Особенности жостовской росписи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 23:53, реферат

Описание работы

Цели и задачи. Целью моей работы является составление авторской композиции и роспись изделия необычной формы-лейки в стиле жостово (создание предмета ДПИ). Она голубая, а на ней изображены цветы. Цветы расположены полувенком. Крупные цветы ближе к ручке, а на клобушке - легкий полувенок из розочек.

Содержание работы

Введение
1. Художественно-историческая глава
1.1 Композиционная часть
1.2 Творческий замысел и выполнение росписи курсового изделия
2. Технологическая глава
2.1 Материалы и инструменты
2.2.Создание эскиза
2.3.Подготовка изделия к росписи
2.4.Роспись изделия
2.5 Технологическая карта
2.6 Охрана труда и техника безопасности
2.7 Организация рабочего места художника
2.8 Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер
2.9 Требования безопасности перед началом работы
Заключение
Словарь терминов
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности жостовской росписи.rtf

— 294.01 Кб (Скачать файл)

Вот почему большинство людей предпочитает выращивать цветы на подоконниках, ведь они не только красиво цветут, но и улучшают микроклимат жилища, очищают воздух и выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Отдавая предпочтение живым цветам, срезанные букеты люди стараются не ставить у себя в доме. Но даже живые цветы не цветут постоянно, хотя над этим тоже уже работает наш селекционер, и скоро мы увидим вечно цветущие колокольчики Абросимова, а пока их еще нет, я решила попытаться опередить его, создав их подобие. Не хочу соревноваться с селекционерами Тимирязевки, но мои цветы, и Розы, и Ирисы, и Колокольчики - уже цветут постоянно: и когда комнатные растения только всходят, и когда только набирают силу, когда расцветают, когда увядают и плодоносят, - мои цветы продолжают цвести! Они цветут постоянно.

Эта статичность может показаться скучной, ведь статичности в Природе не существует, всё движется, изменяет свою форму и суть.

Окрашивая лейку в голубой цвет, других цветов я не рассматривала, потому что я хотела не только украсить подоконник, но и немножко рассказать, как будущий учитель естествознания, что вода на самом деле голубого цвета. Считается что она прозрачная, а голубой цвет ей придаёт отражение неба. Однако оказывается, что чистая вода - голубая. Но эта окраска такая слабая, что в маленьком объёме она незаметна. А вот уже в большом аквариуме будет заметен голубой оттенок воды.

Цвет воды зависит от особенностей поглощения и отражения света молекулами воды. Белый свет, например солнечный, можно разложить на составляющие цвета. Их совокупность называется спектром. Спектр белого цвета состоит из цветов радуги. Молекулы воды поглощают цвет в красно-зеленой части спектра. А лучи его синей части отражаются молекулами. Поэтому мы воспринимаем цвет воды как голубой. Этот факт я и отразила, выбирая фоновый цвет лейки.

Наши художники знамениты повсеместно, а искусство Жостова входит в мировое наследие Юнеско, как образец великого искусства, передаваемого из поколения в поколение также и потому, что наши мастера являются не только художниками, но и выдающимися народными просветителями, глубоко проникшими в тайны природы.

Исполнение букета в форме полувенка является классическим и выполнено в стиле Н. Н. Можаева - это чёткие линии, яркие цвета и ритмичная композиция.

Думаю, что мне в полной мере удалось раскрыть свой творческий замысел в своей работе.

 

 

2.Технологическая глава

 

2.1 Материалы и инструменты

 

Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные или оргалитовые заготовки, но лучше настоящие металлические подносы или другие формы.

Роспись выполняется масляными красками. Кисти желательно брать беличьи в форме лопатки и колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.

Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) - это все пригодится для творческой работы.

 

2.2 Создание эскиза

 

Желательно иметь перед собой образцы изделий мастеров жостова. Но так как у нас нет подлинного образца, мы вынуждены ориентироваться на репродукции.

Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию с формой предмета, решив задачу в цвете, художник имеет возможность создать эскиз будущего изделия.

 

2.3 Подготовка изделия к росписи

 

Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.

Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты.

Для упражнения необходимо проделать несколько круговых движений кистью руки. При работе можно использовать подручник.

Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.

Роспись производится в строгой последовательности.

 

2.4 Роспись изделия

 

Этапы жостовской росписи

Замалёвок

Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенёжка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»--созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть -- уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи -- рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка борта подноса

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Особенности жостовской росписи

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи -- цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ведущие художники жостовского промысла -- А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин

Как я расписывала изделие

Выбор изделия

Моё изделие - это лейка, она сделана из оцинкованной стали. Я приобрела её в магазине «икея». Мне нравиться работать с необычными формами, а это изделие несёт в себе и утилитарную функцию, что мне тоже очень нравиться, так как я считаю что декоративное искусство должно быть и прикладным.

Шпатлевание

На изделии нужно было зашпатлевать неровные края. Я шпатлевала однокомпонентной автомобильной шпатлёвкой в тюбике « Каменьсхват К-136-82»

Шлифование

Шлифовала металлическую поверхность наждачной бумагой.

Нанесение фонового покрытия

Красила лейку универсальной эмалью голубого цвета. Мы смешивали белую эмаль с синей, до получения удовлетворяющего наши пожелания голубого цвета.

Копчение

По традиционной технологии коптили лейку с использованием восковой свечи. Сначала я нанесла слой ПФ лака, а затем держа лейку за ручку закоптили нижнюю часть поверхности лейки и клабушок.

Разработка эскиза

Разрабатывая эскиз я рассматривала различные варианты композиций: был и букет по центру, и цветы выстроенные в ритмичный ряд. Но я остановилась на угловой композиции букета в раскидку.

Перенос эскиза на изделие

Перенос эскиза через кальку производился с помощью белой масляной краски. Сначала рисуется на кальке карандашом контур будущего рисунка. Затем нужно тонким слоем натамповать краску на кальку с помощью указательного пальца. Калька накладывается крашеной стороной на поверхность изделия и по карандашному контуру карандашом обводится контур.

Замалёвок

Нанесение силуэтов цветов разбелённой краской (розовой, голубой, сиреневой и т. д.)

Тенёжка

Наносится сквозными красками.( марс оранжевый, краплак красный, голубая ф.ц.)

Прокладка цветом

Обретение формы букета.

Бликовка

Наносятся блики. Появление объёма.

Чертёжка

Нанесение контура, прожилок и мелких деталей букета.

Привязка

Заключительный этап росписи. При помощи тонких стебельков, травинок букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка

Нанесение орнамента финской пастой.

Лакирование и шлифовка

Изделие покрывают лаком и шлифуют.

 

2.5 Технологическая карта

 

стадии

операции

1. Подготовка изделия под роспись

1. Шпатлевание

2. Шлифование

3.Фоновое покрытие

4. Копчение

2. Разработка рисунка и перенос его на поверхность

1. Эскизирование

2.Утверждение окончательного варианта

3. Перенос рисунка на поверхность изделия

3. Роспись изделия

1. Замалёвок

2. Тенёжка

3. Прокладка

4. Бликовка

5. Чертёжка

6. Привязка

7. Уборка

4. Чистовая отделка изделия

1. Сушка

2. Лакировка


 

2.6 Охрана труда и техника безопасности

 

1. Организация рабочего места художника

Большое значение в художественной росписи по дереву имеет правильная организация рабочего пространства. Правильная организация рабочего места художника - залог успешной работы.

Совершенно необходимое для работы условие - хорошо проветриваемое помещение. Если это условие не соблюдено, то долгое общение с красками, растворителями и лаками способно вызвать аллергические реакции.

Лучшим местом для работы, в нашем случае, является парта (стол). Необходимо наличие ящиков или полок для хранения инструментов, материалов и изделия. Это обеспечивает порядок на рабочем месте. Стол, по возможности, должен быть достаточно широким, лучше если у него будет удобная подножка.

Рабочее место должно быть хорошо освящено. Если освещение недостаточно, то на столе должна иметься настольная лампа (лампа дневного света). Тем, у кого плохое зрение необходимо пользоваться очками, линзами или лупой. Полумягкий стул надо ставить так, чтобы естественный свет падал слева. Если же приходится пользоваться лампой, то она должна давать достаточно света и располагаться так, чтобы равномерно освещать все поле росписи.

Необходимо правильно разместить на рабочем столе все немалое и разнообразное «хозяйство» художника. Суета во время работы недопустима, поэтому опытные художники соблюдают неукоснительный, раз и навсегда заведенный порядок в расположении красок, кистей и прочих нужных предметов.

Прямо перед художником должно быть свободное пространство для размещения вещей, предназначенных для росписи: здесь неслучайно говорится о нескольких вещах, так как мастер часто работает над росписью одновременно нескольких изделий, что не только не ухудшает качества росписи, но и способствует соблюдению особого ритма в работе. На свободном пространстве, приблизительно в половину квадратного метра, могут быть размещены, не мешая друг другу, две или три небольшие доски, в другой раз несколько ложек или две-три шкатулки. Рядом находятся: палитра, баночки или тубы с красками. Необходимо, чтобы все предметы находились на расстоянии вытянутой руки.

Специалисты советуют во избежание излишнего напряжения во время работы, требующей особой усидчивости, сразу привыкать к правильной рабочей позе: сидеть прямо, голову наклонять слегка, стараться, чтобы поверхность расписываемого изделия находилась на расстоянии 30-35 см от глаз. И еще работу облегчают некоторые профессиональные приемы. Например, для удобного положения руки используют «скамеечку» (подручник).

2. Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер

Вводная часть.

1 . Знать и четко соблюдать правила по технике безопасности - обязанность каждого работающего на производстве.

2. Каждый художник декоративной росписи должен помнить, что он имеет дело с легковоспламеняющимся материалом.

3. Заметив нарушение правил техники безопасности, не оставайся равнодушен к нарушениям.

4. Знай, что несоблюдение инструкции рассматривается как нарушение трудовой и технологической дисциплины.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Каждый приступающий к работе обязан:

1. Получить установленные правилами инструктажа, электро и пожарной безопасности.

2. Следить за исправностью оборудования, приспособления и о замеченных неисправностях сообщить мастеру.

Информация о работе Особенности жостовской росписи