Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 23:53, реферат
Цели и задачи. Целью моей работы является составление авторской композиции и роспись изделия необычной формы-лейки в стиле жостово (создание предмета ДПИ). Она голубая, а на ней изображены цветы. Цветы расположены полувенком. Крупные цветы ближе к ручке, а на клобушке - легкий полувенок из розочек.
Введение
1. Художественно-историческая глава
1.1 Композиционная часть
1.2 Творческий замысел и выполнение росписи курсового изделия
2. Технологическая глава
2.1 Материалы и инструменты
2.2.Создание эскиза
2.3.Подготовка изделия к росписи
2.4.Роспись изделия
2.5 Технологическая карта
2.6 Охрана труда и техника безопасности
2.7 Организация рабочего места художника
2.8 Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер
2.9 Требования безопасности перед началом работы
Заключение
Словарь терминов
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Художественно-историческая глава
1.1 Композиционная часть
1.2 Творческий замысел и выполнение росписи курсового изделия
2. Технологическая глава
2.1 Материалы и инструменты
2.2.Создание эскиза
2.3.Подготовка изделия к росписи
2.4.Роспись изделия
2.5 Технологическая карта
2.6 Охрана труда и техника безопасности
2.7 Организация рабочего места художника
2.8 Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер
2.9 Требования безопасности перед началом работы
Заключение
Словарь терминов
Список литературы
Введение
Народное искусство-- создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. Народное искусство имеет по преимуществу декоративное и прикладное значение. Народные мастера создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
В народном искусстве можно выделить два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. Например, произведениями традиционных художественных промыслов являются: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень, Борок, и другие.)
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы произведений переходят из поколения в поколение, сохраняясь в руках и памяти народных художников. В силу этого закрепляемая веками традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.
Цели и задачи. Целью моей работы является составление авторской композиции и роспись изделия необычной формы-лейки в стиле жостово (создание предмета ДПИ). Она голубая, а на ней изображены цветы. Цветы расположены полувенком. Крупные цветы ближе к ручке, а на клобушке - легкий полувенок из розочек.
А задача состоит в том что создать неповторимое декоративное изделие. Но оно не только декоративно но и несёт в себе утилитарную функцию. Моей лейкой можно пользоваться, внутри она не обработана и может выдержать воздействие воды.
Основной целью моей работы естественно было выполнение курсовой работы на оценку отлично, но мне всегда жалко отдавать свои изделия, потому что в них вложено столько труда, что окончательное изделие становится бесценным, а если задаться целью расписать такую форму на заказ, то я скорее всего откажусь, так как такая цель не оправдывает средства, поэтому я расписываю одновременно две лейки и одну отдаю в колледж, а вторую я оставляю себе. Таким образом, к вышеупомянутой цели добавляется ещё одна - украшение моего подоконника, я буду смотреть на свою работу и пользоваться ею!
Точно также я надеюсь, что моя первая лейка не станет музейным экспонатом, а ей будут пользоваться в коллежде.
Я считаю, что именно в использовании предметов декоративно украшающих интерьер наших кабинетов и состоит декоративно-прикладное искусство, которым мы занимаемся.
1. Художественно-историческая глава
Старинная деревня Жостово находится и восемнадцати километрах от подмосковного города Мытищи в живописной местности близ Клязьминского водохранилища. По сторонам длинной улицы расположилось сто пятьдесят домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже более полутора веков.
Искусство Жостова принадлежит к семье «русских лаков». Одна ветвь этой семьи связана с Палехом, Мстёрой и Холуем, где лаковая миниатюра возникла в 1920-1930-e годы и унаследовала традиции древнерусской иконописи. К другой ветви, зародившейся еще в конце XVIII века, принадлежат Федоскино и Жостово. Их близость определяется не только географическим соседством этих центров, но также родством происхождения, сходством стилевых истоков.
Село Данилково близ Федоскина, деревни Осташково и Жостово были в XIX веке известными центрами русской лаковой миниатюры. Мастерские династий Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, коробочек, кошельков, марочниц, портсигаров, чайниц и других небольших предметов из папье-маше, украшенных живописными миниатюрами, являвшими собою вольные переложения станковых картин и гравюр. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями, и позднее и орнаментальными цветочными композициями. Начавшись в русле лаковой миниатюры, производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел и развилось в ряде деревень бывшей Троицкой волости Московского уезда (Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое, Сорокино, Новосильцево, Чивирево). Ведущая роль принадлежала Жостову, название которого дало имя всему промыслу.
Начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 годом -- датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само но себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития.
К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, там, где расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне, как один из крупнейших центров русского народного искусства.
Славу Жостову создали расписные лакированные подносы, которые уже более полутораста лет изготовляют его искусные мастера.
Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Украшенные от руки нарядной цветистой росписью, подносы радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности, красотой и выразительностью свободного кистевого письма.
Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов или эталонов; известный советский искусствовед А,В, Бакушинский назвал её «плодом быстрой неповторимой импровизации». Среди жостовских вещей не найти и двух совершенно одинаковых, ибо все мастера работают творчески, никогда не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых, в прошлом безвестных крестьянских художников.
Изготовляются подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, ныне эти трудоёмкие операции выполняются на механических прессах.
Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько приёмов. Начинается она с «замалёвки»: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположения основных пятен. «Замалёванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами («тенёжкой» и «прокладкой») строятся формы цветов и листьев: сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все обёмы.
Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки»:упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепесточки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись; мелкие веточки не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертании в одних случаях спокойно лепят форму, в других -- ложатся на ней своеобразным узором и т.д,). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений,
Расписные подносы составляли неотъемлемую часть старого русского быта. Их можно было встретить в трактире или чайной, они украшали праздничный стол, сопровождали степенное чаепитие в крестьянском или купеческом доме, семье городского ремесленника или чиновника.
Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера.
Жостовские подносы ценятся не только на своей родине, но и далеко за ее пределами. Они постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, вызывая неизменный интерес посетителей, их охотно покупают в разных странах.
Если многие другие художественные ремесла -- роспись и резьба по дереву, вышивка, ткачество, гончарство -- искони были распространены на Руси почти повсеместно, то изготовление расписных подносов принадлежит к довольно редкому в нашей стране виду декоративного искусства -- так называемым художественным лаком. К ним относятся изделия из папье-маше и железа, украшенные декоративной живописью. Сам материал оказывается скрытым под многочисленными слоями грунта и пака, и предмет как бы приобретает новую, искусственную поверхность -- идеально гладкую и блестящую, дающую эффектную игру светлых бликов и глубоких теней.
Родиной художественных леков является Китай, где они были известны уже с глубокой древности. В России расписные лакированные подносы начали изготавливаться в первой половине XVIII века на Урале, на нижнетагильском заводе Демидовых. Позднее производство их освоили также петербургские и подмосковные мастера.
Каждый центр подносного дела создал свои неповторимые художественные решения, выделяясь своеобразием композиции, мотивов, приемов.
Уральские подносы знаменовали собой первый этап развития русской декоративной живописи на лакированном металле и первый ее яркий расцвет. Который пришёлся на конец XVIII - начало XIX века. Кустарные мастерские возникли вокруг заводов, выпускавших листовое железо. Особенно иного их было в Нижнем Тагиле, крупном экономическом и культурном центре горнозаводского Урала, резиденции заводчиков Демидовых.
В этот период в Нижнем Тагиле изготовлялись из лакированного железа самые разнообразные вещи -- столики, шкатулки, сундуки, лотки, вёдра, бураки, украшенные росписью, но больше всего делали подносы -- прямоугольные, круглые, овальные, восьмиугольные, с высокими прорезными золочеными бортиками. Живопись поражала редкой широтой диапазона. Были здесь академически выполненные «железные картины» на исторические или мифологические сюжеты. («Прощание Гектора с Андромахой», сцены из жизни Петра, Наполеона и т.д), а также очень разнообразные по характеру и мотивам изображения цветов и фруктов, среди которых можно было встретить вазоны с цветами, гирлянды из тюльпанов и гвоздик, оригинальные построения в круге с росписью на нескольких цветных фонах. Причем в композициях и мотивах часто угадывалось влияние декоративных росписей классицизма.
В середине XIX века ведущая роль в производстве расписных подносов переходит к петербургским мастерским. Ещё в XVIII веке в Петербурге изготовлялись декоративные панно для украшения дворцов и различные предметы из лакированного дерева и папье-маше с золотистой росписью в «китайской манере». С 1830-х годов основным видом изделий становятся расписные подносы, украшенные изысканными орнаментами в стиле позднего рококо. Изображений изящных цветов, экзотических птиц, декоративных архитектурных пейзажей образовывали легкие асимметрические композиции, свободно переходившие с бортиков на дно. Живопись дополнялась золотистыми рокайльными узорами «решетками», "раковинами", «брызгами» и т.п.
Подчеркнуто нарядными были и сами формы подносов с волнистыми фестончатыми краями.
Подмосковный центр русского «подносного мастерства», ставший впоследствии известным как «жостовский», начал формироваться в середине XIX века, а во второй его половине занял ведущее место в русском подносном деле. Именно он донес до наших дней это большое и яркое искусства.
История жостовского промысла своеобразна. Она восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) -- Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других -- возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше Первым лакировальным заведением в Подмосковье была Фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.