Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 23:53, реферат
Цели и задачи. Целью моей работы является составление авторской композиции и роспись изделия необычной формы-лейки в стиле жостово (создание предмета ДПИ). Она голубая, а на ней изображены цветы. Цветы расположены полувенком. Крупные цветы ближе к ручке, а на клобушке - легкий полувенок из розочек.
Введение
1. Художественно-историческая глава
1.1 Композиционная часть
1.2 Творческий замысел и выполнение росписи курсового изделия
2. Технологическая глава
2.1 Материалы и инструменты
2.2.Создание эскиза
2.3.Подготовка изделия к росписи
2.4.Роспись изделия
2.5 Технологическая карта
2.6 Охрана труда и техника безопасности
2.7 Организация рабочего места художника
2.8 Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер
2.9 Требования безопасности перед началом работы
Заключение
Словарь терминов
Список литературы
Наряду с табакерками и другими небольшими предметами -- портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830-1840-х годах в отдельных мастерских (Ф. Вишнякова, И. Овчинникова) стали изготавливаться подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно -- чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше.
В середине и особенною второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Некоторые подносы этого времени, а также подставки под графины и стаканы, хлебницы, сухарницы имеют клейма мастерских (или фабрик, как называли их сами мастера) Вишняковых, Годиных, Цыгановых, Сорокиных.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы
Роспись подносов становилась богаче и разнообразней. Часто изображались нарядные цветочные композиции, создавались „ландшафты" и сюжетные сцены. Наряду с многоцветной живописью встречались и легкие золотистые росписи по фонам, крытым металлическими порошками или тонкими листочками золота и серебра (так называемая роспись по поталям), а также оригинальные узоры «под черепаху», выполнявшиеся копчением поверхности по сырому светлому фону.
Появились и новые формы подносов -- «гитарные» (напоминающие силуэт гитары), «сибирские» (прямоугольные с чуть скругленными углами), а также фигурные с фестончатыми краями, среди которых различались в свою очередь «крылатые», «готические» и «рококовые» (по форме днища -- овального, прямоугольного или фигурного).
Поначалу в изделиях 1860-х годов еще чувствовалось некоторое влияние петербургских композиций в характере позднего рококо. Но жостовские мастера по-своему интерпретировали эти образцы: в их работах исчезала прихотливая асимметрия, формы цветов становились четче и лаконичней.
С конца 1870-х годов влияние поздне-рокайльных орнаментаций ощущается всё меньше, появляются новые художественные решения, определяется свой, жостовский характер росписей, явившийся вариантом того «цветочного стиля», который сложился во второй половине XIX века в различных областях русского декоративного искусства курских коврах, ивановских ситцах, павловских набивных платках. Реальные цветы и растения изображались более конкретно и объемно, чем в прошлые периоды. Сама техника многослойной живописи пришла из лаковой миниатюры. Постепенно в подносной росписи складывались своеобразные, отличные от миниатюры приемы письма, основанные на более широком, живом и свободном движении кисти.
Конец XIX -- начало XX века было неблагоприятным временем для декоративно-прикладного искусства. Эклектика, безвкусная роскошь в соединении с натурализмом отличали изделия художественной промышленности.
Жостово относится к числу немногих промыслов, сумевших создать и в этот период большое и яркое искусство. Это одна из наиболее замечательных особенностей его истории. Не случайно жостовские подносы привлекали внимание крупных мастеров русской живописи. Борис Кустодиев, Пётр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн, Павел Кузнецов любили изображать их в своих натюрмортах.
Виртуозное мастерство, лежавшее в основе росписей подносов, достигалось длительной, систематической тренировкой. Юноша, начинавший учиться у опытного живописца еще с детства, лишь к семнадцати годам достигал „полного искусства", то есть овладевал всеми приемами многослойной живописи и свободного кистевого письма.
На клеймах подносов и в описаниях выставок упоминались имена только фабрикантов, подлинные же создатели оставались безвестными. И лишь народная память сохранила их имена: Осип Бурбышов, Константин Грибков, Иван Левин, Сергей Митрофанов и другие.
Жостовские старожилы вспоминают, что жизнь мастеров была прежде очень нелегкой. Рабочий день продолжался четырнадцать, а перед праздниками и все двадцать часов, работать приходилось в тесных, душных избах, пропитанных тяжелыми запахами скипидара и красок. Широко применялся труд детей.
Первой попыткой мастеров выйти из кабалы предпринимателей была организация в 1912-1914 годах трудовой артели в деревне Новосильцева. Вошли в нее рабочие лишь одной фабрики Федора Зиновьева, и просуществовала она недолго, так как империалистическая война, а затем события Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны прервали не только её деятельность, но и всего промысла. Его возрождение началось лишь после Великого Октября. На месте многочисленных частных заведений в 1920-е годы было организовано несколько производственных кооперативов, которые в 1929 году слились в жостовскую артель „Металлоподнос"...
1.1Композиционная часть
Композиция (от лат. compositio -- составление, сочинение), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. -- важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обо бщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др
Жостово -- один из прославленных русских художественных промыслов. Подносы с яркими букетами цветов на блестящем черном фоне давно завоевали общенародное признание и любовь. В чем же секрет растущей популярности искусства Жостова?
Под кистью народных мастеров бытовой предмет обрел высокие качества художественного произведения. Украшая поднос, живописцы Жостова не только варьируют его формы, силуэт, изображения цветов и композиционные приемы росписи, но и превращают поднос в декоративное панно, способное украсить жилой и общественный интерьер, несущее чувства радости, красоты природы.
Обаяние искусства Жостова в искренности, непосредственности его содержании и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы -- как реальные, так и рожденные фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами, -- эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.
Ярко выразительны средства искусства Жостова. Ему присущи своя художественная система, живописные приемы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта. Искусство Жостова основано на выработанных поколениями приемах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приемов с импровизационностью творчества.
В искусстве Жостова живет богатая потомственная народная культура. Творческий подъем и выдающиеся успехи художников Жостова сегодня доказывают её жизнеспособность и современность.
Мастера чаще всего пишут красочные букеты. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Самим распространенным видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определенное отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключенного в резную золоченую раму. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становился частью декоративной вещи, специальные приемы позволяли мастерам органично вписать, как бы „вплавить" его в лакированную поверхность подноса.
Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворялось в ней прозрачными тенями и яркими бликами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались легкими, полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.
Мастера умели находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершался двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной „травки" окружало букет по краям, вписывая его в гладкий фон.
Жостовские художники прекрасно чувствовали красоту живой природы и передавали ее специфическим языком своего искусства -- гармонией ярких красок (красных, синих, желтых, зеленых), усиленных блеском лакированного фона, выразительностью кистевого мазка -- то нежного, певучего, то сильного и стремительного.
Фантазия мастеров давала удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Писали букеты четко и компактно составленные -- так называемые «собранные», а также более легкие и свободные «букеты враскидку» с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона -- черного, золотистого, цветного.
Некоторые композиции строили почти симметрично с выделением центральной группы цветов, равномерно окружавшейся нарядной рамкой из листьев и мелких стебельков. Живость и одухотворённость этим росписям придавали гибкость очертаний, выразительность мазка, трепетного и подвижного. В других вещах сам ритмический строй был более динамичным и острым, единство достигалось свободным равновесием форм и красок. Иногда декоративную условность подчёркивали особенно явно и смело -- мелки стебельки закручивали узорными спиралями, в букетах причудливо сочетали цветы, ягоды, плоды. Порою букет был похож на куст с нарядными ветвями и порхающими среди цветов птичками и бабочками.
В росписях по поталям, кроме букетов встречались венки и гирлянды являвшиеся, скорей всего, продолжением тех „золотых бордюров", которые украшали ранние жостовские подносы из папье-маше. Изображении были откровенно узорными и плоскостными, силуэты читались особенно чётко, в колорите преобладали светлые золотистые и серебристые тона, оживленные легкими цветными тенями, точками, штришками и т.д.
Для жостовской росписи были характерны и так называемые «ландшафты», представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоёмов, причудливыми холмами и скалами, озарёнными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и «быстрота рук» мастера. Как отмечал Исаев, «живописец хорош, если у него в голове и воздух, и вода, и лазурь поднебесная, и струя, что «с неба идёт», если он не задумывается нарисовать и «тигру», и всякого другого зверя, и ландшафт, и узор… пусть всё это будет несогласно с природой, пусть небо будет зелёное, деревья красные… лишь бы было разнообразие».
В сюжетных росписях изображались главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с весёлыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д. Писали и экзотические «китайские мотивы», применяя чаще всего технику росписи по поталям, очень вольно трактуя восточную архитектуру и иноземные одежды.
1.2 Творческий замысел и выполнение росписи курсового изделия
искусство жостово роспись народный промысел
Когда творческий замысел окончательно оформляется, он находит свое выражение в самых разнообразных формах. И тогда рождается естественное стремление посвятить свое творчество углубленному исследованию действительности, раскрытию сугубо коллективного и массового характера существования современного общества. Иными словами, нам предоставляется возможность отказываться от повествовательной формы и искать, подобно современным художникам, поэтам и прозаикам, темы и методы, более созвучные духу времени.
Мой творческий замысел оформился после долгого и мучительного поиска формы и содержания и был совершенно внезапно и крайне удачно найден в хозяйственном отделе оцинкованных изделий. Я выбрала лейку для полива комнатных цветов. Почему именно лейку? Попробую объяснить простыми словами.
Все действительно очень просто, ведь лейка и цветы - взаимосвязаны. Если бы не было цветов, не было бы и лейки. А если бы не было лейки, то не было бы такого разнообразия цветов, которое мы имеем. Благодаря современным генетикам и селекционерам в настоящее время выведено множество таких сортов цветов, которые отличаются не только сочностью красок и необыкновенным ароматом, но самое главное, особенно красивы эти экземпляры в жостовском исполнении. Я использовала махровые Розы, перисторассеченные Ирисы и Колокольчики, выведенные селекционером Абросимовым, за которые он получил награду на фестивале «GrowFlower-2004» во Франкфурте. Они как будто специально созданы, чтобы быть запечатлены в технике Жостово.
До этого я встречала много форм изделий в жостовском исполнении, как объемные, так и плоские: скрипку, гитару, матрешку, которая держит жостовский поднос в нарисованных руках, самовар, чайник, утюг и даже автомобиль. Кто-то пытался расписать ведро в жостовском стиле, но если поразмыслить логически, то все эти предметы, будучи украшены цветами, не выявляют той связи с цветами, которые показывает, к примеру, ваза для цветов, в жостовской росписи. Поэтому, я поначалу решила расписать вазу для цветов. Но, согласитесь, выглядело бы очень нелепо, если в цветастую вазу вставить цветы, ведь они могут проиграть перед росписью, или наоборот, оттенить ее красоту. В любом случае, в этом соревновании кто-нибудь да проиграл. Правильнее было бы нарисовать на вазе стебли или корни цветов, но, к сожалению, в жостовской росписи корни не изображают. Поэтому мной был выбран другой предмет, который так же тесно связан с цветами, так как вся его жизнь посвящена только им. Срезанные цветы в доме, которыми люди часто любят украшать свой быт, оставляют нам лишь краткий миг своего увядания и напоминают о том, что и наша жизнь рано или поздно подойдёт к концу. Так чувствует себя человек, отрезанный от своих корней, своей истории и своего прошлого. А ведь в природе всё совсем иначе... Растение зарождается из семени, в котором содержится вся информация о том, каким будет взрослое растение. Сначала оно даёт росток, который уходит вглубь земли, потом поднимает наверх само семя и сбрасывает семядоли, словно шлем, который стал слишком тяжел, чтобы вознести свои руки - листья к свету, растёт, формирует бутоны, расцветает, а когда вянет - образует плоды, дающие начало новой Жизни.