Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Важным компонентом в образовательном процессе МДОУ «Ручеёк» является коррекционно-развивающее обучение и воспитание, позволяющие решать задачи своевременной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. С целью оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков) в МДОУ «Ручеёк» успешно функционирует логопедический пункт. В своей деятельности логопедический пункт реализует следующие задачи:
коррекция нарушений устной речи;

Файлы: 1 файл

коррекц. программа.docx

— 70.27 Кб (Скачать файл)

 

  Требования к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста

 

Требования  к уровню речевого развития воспитанников  формулируются в соответствии с  ФГТ дошкольного образования  и с учетом «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности.

 

К концу учебного года дети должны уметь:

 

Звуковой анализ и синтез

(ФФНР, ФНР, ФоНР)

Лексико-грамматические категории (ФФНР)

Связная речь

(ФФНР)

Выделять гласные звуки из ряда других звуков.

Выделять ударный гласный  из начала слова.

Выделять первый и последний  согласный в слове.

Дифференцировать звуки  на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов.

Определять место звука  в слове.

Выполнять анализ и синтез обратных и прямых слогов. 

Выполнять анализ и синтез односложных слов (лак, стул…).

Преобразовывать слоги и  слова путем изменения одного звука (от – ут, лак – бак).

Уметь выделять фишками разного  цвета гласные и согласные  звуки.

Уметь составлять звуко-слоговую схему слова..

 

Употреблять множественное число  существительных (утка – утки).

Употреблять формы родительного падежа с предлогом У (У Тани – сапоги).

Согласовывать притяжательные местоимения мой, моя, мое с существительными по родам.

Употреблять глаголы прошедшего времени во множественном числе.

Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя ваза, синее пальто, сини цветы).

Образовывать относительные  прилагательные.

Согласовывать числительные с существительными.

Подбирать однокоренные слова.

Образовывать сложные  слова.

Образовывать уменьшительную форму существительных.

Подбирать приставочные глаголы.

Употреблять предложные конструкции.

Подирать слова с противоположным  значением.

Образовывать существительные  от глаголов и наоборот.

Составлять предложения по демонстрации действий, опорным словам.  вопросам.

по картине.

Объединять эти предложения  в короткий текст.

Распространять предложения  путем введения однородных слов.

Составлять рассказы по картине, серии картин, пересказывать.

Заучивать стихотворения.

Употреблять сложносочиненные предложения с разными придаточными.

Составлять разные типы рассказов.


 

Тематический  план 

 «Формирование   звукопроизношения»

для  детей  старшей  группы  с  ФФНР 

на  полугодие

 

 

НЕДЕЛЯ

 

 

ТЕМА

 

КОЛ-ВО

ЗАНЯТИЙ

 

ДАТА  ВЫПОЛНЕНИЯ

 

       1

Выявление уровня  слухового  восприятия  на  неречевых  и  речевых  звуках

        1

 

Звук  У

        1

 

 

       2

Звук   А

        1

 

Звуки   У, А

        1

 

 

       3

Звук   О

        1

 

Звук   Ы

        1

 

 

       4

Звук  П

        1

 

Звук  Пь

        1

 

 

       5

Звук  Т 

        1

 

Звук  К

        1

 

 

       6

Звук  Кь

        1

 

Дифференциация П-Т-К

        1

 

 

       7

Звук  Х

        1

 

Звук  Хь

        1

 

 

       8

Дифференциация  Ы - И

        1

 

Дифференциация   С- Сь

        1

 

 

       9

Дифференциация   З-Зь

        1

 

Дифференциация  С-Сь-З-Зь

        1

 

 

      10

Звук Ц

        1

 

Звук  Ш

        1

 

 

      11

Дифференциация Ш-С

        1

 

Звук  Ж

        1

 

 

      12

Дифференциация С-Ш-З-Ж

        1

 

Звук Л

        1

 

 

      13

Звук Р

        1

 

Дифференциация Л-Ль

        1

 

 

      14

Дифференциация Р-Рь

        1

 

Звук  Ч

        1

 

 

      15

Звук Щ

        1

 

Дифференциация  Ч – Щ

        1

 

 

ВСЕГО                                   30  видов непосредственно образовательной деятельности


 

Тематический  план

  работы  с детьми 5-6 лет

с фонетико-фонематическое недоразвитием речи (ФФНР)

   20… – 20…. учебный год

 

2 занятия в неделю, всего 68 непоср обр деят

 

Месяц

Неделя

Тема занятия

Лексическая тема

Количество занятий

          Дата

проведения

Сентябрь

2-3

Обследование детей

4

1

Как будем учиться. Знакомство с логопедическим кабинетом

Части тела

Строение артикуляционных  органов

1

 

2

Звуки речи

1

 

Октябрь

1

3

Развитие слухового внимания. Практическое усвоение понятия «слово», дифференциация «звук» - «слово» 

Детский сад

1

 

2

4

Звук   У.

Осень

1

 

5

Звук А. 

1

 

3

6

Звуки А, У.

Овощи, фрукты

1

 

7

Звук И. 

1

 

4

8 – 9

Звуки П, П'. 

Деревья 

2

 

5

10

Звук Т

Обувь, одежда,

Головные уборы осеннего сезона

1

 

11

Звук Т’

1

 

Ноябрь 

1

12

Звуки П— Т

Домашние животные

1

 

13

Звук К

1

 

2

14

Звук К’

 

Дикие животные

1

 

15

Звуки К— Т

1

 

3

16

Звуки П—Т—К.

Перелетные птицы

1

 

17

Звук М

1

 

4

18

Звук X

Зима – время года

1

 

19

Звуки К— X

1

 

Декабрь

1

20

Звук О

Север

1

 

21

Звук Ы

1

 

2

22

Звуки Ы— И

Зимующие птицы 

1

 

23

Звук С

1

 

3

24

Звук С'

Домашние птицы 

1

 

25

Звуки С, С'.

1

 

4

26

Звук  З.

Новогодний праздник

1

 

27

Звук З’

1

 

Январь 

2

28

Звуки С — З

Зимние развлечения

1

 

29

Звуки Н, Н’.

1

 

3

30

Звук Л'

Посуда, виды,

материал

1

 

31

Звуки Л'— И

1

 

4

32

Звуки Б, Б’.

Животные жарких стран

1

 

33

Звуки Б, Б', П, П'

1

 

Февраль

1

34

Звук В

Животные леса зимой

1

 
 

35

Звуки Д

1

 
 

2

36

Звук Д'.  Звуки Д - ДЬ

Хвойные деревья

1

 

37

Звуки Д — Т.

1

 

3

38

Звуки Т'  — Д'

Защитники Отечества

1

 

39

Звуки Г, Г’.

1

 

4

40

Звуки К, Г.

Зима (обобщение)

1

 

41

Звук Ш (1-е занятие)

2

 

Март

1

42

Звук Ш. (2-е занятие)

Дом. Семья

 

43

Дифференциация звуков С— Ш

1

 

2

44

Звук Л

Профессии

(обобщение)

1

 

45

Звуки Л, Л'.

1

 

3

46

Звук Ж

Перелетные птицы

1

 

47

Звук Ж.

1

 

4

48

Дифференциация звуков З— Ж

Весна

1

 

49

Дифференциация звуков Ж — Ш

1

 

Апрель

1

50

Звук Р

Мебель

1

 

51

Звук Р’

1

 

2

52

Дифференциация звуков  Р —  Р'

Времена года

1

 

53

Дифференциация звуков Р  — Л

1

 

3

54

Дифференциация звуков Р’  — Л’

 

Транспорт

1

 

55

Звук Й.

1

 

4

56

Звук Ч.

Спорт

1

 

57

Дифференциация звуков Ч – Т’

1

 

5

58

Звук Ц.

Скоро лето

1

 

59

Дифференциация звуков Ц — С

1

 

Май

1

60

Звук Щ.

 

1

 

61

Дифференциация звуков Щ — С  — С'

 

1

 

2

62

Звуки Ф и Ф'.

 

1

 

63

Звуки Ф – В 

 

1

 

 

Требования к уровню речевого развития

детей подготовительной к школе группы

 

Требования  к уровню речевого развития воспитанников  формулируются в соответствии с  ФГТ дошкольного образования  и с учетом «Программы обучения детей  с недоразвитием фонетического  строя речи (подготовительная к школе  группа)» под ред. Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой. – М., Просвещение, 1978  и  «Проекта программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни)» под ред. Каше Г.А., Филичевой Т.В., Чиркиной Г.В. - М., Просвещение, 1986.

В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности.

К концу учебного года дети должны уметь:

 

Звуковой анализ и синтез

(ФФНР, ФНР, ФоНР)

Лексико-грамматические категории (ФФНР)

Связная речь

(ФФНР)

Выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка –  в этом слове первый звук у;

- анализ ряда, состоящего  из двух-трех гласных (аиу –  здесь три звука);

- анализ и синтез  обратного слова типа ГС.

- овладеть умением  выделять последний (из слов  типа СГС) и первый согласный  из слов;

- выполнять анализ  и синтез прямых слогов типа  СГ;

- упражнять в  составлении и чтении обратных  слогов, а несколько позднее в  произношении, анализе и синтезе  прямых слогов;

- начинается воспитание  навыков чтения прямых слогов;

- употреблять термины  «звук», «слог», «слово», «предложение»,  «гласный звук», «согласный звук»,  «твердый звук», «мягкий звук».

-  делить слова  на слоги. 

- работа над  ударением

 

Образовывать множественное  число  существительных;

- несклоняемые имена существительные (пальто, какао, пианино…),

- слова с беглыми гласными (огни, львы, куски)

-с подвижным ударением (окна, поля, доски, простыни…);

-с чередованием согласных (уши, друзья…);

-основой на мягкий звук (стулья, деревья, крылья…);

-непродуктивными суффиксами (телята, зверята…).

-образовании Р.п. мн.ч.сущ.

- самостоятельно  составлять предложения из слов, данных в иной последовательности,

Работа над предложением, использовать  термин «предложение»;

-   правильно  строить простые предложения

- наблюдать связь  слов в словосочетаниях и предлож-х 

- распространять  предложения второстепенными и  однородными членами, 

- правильно строить  сложные предложения. 

- словоизменения (по  родам, числам, падежам, временам).

Иметь навыки монологической речи (рассказ  и описательный рассказ).

Уметь пересказывать  текст.

Составлять связный  текст из отдельных предложений, включающих существительное (или сочетания  прилагательных или числительных с  существительным) в разных падежах.


 

Тематический  план  

по развитию звукопроизношения  и обучению грамоте

для детей подготовительной к школе  группы

с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи

(0,5 года обучения) 

  200__ – 200__ учебный год

 

2 орг.деятельности в неделю, всего 36

 

Неделя

Тема  занятия

Количество занятий

Дата  проведения

1-2

Обследование детей

3

1

Звук, слово, предложение

1

 

2

Звук У, буква У

1

 

4

3

Звук А, Буква А

1

 

4

Звук И, буква И

1

 

5

5

Звуки П – ПЬ Буква П

1

 

6

Звуки Т – ТЬ Буква Т

1

 

6

7

Звуки К-К’. Буква К

1

 

8

Звук и буква О

1

 

7

9

Звук и буква Ы

1

 

10

Звуки  М-М’. Буква М

1

 

8

11

Звуки С-Сь. Буква С

1

 

12

Звук и буква Н

1

 

9

13

Звуки З-ЗЬ. Буква З

1

 

14

Звуки  С-З

1

 

10

15

Звук и буква Б

1

 

16

Звуки П-Б

1

 

11

17

Звук и буква Д

1

 

18

Звуки Т-Д

1

 

12

19

Звук и буква Г

1

 

20

Звуки Г – К

1

 

 

13

21

   Звук и буква Э

1

 

22

Звуки Л – ЛЬ. Буква Л

1

 

14

23

Звук   и буква Ш

1

 

24

Звуки С – Ш

1

 

15

25

Звуки Р – РЬ. Буква Р

1

 

26

Звуки Р – Л

1

 

16

27

Звук и буква Ж

1

 

28

Звуки Ж-З

1

 

17

29

Звук и буква Ч 

1

 

30

Звук  и буква Щ

1

 

Информация о работе Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи