Обучение приемам декоративной стилизации учащихся средних и старших классов образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач в процессе обучения изобразительному искусству. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки, которые постепенно преобразуются в системное свойство личности – творческое отношение к деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Развитие художественно-творческих способностей учащихся средних и старших классов в процессе обучения приемам декоративной стилизации…………………………………………………………………….…7
Понятие декоративная стилизация. Декоративный натюрморт……..…7
Виды приемов декоративной стилизации на уроках изобразительной деятельности………………………………………………………………10
Методика выполнения декоративного натюрморта……………………16
Глава II. Особенности развития способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом…………………………………19
2.1 Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами натюрморта на уроках изобразительной деятельности……………………………………………………….…………..19
2.2 Методические особенности проведения уроков по теме «Декоративный натюрморт» со школьниками средних и старших классов…………………24
Заключение………………………………………………………….………….31
Список использованной литературы…………………………………..…...33
Приложение…………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.50 Мб (Скачать файл)

Полностью завершенная декоративная композиция представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю  определенные мысли, идеи, чувства, настроения.

Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются –  простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Следовательно, декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Максимальный отказ от несущественных деталей изображаемого объекта декоративной композиции и одновременной их заменой абстрактными элементами позволяет создавать абстракции (абстрактные стилизации).

Рассмотрим, как вариант  обработки реальной формы, трансформацию  природного объекта – листа дерева. Формы приближенные к геометрическим еще больше обобщаются и окончательно превращаются в геометрические (вытянутые вытягиваются еще больше, округлые – округляются или сжимаются). Происходящая при этом сознательная деформация размеров и пропорций изображаемого объекта позволяет усилить декоративность и выразительность изображения, облегчает восприятие зрителем авторского замысла. В процессе творчества возникает ситуация при которой особенно удачные решения приводят к все более условным и абстрактным изображениям (символам).

В одном из случаев - стилизации листа дерева, работа проходит в  следующей последовательности:

  • реальное изображение листа;
  • отбрасываем все подробности изображения, полностью, оставляя только форму (контур листа), которая заполняется любым цветом по замыслу автора. Изображение сразу становится абстрактным, при этом степень абстракции и выразительности будет зависеть от того насколько деформирована природная форма листа, насколько отличается она от реальной;
  • в полученное изображение добавляются главные детали листа, выполненные в необходимой манере и технике – прожилки, делающие изображение узнаваемым;
  • окрашенный контур листа с прожилками заполняется декором, выбранным из имеющихся вариантов или придуманным самим автором. В результате получаем декоративное изображение стилизованного листа дерева.

В другом – стилизация изображения дерева, проходит по более сложному детализированному пути:

  • выполняем реалистичный рисунок дерева с максимально возможным количеством деталей: форма ствола, расположение ветвей, фактуру древесной коры;
  • реалистическое изображение превращаем в стилизованное, отбрасывая «лишние» ветки, убирая второстепенные и повторяющиеся детали, оставляя только то, что необходимо для определения, упрощая форму ствола;
  • далее отдельные узнаваемые части изображения (ствол, ветви) заменяются абстрактными элементами, позволяющими создать нереалистичное изображение, которое  зачастую отличается от первоначального образа;
  • как на стадии стилизованного, так и на стадии абстрактного изображения, можно использовать декор для показа фактуры  коры дерева.

Обобщая вышесказанное, можно  утверждать, что в основе всех видов  и методов стилизации лежит принцип  художественной трансформации реальных природных объектов с помощью  различных изобразительных средств  и приемов. Часто такая трансформация  происходит путем упрощения и  обобщения формы изображаемого  объекта, укрупнения или уменьшения частей объекта, изменения количества деталей, природного цвета. Допустимо  объединение различных частей стилизованного изображения позволяющего создать  максимально выразительный образ, даже, если первично элементы этого  изображения были скопированы с  различных объектов природы или  природной среды. Примером может  служить изображение листа клена  обобщенное до формы шестиугольника.

Главной целью  художественной трансформации природных объектов является создание  максимально  выразительного образа, наполненного эмоциональностью, яркостью запоминания, недостижимых в реалистичном изображении.

В преподавании декоративной композиции обычно основное время уделяется  нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция.

Окружающая нас реальность является прекрасным объектом для работы над стилизацией природных форм. Можно достаточно долго рассматривать  и изучать, изображать один и тот  же природный объект, открывая новые  его качества и стороны, в зависимости  от поставленной задачи. В процессе освоения навыков стилизации природные  объекты имеют неоспоримое преимущество в работе. Они доступны, многовариантны, легко изображаются, понятны для  анализа и переработки изображения. можно начать знакомство со стилизацией растительных объектов с изображения цветов, деревьев, травы, мхов, лишайников. Многие из этих объектов настолько выразительны, что практически готовы как декоративные изображения. В работе по стилизации природных форм можно пойти от реалистичных зарисовок выбранных объектов с последующей переработкой формы и графического наполнения изображения. Постепенно выявляя декоративные качества изображаемого, или сразу выполнять стилизованные декоративные зарисовки, отталкиваясь от природных особенностей формы и декора. При работе следует избегать слишком реалистичных изображений и натуралистической трактовки образа.

Работу можно построить  по следующей схеме:

  • Выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсов .
  • Обратить внимание на пластическую направленность мотивов и использовать направление  развития формы для гармоничной компоновки изображения.
  • Обратить внимание на характер линий силуэта и декора изображаемого растения: прямолинейные, обтекаемые, ритмичные – выбрать статичное или динамичное построение изображения.
  • Найти интересный ритм, группировку форм, элементов, отобрать наиболее перспективные в этом смысле детали.
  • Детально изучить строение цветка. листа. бутона, расположении листьев, их группировку, природную окраску и колористические особенности объекта, позволяющие осуществить декоративную переработку изображения.
  • Работая с фактурными объектами: кора, мхи, лишайники, спилы деревьев, камни, раковины и т.д. – переработать эти мотивы в декор, максимально отображающий суть изображаемого, выразительно трактующий пластику, ритм и другие особенности объекта.

Стилизованные изображения  объектов растительного и животного  мира иногда используются как элементы орнаментов, но чаще они объединяются в общую композицию с различными растительными формами или становятся частью стилизованного пейзажа.

Создание декоративного  пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Выбранные в качестве мотива формы проходят сложный путь преобразования и трансформации. Как  и любая декоративная плоскостная  композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива  отсутствуют, задний и передний планы  сближаются с общим средним. Законы декоративной композиции  требуют  четко и максимально выразительно передавать картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что мешает выразительно передать состояние природы и конкретных природных явлений. Поэтому, убираем  мелкие подробности, упрощаем форму  объектов, сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные  детали пейзажа). После проделанной  работы уточняем степень стилизации объектов композиции и среды, в которой  они изображены. Степень обобщения  и условности в стилизованном  пейзаже может быть достаточно велика и доходить до абстракции, не переходя при этом границы жанровой узнаваемости. Цвет в декоративном пейзаже играет важную роль. Он может быть использован как с учетом реальной окраски объектов пейзажа, так и произвольно, в согласии с авторским замыслом.

 

1.3 Виды приемов декоративной стилизации натюрморта

Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для  создания декоративных стилизованных  натюрмортов  применяются общие  методы и приемы декоративной стилизации. Основным требованием к созданию любого натюрморта является достижение полного единства группы изображаемых объектов. При этом в натюрморте единства стоит добиваться не только в создании изображения вообще, но и в свойствах каждого объекта, входящего в натюрморт (форма  и размеры объекта, его цвет, цветовой оттенок, фактура и т.д.). Единство и гармония в  натюрморте требуют  тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением доминанты, позволяющей  сгруппировать вокруг себя остальные  объекты композиции. Доминантой в  постановке натюрморта может быть, например, вертикаль  доминирующего  кувшина, выразительность подноса, используемого как задник постановки, своеобразие букета цветов и т.д. Эту доминанту стоит выделить и акцентировать, возможно, даже утрировать его пластику. Чтобы стилизация в  натюрморте состоялась, он должен быть выстроен в едином плане, основанном на одной главенствующей композиционной идее. Декоративность в натюрморте может быть достигнута за счет изменения  формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного  контура и других приемов.  Предельное упрощение и доведение до предметных символов изображаемых объектов, так  же допустимо, как и усложнение формы  и активного наполнения ее декоративными  элементами, созвучными общей идее композиции. В процессе освоения приемов  стилизации в композиции натюрморта можно отрабатывать на практике теоретические знания трансформируя реальные постановки в зависимости от поставленной учебной задачи. Например, можно взять за основу простые геометрические формы, рубленные, прямоугольные, с активной динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, заполненные упрощенным геометрическим декором. В процессе работы над декоративным натюрмортом  можно использовать следующие способы трансформации изображаемых объектов:

  • Уловив характерные качества объекта  можно утрировать природную форму, доводя ее до максимальной выразительности – округлять округлое, вытягивать вытянутое, подчеркивать пластику предмета нанесением декоративного рисунка. Не следует заменять форму на другую, так как наиболее целесообразно исходить из пластики конкретного объекта.
  • Возможно изменение пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими предметами композиции.
  • Допустимы условности усиливающие восприятие композиционного замысла: предметы можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в стороны, подвешивать в воздухе, устанавливать на мнимой плоскости, позволяющей видеть объекты в разных ракурсах, с нескольких точек зрения одновременно.
  • При необходимости можно показывать перспективу, но делать это достаточно условно, избегая слишком реалистичных ракурсов, максимально усиливая выразительность композиции и предметов в ней.
  • Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, добавлять или убирать необходимые детали изображения, дорисовывать драпировки, фрукты, необходимые для создания более выразительного образа, сохраняя при этом суть и узнаваемость постановки.
  • Цветовое решение может быть максимально вариативным, в зависимости от поставленной задачи. Можно полностью сохранить цветовой колорит данной постановки, можно поменять тональные отношения, можно дополнить его цветовыми сочетаниями. Нецелесообразно полностью отказываться от цветовых тонов реального натюрморта, так как при его составлении учитывались принципы цветовой гармонизации и предметы подбирались по цвету.

Все вышесказанное необходимо для гармоничного решения поставленной учебной задачи и выполнения выразительной  стилизации декоративного натюрморта.

В дальнейшем тему стилизации в натюрморте можно развивать выполняя задания по созданию графического изображения натюрмортных постановок  с использованием декора. Для этого понадобятся навыки позволяющие создать единый ансамбль предметов, фруктов, драпировок, увязанных в гармоничную композицию. При работе по представлению в подготовительных эскизах необходимо найти наиболее выгодный ракурс изображения, удачно расположить его в плоскости листа, выделить доминанту. Декор наносится в соответствии с формой изображаемых предметов, для того, чтобы он способствовал усилению пластической выразительности изображаемого.

Заканчивая размышления  по данной теме, хочется отметить, что, владение приемами стилизации позволяет  художнику более творчески решать задачи, которые ставит перед ним  жизнь и профессиональная деятельность.

 

Глава II. Особенности развития способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом

 

2.1 Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами натюрморта на уроках ИЗО

 

Проблема развития творческих способностей в эпоху научно-технического прогресса  становится всё актуальнее. Жизнь  в современном обществе требует  от человека не шаблонных, привычных  действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации  к новым условиям, творческого  подхода к решению больших  и малых проблем. Если учесть тот  факт, что доля умственного труда  почти во всех профессиях постоянно  растёт, а всё большая часть  исполнительской деятельности перекладывается  на машины, то становится очевидным, что  творческие способности человека следует  признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в  воспитании современного человека. И  то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет  определяться творческий потенциал  подрастающего поколения. В этом заключается перспективность данного опыта.

Современные образовательные  стандарты, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса дают основное содержание предметного поля учебных дисциплин. Так требования государственного стандарта по изобразительному искусству сформулированы по-новому и это связано с тем, что «в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:

Информация о работе Обучение приемам декоративной стилизации учащихся средних и старших классов образовательных учреждений