Работа над тематической композицией «Завтра»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 04:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление духовного содержания в образе животного. На примере образа лошади. Создание тематической композиции «Завтра».
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Анализ искусствоведческой литературы.
Практическое воплощение творческого замысла.
Методические рекомендации для художников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Искусство экспрессионизма. Идея выражения внутреннего содержания средствами изобразительного искусства. …………………………………………………………………………………….. 7
Движение, как главное выразительное средство при создании образа лошади…………………………............................................................... 38

ГЛАВА 2. РАБОТА НАД ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ «ЗАВТРА»

2.1 Идейно-художественный замысел композиции…………………… 44
2.2 Процесс работы над тематической композицией «Завтра»………..46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...52

Файлы: 1 файл

Образ лошади в изобразительном искусствГОТОВОЕ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность. История изобразительного искусства уходит корнями в древность, где воплощается в наскальной живописи. С того момента искусство становится отражением воспринимаемого человеком окружающего мира. Человек был очень тесно связан с природой, более того зависим от нее всецело. Окружающий мир находился в постоянной динамике и инстинктивном стремлении выжить. Все вокруг подчинялось этому движению, а любое прекращение движения означало лишь одно – смерть. Человек, так же как и животное подчинялся этому непрерывному потоку. Именно поэтому в первых наскальных рисунках (20-10тыс. до н.э., пещера Ласко, Франция), мы видим попытку запечатлеть образы животных в их естественном динамичном состоянии, которое вызывало у первобытного художника эмоции.

С развитием цивилизаций, сменялись приоритеты общества, человек  все сильнее и сильнее старался обособиться от мира природы, но движение, как символ развития и жизни не утратило своего значения и в современном мире.

 В изобразительном искусстве ощущение движения,  несомненно, есть в каждой картине, ведь движение на холсте – это движение мысли художника. Оно угадывается в меняющемся состоянии природы, в движении воды, но очень ярко и максимально характерно выражает образы животных. Так художники через образ воплощали свое представление о стихийности природы, безудержной силе, страсти и красоте. Но попытка изобразить движение, как одну из внешних характерных черт образа, всегда сопряжена с трудностями. Это представляло один из наиболее значительных вопросов, касающихся, рисунка, композиции и живописи.

Стремление к высшему началу, отличает мир человека от мира животных. Проблема человека в том, что он воспринимает окружающий мир сквозь призму своего внутреннего духовного содержания, склоняясь от одной крайности к другой. И тогда в изобразительном искусстве движение начинает рассматриваться как способ выражения идеи стремления к духовности. Движение в картине воспринимается с философской точки зрения. Добиться ощущения подобного движения, представляло для художников еще большую задачу, нежели передать движение как механический акт.

 В таком случае, художник обратился к изображению животного – как выражению отношения человека к миру природы, наделяя его (образ) теми или иными качествами, присущими человеку. Так образы животных, стали символами. Одним из ярких символов в изобразительном искусстве стал образ лошади.

Лошадь восхищала человека своей грацией, силой, глубоким интеллектом  и благородством, с помощью лошади человек овладел пространством. По его мнению, лошадь признана эталоном красоты в иерархии животных. Он видел в ней нечто большее, чем просто животное, человек наделял лошадь духовностью.

Образ и символ тесно  связаны в искусстве, символ представляет собой специфическую систему  знаний человека и для человека при помощи образа или стилизованного знака.

Символ коня один из древнейших и наиболее популярных символов в  истории человечества, но до конца  его символика остается неясной. В древнеиндийской культуре конь символизировал  Космос и связывался с Небом. В индоарийской мифологии символика пары коней, белого и черного, связана с идеей дня ночи, жизни и смерти – положительного и отрицательного. Контаминация человека и коня дает нам образ Кентавра, соответствующий «зоне инстинктов» человека, «интуитивному познанию» (К. Юнг) и воплощает низшие силы человека. В Римской империи квадрига коней соотносилась с четырьмя элементами (стихиями): огнем, водой, воздухом, землей. В наши дни за образом свободно скачущей лошади прочно закрепилось представление символа постоянного движения, мимолетности течения времени, а лошадиная сила превратилась в единицу измерения скорости.

Многие художники в своем творчестве через символ отражали духовное содержание образа животного, отождествляя его (животное) с внутренним миром человека. Они хотели выразить эмоциональное состояние образа или выразить себя через образ. В русле экспрессионизма возникла идея духовности искусства, высшая чистота которого требует полного освобождения от мира чувственно-конкретного. Экспрессионизм характеризуется тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов или эмоционального состояния самого художника. Ярким примером является Франц Марк, работавший в рамках этого течения. Целью своего творчества он ставил поиск духовного в образах животных, которые, по его мнению, казались высшими и чистыми существами. Особое место в его творчестве отведено образу лошади.

Таким образом, движение в картине сознательно вводится художником не только как характеристика внешней выразительности образа, но и как скрытый философский контекст идейного замысла. 

Экспрессионизм в основе своей опирающийся на эмоции, природа которых подразумевает под собой постоянное изменение, развитие – то есть движение, является подходящей основой для раскрытия духовного развития, через художественный образ лошади как символ постоянного движения.

Объект исследования – экспрессионистическая живопись.

Предмет исследования – характеристика движения в изобразительном искусстве.

Целью работы является выявление духовного содержания в образе животного. На примере образа лошади. Создание тематической композиции «Завтра».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • Анализ искусствоведческой литературы.
  • Практическое воплощение творческого замысла.
  • Методические рекомендации для художников.

Методологической  основой исследования послужили – теоретические труды российских и зарубежных культурологов, искусствоведов, а также практические работы русских и иностранных художников. Данная тема исследовалась недостаточно глубоко. В настоящее время  существует небольшое количество исследовательских работ Д. Дидро, Э. Делакруа, К. Юон, Э. Дега, Н. Волков, Е. Шорохов, В. Кандинский, Ф. Марк.

В качестве методов исследования  были выбраны теоретический анализ искусствоведческих источников, сопоставительный метод, метод отбора практического материала и сравнительно – исторический метод, а также метод практического выполнения тематической композиции «Завтра».

Практическая  значимость проведенного исследования  состоит в возможности использования его результатов в учебных курсах по дисциплине «История Изобразительного Искусства» для студентов художественных специальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое исследование проблемы передачи движения в изобразительном искусстве.

    1. Искусство экспрессионизма. Идея выражения внутреннего содержания средствами изобразительного искусства.

История живописи есть, в  сущности, история нашего видения. Техника  изменяется лишь тогда, когда изменяется наше зрение. А оно изменяется лишь тогда, когда изменяется наше общее  отношение к миру. Поэтому история живописи есть также и история философии.

В зависимости от того, какая сторона в человеке преобладает  — пассивная или активная, в  зависимости от того, хочет ли человек  только воспринимать или лично реагировать, изменяется его зрение, изменяются его зрительные образы. Глаз не только пассивно воспринимает, но и перерабатывает воспринимаемую действительность. Художник не может не воспринимать, а значит, и не может не реагировать на перемены в окружающем его мире, и в результате эмоциональных переживаний рождается художественный образ.

Созданный художественный образ, своего рода способ общения, с помощью него художник обращается к миру, выражая свое эмоциональное состояние в момент предельного духовного напряжения. Он уходит от самого себя, или обращается к самому себе, оставляя мир, или держится на границе этих двух миров. Это своего рода крик обнаженной души, скачок, рывок, движение – экспрессия, как предельное выражение чувств. Так, в начале XX века сформировалось новое направление в изобразительном искусстве - экспрессионизм, главной целью которого стало выражение крайнего внутреннего эмоционального напряжения самого художника, с целью поиска путей решения проблемы.

Экспрессионизм, понимаемый как проекция внутреннего мира, данная  в экспрессивной форме, с очевидностью прослеживается в первобытном искусстве, в скульптуре негров, индейцев, ацтеков.

Экспрессионизм нельзя назвать ни «стилем», ни тем более  совокупностью приемов. Экспрессионизм не просто способ художественного выражения, это отношение ума и сердца к миру, и суть этого отношения коротко можно выразить в двух словах «тревога» и «бунт».

Порожденный тревогой и  нестабильностью, экспрессионизм стал средством выражения протеста. Не находя желанной гармонии в видимом  мире, материальной действительности, окружающем его обществе, человек обратился к миру видений, снов, грез. Экспрессионисты искали убежища в иллюзиях и абстрактных идеалах. Все, чего они ждали обрести, - это независимость искусства. Абстрагирование от реальности они воспринимали как шаг вперед в эстетике,  что – наряду с маргинальным общественным положением – вело к одиночеству и своего рода внутренней эмиграции.

Можно с уверенностью утверждать, что всех экспрессионистов мучила одна  главная проблема: будущее  человечества. Они полагали, что на их долю выпала особая миссия. Воображая себя реформаторами, желающими шокировать человечество, вывести его из летаргического сна, заставить осознать опасности дня нынешнего и неясность грядущего. Они мечтали изменить человека, улучшить его. В общем, их целью было спасти мир.

Экспрессионистами была сформирована своя философия - художник не берет образов из существующего  мира, он воплощает то, что  увидел в себе самом. Вполне очевидно, что одержимость экспрессионистов художественной формой неотделима от их стремления выразить определенный смысл. Главной объединяющей темой становится для них новый человек; по мнению Зергеля, «ее уже затрагивали «предтечи и зачинатели» движения. Пять краеугольных камней сооружаемого экспрессионистами здания – Христос, Дарвин, Ницше, Маркс и Фрейд»1.

Религия, мистика, метафизика, — вот те три кита, на которых  воздвигла свою вселенную экспрессионистская культура. По своим эстетическим принципам, творческим задачам и установкам экспрессионизм – это как бы последний громкий крик Культуры, перед глобальным наступление урбанизма, техногенной цивилизации, рационалистической и прагматической регламентации всей жизни человека, короче говоря – пост-культуры; последняя попытка Культуры удержать свои позиции в созвучных времени художественных формах.

Экспрессионизм представляет собой стремление человека, исходя из своей внутренней силы, изменить природу. Экспрессионист исходит из фактов духовного видения, — видения, обладающего творческой силой, силой, строящей мир согласно другим законам, чем законы, чувственного видения. Подобно тому, как первобытный человек уходил в самого себя, спасаясь от природы, так современный человек хочет уйти от цивилизации, стремящейся поглотить его душу.

Экспрессионистическому  стилю приписывают интуитивное начало. Этот стиль соотносится с проявлением импульсивных реакций, коренящихся в жизненном опыте художника. Художник экспрессионист, которого занимает не столько работа над материалом и формой, сколько выражение глубинных переживаний, создает, таким образом, искусство тревожное, апокалипсическое, искусство фантазий, которые ищут спонтанное выражение.

Для всех представителей экспрессионизма характерно как  можно выразительнее зафиксировать  свои переживания, свой чувственный, эмоциональный, визуальный, а иногда и духовный (как у Марка, Нольде, Кандинского, Шагала, Руо) опыт исключительно с помощью художественных средств (цвета, линии, деформации облика видимых предметов), часто доведенных до предела их выразительных возможностей.

Повышенное напряжение цветовых контрастов, выявление структурного костяка предмета, активное использование контура, в графике – черного пятна, обострение контрастов черное – белое, черное – цветное, усиление энергетики формы путем деформации и использования открытых кричащих цветов, гротескная передача лиц, поз, жестов изображенных фигур. Изломанные линии, распад форм, дисгармоничность, диссонанс, буйство красок, нарочитое обращение к примитиву – все эти средства расчетливо используются для того, чтобы вызвать у публики эмоциональный шок. Наличие экспрессии не сводилось лишь к специфической стилизации, изменению форм, схематичности выражения, а наоборот, приобретает содержательный смысл. Экспрессия из больше или меньше выраженного имманентного свойства индивидуалистического творчества стала экспрессионизмом тогда, когда в культуре 1910 – 1920-х годов по самым разным обстоятельствам (самое важное из них – Первая мировая война) крайне усилились позиции пограничного, невыразимого. В этой ситуации они были связаны не столько с динамизацией стиля, вторящего ритму моторов и аэропланов, с апологией примитива (увлечение первобытными ритуалами, наскальной живописью, кельтским эпосом), бессознательного или свободного пола, сколько с признанием всепроникающей фальши мира отцов.

Экспрессионизм представляет собой нечто стремительное, ударяющее, патетическое. Все противоположности выражены в нем острее: его радость более ликующа, его тоска исступленнее, его чувственность грубее, духовность мистичнее, простота элементарнее, его сложность запутаннее, устремленность неистова, а спокойствие железно. Экспрессионизм разрывает форму и потом кубически сжимает ее. Экспрессионист дает свет, пронзающий краски и сияющий сквозь них, или свет, рассекающий тьму. Экспрессионист имеет переживания, на которые мир вообще не дает ответа.

Информация о работе Работа над тематической композицией «Завтра»