Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Важным компонентом в образовательном процессе МДОУ «Ручеёк» является коррекционно-развивающее обучение и воспитание, позволяющие решать задачи своевременной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. С целью оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков) в МДОУ «Ручеёк» успешно функционирует логопедический пункт. В своей деятельности логопедический пункт реализует следующие задачи:
коррекция нарушений устной речи;

Файлы: 1 файл

коррекц. программа.docx

— 70.27 Кб (Скачать файл)

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями  сравнения прилагательных (добр –  добрее, тихий – тише).

В процессе обучения дети овладевают и умениями употреблять  в соей речи и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.

 

Словообразование.

Детей подводят к образованию слов на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводятся из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный; разбежаться).

Овладение разными  способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять  название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, направление действий ( ехал – поехал – выехал) и т.п.

Синтаксис. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо  обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно  связывать слова в предложения.

Формирование  сложных синтаксических конструкций  в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда  ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.

Особое внимание в обучении детей умению правильно  строить предложения необходимо уделять упражнениям, развивающим  употреблению правильного порядка  слов, устранение повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического  монотонна), правильное согласование слов и т.п.

У детей необходимо сформировать элементарное представление  о структуре предложения и  о правильном использовании лексики  в предложениях разных типов. Для  этого дети должны усвоить разные способы  сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и  грамматические связи между словами  и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию конца предложения.

Таким образом, в процессе формирования грамматического  строя речи детей дошкольного  возраста закладываются умения оперировать  синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств  в конкретных условиях общения и  в процессе построения связного монологического  высказывания.

 Необходимо  научить ребенка сознательно  пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями)  или передаче своих мыслей.

 

4. Развитие звуковой стороны  речи

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).

Линейные звуковые единицы – звук – слог – слово – фраза – текст – обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим, одновременно с ними выступают просодические единицы: словесное ударение, интонация ( мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Практическое  владение языком предполагает умение различать на слух и правильно  воспроизводить все звуковые единицы  родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у  дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами  звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы,  разные типы ударений.

Детей учат правильно  пользоваться интонацией, строить интонационный  рисунок высказывания, передавая  не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения


Информация о работе Осоебенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением речи