Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа
Эстетическое освоение действительности органиче¬ски связано с жизнью художника. Без знания творче¬ского пути мастера невозможно не только правильно понять его произведения, но и определить их место в искусстве. Именно поэтому исследователи, разраба¬тывая те или иные теоретические проблемы, всегда соотносят произведения художника с конкретными фактами его биографии.
В последние годы у нас в республике издан ряд мо¬нографических исследований о жизни и творчестве видных мастеров различных видов искусства. Насто¬ящая работа посвящена балетмейстеру Константину Алексютовичу — человеку, с именем которого связано становление национальной хореографии.
I. Введение ……………………………………………………………………стр.2-3
II. Основная часть…………………………………………………………….стр.4-22
2.1 Возникновение первого Белорусского Драматического театра ……стр.4-5
2.2 Истоки творчества К.А. Алексютовича ……………………………стр. 5-8
2.3 В первом Белорусском Государственном театре ………………………стр. 8-16
2.4 У Владислава Голубка (Третий Белорусский государственный театр)..стр. 17-18
2.5 Декада Белорусского искусства в Москве …………………………….....стр. 19-21
2.6 Последние годы творчества К.А. Алексютовича …………………….….стр. 22
III. Заключение …………………………………………………………………..стр. 23
IV. Литература ……………………………………………………………………стр. 24
В первые дни войны ансамбль обслуживал призывные пункты Минска. Последний концерт заглушили взрывы бомб, сброшенных фашистскими стервятниками на белорусскую столицу. Вражеские полчища рвались на Восток.
Последние годы творчества К.А. Алексютовича
Работа во время войны балетмейстером областного Узбекского драматического музыкального театра и в балетной студии при Доме Красной Армии в Самарканде потребовала от К. Алексютовича детального изучения местного фольклора. Познание узбекской танцевальной культуры, ее выразительных средств, включающих разнообразнейшие пластические движения рук, всевозможные стремительные вращения, специфические восточные ритмы и т. д., позволило балетмейстеру создать ряд своеобразных танцевальных номеров.
Первая постановка узбекских танцев была осуществлена в спектакле «Фарзанд» композитора С. Юдакова. Балетмейстер добился от исполнителей тонкой передачи колорита и особенностей народного танца.
В сравнительно короткий срок Алексютович создал обширную концертную программу. Его деятельность в тяжелые дни войны можно назвать трудовым патриотическим подвигом. Работая без отдыха, часто впроголодь, он организовывает выездные концерты артистов театра и балетной студии в госпиталях, воинских частях, на фабриках и заводах, в военных училищах.
В тяжелых условиях эвакуации К. Алексютович ни на один день не забывал Белоруссию, верил, что час возвращения в родной Минск близок.
В предвидении скорой победы Центральный Комитет Коммунистической партии и Правительство Белоруссии восстанавливают работу творческих союзов, концертных организаций, театров. К. Алексютович получает приглашение на должность главного балетмейстера Белостокского ансамбля песни и пляски, который в то время базировался в Новосибирске. Сколько было радости! Но выехать к месту работы Константин Андреевич сразу не смог, так как подходило время сдачи очередного спектакля. А затем тяжелая болезнь перечеркнула все его планы. 26 февраля 1943 года его не стало. Похоронили К. Алексютовича в Самарканде на городском кладбище.
Заключение
Творческую биографию Константина Алексютовича невозможно отделить от его многолетней педагогической деятельности. За сорок с лишним лет балетмейстер подготовил несколько сот прекрасных исполнителей народных, классических и характерных танцев, воспитал немало специалистов в области хореографии. Впоследствии они стали известными актерами, мастерами сцены, ведущими балетмейстерами. Это народные артисты БССР С. Дречин и А. Рыбаченко, народная артистка РСФСР А. Урусова, заслуженный деятель культуры БССР И. Сериков, заслуженный деятель искусств БССР П. Акуленок, а также Ю. Хираско, Т. Узунова и многие другие.
Он никогда не замыкался в узких рамках специальности. Неутомимый, энергичный даже в зрелом возрасте, успевал всюду: бывал в колхозах, на фабриках, строительных площадках, в воинских частях. Общественные нагрузки порой превышали по объему его основную работу. Он был шефом танцевальных коллективов нескольких воинских частей Белорусского военного округа, руководил самодеятельностью рабочего клуба, детским танцевальным кружком. Неизменно назначался главным балетмейстером заключительных концертов республиканских смотров и олимпиад, входил в состав их жюри и таким образом оказывал влияние на развитие художественной самодеятельности Белоруссии.
Из многочисленных воспоминаний его бывших коллег и учеников перед нами предстает самобытная личность с богатым внутренним миром. Под внешней строгостью и замкнутостью Константина Алексютовича скрывалось мягкое сердце, полное нежности и любви к людям. Это был всесторонне эрудированный, с большим жизненным опытом человек. Он до самозабвения любил музыку, владел игрой на фортепьяно. С увлечением читал русских классиков, произведения которых стояли в его домашней библиотеке рядом с книгами белорусских писателей. Алексютович глубоко почитал творчество великих мастеров слова, лично знал Янку Купалу, Якуба Коласа, Змитрака Бядулю и часто встречался с ними. Все это, несомненно, оказывало влияние на его творчество. В редкие часы досуга он увлекался радиотехникой, фотографией, ездой на мотоцикле.
Труд балетмейстера получил широкое признание. Он достойно оценен при его жизни. В 1924 году в числе первых советских деятелей искусства он награжден Почетной грамотой Центрального Исполнительного Комитета БССР, а в 1940 — орденом «Знак Почета».
Выходец из крестьянской музыкально одаренной семьи, он впитал в себя поэтическое восприятие родной природы. Он не ограничивался впечатлениями и знаниями, почерпнутыми в детстве и отрочестве; старательно, по крупице собирал лучшие образцы народно-танцевального творчества. Это позволило ему восстановить несколько забытых и создать ряд новых танцев.
Константина Алексютовича зритель любил за глубину и правдивость чувств, одухотворенность сценических образов. Где бы ни работал балетмейстер, его творчество всегда было пронизано ясностью, радостью, душевностью.
Литература
1.Алексютович Л. К.Белорусские народные танцы, хороводы, игры. Минск,
1978г.
2. Алексютович Л. К. Балетмейстер Константин Алексютович. Минск, 1984г.
3. Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. Минск, 1974г.
4. Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. Минск, 1974г.
5. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. Учебное пособие. Челябинск. 1989г.
6. Слонимский Ю. Советский балет. Москва, 1950г.
7. Чурко Ю. Белорусский хореографический фольклор. Минск, 1990г.
8. Чурко Ю. Белорусский балет. Минск,1966г.
23
Информация о работе Определение места искусства в Советской Белоруссии -20-е годы