Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:59, реферат
Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме.
Все образы природы, будучи запечатленными в звуках, на холсте, в стихах вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава, она такова, какой видит ее человек.
Тема природы, тема четырех «царственных» стихий (Огня, Воды, Земли, Воздуха) издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в восходе и заходе солнца.
ОБРАЗЫ СОЛНЦА И ОГНЯ В МУЗЫКЕ
Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме.
Все образы природы, будучи запечатленными
в звуках, на холсте, в стихах вызывают
сложные чувства, переживания, настроения.
Природа в искусстве
Тема природы, тема четырех «царственных» стихий (Огня, Воды, Земли, Воздуха) издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в восходе и заходе солнца.
В песне «Заход солнца» основоположника норвежской классики Эдварда Грига (1843-1907) можно не только услышать, но и увидеть восход солнца.
В произведениях русских композиторов солнце имеет положительный, добрый, справедливый, сильный мужской образ. Солнце- древний комический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет. Солнце- героическое и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни, жизни растений и животных.
В самой поэтичной опере Н.А. Римского-Корсакого(1784-1862) «Снегурочка», мы слышим ритуальное обращение ко всемогущему богу Солнца-Яриле- символу света, тепла, плодородия и любви. Идея оперы- прославление могущественных сил природы, несущих людям счастье.
Ярило-Солнце- «творческое начало, вызывающее жизнь в природе и людях» (Н.А. Римский-Корсаков). Солнцу враждебен суровый Мороз. Снегурочка- холодное дитя Мороза и Весны-всей душой тянется к людям, к солнцу и композитор показывает как постепенно любовь и тепло торжествует в ее сердце.
Образ огня в классической музыке часто связан с образом Прометея. С мифом о Прометее связана «Симфония№5» Бетховена, а финал» Симфонии№3 Героической» вырос непосредственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета « Прометей». В музыку выдающегося русского композитора, пианиста, педагога А.Н. Скрябина образы солнца и огня вошли еще в его юности. В начале XX века Скрябин создает оригинальное симфоническое произведение « Прометей» ( Поэма Огня). В основе поэмы лежит древнегреческий миф о прометее, который похитил огонь у Богов и подарил его людям. Это произведение предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Скрябин зримо воссоздал «Образ пламени». Сам композитор так определял содержание поэмы: « Прометей есть символ в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это –активная энергия Вселенной. Это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль.»
Образы Солнца и Огня нередко встречаются и в музыке современных композиторов. Примерами могут служить « Серенада трубадура» Геннадия Гладкова, « Огонь Прометея» Оскара Фельцмана, « Я-огонь, ты- вода» Владимира Девятова, «Дорога к Солнцу» Кима Брейбурга.