Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Важным компонентом в образовательном процессе МДОУ «Ручеёк» является коррекционно-развивающее обучение и воспитание, позволяющие решать задачи своевременной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. С целью оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков) в МДОУ «Ручеёк» успешно функционирует логопедический пункт. В своей деятельности логопедический пункт реализует следующие задачи:
коррекция нарушений устной речи;

Файлы: 1 файл

коррекц. программа.docx

— 70.27 Кб (Скачать файл)

      та – да – та                            кот – год – кот                        бочка — почка

ка – га – га                         Том – дом – ком                     мышка — мишка

      па –  па – ба                         удочка – уточка                     коза — коса  

 

  1. ВЫВОД:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:

Губы, зубы, небо, язык( объем и качество движений языка), уздечка ( норма, укороченная)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. СОСТОЯНИЕ  ОБЩЕЙ  И  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. ОСОБЕННОСТИ  СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ 

( контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

« ____» _________200__г.                                        Подпись____________________________________

«Ознакомлен(а)»      « ____» _________200__г.    Подпись родителей_____________ 

Основные направления работы педагогов с детьми с нарушением речи

 

       1.   Развитие связной речи

Воспитатели работают над  развитием двух форм речи – диалогической  и монологической.

       Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений с минимальной синтаксической сложностью, использованием частиц Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

         Развитие монологической речи.

 При обучении  детей построению развернутого высказывания формируются элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

      По способу  передачи информации или по  способу изложения выделяются  следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это специальный текст,  который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Для текстов-описаний используется лучевая связь, которая  характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество, как лучик, присоединяются к характеристик  предмета.

Дошкольников  учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные  рисунки или их замысел, явления  природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет  сформировать у детей элементарные представления о структуре и  функциях описательного текста.

Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Структура повествования  более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов  может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема  повествования – это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Важная роль в построении повествовании отводится  обучению детей разным способам организации  зачинов (слова «однажды», как-то раз»; может быть указано место и (или) время события, действия).

В повествовательном  типе высказывания используются самые  разнообразные лексические и  грамматические средства, особенно это  относится к глаголам, которые  способны выстраивать последовательность действий и событий.

Работа над  формированием представлений о  структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать  структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в  самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение – это текст. Включающий причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и описание, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одна, а несколько положений  и может быть сделано несколько  выводов или один обобщенный.

Необходимо  особенно подчеркнуть развитие у  дошкольников умения логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

 Вышеназванные  типы речи могут встречаться  в  связных высказываниях дошкольников  в контамированном (смешанном  виде), когда элементы описания (рассуждения)  включаются в повествование (и  наоборот).

Обучение  составлению текстов разных типов  осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана  и рассказ по нему, использование  схемы (модели) текста и разного рода упражнения.

 

2. Развитие словаря дошкольника

Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств.

Работа над  словом является одной из важных в  общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным  составом родного языка является необходимым условием освоения его  грамматического строя, развития связной  монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Неотъемлемым  свойством слова как единицы  языка является его значение. Понимание  всего многообразия значений слов развивается  у человека на протяжении многих лет. Необходимо знакомить ребенка с  разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую  точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять  слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают  при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь  дошкольников нуждается  не только в количественном росте, но и в  качественном совершенствовании (уточнение  значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово усваивается  ребенком быстрее, если обучение его  употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словами  устанавливаются ассоциативные  связи.

В развитии словаря  дошкольника важным является принцип  объединения слов в тематические группы.

 Одной  из главных задач словарной  работы является обогащение, расширение  и активизация словарного запаса.

Основу обогащения детского словаря  составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов,  синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Синонимическая  работа с детьми (подбор слов близких  по своему значению) переплетается  с усвоением тематических групп  слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Работа над  антонимами (словами с противоположным  значением) проводится с детьми при  составлении словосочетаний и в  предложениях. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов  к многозначным словам расширяет  представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А  подбирая словосочетания со словами  противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова (старый дом- ветхий; старое платье – рваное; старый друг – давний).

Многозначность  слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка).

 Составляя  предложения с многозначными  словами, дети показывают, на какой  смысл того или иного слова  они ориентируются. Работа над  многозначными словами может  идти по таким направлениям: называние  слова, подбор к нему признаков  и действий – составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном  итоге, использование многозначных  слов в связном тексте.

В процессе словарной  работы (и решения других речевых  задач) необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

В конечном итоге  необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические  средства, которые точно отражают замысел говорящего.

В словарной  работе надо учитывать:

1) тематический принцип  организации лексики;

2) семантический аспект  – ознакомление ребенка со  значением слова;

3)ассоциативный метод  объединения слов.

Все виды лексической  работы проводятся в форме словесных  игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими  речевыми задачами.

 

3. Формирование грамматического  строя речи

 

Формирование грамматического строя речи у ребенка-дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития детей растет употребление других частей речи – прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические  категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в форме родительного падежа множественного числа (слив, апельсинов, карандашей).

 В предложении  существительное является одним  из важнейших компонентов, оно  согласуется с прилагательным  в роде, числе и падеже, координируется  с глаголом. Детям надо показать  разнообразные способы согласования  существительного с прилагательными  и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета, различается по виду (совершенному и несовершенному), изменяется по лицам, числам, времени, родам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы  в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного  и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Дошкольники должны правильно употреблять и  категорию рода соотнося действие и  предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени.

Изъяснительное  наклонение глагола выражается в  форме настоящего, прошедшего или  будущего времени (он играет, играл, будет  играть). Детей подводят к образованию  повелительного наклонения глагола  – действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию  сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого действия (играл  бы, читал бы).

Владение  разными категориями и формами  глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Информация о работе Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи