Обучение приемам декоративной стилизации учащихся средних и старших классов образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач в процессе обучения изобразительному искусству. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки, которые постепенно преобразуются в системное свойство личности – творческое отношение к деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Развитие художественно-творческих способностей учащихся средних и старших классов в процессе обучения приемам декоративной стилизации…………………………………………………………………….…7
Понятие декоративная стилизация. Декоративный натюрморт……..…7
Виды приемов декоративной стилизации на уроках изобразительной деятельности………………………………………………………………10
Методика выполнения декоративного натюрморта……………………16
Глава II. Особенности развития способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом…………………………………19
2.1 Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами натюрморта на уроках изобразительной деятельности……………………………………………………….…………..19
2.2 Методические особенности проведения уроков по теме «Декоративный натюрморт» со школьниками средних и старших классов…………………24
Заключение………………………………………………………….………….31
Список использованной литературы…………………………………..…...33
Приложение…………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.50 Мб (Скачать файл)

— на развитие образного  восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого  самовыражения личности;

— на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального  развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

— на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

— на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории». В стандарте даны требования к результатам обучения школьников по предмету ИЗО, достижение ими комплекса личностных (формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира) и метапредметных (развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, фантазии, воображения, формировании целостного восприятия мира) результатов.

Современные дети - это уже  не чистый лист, на который наносятся  знания. Уже в дошкольном возрасте ребенок окружен массивом различной  информации. Этого нельзя не учитывать  при проведении уроков ИЗО. Учитель, давая уроки должен опираться на культурные и информационные достижения школьников, давать ему возможность проявлять инициативу в поиске информации. Компьютерные и Интернет - технологии в современной школе расширяют диапазон используемых средств и методов работы. Они открывают новые возможности в работе учителя, позволяют решать различные образовательные задачи. Стандарт предусматривает и то, что «творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.».

Данные технологии предоставляют  возможность для профессионального  творческого общения и оперативного обмена информацией с коллегами (учительские чаты, виртуальные методические объединения, базы данных по предметам).

-способствуют профессиональному  росту и переподготовке педагогических  кадров (дистанционные курсы обучения).

-открывают новые творческие  возможности для учителя по  подбору и использованию дидактического  материала. 

-расширяют виды учебной деятельности  для учащихся (поиск информации  по предмету в Интернете и  обработка информации).

-позволяют использовать на уроке  современные технические средства, увлекательные для учащихся: CD диски  по предмету, обучающие программы,  учебные игры и тесты. 

Именно учитель может помочь ребенку открыть многогранные возможности  информационных технологий и научить  пользоваться ими в целях образования  и профессиональной деятельности.

Изобразительное искусство в школе  особенный предмет. ИКТ не могут  заменить творчество учащихся. Вместе с тем данный школьный предмет  несет в себе значительный потенциал  для использования ИКТ. Уроки  изобразительного искусства с применением  компьютерной поддержки развивают  творческие способности и эстетический вкус учащихся.

В течение урока, за небольшой промежуток времени необходимо создать образ  предмета или пространства. Для этого  учителя используют разнообразную  наглядность. Но не всегда есть возможность  найти необходимые картины, портреты, пейзажи. Использование мультимедиа  средств и интерактивной доски  позволяет решить данную проблему. Результативность и интерес таких методов высокий, так как школьники постоянно вовлекаются в творческий процесс.

Одна из форм наглядной работы с использованием слайдов – виртуальное путешествие по музеям и галереям. В виртуальном музее или картинной галерее, ученики могут заинтересоваться искусством. А если объяснить им простейшие «каноны искусства», то они  самостоятельно смогут выработать эстетические нормы. Именно в этом учителю помогают слайд-презентации. Практика показывает, что такой путь помогает школьникам воспринимать, понимать и любить искусство. Ученики знают, на что нужно обращать внимание, либо имеют внутренние причины для того, чтобы глубоко заинтересоваться  произведением.

Для того чтобы ребенок заинтересовался  электронной формой, например, картиной из коллекции Третьяковской галереи, необходимо, чтобы он уже имел достаточный  опыт изобразительной деятельности. Проникновение в пространство произведения возможно, только если у ребенка  уже имеется опыт создания и оценки собственных работ либо хорошо развитые восприятие и фантазия. Чаще всего для этого необходимо хотя бы первичное знакомство с соответствующим языком искусства. Использование всех этих составляющих вместе позволяет по-настоящему ощутить художественное произведение и придать личностный смысл воспринимаемому.

В основе лежат следующие компоненты:

- первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание);

- ощущение эмоций от увиденного;

- анализ сюжета и создание первичного понимания произведения;

- анализ изобразительных средств, использованных автором произведения;

- восприятие и анализ реалистичности произведения, применение в нем символического ряда;

- позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д.;

- создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д.;

- ощущение редких (эстетических) эмоций;

- соотношение увиденного в пространстве картины с собственным опытом, воспоминаниями;

- создание своего понимания произведения, личностного смысла;

- формулирование суждений для выражения собственного мнения.

Виртуальное путешествие помогает учащимся приобрести опыт творческой деятельности, развивая анализ и рефлексию, затем освоить «язык искусства» и лишь после этого организовывать реальные посещение картинных галерей, выставок и музеев - тогда они приобретают иной смысл для ребенка. При этом важно тщательно спланировать и продумать первые «встречи» детей с шедеврами мировой культуры.

Таким образом, введение в учебный  процесс компьютерных и информационных технологий повышает качество учебного процесса за счет не только большой  и современной информированности, но и за счет осмысления этой информации, достигаемого в результате активной, мотивированной, напряженной работы с учебными материалами, компьютерными  моделями, информационными сетями и  в тесном сотрудничестве с преподавателями. Широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность активных методов обучения для всех форм организации  учебного процесса.

В проведении занятий по декоративному  натюрморту также дает широкие возможности  сочетания на уроке IT-технологий и  традиционных способов ведения урока. Главная цель современного урока  ИЗО – вовлечение школьника в активную изобразительную работу и создание им посильного художественного образа (Б.П. Юсов). Учащиеся подросткового возраста уже способны создавать образные работы с развернутым содержанием. В разработке декоративного натюрморта дается возможность изучения школьниками ряда композиционных приемов, различных подходов к стилизации формы в соответствии с индивидуальными способностями ребенка. Такие исследователи детского изобразительного творчества как Е.П. Кабкова отмечают, что подростки уже имеют все возрастные способности и уровень общей обученности, чтобы выполнять образные работы на обобщение различной сложности. Ученый отмечает, что «процесс художественного обобщения тесно связан с процессами анализа, абстрагирования, представления», которые у подростка уже достаточно развиты.

 

2.2 Методические особенности проведения уроков по теме «Декоративный натюрморт» со школьниками средних и старших классов.

В период прохождения педагогической практики нами были разработаны и проведены 2 урока по теме «Декоративный натюрморт». Практика проходила в школе №19 города Набережные Челны, с 5-9 классах. Уроки по теме «Декоративный натюрморт» проходили в 7-9 классах. Класс 7 «Г» , состоит из 27 человек. Из них 17 получили оценку «отлично», 10 – «хорошо». Нами были использованы наглядные материалы: презентации, репродукции, учебные работы, учебные плакаты. Во время уроков никаких проблем не возникало, учащимся понравился новый материал. Были использованы различные методы  и приемы. Основной -  объяснительно-иллюстративные метод (использование натуры, репродукций картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ учителем приемов изображения; показ детских работ при их оценке в конце занятия). Метод мастер-класса. Учащиеся были хорошо подготовлены к урокам. У всех имелись необходимые материалы для данной темы. Так как тема «Декоративный натюрморт» являлась для них новой, дети внимательно слушали. Учащиеся, которые получают дополнительное художественное образование были особенно активны. Внимание учащихся так же привлекали презентации с интересными декоративными натюрмортами. Новая тема вызвала интерес, что проявлялось и эмоционально. Во время работы учащиеся проявляли заинтересованность, демонстрировали достаточно развитое творческое мышление. На протяжении всех уроков дисциплина была хорошей. В основном затруднения возникали по поводу стилизации формы предметов: так как учащиеся привыкли мыслить реалистично, было нелегко изменять форму. Но, тем не менее, все выполнили эту задачу.

 

Конспект урока

Педагог Борисова Вероника Владимировна

Предмет – изобразительное  искусство              Класс – 7

Тему урока – «Декоративный  натюрморт»

Оборудование  и материалы:

для детей: альбом, карандаши, ластик, цветные графические материалы, точилка;

для учителя: медиапроектор, компьютер (ноутбук), презентация, предметы натюрморта (для стилизации), наглядные пособия, доска, мел.

емкость для воды размером А4, баночка, готовые работы учеников.

Зрительный ряд: методическое пособие, готовые работы . (Компьютер с программой Microsoft Power Point)

Литературный  ряд:

Музыкальный ряд: CD звуки природы.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Сообщение темы и целей урока – 3 мин.
  3. Объяснение нового материала – 15 мин.
  4. Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.
  5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Программа по изобразительному искусству: Кузина

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.Организационный момент, включающий:

-постановку цели, которая  должна быть достигнута учащимися  на данном этапе урока (что  должно быть сделано учащимися,  чтобы их дальнейшая работа  на уроке была эффективной)

- определение целей и  задач, которых учитель хочет  достичь на данном этапе урока;

-описание методов организации  работы учащихся на начальном  этапе урока, настроя учеников  на учебную деятельность, предмет  и тему урока (с учетом реальных  особенностей класса, с которым  работает педагог)

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, наличия необходимых материалом и инструментов.

Цель для учителя: Привлечь внимание учащихся к новой теме.

Цель для учеников:

Полная готовность к уроку.

Задачи: настроить учеников на учебную деятельность

Методы обучения:

  • Приветствие
  • Рассказ

.

Самоопределение к деятельности.

Беседа.  

Здравствуйте ребята! Меня зовут Вероника Владимировна, мы с вами будем работать на протяжении четырех уроков. Надеюсь, наша творческая деятельность будет увлекательной, полезной и плодотворной. Я рада вас видеть прошу присаживайтесь. 

Актуализация  знаний и мотивация.

Нас ожидает  работа творческая и интересная. Ребята ,а вы знаете что такое стилизация? Вы видели стилизованные картины? Опишите.

Результатами  деятельности учащихся можно считать: Полная готовность учащихся к уроку. Внимание.

.

  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками и на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методо, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • Описание мотодов организации совместной деятельности учащихся с учетов особенностей класса, с которым работает педагог;
  • Описанием методов мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • Описание мотодов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

II. Сообщение темы и целей урока

Постановка проблемы (учебной задачи).

Цель этапа  для учителя:

-Опросить учеников по заданному материалу на дом. Выявить знания по изученному материалу.

-Сообщить тему урока  и цель сегодняшнего занятия.

-Дать понятие что такое  декоративная стилизация ,натюрморт, познакомить с художниками работающих в этой технике.

Цель для учеников: Предоставить остаточные знания по предыдущему уроку. Усвоение нового материала. Закрепление знаний о художниках работающих в этой технике.

Задачи:

-Закрепить знания по предыдущей  теме.

-Способствовать формированию представления о новом направлении  графики –Декоративная стилизация.

 -знакомство с новыми словами, выражениями, понятиями;

Постановка проблемы.

Ребята что мы с вами проходили на прошлом уроке?(Квиллинг) Что это такое? Как это делается? Как давно существует этот вид искусства. Молодцы. Сегодня у нас новая тема.

 

 И так сегодняшняя тема нашего урока «Декоративный натюрморт». Сегодня мы с вами познакомимся с декоративной стилизацией и попробуем выполнить два рисунка в этой технике. В конце урока у нас будет выставка ваших работ.

3.Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной цели перед учащимися ;
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  • Описание форм и методов изложения нового учебного материала;
  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • Описание критериев уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • Описание методой мотивирования.

III.Объяснение нового материала

Цель этапа  для учителя: Доступно изложить основные положения нового материала по теме декоративная стилизация.

Цель для учеников:

Усвоить новый материал и определения по теме декоративный натюрморт.

Задачи:

Выявить остаточные знания у детей о натюрморте. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. 

• Развитие у учащихся творческого воображения, фантазию, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с красками. 

Объяснение нового материала.

  1. Подводящий диалог

Для начала, давайте  вспомним, что такое натюрморт? Это  слово французское (фр. nature morte — букв. «мертвая природа») и обозначает в европейском искусстве изображение неодушевлённых предметов. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в Голландии  XVII в. (Слайд)

В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали  работать в этом жанре живописи. Многообразие типов и форм натюрморта связано с развитием национальных школ живописи. Излюбленные темы мастеров итальянского натюрморта - цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. Голландские художники уделяли большое значение цвету, форме, фактуре материала. В своем творчестве они достигли фотографической точности: серебро блестит, стекло прозрачно, кажется можно дотронуться до предметов  (Слайд). Но шло время, менялись взгляды, изменялась жизнь, и конечно же, это все отражалось в искусстве, в том числе и в изображении натюрмортов. Скажите, в чем различие этих двух натюрмортов? (слайд) Изображение не объемное, плоское, присутствует декор, формы утрированы, где то упрощены. Такое натюрморт называется декоративным.

Декоративность  – это прием, который усиливает  эмоционально-выразительную окраску произведения искусства. Как вы думаете, при помощи каких средств и материалов мы можем создать декоративную композицию? Гуашь, акварель, графические материалы, из пластилина, батик, композиция из листьев и т. д.

Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор, (в т.ч. орнамент или его детали). Термин «орнамент» связан с термином «декор», который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

 Какими средствами  мы можем добиться декоративности? Добавить декор, орнамент, изменить  формы. Ребята, один из основных  приемов является стилизация, т.  е. упрощение формы.

Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Служит для передачи характерных  черт предмета. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. (слайд). Посмотрите на примере перца: сначала мы видим реалистичное изображение, затем изображение, разбитое на плоскости, силуэт и контур. Это приемы стилизации, а точнее поиска необходимого изображения. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.  Передать характер предмета – необходимое условие. Где используется стилизация? В дизайне, в орнаменте, особенно в веб-дизайне, при создании фирменных знаков и др. (Слайды)

4.Закрепление учебного  материала, предполагающее:

  • Постановку конкретной цели перед учащимися(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач;
  • Описание форм и методов в достижении поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетов индивидуальных особенностей учащихся;
  • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 

Самостоятельная работа учащихся.

Цель для учителя:

- Подвести к правильному выполнению стилизованного рисунка двух предметов.

- Проверка знаний по полученной информации.

- -познакомить с основами декоративной композиции;

-научить стилизовать  предметы, преобразовывать форму  предметов

- научить создавать стилизованную  цветовую гамму;

развивающая:

- развить у учащихся  художественный вкус;

-развить навыки творческого  мышления и воображения; 

-развить умение анализировать,  сравнивать, обобщать, преобразовывать  изображаемые объекты;

воспитательная:

- воспитать у учащихся  аккуратность и прилежание при выполнении рисунков:

- воспитать интерес к  творческой работе с формой  и цветом.

Цель  для ученика:

-усвоить теоретический материал

-Внимательно изучить приемы  стилизации и попытаться стилизовать  два предмета данных учителем.

Задачи:

- выполнить рисунки по правилам декоративной стилизации;

- правильная компоновка.

- освоить геометрическую  стилизацию (упрощение) формы предметов;

Межпредметные связи:

- технология.

Средства обучения: линия, штрих, пятно, точка, композиция

. Установка критериев  оценки.

«5» выполнить 2 рисунка  стилизованных предметов.

«4» только один рисунок  стилизованных предметов

«3» один и не прослеживается стилизация

«2» не выполнение заданного  задания.

Методы:

Показ мастер класса

Наглядные пособия

 

Самостоятельная работа.

Сегодня ваша задача - стилизовать два предмета, из предложенных мною. Разделите лист на две части, можно условно. Сейчас я покажу на доске пример стилизации одного из объектов. Ребята, постарайтесь уйти от реалистичного видения предметов, передайте характер, образ предмета, измените форму.

 

 

5.Задание на дом, включающее:

  • Постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны учащиеся сделать в ходе выполнения домашнего задания);
  • Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • Определение и разъяснения учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания;

Подведение итогов урока.

Рефлексия деятельности на уроке. 

Цель для учителя: проверить усвоенный материал по декоративной стилазации. Подвести итоги путем самоанализа работ учащимися.

Цель для учеников: закончить рисунки.

Задачи: Подвести итоги и выявить лучшие работы. Сообщить о задании на дом.

Итог урока

 Наш урок подошел к концу. Я вижу очень много интересных работ, с этим заданием справились все. Задание на следующий урок: принести альбомы, гуашь, карандаши. Мы продолжим с вами тему декоративный натюрморт.

Спасибо за внимание!

Информация о работе Обучение приемам декоративной стилизации учащихся средних и старших классов образовательных учреждений