Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 16:12, реферат
Древний Египет — один из древнейших очагов цивилизации. Его историю принято делить на периоды Древнего (конец IV — III тысячелетия до н.э.), Среднего (до XVI века до н.э.), Нового (до конца XI века до н.э.) царств, поздний и персидский (XI — IV века до н.э., в составе государства Птолемеев). Расцвет Древнего Египта пришёлся на XVI — XV века до н.э.
Введение
1. Общая характеристика моды Древнего Египта
2.Мужская одежда
3. Женская одежда
4. Примеры египетской одежды
5. Одеяния рабов
6. Популярные ткани Египта
7. Украшения, головные уборы, прически и элементы символики в костюме 7.1. Аксессуары
Заключение
Список литературы
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный университет культуры и искусств
Факультет народной художественной культуры и музейного дела
По дисциплине: «Мировая художественная культура»
На тему: «Одежда, украшения и мода Древнего Египта»
гр.182-з
Введение
1. Общая характеристика моды Древнего Египта
2.Мужская одежда
3. Женская одежда
4. Примеры египетской одежды
5. Одеяния рабов
6. Популярные ткани Египта
7. Украшения, головные уборы, прически и элементы символики в костюме 7.1. Аксессуары
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
Древний Египет — один из древнейших очагов цивилизации. Его историю принято делить на периоды Древнего (конец IV — III тысячелетия до н.э.), Среднего (до XVI века до н.э.), Нового (до конца XI века до н.э.) царств, поздний и персидский (XI — IV века до н.э., в составе государства Птолемеев). Расцвет Древнего Египта пришёлся на XVI — XV века до н.э.
На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием. Так было и в Древнем Египте.
Всё в культуре Древнего Египта было подчинено канону (греч. "норма", "правило"). Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей.
Конечно, это не отрицало возникновения новых идей и приёмов, но они появлялись медленно и воспринимались не столько как принципиально новые веяния, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Всё сказанное вполне применимо и к египетской моде.
Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления.
Фигура человека в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда неизменно стилизована и одежда. В этой стилизации замыслы моды проявлялись весьма выразительно. Может быть, даже более резко, чем это было в действительности.
Египетские художники и скульпторы учились искусству стилизации в дворцовых школах при храмах. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями и точными нормами, которые никогда не нарушались. Эта ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды.
Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЫ ДРЕВНЕГО ЕТИПТА
Основным признаком моды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена мы видим техническое совершенство одежды, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке платья. Общий вид и каждая деталь модной в Египте одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления, фигура человека в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда неизменно стилизована и одежда. В этой стилизации мода Древнего Египта проявлялась весьма выразительно. Может быть, даже более резко, чем это было в действительности.
Египта на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами.
Но и здесь действуют точные законы.
Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться мода в Древнем Египте, «положенная» сильным мира сего — королям. богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен. В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета - желтого. Все здесь четко предписано и строго выполняется. Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска прямоугольной ткани – синдона. Синдон чаще всего плиссировался в долевом направлении. Его обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикреплялись к внутренней стороне.
Фараон и приближенные носили калазирисы из прозрачной ткани, сверху – драпированный или плиссированный схенти, а иногда только прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появились пестрые мужские одежды из цветной ткани.
Изида принимает Рамзеса III и его сына. Роспись из гробницы Амен-хер-Хопшефа XX династия. Долина цариц,Фивы.
Основная, если не сказать единственная, одежда египтян в ту эпоху — "схенти", передник. Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом.
3. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье «шито по мерке» из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий «футляр» (позднее эта одежда стала называться каласирис, точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными.
Одежда разделялась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), этот натурализм сдержан и в первый момент ускользает от внимания.
Строгая стилизация фигуры и наряду с этим натуралистическая деталь - такое сочетание в истории моды встретится ещё неоднократно; чем более стилизована одежда, тем более выразительна натуралистическая деталь. Египетские стилизация и натурализм особые. По сравнению с позднейшими аналогиями (например, испанская мода периода маньеризма, мода поздней готики и рококо) кажется, что в данном случае речь идет о каком-то завершающем этапе предшествующего развития. Не является ли египетская мода как бы высшей стадией несохранившейся предшествующей «моды неолита»?
Египтянка в типичном каласирисе с золотым воротником и парике | Фараон Менкаура с богинями. У богинь парики и прилегающий каласирис. У фараона на голове митра Верхнего Египта, на нем набедренная повязка. | Нофрет, жена принца Рахотепа. Она одета в нижнюю одежду с бретельками и гладкий прилегающий каласирис |
Обратим внимание на все изящные детали египетской моды. Мужская и женская одежда основана на контрасте как цвета, так и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник и дополняют мужскую и женскую одежду. Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры - с густыми черными волосами или париками, геометрически обрамляющими лицо. Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы. В период Нового царства мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве.
Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).
4. ПРИМЕРЫ ЕГИПЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ
Ханонтон. Деревянная фигурка, XIX династия. Египетский музей, Каир.
Знатная женщина с высоким париком, одета в каласирис из мягкой шелковой ткани.
Фараон Менкаура с богинями, IV династия. Египетский музей, Каир.
У богинь парики, типичные для периодов Древней и Средней империи, прилегающий каласирис. У фараона на голове митра Верхнего Египта, на нем набедренная повязка.
Нофрет, жена принца Рахотепа. Деталь скульптуры из Медума, IV династия.
Египетский музей, Каир.
У королевы парик, типичный для периода Древнего царства, она одета в нижнюю одежду с бретельками и гладкий прилегающий каласирис из белого материала.
Дочери Джехутихетепа. Настенная живопись, XII династия. Прическа периода Древней и Средней империи, украшенная цветами лотоса; на них туники с бретельками, обнажающими грудь.
Богиня Изида провожает королеву Нефертари в загробный мир. Роспись из гробницы Нефертари, XVIII династия. Нефертари (слева) в белом каласирисе с золотым воротником, на голове у неё символы королевской власти, богиня Изида (справа) в прилегающем узорчатом платье.
5. ОДЕЯНИЯ РАБОВ
Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.
Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки.
6. ПОПУЛЯРНЫЕ ТКАНИ ЕГИПТА
Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.
Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.
Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.
Виссон — название весьма любимой в древности материи, которая была предметом роскоши, составною частью царского и жреческого костюмов, принадлежностью религиозных обрядов и т. д. По мнению одних — это было тончайшее полотно, по мнению других — особая хлопчатобумажная материя; оба мнения находят подтверждение у древних писателей. Геродот, описывая процесс бальзамирования мумий в Египте, говорит, что тело "с головы до ног закутывалось повязками из виссона". Микроскопическое исследование показало, что материя, употреблявшаяся для одевания мумий, была именно полотном, производством которого славился Египет. Сам Геродот, однако, в других местах разумеет под виссоном хлопчатобумажную материю, называя его "древесною шерстью", что даже подало повод к предположению, что это был шелк (так переведено слово виссон у Лютера). Разногласие примиряется, быть может, тем, что древние писатели не делали точного различия между полотном и хлопчатобумажной материей и виссоном называли всякую материю, доведенную в обработке до высшего совершенства. Виссон часто упоминается в Библии. Из него сделаны были разные матерчатые принадлежности скинии, а также одежды первосвященника и священников. Иногда В. представлял собою совершенно прозрачную материю. В период упадка религиозного характера иудейского первосвященства священные одежды первосвященников делались из такой именно материи. Во времена упадка нравственности в Римской империи подобный виссон (byssus) был любимой материей римских дам, и из него делались самые модные, так называемые коанские, платья (соа vestis). Отсюда становится понятно свидетельство Плиния Старшего, что виссон был особенным источником удовольствия для женщин (mulierum maxime deliciis) и продавался на вес золота.
Информация о работе Одежда, украшения и мода Древнего Египта