Определение места искусства в Советской Белоруссии -20-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Эстетическое освоение действительности органиче¬ски связано с жизнью художника. Без знания творче¬ского пути мастера невозможно не только правильно понять его произведения, но и определить их место в искусстве. Именно поэтому исследователи, разраба¬тывая те или иные теоретические проблемы, всегда соотносят произведения художника с конкретными фактами его биографии.
В последние годы у нас в республике издан ряд мо¬нографических исследований о жизни и творчестве видных мастеров различных видов искусства. Насто¬ящая работа посвящена балетмейстеру Константину Алексютовичу — человеку, с именем которого связано становление национальной хореографии.

Содержание работы

I. Введение ……………………………………………………………………стр.2-3
II. Основная часть…………………………………………………………….стр.4-22
2.1 Возникновение первого Белорусского Драматического театра ……стр.4-5
2.2 Истоки творчества К.А. Алексютовича ……………………………стр. 5-8
2.3 В первом Белорусском Государственном театре ………………………стр. 8-16
2.4 У Владислава Голубка (Третий Белорусский государственный театр)..стр. 17-18
2.5 Декада Белорусского искусства в Москве …………………………….....стр. 19-21
2.6 Последние годы творчества К.А. Алексютовича …………………….….стр. 22
III. Заключение …………………………………………………………………..стр. 23
IV. Литература ……………………………………………………………………стр. 24

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

В первые дни войны ансамбль обслуживал призыв­ные пункты Минска. Последний концерт заглушили взрывы бомб, сброшенных фашистскими стервятника­ми на белорусскую столицу. Вражеские полчища рва­лись на Восток.

 

 

 

Последние годы творчества К.А. Алексютовича

Работа во время войны балетмейстером областного Узбекского драматического музыкального театра и в балетной студии при Доме Красной Армии в Самар­канде потребовала от К. Алексютовича детального изучения местного фольклора. Познание узбекской танцевальной культуры, ее выразительных средств, включающих разнообразнейшие пластические движе­ния рук, всевозможные стремительные вращения, спе­цифические восточные ритмы и т. д., позволило балет­мейстеру создать ряд своеобразных танцевальных но­меров.

Первая постановка узбекских танцев была осуще­ствлена в спектакле «Фарзанд» композитора С. Юдакова. Балетмейстер добился от исполнителей тонкой передачи колорита и особенностей народного танца.

В сравнительно короткий срок Алексютович создал обширную концертную программу. Его деятельность в тяжелые дни войны можно назвать трудовым патрио­тическим подвигом. Работая без отдыха, часто впрого­лодь, он организовывает выездные концерты арти­стов театра и балетной студии в госпиталях, воинских частях, на фабриках и заводах, в военных училищах.

В тяжелых условиях эвакуации К. Алексютович ни на один день не забывал Белоруссию, верил, что час возвращения в родной Минск близок.

В предвидении скорой победы Центральный Коми­тет Коммунистической партии и Правительство Бело­руссии восстанавливают работу творческих союзов, концертных организаций, театров. К. Алексютович по­лучает приглашение на должность главного балетмей­стера Белостокского ансамбля песни и пляски, который в то время базировался в Новосибирске. Сколько было радости! Но выехать к месту работы Константин Ан­дреевич сразу не смог, так как подходило время сда­чи очередного спектакля. А затем тяжелая болезнь пе­речеркнула все его планы. 26 февраля 1943 года его не стало. Похоронили К. Алексютовича в Самарканде на городском кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творческую биографию Константина Алексютовича невозможно отделить от его многолетней педагогичес­кой деятельности. За сорок с лишним лет балетмейстер подготовил несколько сот прекрасных исполнителей народных, классических и характерных танцев, воспи­тал немало специалистов в области хореографии. Впос­ледствии они стали известными актерами, мастерами сцены, ведущими балетмейстерами. Это народные ар­тисты БССР С. Дречин и А. Рыбаченко, народная ар­тистка РСФСР А. Урусова, заслуженный деятель куль­туры БССР И. Сериков, заслуженный деятель искусств БССР П. Акуленок, а также Ю. Хираско, Т. Узунова и многие другие.

Он никогда не замыкался в узких рамках специ­альности. Неутомимый, энергичный даже в зрелом воз­расте, успевал всюду: бывал в колхозах, на фабриках, строительных площадках, в воинских частях. Общест­венные нагрузки порой превышали по объему его основную работу. Он был шефом танцевальных кол­лективов нескольких воинских частей Белорусского военного округа, руководил самодеятельностью рабоче­го клуба, детским танцевальным кружком. Неизменно назначался главным балетмейстером заключительных концертов республиканских смотров и олимпиад, вхо­дил в состав их жюри и таким образом оказывал вли­яние на развитие художественной самодеятельности Белоруссии.

Из многочисленных воспоминаний его бывших кол­лег и учеников перед нами предстает самобытная лич­ность с богатым внутренним миром. Под внешней стро­гостью и замкнутостью Константина Алексютовича скрывалось мягкое сердце, полное нежности и любви к людям. Это был всесторонне эрудированный, с боль­шим жизненным опытом человек. Он до самозабвения любил музыку, владел игрой на фортепьяно. С увлече­нием читал русских классиков, произведения которых стояли в его домашней библиотеке рядом с книгами белорусских писателей. Алексютович глубоко почитал творчество великих мастеров слова, лично знал Янку Купалу, Якуба Коласа, Змитрака Бядулю и часто встречался с ними. Все это, несомненно, оказывало влияние на его творчество. В редкие часы досуга он увлекался радиотехникой, фотографией, ездой на мо­тоцикле.

Труд балетмейстера получил широкое признание. Он достойно оценен при его жизни. В 1924 году в чис­ле первых советских деятелей искусства он награжден Почетной грамотой Центрального Исполнительного Ко­митета БССР, а в 1940 — орденом «Знак Почета».

Выходец из крестьянской музыкально одаренной семьи, он впитал в себя поэтическое восприятие родной природы. Он не ограничивался впечатлениями и знани­ями, почерпнутыми в детстве и отрочестве; старатель­но, по крупице собирал лучшие образцы народно-тан­цевального творчества. Это позволило ему восстановить несколько забытых и создать ряд новых танцев.

Константина Алексютовича зритель любил за глу­бину и правдивость чувств, одухотворенность сцени­ческих образов. Где бы ни работал балетмейстер, его творчество всегда было пронизано ясностью, радостью, душевностью.

 

 

Литература

 

1.Алексютович Л. К.Белорусские народные танцы, хороводы, игры. Минск,

1978г.

2. Алексютович Л. К. Балетмейстер Константин Алексютович. Минск, 1984г.

3. Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. Минск, 1974г.

4. Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. Минск, 1974г.

5. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. Учебное пособие. Челябинск. 1989г.

6. Слонимский Ю. Советский балет. Москва, 1950г.

7. Чурко Ю. Белорусский хореографический фольклор. Минск, 1990г.

8. Чурко Ю. Белорусский балет. Минск,1966г.

 

 

 

23

 



Информация о работе Определение места искусства в Советской Белоруссии -20-е годы