Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:16, реферат
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним из самых великих центров мировой культуры.
История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.
1. Развитие материальной культуры, накопление позитивных и
научных знаний ………………………………………………….. 3
2. Письменность, литература, искусство, архитектура ……………… 6
3. Религия Древних египтян …………………………………………... 9
4. Список литературы ………………………………………………….. 12
5. Тест …………………………………………………………………… 13
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Заочный финансово-
Тульский филиал Финуниверситета
Кафедра экономики, политики и культуры
Факультет – Менеджмент
Специальность – ГМУ
Группа –дне
Личное дело – 07МГБО1319
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
На тему: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Владимир 2007г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
научных знаний ………………………………………………….. 3
5. Тест …………………………………………………………………
РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, НАКОПЛЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним из самых великих центров мировой культуры.
История государства и
культуры Египта делится на несколько
периодов: Раннее, Древнее, Среднее
и Новое царство. Ранний Египет —
это было время образования
В течение всей своей истории
экономическое и культурное процветание
древнего Египта основывалось на сельском
хозяйстве с тщательно
Зарождение и особенности развития египетской цивилизации во многом определялись географическими и климатическими условиями. Основная часть Египта представляет собой зеленую, изобилующую жизнью полосу, которая перемежается пустынными участками. Дождей в Египте почти не бывает, и только воды Нила делают возможным жизнь там, где иначе простирались бы голые пески. Всего 3,5 % территории современного Египта обработаны и населены.
В древности население
этой страны вело довольно скученный
образ жизни. Себя египтяне обычно называли
«людьми», иноземцев же так не называли,
проявляя мало терпимости к другим
народам. Однако «людьми» могли стать
все, кто жил в Египте, говорил
по-египетски, одевался как египтянин,
независимо от расы и цвета кожи.
Природная изолированность
И в географическом, и в культурном отношениях Египет делился на две части: узкую котловину Нильской долины и широкую дельту. Верхний Египет имеет связь с Африкой. Нижний Египет обращен к Средиземному морю и связан с Азией. С незапамятных времен эти две области осознавали свою разделенность. Одна из задач государства и заключалась в том, чтобы объединить народы, живущие в Верхнем и Нижнем Египте, в единую нацию. Власть и ответственность за обе области были сосредоточены в руках бога-царя. Было два визиря, два казначея и зачастую две столицы. Боги двух частей Египта, Сет (Верхний Египет) и Гор (Нижний Египет), также соперничали друг с другом, но в личности фараона оба бога были представлены в равных долях.
Древние египтяне представляли себе землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком. Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Блюдо плавало в воде. Эти воды назывались Нун. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба.
В основе космогонии лежали
представления о так называемых
«холмах творения» - небольших возвышениях,
появляющихся после спада вод
Нила, кишащих живыми существами. На
вершине самопроизвольно
В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.
Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египетский год делился на три сезона по четыре месяца — Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.
ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО, АРХИТЕКТУРА.
На формирование культуры Египта огромное влияние оказал мегалит – культура каменных плит, гробниц и обелисков. Камень принадлежит вечности и спасает человека от исчезновения в земной природе. Магия вечных стихий, в первую очередь мегалитического камня, обеспечивает вечное пребывание в смерти. Жизнь же защищена магией живого бога-царя Гора, который, умирая, становится царем смерти Осирисом. Страх смерти преодолевается магией вечности - если бог царит и в смерти, то жизнь и смерть непрерывны – смерть продолжает жизнь. В египетской культуре возникает представление о вечном царстве, где человек пребывает в единстве земного и небесного.
В Гизе и поныне высятся три громадные пирамиды – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Высота пирамиды Хеопса 146 м, а длина каждой грани 230м. Строили эту пирамиду, по зафиксированным греческим историком Геродотом преданиям, около 100 тыс. человек на протяжении 20 лет. Гигантские сооружения некрополя в Гизе возводились в эпоху Древнего царства – в первой половине 3 тыс. до н.э.
К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родственников фараона. Страж некрополя – колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, вытесанный из скалы, похожей по форме на тело лежащего льва.
Похороны умершего фараона сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история Осириса. Предполагалось, что в подземном царстве умерший предстает перед судом Осириса, затем наступает загробная жизнь, во всем похожая на земную. Поэтому покойник должен быть снабжен всем необходимым для этой жизни вплоть до собственного тела. Отсюда и обычай бальзамирования. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего. Кроме тела и портрета следовало обеспечить умершему и богатство. Множество небольших статуэток, так называемых ушебти, заменяли покойному слуг.
В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: стоящей – фигура непременно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты в телу; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс также выпрямлен, взор устремлен вдаль. В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым; вся фигура обрисована единой упругой линией.
На стенах гробниц располагались
росписи и рельефы с
Пиктография, то есть картинное письмо, была общей первоначальной основой и письменности и искусства Египта. Изображение для египтян – это прежде всего знак. Но знак не в нашем понимании – как что-то условное, подсобное, а священный знак-образ, обладающий животворной силой. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов; писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. Письменность проделывала свою обычную эволюцию – от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. В Египте рано возникло алфавитно-слоговое письмо, т.е. среди схематических «букв» то и дело встречались изображения. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм.
Вся древнеегипетская литература,
документы и письма были записаны
на папирусе, который являлся основным
писчим материалом древних египтян.
Однако грамотность была доступна весьма
ограниченному слою людей, так как
требовала длительного обучения
и материальных затрат, поэтому должность
писца считалась очень
В период Нового царства вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Гробницы перестают быть наземными сооружениями, их устраивают в ущельях скал. В течении нескольких веков строились и достраивались храмы Амона – Ра в Карнаке и Луксоре. В храмах помещалось множество статуй, а стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны покрывались рельефами.
Подлинно новаторским в художественной культуре Египта стало время правления реформатора Аменхотепа IV – Эхнатона, который единым законодательным актом отверг весь древний пантеон богов и ввел единобожие, признав Атона единственным богом не только египтян, но и всех остальных народов. Прежнее верховное божество Амон – Ра изображался в виде тельца или барана, новое же божество Атон был самим солнечным диском, который и изображали как светлый круг, испускающий лучи, каждый из которых оканчивался человеческой рукой – символ дарования благ земле.
После столкновения с фиванскими жрецами Аменхотеп IV закрыл все старые храмы, принял новое имя Эхнатон и приступил к строительству новой столицы, названной Ахетатон.
В храмах новой столицы не стало сумрачных гипостильных залов, новая религия была религией животворящего солнечного света. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. В искусстве возникает интерес к лирическим мотивам. Всемирно известны скульптурные портреты Нефертити – любимой жены Эхнатона, «владычицы радости», как ее титуловали. Подобные портреты создавались на основе масок, снятых с живых людей, для того чтобы достичь требуемого загробным ритуалом сходства.