Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
Важным компонентом в образовательном процессе МДОУ «Ручеёк» является коррекционно-развивающее обучение и воспитание, позволяющие решать задачи своевременной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. С целью оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков) в МДОУ «Ручеёк» успешно функционирует логопедический пункт. В своей деятельности логопедический пункт реализует следующие задачи:
коррекция нарушений устной речи;
Требования к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Требования к уровню речевого развития воспитанников формулируются в соответствии с ФГТ дошкольного образования и с учетом «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности.
К концу учебного года дети должны уметь:
Звуковой анализ и синтез (ФФНР, ФНР, ФоНР) |
Лексико-грамматические категории (ФФНР) |
Связная речь (ФФНР) |
Выделять гласные звуки из ряда других звуков. Выделять ударный гласный из начала слова. Выделять первый и последний согласный в слове. Дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов. Определять место звука в слове. Выполнять анализ и синтез обратных и прямых слогов. Выполнять анализ и синтез односложных слов (лак, стул…). Преобразовывать слоги и слова путем изменения одного звука (от – ут, лак – бак). Уметь выделять фишками разного цвета гласные и согласные звуки. Уметь составлять звуко-слоговую схему слова..
|
Употреблять множественное число существительных (утка – утки). Употреблять формы родительного падежа с предлогом У (У Тани – сапоги). Согласовывать притяжательные местоимения мой, моя, мое с существительными по родам. Употреблять глаголы прошедшего времени во множественном числе. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя ваза, синее пальто, сини цветы). Образовывать относительные прилагательные. Согласовывать числительные с существительными. Подбирать однокоренные слова. Образовывать сложные слова. Образовывать уменьшительную форму существительных. Подбирать приставочные глаголы. Употреблять предложные конструкции. Подирать слова с Образовывать существительные от глаголов и наоборот. |
Составлять предложения по демонстрации действий, опорным словам. вопросам. по картине. Объединять эти предложения в короткий текст. Распространять предложения путем введения однородных слов. Составлять рассказы по картине, серии картин, пересказывать. Заучивать стихотворения. Употреблять сложносочиненные
предложения с разными Составлять разные типы рассказов. |
Тематический план
«Формирование звукопроизношения»
для детей старшей группы с ФФНР
на полугодие
НЕДЕЛЯ
|
ТЕМА |
КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ |
ДАТА ВЫПОЛНЕНИЯ |
1 |
Выявление уровня слухового восприятия на неречевых и речевых звуках |
1 |
|
Звук У |
1 |
||
2 |
Звук А |
1 |
|
Звуки У, А |
1 |
||
3 |
Звук О |
1 |
|
Звук Ы |
1 |
||
4 |
Звук П |
1 |
|
Звук Пь |
1 |
||
5 |
Звук Т |
1 |
|
Звук К |
1 |
||
6 |
Звук Кь |
1 |
|
Дифференциация П-Т-К |
1 |
||
7 |
Звук Х |
1 |
|
Звук Хь |
1 |
||
8 |
Дифференциация Ы - И |
1 |
|
Дифференциация С- Сь |
1 |
||
9 |
Дифференциация З-Зь |
1 |
|
Дифференциация С-Сь-З-Зь |
1 |
||
10 |
Звук Ц |
1 |
|
Звук Ш |
1 |
||
11 |
Дифференциация Ш-С |
1 |
|
Звук Ж |
1 |
||
12 |
Дифференциация С-Ш-З-Ж |
1 |
|
Звук Л |
1 |
||
13 |
Звук Р |
1 |
|
Дифференциация Л-Ль |
1 |
||
14 |
Дифференциация Р-Рь |
1 |
|
Звук Ч |
1 |
||
15 |
Звук Щ |
1 |
|
Дифференциация Ч – Щ |
1 |
||
ВСЕГО |
Тематический план
работы с детьми 5-6 лет
с фонетико-фонематическое недоразвитием речи (ФФНР)
20… – 20…. учебный год
2 занятия в неделю, всего 68 непоср обр деят
Месяц |
Неделя |
№ |
Тема занятия |
Лексическая тема |
Количество занятий |
Дата проведения | ||||||||
Сентябрь |
2-3 |
Обследование детей | ||||||||||||
4 |
1 |
Как будем учиться. Знакомство с логопедическим кабинетом |
Части тела Строение артикуляционных органов |
1 |
||||||||||
2 |
Звуки речи |
1 |
||||||||||||
Октябрь |
1 |
3 |
Развитие слухового внимания. Практическое усвоение понятия «слово», дифференциация «звук» - «слово» |
Детский сад |
1 |
|||||||||
2 |
4 |
Звук У. |
Осень |
1 |
||||||||||
5 |
Звук А. |
1 |
||||||||||||
3 |
6 |
Звуки А, У. |
Овощи, фрукты |
1 |
||||||||||
7 |
Звук И. |
1 |
||||||||||||
4 |
8 – 9 |
Звуки П, П'. |
Деревья |
2 |
||||||||||
5 |
10 |
Звук Т |
Обувь, одежда, Головные уборы осеннего сезона |
1 |
||||||||||
11 |
Звук Т’ |
1 |
||||||||||||
Ноябрь |
1 |
12 |
Звуки П— Т |
Домашние животные |
1 |
|||||||||
13 |
Звук К |
1 |
||||||||||||
2 |
14 |
Звук К’ |
Дикие животные |
1 |
||||||||||
15 |
Звуки К— Т |
1 |
||||||||||||
3 |
16 |
Звуки П—Т—К. |
Перелетные птицы |
1 |
||||||||||
17 |
Звук М |
1 |
||||||||||||
4 |
18 |
Звук X |
Зима – время года |
1 |
||||||||||
19 |
Звуки К— X |
1 |
||||||||||||
Декабрь |
1 |
20 |
Звук О |
Север |
1 |
|||||||||
21 |
Звук Ы |
1 |
||||||||||||
2 |
22 |
Звуки Ы— И |
Зимующие птицы |
1 |
||||||||||
23 |
Звук С |
1 |
||||||||||||
3 |
24 |
Звук С' |
Домашние птицы |
1 |
||||||||||
25 |
Звуки С, С'. |
1 |
||||||||||||
4 |
26 |
Звук З. |
Новогодний праздник |
1 |
||||||||||
27 |
Звук З’ |
1 |
||||||||||||
Январь |
2 |
28 |
Звуки С — З |
Зимние развлечения |
1 |
|||||||||
29 |
Звуки Н, Н’. |
1 |
||||||||||||
3 |
30 |
Звук Л' |
Посуда, виды, материал |
1 |
||||||||||
31 |
Звуки Л'— И |
1 |
||||||||||||
4 |
32 |
Звуки Б, Б’. |
Животные жарких стран |
1 |
||||||||||
33 |
Звуки Б, Б', П, П' |
1 |
||||||||||||
Февраль |
1 |
34 |
Звук В |
Животные леса зимой |
1 |
|||||||||
35 |
Звуки Д |
1 |
||||||||||||
2 |
36 |
Звук Д'. Звуки Д - ДЬ |
Хвойные деревья |
1 |
||||||||||
37 |
Звуки Д — Т. |
1 |
||||||||||||
3 |
38 |
Звуки Т' — Д' |
Защитники Отечества |
1 |
||||||||||
39 |
Звуки Г, Г’. |
1 |
||||||||||||
4 |
40 |
Звуки К, Г. |
Зима (обобщение) |
1 |
||||||||||
41 |
Звук Ш (1-е занятие) |
2 |
||||||||||||
Март |
1 |
42 |
Звук Ш. (2-е занятие) |
Дом. Семья |
||||||||||
43 |
Дифференциация звуков С— Ш |
1 |
||||||||||||
2 |
44 |
Звук Л |
Профессии (обобщение) |
1 |
||||||||||
45 |
Звуки Л, Л'. |
1 |
||||||||||||
3 |
46 |
Звук Ж |
Перелетные птицы |
1 |
||||||||||
47 |
Звук Ж. |
1 |
||||||||||||
4 |
48 |
Дифференциация звуков З— Ж |
Весна |
1 |
||||||||||
49 |
Дифференциация звуков Ж — Ш |
1 |
||||||||||||
Апрель |
1 |
50 |
Звук Р |
Мебель |
1 |
|||||||||
51 |
Звук Р’ |
1 |
||||||||||||
2 |
52 |
Дифференциация звуков Р — Р' |
Времена года |
1 |
||||||||||
53 |
Дифференциация звуков Р — Л |
1 |
||||||||||||
3 |
54 |
Дифференциация звуков Р’ — Л’ |
Транспорт |
1 |
||||||||||
55 |
Звук Й. |
1 |
||||||||||||
4 |
56 |
Звук Ч. |
Спорт |
1 |
||||||||||
57 |
Дифференциация звуков Ч – Т’ |
1 |
||||||||||||
5 |
58 |
Звук Ц. |
Скоро лето |
1 |
||||||||||
59 |
Дифференциация звуков Ц — С |
1 |
||||||||||||
Май |
1 |
60 |
Звук Щ. |
1 |
||||||||||
61 |
Дифференциация звуков Щ — С — С' |
1 |
||||||||||||
2 |
62 |
Звуки Ф и Ф'. |
1 |
|||||||||||
63 |
Звуки Ф – В |
1 |
Требования к уровню речевого развития
детей подготовительной к школе группы
Требования к уровню речевого развития воспитанников формулируются в соответствии с ФГТ дошкольного образования и с учетом «Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа)» под ред. Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой. – М., Просвещение, 1978 и «Проекта программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни)» под ред. Каше Г.А., Филичевой Т.В., Чиркиной Г.В. - М., Просвещение, 1986.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности.
К концу учебного года дети должны уметь:
Звуковой анализ и синтез (ФФНР, ФНР, ФоНР) |
Лексико-грамматические категории (ФФНР) |
Связная речь (ФФНР) |
Выделять начальный гласный - анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу – здесь три звука); - анализ и синтез обратного слова типа ГС. - овладеть умением выделять последний (из слов типа СГС) и первый согласный из слов; - выполнять анализ и синтез прямых слогов типа СГ; - упражнять в составлении и чтении обратных слогов, а несколько позднее в произношении, анализе и синтезе прямых слогов; - начинается воспитание навыков чтения прямых слогов; - употреблять термины
«звук», «слог», «слово», «предложение»,
«гласный звук», «согласный - делить слова на слоги. - работа над ударением
|
Образовывать множественное число существительных; - несклоняемые имена существительные (пальто, какао, пианино…), - слова с беглыми гласными (огни, львы, куски) -с подвижным ударением (окна, поля, доски, простыни…); -с чередованием согласных (уши, друзья…); -основой на мягкий звук (стулья, деревья, крылья…); -непродуктивными суффиксами (телята, зверята…). -образовании Р.п. мн.ч.сущ. - самостоятельно
составлять предложения из Работа над предложением, использовать термин «предложение»; - правильно строить простые предложения - наблюдать связь
слов в словосочетаниях и - распространять предложения второстепенными и однородными членами, - правильно строить сложные предложения. - словоизменения (по родам, числам, падежам, временам). |
Иметь навыки монологической речи (рассказ и описательный рассказ). Уметь пересказывать текст. Составлять связный текст из отдельных предложений, включающих существительное (или сочетания прилагательных или числительных с существительным) в разных падежах. |
Тематический план
по развитию звукопроизношения и обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группы
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
(0,5 года обучения)
200__ – 200__ учебный год
2 орг.деятельности в неделю, всего 36
Неделя |
№ |
Тема занятия |
Количество занятий |
Дата проведения |
1-2 |
Обследование детей | |||
3 |
1 |
Звук, слово, предложение |
1 |
|
2 |
Звук У, буква У |
1 |
||
4 |
3 |
Звук А, Буква А |
1 |
|
4 |
Звук И, буква И |
1 |
||
5 |
5 |
Звуки П – ПЬ Буква П |
1 |
|
6 |
Звуки Т – ТЬ Буква Т |
1 |
||
6 |
7 |
Звуки К-К’. Буква К |
1 |
|
8 |
Звук и буква О |
1 |
||
7 |
9 |
Звук и буква Ы |
1 |
|
10 |
Звуки М-М’. Буква М |
1 |
||
8 |
11 |
Звуки С-Сь. Буква С |
1 |
|
12 |
Звук и буква Н |
1 |
||
9 |
13 |
Звуки З-ЗЬ. Буква З |
1 |
|
14 |
Звуки С-З |
1 |
||
10 |
15 |
Звук и буква Б |
1 |
|
16 |
Звуки П-Б |
1 |
||
11 |
17 |
Звук и буква Д |
1 |
|
18 |
Звуки Т-Д |
1 |
||
12 |
19 |
Звук и буква Г |
1 |
|
20 |
Звуки Г – К |
1 |
| |
13 |
21 |
Звук и буква Э |
1 |
|
22 |
Звуки Л – ЛЬ. Буква Л |
1 |
||
14 |
23 |
Звук и буква Ш |
1 |
|
24 |
Звуки С – Ш |
1 |
||
15 |
25 |
Звуки Р – РЬ. Буква Р |
1 |
|
26 |
Звуки Р – Л |
1 |
||
16 |
27 |
Звук и буква Ж |
1 |
|
28 |
Звуки Ж-З |
1 |
||
17 |
29 |
Звук и буква Ч |
1 |
|
30 |
Звук и буква Щ |
1 |
Информация о работе Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи