Обучение приемам декоративной стилизации учащихся средних и старших классов образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач в процессе обучения изобразительному искусству. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки, которые постепенно преобразуются в системное свойство личности – творческое отношение к деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Развитие художественно-творческих способностей учащихся средних и старших классов в процессе обучения приемам декоративной стилизации…………………………………………………………………….…7
Понятие декоративная стилизация. Декоративный натюрморт……..…7
Виды приемов декоративной стилизации на уроках изобразительной деятельности………………………………………………………………10
Методика выполнения декоративного натюрморта……………………16
Глава II. Особенности развития способностей школьников в процессе работы над декоративным натюрмортом…………………………………19
2.1 Современные подходы к развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами натюрморта на уроках изобразительной деятельности……………………………………………………….…………..19
2.2 Методические особенности проведения уроков по теме «Декоративный натюрморт» со школьниками средних и старших классов…………………24
Заключение………………………………………………………….………….31
Список использованной литературы…………………………………..…...33
Приложение…………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.50 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как показало изучение специальной  литературы по теме курсовой работы, развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста в процессе изобразительной деятельности – сложный многокомпонентный процесс. Этот возраст характеризуется большим исследовательским интересом к учебной деятельности. Как показали психолого-педагогические исследования, подростки имеют достаточный базис общих и специальных способностей.

Специальные художественно-творческие способности школьников-подростков успешно развиваются на занятиях ИЗО, при условии постановки вариативных учебно-творческих задач. Цикл уроков по теме «Декоративный натюрморт», проведенных в процессе прохождения педагогической практики, показал, что учащиеся достигли хороших результатов в изобразительной деятельности. Рисунки их демонстрируют композиционное разнообразие, успешное освоение приемов декоративной стилизации.

Изучена история развития декоративных тенденций в западноевропейском натюрморте. Декоративный натюрморт  рассмотрен как разновидность живописной и графической натюрмортной композиции. Выявлены основные методические этапы  выполнения декоративного натюрморта в авторской творческой работе и  в организации учебных занятий  со школьниками.

На основании анализа литературы по теме, педагогического исследования в ходе практики определено, что эффективные методы развития изобразительных, художественно-творческих способностей школьников можно применить в процессе работы над декоративным натюрмортом.

В курсовой работе решены все поставленные задачи:

- проанализирована  научно - педагогическая, психологическая и искусствоведческая литература и Интернет - источники по теме;

- изучены возрастные и изобразительные особенности учащихся подросткового возраста, влияющие на развитие их специальных способностей в учебной деятельности;

- исследованы творческие методы художников, обращавшихся к жанру декоративного натюрморта;

- выявлено, что существенными педагогическими факторами, влияющими на развитие творческих способностей школьников в изобразительной деятельности, являются достаточный уровень развития их изобразительных умений и знаний, использование педагогом различных методов организации уроков (включая информационные);

- современные подходы художественной педагогики к развитию творческих способностей учащихся опираются на положение о том, что в создании посильного художественного образа учащимся необходима опора на личный зрительный опыт, дающим связь натурного рисования с творческим преобразованием образа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Александр Головин: Путь художника.  Художник и время [с.5-6,с.21-25] :/ Авт. – сост. Пожарская, М.Н. – М.: Советский художник, 1990. – 264 с. илл., Тираж 3000

2. Бесчастнов, Н.П. Графика  натюрморта: учеб. Пособ. Для вузов [с.4-5] / Н.П. Бесчастнов. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008 г. – 255 с. Тираж 600. - ISBN 5-7834-0066-1.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология  творческих способностей: учеб. Пособ для вузов [с.30-31] / Д.Б. Богоявленская – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. Тираж 2000. ISBN 5-235-02408-7 (в пер.).

4. Виды искусств и их  взаимодействие: пособие для учителя [с.6-10] / Сост. Е.П. Кабкова. – М.: ИХО РАО, 2001. – 211 с. Тараж 6000. - ISBN 5-201- 14433-0.

5. Изобразительное искусство. 7 класс:  поурочные планы по программе В.С. Кузина [с.34-37] / Сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель. 2008. – 365 с. Тираж 7000 . - ISBN 5-7975-0223-2

6. Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе В.С. Кузина [с.28-33] / Авт. – сост. О.В. Павлова., Г.П. Попова – Волгоград: Учитель. 2009. – 95 с.тираж 8000. ISBN 5-249-00334-6

7. Кондратьев, Е.А. Художественная  деталь и целое: структурные  и исторические вариации [с.37] / Е.А. Кондратьев – М.: Индрик, 2010. – 320 с.  илл. Тираж:300 экз.ISBN:978-5-91674-090-5. 

8. Логвиненко, Н.М. Декоративная композиция [с.94] / Н.М. Логвиненко. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.тираж 4500

9. Панксенов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для вузов [с.72] / Г.И. Панксенов. - М.: Издательский центр Академия, 2007. – 144 с. тираж 3000.ISBN: 978-5-7695-5600-5.

10. Рабочие программы по изобразительному  искусству. 5-7 классы (по программе Б.М. Неменского) [с.7-10] / Авт. – сост. И.В. Буланова. – М.: Планета, 2010. – 48 с.тираж 5000. ISBN: 978-5-91658-098-3

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [с.26]:учебник для вузов / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.тираж 5000. ISBN 5-314-00016-4

12. Сокольникова, Н.М. Изобразительное  искусство и методика его преподавания в начальной школе [с.21]:  Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Издательский центр Академия, 2006. – 368 с. Тираж 3500. ISBN:978-5-7695-4631-0

13. Сто художников ХХ века: справочно-биографическое издание [с.27]: / Пер с нем. Е. Мусихина. – Челябинск: Урал LTD, 1999. – 209 с.тираж 3000

14. Хачатрян, Ш.Г. Музей Мартироса Сарьяна [с.24] / Ш.Г. Хачатрян. – М.: Издательство «Советский художник», 1973. – 150 с.тираж 4000. - ISBN 5-230- 10656-5.

15. Bolotina, I. Still life in Russian art. – Leningrad: Aurora Art Publishers, 1987. – 130 p.

16. Выставка работ художника  Татьяны Алексеевны Мавриной (Лебедевой) (1900 - 1996) . [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.na-vasilieva.ru/blog/vystavka_t_mavrinoj/2010-12-11-281 свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 20.04. 2012.8

17. Король натюрморта. Машков Илья Иванович (1881-1944). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://my.mail.ru/community/variations/69796D90516B4824.html свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 12.04. 2012.8

18. Митрохин, Дмитрий Исидорович. Главная страница. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 12.03. 2012.

19. Русский натюрморт конца XIX - начала XX века - часть 3 Главная страница. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smirnova.net/articles/rus_naturmort/279/ свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 12.03. 2012.

20. Сарьян, Мартирос Сергеевич. Главная страница. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 14.02. 2012.

21. Государственный стандарт общего  образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edusite.ru/p129aa1.html  свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 24.04. 2012.

22. Фовизм Анри Матисса. Главная страница. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://kraeved1147.ru/fovizm-anri-matiss/. свободный. - Загл. с экрана. Дата обращения: 17.05. 2012.

23. Декоративный натюрморт. [Электронный  ресурс]. Адрес доступа: http://www.artseven.ru/Themes/decorativeStillLife/ . свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 04. 05 2012.

24. Натюрморт. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://ec-dejavu.ru/n/Nature_morte.html. свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения 13.04.2012.

25. Стилизация. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://shedevrs.ru/materiali/362-stilizaciya.html. – Загл. с экрана. Дата обращения 01.05.2012.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Декоративный  натюрморт в творчестве зарубежных художников

 

А. Матисс «Красные рыбки»

 

А. Матисс «Натюрморт на фоне ковра»

Приложение 2

Декоративный  натюрморт отечественных мастеров

 

А. Головин «Цветы и фарфор»

 

И. Машков «Натюрморт с всадником»

 

Продолжение приложения 2

 

М. Сарьян «Цветы с Чамлыча»

Т. Маврина «Букет на фоне иконы»

Приложение 3

Методика разработки декоративного натюрморта

(живописно-графическое  исполнение)

Монохромное решение образа

 

Разработка образа с использованием трех цветов

 

Продолжение приложения 2

 

Использование дополнительных цветов (пятново-контурное решение)

 

Восточный натюрморт: контрастное  цветовое решение

 

 

 

 

Приложение 4

Работы учащихся по теме «Декоративный натюрморт»

 

Ямиков А. 7класс.

Слободич Д. 7 класс

 

 

Продолжение приложения 4

Файрушин А. 7 класс

Левитан С. 7 класс

 

 

Продолжение приложения 4

   

Исмагилова А. 7 класс

 

Гафиятуллина М. 7 класс

 

 


Информация о работе Обучение приемам декоративной стилизации учащихся средних и старших классов образовательных учреждений