человека не шаблонных, привычных
действий, а подвижности, гибкости мышления,
быстрой ориентации и адаптации
к новым условиям, творческого
подхода к решению больших
и малых проблем. Если учесть тот
факт, что доля умственного труда
почти во всех профессиях постоянно
растёт, а всё большая часть
исполнительской деятельности перекладывается
на машины, то становится очевидным, что
творческие способности человека следует
признать самой существенной частью
его интеллекта и задачу их развития
- одной из важнейших задач в
воспитании современного человека. И
то, насколько продвинется вперёд
человеческое общество в будущем, будет
определяться творческий потенциал
подрастающего поколения. В этом
заключается перспективность
Современные образовательные стандарты, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса дают основное содержание предметного поля учебных дисциплин. Так требования государственного стандарта по изобразительному искусству сформулированы по-новому и это связано с тем, что «в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено: